Классное руководство


Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная

с углубленным изучением отдельных предметов школа №5»

городского округа г.Фролово

           СОГЛАСОВАНО

           Зам. директора по ВР

           МКОУ СОШ № 5

           Калинкина Т. А.   

            __________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ № 5

Калмыкова Л.С.    

____________

СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

с учащимися  8 "В" класса

«Новое поколение России»

( 1 ступень)

2015-2016 учебный год

Кл.руководитель:   Климентьева Ю.А.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном   государственном образовательном стандарте  общего образования   процесс образования  должен пониматься  не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В настоящее время современное общество России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

  Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.

Исходя из данных положений можно сформулировать идею воспитательной системы класса, в основе которой лежит системный подход к формированию гражданской позиции школьника и созданию условий для его самопознания и самовоспитания, освоения учащимися общественно-исторического опыта при условии использования педагогического потенциала социального окружения.

Выбор целевых ориентиров и способов их реализации также обусловлен тем фактом, что формирование  классного коллектива и организация его жизнедеятельности только начинается в этом учебном  году. Таким образом, воспитательный процесс в 8 классе "МВД"  должен быть направлен на сплочение коллектива, воспитание таких качеств как честь и доброта, уважение к человеку, готовность оказать помощь, способность преодолевать трудности.

Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей учащихся данной возрастной группы, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа результатов воспитательной деятельности в 7-х классах, традиций школы.

Главной целью организации и реализации учебно-воспитательного процесса в социально-педагогическом пространстве полицейского класса является формирование образованной и воспитанной личности на принципах гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование  профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности долгу, высокой ответственности, дисциплинированности.

Для достижения этой цели в ходе воспитательного процесса поставлены следующие задачи:

- создать благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности учащихся полицейского класса, для развития  способностей и творческого потенциала личности;

-    организовать работу по созданию классного коллектива как единого целого для  реализации всестороннего воспитания личности, создать эффективную систему ученического самоуправления;

-   создать условия для жесткой регламентации всей системы взаимоотношений  и жизнедеятельности в учебное время, подчиненной понятиям дисциплины и организованную в строгом соблюдении не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутреннего порядка, определяемых школой и спецификой профиля полицейского класса, с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников;

- прививать чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословное подчинение законам и требованиям общественной морали при активном развитии и возвышении чувства собственного достоинства, а также формировать высокую общую культуру, нравственные и деловые качества, способствующие выбору жизненного пути в области государственной службы;

 - организовать работу по созданию  эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности

конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

- формировать основы профессиональной ориентации, устойчивого интереса к профессиональной деятельности;

-   прививать ценности здоровья (физического, нравственного, интеллектуального) и здорового образа жизни,  любовь к спорту; совершенствовать систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

-   организовать систематическую работу по реализации волонтерской деятельности как средства формирования активной жизненной позиции учащихся, стимулировать участие в общественно-полезной добровольческой деятельности, формирование сплоченный деятельный коллектив волонтеров.

 - оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Принципы реализации программы.

Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.

Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.

Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями воспитанника, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.

Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.

Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетентностями. Концентрация внимания на развитие социальной и культурной компетентности личности обучающихся.

Принцип системности –организация воспитательного процесса, обеспечивающая единство подходов в решении всех образовательных задач.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии, поездки, походы в театр, военно-патриотические акции, игры;
  • классные часы, беседы;
  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
  • вечера и дни семейного отдыха, совместные с родителями праздники;
  • создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;
  • индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
  • тематические родительские собрания и др.

Сроки и этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на два учебных года (8 и 9 классы). Она включает в себя два направления, тесно связанных между собой: «Я становлюсь человеком» (Формирование коллектива через совместную деятельность) и «Я выбираю свой путь в жизни» (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с социумом).

8 класс -  «Я становлюсь Человеком»

9 класс -  «Я выбираю свой путь в жизни».

Планируемые результаты:

Личностная культура: 

- готовность и способность к пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению;

-  готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки;

-   способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора;

 осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм.

Семейная культура:

-  осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

-   бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура:

-  осознание  себя гражданином России на основе принятия общих  национальных духовных и нравственных ценностей;

 -   вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество;

-    развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

В процессе работы над программой была разработана модель выпускника класса "МВД":

Содержание воспитательной работы.

Содержанием Программы является воспитательная деятельность, реализуемая по следующим направлениям:

1. Общеинтеллектуальное.

Цель: способствование интеллектуальному развитию учащихся, совершенствованию имеющихся задатков.

Задачи:

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- интеллектуальное просвещение.

2. Социальное.

Цель: формирование гражданской ответственности и правовой культуры учащихся, патриотическое воспитание.

Задачи:

-  освоение социальных и правовых норм для адаптации личности в обществе;

-  формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области гражданско-правовых отношений.

- формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути в области государственной службы;

- формирование основы профессиональной ориентации, устойчивого интереса к профессиональной деятельности;

-  вовлечение всех воспитанников в волонтерскую деятельность, формирование активной жизненной позиции, стимулирование активного участия в жизни окружающего социума в рамках класса, школы, города.

3. Общекультурное.

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся.

Задачи: 

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать самостоятельность учащихся;

- формировать активность учащихся;

- сплочение коллектива.

4. Спортивно-оздоровительное.

Цель: формирование у воспитанников культуры сохранения и укрепления собственного здоровья.

Задачи:

- создать условия для физического развития ребенка;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

- формирование у учащихся знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению

здоровья.

5. Духовно-нравственное.

Цель: создание благоприятной социально – психологической обстановки для каждого воспитанника отдельно и коллектива в целом.

Задачи:

-   создать благоприятные условия для развития личности и коллектива в целом;

- прививать чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословное подчинение законам и требованиям общественной морали;

- создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном  пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания.

     


ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ "НОВОВЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ"

Сентябрь

                                                                     Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Праздник «День знаний»

Урок мира.

Привлечение учащихся в школьные кружки, спец.курсы и УДО.

Беседа «Кружки и секции нашей школы»

Посещение уроков, контроль посещения элективных курсов.

Индивидуальные беседы с учащимися об ответственном отношении к обучению в МВД классе

Социальное

Изучение устава по форме, правил внутреннего распорядка школы и класса "МВД". Принятие устава класса.

Проведение инструктажей с учащимися «Действия при угрозе терракта».

Акция: «Украсим любимую школу»

Выборы актива класса.

Волонтерское движение: выступление агитбригады по ПДД.

Общекультурное

Организовать привлечение обучающихся к дополнительному образованию и внеурочной деятельности в школе (СЮТ, ЦДТ, ГДК, муз. школа, школа искусств).  Беседа «Кружки и секции нашей школы».

Классный час "Возьмемся за руки, друзья".

Беседа "Приемы эффективного общения".

Классный час "Богатое многообразие мировых культур".

Спортивно-оздоровительное

Организовать проведение утренней зарядки в классе. Инструктаж по ТБ.

Инструктаж «Действия при угрозе пожара».

Классный час «Викторина по ПДД» по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

"Разговор о правильном питании"

Акция "Укрась столовую".

Осенний День здоровья.

("Олимпийские игры на свежем воздухе" (совместно с родителями)

Духовно-нравственное

Единый классный час «Трагедия Беслана в наших сердцах».

Работа с родителями

Составление социального паспорта класса.

Изучение семейных традиций.

Родительское собрание «Организация учебно-воспитательного процесса в 8 "В" (МВД) классе».

Индивидуальные встречи с родителями по поводу успеваемости.

Октябрь

                                                        Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Провести анализ учебной деятельности класса за сентябрь.

Посещение уроков. Организовать контроль по посещению элективных курсов и кружков.

Игра "Эрудит"

Подведение итогов 1 четверти.

Социальное

Утверждение классного рейтинга социальной активности.

Классный час "Нам надо лучше знать друг друга".

«Телефонный терроризм и его опасность»

Акция «Чистый город, чистая школа» Генеральная уборка кабинета № 2. Презентация добрых дел.

Общекультурное

Принять участие в праздничном концерте ко Дню учителя "Спасибо Вам, учителя!"

Оформление классного уголка.

Экскурсия в музей МВД (г.Волгоград).

Контроль за состоянием учебников и учебных принадлежностей.

Спортивно-оздоровительное

Классный час «Поведение и действия учащихся в случае возникновения пожара».

Беседа «Правила нашей безопасности»

Беседа "Тайм-менеджмент" или как успеть все!

Инструктаж по ТБ во время осенних каникул.

Духовно-нравственное

Волонтерское движение:

Акция " День пожилого человека"

Классный час "Спешите творить добро!".

Беседа "Подари улыбку"

Беседа «Как прекрасен этот мир» по вопросам предупреждения детского суицида.

Работа с родителями

Посещение учащихся на дому.

Встречи с родителями по поводу предварительных итогов 1 четверти.

Обследование жилищных условий учащихся.

Родительское собрание "Советы родителями восьмиклассников".

Ноябрь

                                                               Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Вести табель учета успеваемости учащихся.

Посещение уроков. Организовать контроль по посещению спецкурсов.

Беседа "Учеба-залог успеха"

Введение учета посещения школы учащимися.

Социальное

Волонтерское движение:

Акция «Нет табачному дыму!»

Проведение инструктажа  с учащимися по противодействию экстремизма и

 этносепаратизма.

Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (встреча с сотрудниками МВД)

Общекультурное

Оформление стенда "За все тебя благодарю!", посвященного Дню матери

Оформление стенда "За все тебя благодарю!", посвященного Дню матери

Селфи с мамой

Конкурс рисунков, коллажей «Небо общее для всех».

Конкурс фоторабот «Мы разные, но мы вместе!»

Спортивно-оздоровительное

Вести табель учета питания ребят в школьной столовой.

Беседа «Ради будущего живи здоровым настоящим»

Классный час "Здоровый образ жизни – одно из главных условий успеха".

Тренинг «Наши чувства и действия»

Духовно-нравственное

Классный час, посвященный Дню народного единства "Гражданин и гражданство"

 Беседа "Любовь матери"

Акция «Помоги мне!»

Акция «Помоги мне!»

Работа с родителями

Посещение семей

Посещение семей

Родительское собрание  

«Подросток и родители».

Декабрь

                                                             Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

По страницам классного журнала. Посещение уроков.

Интеллектуальный марафон

Обсудить предварительные итоги 2 четверти.

Объявление итогов 2 четверти.

Социальное

Работа психолога в профильных классах МВД по программе формирования лидерских качеств.

Встречи с сотрудниками КДН, ОПДН, отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

 Классный час "Я - гражданин России"

Операция «Уют» (украшение класса к празднику). Генеральная уборка класса

Общекультурное

Волонтерское движение:

Акция "Новый год - для всех детей!"

Конкурс новогодних газет: «Новый год настаёт»

Подготовка к празднику "Новый год".

«Новогодняя ярмарка»

Праздник  «Новогодний калейдоскоп».

Спортивно-оздоровительное

Беседа по профилактике ОРВИ и гриппу.

Беседа по профилактике ДТП в зимний период.

Беседа

«Правила безопасности при использовании легковоспламеняющихся новогодних игрушек».

Беседа о безопасном поведении учащихся в дни зимних каникул.

Духовно-нравственное

Викторина "СемьЯ".

Беседы с учащимися по этике человеческих отношений.

Беседа "Ростки нашей дружбы"

Работа с родителями

Заседание Родительского комитета.

Индивидуальные встречи родителей с учителями предметниками.

Родительское собрание по итогам 2 четверти.

Январь

                                                              Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Индивидуальные беседы с учащимися о повышении качества знаний учащихся.

Контроль за посещением спец.курсов.

Индивидуальные встречи родителей с учителями предметниками.

Социальное

Общешкольная игра «Лидер».

Викторина "Правила этикета"

Общекультурное

Конкурс сочинений "Моя будущая профессия"

Конкурс сочинений "Моя будущая профессия"

Спортивно-оздоровительное

Зимний день здоровья.

Катание на коньках.

 

Беседа "Если хочешь быть здоров..."

Духовно-нравственное

Тренинг "Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение"

Волонтерское движение:

Акция "Братья наши меньшие"

Классный час из цикла "Слава России"

Работа с родителями

Посещение семей на дому.

Встречи с родителями по увеличению качества успеваемости учащихся.

Посещение ребят на дому, склонных к пропускам занятий.

Февраль

                                                             Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Проведение бесед об ответственном отношении к учебной деятельности.

«Интеллектуальный аукцион».

Посещение уроков.

Индивидуальные беседы с учащимися о повышении качества знаний учащихся.

Социальное

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

Волонтерское движение:

Акция "Помощь ветерану"

Беседа "Ловушка социальных сетей"

Общекультурное

Проведение тематических классных часов, бесед, КТД, направленных на изучение народных традиций, обрядов, праздников

Подготовка к празднику "День защитника Отечества"

Внеклассное мероприятие «Добры молодцы».

Внеклассное мероприятие

Спортивно-оздоровительное

Беседа "Стресс - угроза здоровью".

Общешкольная игра «Зарница»

Духовно-нравственное

Классный час из цикла "Слава России"

Волонтерское движение:

Акция "Помощь ветерану"

Организовать поздравления участнику ВОВ с Днем защитника отечества.

Конкурс творческих  работ

«Моя  семья в огне войны»

Работа с родителями

Беседы с родителями о внешнем виде ребят, их режиме дня, досуге.

Родительское собрание «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы"

Обследование условий для самоподготовки учащихся на дому.

Март

                                                                  Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Индивидуальные беседы с нарушителями дисциплины на уроках.

Посещение уроков.

Беседы с учащимися о повышении познавательных интересов.

Классный час "На страже порядка"

Социальное

Волонтерское движение:

Акция "Летний цветник"

Волонтерское движение:

Акция "Летний цветник"

Беседа "Если не мы, то кто?" (экологическая ответственность)

Общекультурное

Поздравление  учителям с международным женским днем.

Внеклассное мероприятие, посвященное 8 марта.

Викторина «Семья - эрудит»

Спортивно-оздоровительное

Участие в спортивных соревнованиях школы и города.

Творческая игра "Послание к человечеству" (о необходимости ЗОЖ)

Беседа о необходимости закаливания.

Духовно-нравственное

Классный час «Все в твоих руках"

 

КТД «Будьте добрыми и человечными»

Классный час из цикла "Слава России"

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями о предварительных результатах 3 четверти.

Родительское собрание

Обследование жилищных условий учащихся.

Апрель

                                                                                      Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Обсуждение итогов 3 четверти.

Смотр учебников.

Посещение уроков

Викторина «Кто хочет стать миллионером?»

Социальное

«За здоровый образ жизни» просмотр видеофильмов  (5-11 классы)

Конкурс агитплакатов «Мир без наркотиков».

Акция «Чистый город, чистая школа»

Субботник по благоустройству школьного двора  

Общекультурное

Конкурс экологических плакатов и рисунков «Мы в ответе за нашу планету»

Конкурс экологических плакатов и рисунков «Мы в ответе за нашу планету»

Экскурсия в г.Волгоград. Посещение краеведческого музея и НЭТ.

Спортивно-оздоровительное

Агитбригада "Здоровый образ жизни" (выступление в младших классах).

Правила дорожного движения велосипедиста

Соревнование – конкурс «Спорт вместо наркотиков»

Беседа «Правда и ложь об алкоголе».

Духовно-нравственное

Классный час "Любовь, добро и толерантность"

Классный час из цикла "Слава России"

Работа с родителями

Организовать фотовыставку "Мы за ЗОЖ!"

Беседы с родителями о свободном времени школьников

Индивидуальные встречи с родителями

Родительское собрание «Профилактика суицидальных явлений среди подростков».

Май

                                                               Мероприятия

Направление

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Общеинтеллектуальное

Посещение уроков. Индивидуальные беседы с учащимися по режиму самоподготовки

По страницам школьного журнала. Анализ успеваемости.

Обсудить предварительные итоги 4 четверти.

Подведение итогов 4 четверти, года.

Социальное

Акция «Цветы на граните»

Участие в городском праздновании «Дня Победы».

Выпуск классной тематической стенгазеты.

Волонтерское движение:

«Подвиг в камне и бронзе» – трудовая вахта памяти по благоустройству памятников военной истории.

Операция «Уют». Генеральная уборка кабинета.

Общекультурное

Фотоконкурс «Внуки героев Победы»

Участие в городском праздновании «Дня Победы»

Экскурсия по местам боевой славы (Фроловский р-н)

КТД «Гордимся МВД"

Спортивно-оздоровительное

Беседа о правилах поведения на водоемах.

Правила ТБ в лесу (укусы насекомых, змей, животных)

Беседы по ТБ на летних каникулах

Духовно-нравственное

Классный час «Урок мужества».

Акция «Цветы на граните».

Классный час из цикла "Слава России"

Работа с родителями

Посещение обучающихся на дому с целью проверки уровня подготовки к занятиям

Беседы с учителями предметниками по повышению качества знаний

Предварительные итоги 4 четверти, года, обсуждение результатов с учителями предметниками,

Родительское собрание по итогам учебного года.


Список используемой литературы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Климентьева Юлия Алексеевна,

учитель английского языка МКОУ СОШ №5

городского округа город Фролово

Мастер-класс "Реализация идей ФГОС ООО в работе с родителями"

Цель: к концу мастер-класса педагоги узнают о технологии АМОиМ и научатся использовать некоторые активные методы при организации родительского собрания

Задачи:

1. Познакомить педагогов с теоретическими основами технологии АМОиМ;

2. Показать возможности и технологию проведения активных методов на практике в ходе организации практикума родительского собрания по теме "Культурные ценности семьи и их значение для ребенка";

Материалы:

  1. Карточки с разрезанными пословицами о семейных ценностях
  2. Стикеры разного цвета
  3. Подборка АМО для фаз и этапов родительского собрания
  4. Чистый бланк родительского собрания
  5. Буклет с АМО родительского собрания (или фигурка ФГОС)
  6. Листы бумаги большого формата, маркеры
  7. На доске - круг ФГОС (для этапа рефлексии)
  8. Презентация
  9. Подборка примерных тем для родительских собраний (с 5-11 класс)

 

(Каждый при входе получает  карточку с частью пословицы)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представиться: Юлия Алексеевна Климентьева, учитель английского языка МКОУ СОШ №5 и классный руководитель 6 класса.

Я рада приветствовать вас сегодня на мастер-классе. Сегодня я хотела бы поделиться с вами идеями того, как можно реализовать идеи ФГОС второго поколения при организации работы с родителями.

Давайте для начала посмотрим, какие требования выдвигает ФГОС в плане работы с семьей учащихся.

(Слайд 2 - 3)

Как видим, семья сегодня является полноправным участником образовательного процесса, и без эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно в полной мере воспитать настоящую личность. 

Как говорится, «воспитание слишком серьезное дело, чтобы доверять его только педагогам».

Думаю, что многие из вас, будучи классными руководителями, организуют педагогический лекторий для родителей. Как правило, на традиционных родительских собраниях главное место отводится сообщениям, докладам, лекциям классного руководителя о том, как родители должны воспитывать собственных детей.

Родители на подобных собраниях выступают в роли пассивных слушателей, внимательно выслушивая лекцию из уважения к учителю, но результативность подобных методов оставляет желать лучшего.

Работая по новым ФГОС, я пришла к выводу, что все идеи стандартов, которые мы реализуем в обучении детей, необходимо внедрять в организацию работы с родителями на родительских собраниях.

И сегодня мы вместе попробуем организовать родительское собрание в соответствие с новым ФГОС.

Организовать подобное родительское собрание можно при помощи технологии АМОиМ (технологии активных методов обучения и модерации).

(Слайд 4 )

Согласно данной технологии все образовательные мероприятия делятся на 3 фазы: Начало ОМ, Работа над темой, Завершение ОМ. Каждая фаза делится на логически связанные этапы.

(Слайд 5  )

1 этап - " Инициация или начало собрания"

Каждое собрание, встречу с родителями следует начинать с некоторых процедур, погружающих родителей в особую атмосферу, позволяющую быстро и без усилий настроиться на специфичную работу.

Активные методы, предлагаемые в начале собрания, выполняют не только функцию "разогрева", но и становятся «мостиком» к обсуждению серьёзных вопросов. Однако не стоит подобные "разогревающие" приемы работы перегружать глубинными смыслами: на начальном этапе важно подготовить почву для последующей продуктивной работы.

В начале нашей встречи вы участвовали в АМО "Летающие поговорки"

А сейчас давайте приступим к активной творческой работе.

У вас на рабочих местах на розовых листах вы найдете примерные темы родительских собраний по классам, которые в общем-то не оригинальны, и думаю, что каждый из вас когда-нибудь проводил собрание на одну из предложенных тем.

Вам необходимо выбрать тему собрания (или вы можете взять свою тему).

Кроме того, на столах вы можете найти подборку активных методов по этапам и фазам технологии АМОиМ.

Итак, группа должна выбрать тему собрания и подобрать активный метод для этапа инициации (или приветствия). Вы работаете в течение 5 минут, результаты вашей работы фиксируете на ватмане.

После этого, будьте готовы сообщить результаты своей работы.

(Группам предлагается выбрать тему родительского собрания из предложенных и подобрать АМО к первому этапу)

(Слайд  6)

2 этап - "Целеполагание и погружение в тему"

Цель данного этапа - введение темы и постановка целей собрания. Но отличие от традиционного родительского собрания, когда классный руководитель сообщает и тему и цель встречи, на собрании, построенного в соответствие с ФГОС и технологией АМОиМ  родители сами определяют тему и формулируют цель и задачи собрания.

Продолжаем работу в заданном направлении: Подберите АМО для второго этапа вашего собрания - этапа Погружение в тему и целеплагания. (3 мин)

(Группам предлагается выбрать тему родительского собрания из предложенных и подобрать АМО к этапу)

(Слайд 7 )

3 этап - "Формирование ожиданий. Планирование образовательных эффектов"

Данный этап обязателен в технологии АМОиМ, так как:

1) концентрирует внимание участников собрания

2) обеспечивает осознание общей цели каждым участником посредством "пропуска через себя, своего личного жизненного опыта"

3) обеспечивает мотивацию, т.к. творчески выясненные ожидания и опасения помогут участникам более мотивированно и осознанно подходить ко всей работе в ходе обучения.

4) помогает обеспечить ответственность за конечный результат

(Участникам предлагается написать свои ожидания и опасения на стикерах разного цвета)

Фаза 2 "Работа над темой"

(Слайд 8 )

1 этап  - "Интерактивная лекция"

Интерактивная лекция (или инпут) представляет  собой непродолжительное сообщение аудитории новой информации, которая становится ориентиром и основой для их дальнейшей совместной работы над темой.

Для грамотной подготовки инпута  необходимо учитывать следующие важные моменты и принципы.

  • Длительность интерактивной лекции не должна превышать 10 – 15 минут.
  • Интерактивную лекцию необходимо разделять на несколько логических разделов.
  • В конце каждого раздела необходимо подводить итог
  • Монолог обязательно необходимо «разбавлять» демонстрационным материалом,  оживлять, используя жизненные примеры, притчи, анекдоты (но только по теме!!!), истории, ассоциации, сравнения.
  • Необходимо стараться говорить простым, доступным языком
  • Активно используйте обратную связь с родителями
  • Важно запланировать время для ответов на вопросы родителей.
  • Вы должны представить информацию инпута таким образом, чтобы после его окончания появилось желание самим что-то сделать в заданном направлении.

(Группам предлагается подобрать АМО к данному этапу)

(Слайд  9)

2 этап - "Проработка содержания темы"

Цель данного этапа  заключается в решении проблемных ситуаций, разработке рекомендаций, стратегии поведения и т.п., то есть совместном решении практических вопросов по теме собрания в ходе групповой работы родителей.

(Группам предлагается подобрать АМО к данному этапу)

3 фаза "Завершение образовательного мероприятия"

(Слайд 10  )

Этап релаксации.

В конце родительского собрания целесообразно провести релаксацию или сделать динамическую паузу. Это дает возможность отвлечься, сбросить напряжение после проделанной работы, переключиться с одного вида деятельности на другой.

Давайте отдохнем немного!

Мы приготовили для вас небольшой сюрприз, который спрятали рядом с вами. Я предлагаю вам найти сюрприз за 1 минуту.

Метод «Найди меня»

Цель: создание условий для релаксации, снятия физического напряжения, усталости

Необходимые материалы:  Изготовить фигурку, изображающую ФГОС (или буклет с АМО), заранее спрятать её  в кабинете (приклеить под стулом или партой).

Технология проведения:  Участникам предлагается на время (1 мин) найти  спрятанную фигурку ФГОС. Выигрывает тот, кто первый найдет предмет.

(Слайд 11 )

Этап подведения итогов. Рефлексия.

Каждое образовательное мероприятие должно завершаться рефлексией результатов и подведением итогов.

Желательно, чтобы методы рефлексии были связаны с этапом выяснения ожиданий и опасений. Так, если вы, например, использовали метод "Дерево" на этапе выяснения ожиданий и опасений, то в конце собрания вам обязательно нужно вернуть к записям родителей и подвести итог: какие ожидания родителей сбылись, какие их личные цели и задачи удалось реализовать, или наоборот, сбылись их опасения. И здесь классному руководителю нужно не забывать, что он, как ведущий, тоже должен принимать участие в оценке итогов собрания. 

(Группам предлагается подобрать АМО к данному этапу)

Итоги и выводы:

Давайте подведем итоги и нашей работы.

Мы сегодня:

  • узнали о  технологии АМОиМ,
  • опробовали, как работают отдельные методы на практике,
  • познакомились с активными методами проведения родительского собрания
  • составили краткий конспект родительского собрания

Давайте посмотрим на результаты вашей групповой работы: какие родительские собрания у вас получились? Я прошу представителей групп представить конспекты ваших родительских собраний.

Презентации групповой работы

 

Рефлексия.

Давайте теперь подумаем о работе нашего мастер-класса и подведем итоги.

Приклейте, пожалуйста, соответствующий стикер на доску.

Если сбылось ожидание, цели достигнуты и вы теме "ФГОС и родители" - приклейте ваше сбывшееся ожидание в центр круга, а опасение оставьте за кругом.

Если сбылось опасение, вы не получили желаемый результат от мастер-класса - приклейте ваше сбывшееся опасение в центр, а несбывшийся результат - вне круга.

Модератор подводит итоги по получившимся результатам.

Раздает буклеты-памятки.

Спасибо за внимание и за вашу активную работу!