Сотрудничество с учреждениями города
Сотрудничество с учреждениями города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект программы совместной деятельности воспитателя Кобыльняк А.В. и учреждений города | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы совместной деятельности воспитателя Кобыльняк А.В. МАДОУ
г. Нижневартовска Детский сад №69 «Светофорчик» и учреждений города и округа «Сотрудничество»
Пояснительная записка
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой.
Наше дошкольное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одно из обязательных условий развития ДОО – активное взаимодействие различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования. В коллективе отработана система взаимодействия с ближайшим социальным окружением. Эффективным механизмом такого взаимодействия стала система социального партнёрства. Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Разрабатывая план мероприятий по взаимодействию мы ориентируемся на задачи образовательной программы нашего детского сада: полноценное развитие ребенка, создание равных условий воспитания и благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование основ базовой культуры личности, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; развитие способностей и компетенций в различных областях.
Социальное партнёрство позволяет не только формировать внешнюю среду для деятельности ДОО, создавать определённый имидж учреждения, но и наращивать, развивать внутренний потенциал педагогов, детей и родителей.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
- учета запросов общественности;
- установление интересов каждого из партнера;
- осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
- выработка четких правил в процессе сотрудничества;
- значимость социального партнерства для каждого из сторон;
- установления коммуникаций между детским садом и социумом.
Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают:
- открытость ДОО;
- установление доверительных и деловых контактов;
- использование образовательного и творческого потенциала социума;
- использование активных форм и методов общения.
Работая в таких условиях, мы создаем возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей и их дифференциация позволили спланировать и организовать совместную работу ДОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере. Мы считаем, что взаимодействие с различными социальными партнёрами способствует созданию условий для всестороннего, полноценного развития ребенка, взаимопроникновения в мир других людей, природы, культуры, повышению педагогического мастерства воспитателей и специалистов, сохранению и укреплению здоровья дошкольников, улучшению материально-технической базы ДОО.
Технологии анализа возможностей социального партнерства в городе:
Технологии анализа возможностей социального партнерства на конкретной территории предполагают изучение различных аспектов, нами была проанализированы мероприятия для анализа возможностей развития социального партнерства в г. Нижневартовске, представленная в Таблице 1.
Общие технологии социального партнерства | Применяются / не применяются | Пример мероприятия, проводимого на территории г. Нижневартовска |
Формирование информационного пространства в городе и организация мероприятий по насущным проблемам эффективного взаимодействия учреждений дополнительного образования и детского сада для духовно-нравственного воспитания воспитанников | Применяется | Соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья». Экскурсия в музей. Интерактивная экскурсия в музей, интерактивные уроки. |
Обследование, диагностика и анализ эффективности взаимодействия общественных структур и детского сада конкретной территории | Применяется | Встречи с интересными людьми Общественная организация «Совет ветеранов». «Совет ветеранов афганской войны». |
Организация и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на социальное развитие территории | Применяется | Проекты: «Малая Родина» «Моя малая родина - моя Югра» Конкурс творческих работ «Моя Югра» |
В Нижневартовске, входящем в состав Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на сегодняшний день есть возможности содействия различных субъектов социального партнерств, что позволяет выстроить целостную модель партнерских взаимодействий в системе воспитанник – родитель – учитель – школа – вуз – социум – государство. Необходимо активно развивать социальном партнерстве в сфере образования по всему Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, что позволит устранить множество проблем, возникающих в сфере образования города.
II. Правовые основы социального партнерства:
Нормативно-правовое обеспечение целевой программы
- Конституция РФ, ст.43;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
- Закон РФ «Об образовании»;
- Семейный кодекс РФ;
- Приказ МО РФ от 05.05. 2000 г. № 1304 «О федеральных компонентах Государственных стандартов дошкольного образования».
- Методическое письмо Министерства образования России от 25.03.94№35-М. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Письмо Министерства образования России от 09.08.2000 № 237/23-16. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы.
- Письмо Минобразования РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 №65\23-16. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
III. Цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных задач:
Цель программы: использовать возможность социума города для создания единой воспитательной системы.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины.
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
- Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, микрорайона, малой родины.
- Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
IV. Содержание деятельности педагога во взаимодействии с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:
Учреждения | Задачи, решаемые в совместной деятельности | Формы работы |
МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского творчества» | Экологическое воспитание. Воспитание семейных ценностей. | Участие в городских конкурсах экологического направления. |
МАУДО г. Нижневартовска «Центр детского и юношеского технического творчества «Патриот»» | Патриотическое воспитание. Воспитание семейных ценностей. Профилактическая работа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей. | Участие в городских конкурсах патриотического направления. Участие в городских соревнованиях. |
МБОУ «СШ№1» | Создание преемственности в организации образовательной системы ДОУ с учреждениями образования. Выработка общих подходов к оценке готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста. | Родительские собрания. Консультации. Беседы. Открытые занятия. Семинары. Экскурсии в школу. Посещение уроков первоклассников. Посещение учителем воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. |
Городской краеведческий музей | Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель». | Экскурсии. Тематические занятия. Совместные выставки. Участие в конкурсах и выставках. Тематические встречи, вечера. |
БУ «Библиотечно-информационная сеть» | Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей. | Использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми, воспитателями, родителями. Организация выставок детской художественной и методической литературы. Проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки. Организация сюжетно-ролевой игры. |
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность ДОО. Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:
- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;
- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;
- в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;
- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждение с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
V. Механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:
Блок I Взаимодействие с медицинскими и спортивными учреждениями. Цель блока: создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими и спортивными учреждениями города.
Задачи:
- Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
- Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления
- Оздоровительное;
- Валеологическое, санитарно-просветительское;
- Физическое;
- Психоэмоциональное благополучие.
Реализация основных направлений сотрудничества.
Направления | Мероприятия | Дата | Ответственные |
Оздоровительное: Пропаганда здорового образа жизни; Проведение профилактических мероприятий; Пропаганда передового опыта по оздоровлению детей. | Выпуск газет, поведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей. Выполнение плана оздоровительных мероприятий. Поведение родительских собраний, презентаций, выпуск сан. листков семейного и общественного опыта эффективных подходов в оздоровлении детей. | сентябрь – май в течение года в течение года | Заведующая, зам. зав. по ВМР, воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники. Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники. |
Валеологическое, санитарно - просветительское: - Формирование валеологической культуры участников образовательного процесса | Поведение групповых и общих родительских собраний, лекций, консультаций, открытых занятий, круглых столов | В течение года | Заведующая, медперсонал д/с и поликлиники |
Физическое; - Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; - Повышение резистентности организма при использовании закаливающих процедур и природных факторов. | Проведение совместных физкультурных занятий, праздников, досугов, олимпиад. Изготовление физкультурного оборудования. Составление плана закаливающих мероприятий. Выступления на родительских собраниях | В течение года сентябрь – ноябрь сентябрь октябрь январь апрель | Физ. руководитель, воспитатели, родители. Физ. руководитель, воспитатели, родители. Зам. зав. по ВМР, медперсонал д/с и поликлиники. Зам. зав. по ВМР, воспитатели, медперсонал д/с и поликлиники |
Психоэмоциональное благополучие: - создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста; - формирование навыков положительного общения со сверстниками, взрослыми; - осуществление психологической адаптации и интеграции в социокультурное пространство микрорайона. | Патронаж детей раннего возраста перед поступлением в д/с, родительские собрания, анкетирование, консультации. Проведение лекций, семинаров, тренингов, проведение Дней здоровья Экскурсии, игровые занятия, спектакли.
| апрель - май, июнь - август в течение года в течение года | Зам. зав. по ВМР, воспитатели 1 мл. гр. медперсонал д/с и поликлиники. Психолог д/с и поликлиники, Зам. зав. по ВМР, воспитатели, персонал поликлиники. |
Предполагаемые результаты:
- снижение уровня заболеваемости;
- овладение участниками образовательного процесса навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
- достижение непрерывного процесса оздоровления ребенка в семье и ДОУ.
Взаимодействие с учреждениями спорта:
Задачи:
1.Объединить усилия педагогов дошкольного образования,
родителей и педагогов дополнительного образования для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы в системе «ребенок-педагог-родитель».
2.Создать условия для гармоничного физического развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
3. Формировать позитивное отношение участников образовательного процесса к занятиям физкультурой и спортом, развивать представления об особенностях теннисного спорта и других видах спорта.
4.Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
- Физкультурно – оздоровительные;
- Личностно – ориентированные;
- Мотивационное;
- Физкультурно – просветительское.
Предполагаемые результаты:
- положительная мотивация к здоровому образу жизни и культуре здоровья всех участников образовательного процесса: активный совместный отдых, посещение кружков, секций оздоровительного направления, присутствие на спортивных соревнованиях;
- рост профессионального уровня воспитателя, педагогической компетенции родителей, использование полученных знаний в физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
- повышения уровня физической подготовленности детей к обучению в школе.
Блок II. Взаимодействие с учреждениями культуры.
Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры
Задачи блока:
- Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
- Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
- Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Основные направления:
- эстетическое;
- духовно-нравственное;
- художественно-творческое;
- культурно-просветительское.
Взаимодействие с родителями
Основной целью данного взаимодействия и сотрудничества является создание единого пространства СЕМЬЯ – ДЕТСКИЙ САД, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, полезно, комфортно.
Сотрудничество- это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется в условиях открытости обеих сторон,
Реализовать открытость ДОУ - это означает сделать учебный процесс более свободным, гибким, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Для этого нужно создать следующие условия:
личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:
- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении,
- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами,
- согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей,
- организация социально-педагогической помощи семье,
- совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.
Перспективы взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации для реализации задач социально-образовательной практики дошкольников:
Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес. Социальный диалог необходим системе образования для повышения качества и эффективности образования. Именно социальный диалог способен содействовать организации новой внешней среды ДОУ.
Под организацией социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования она понимает процесс специально организованной совместной деятельности ДОУ с представителями различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере дошкольного образования, с целью повышения его качества.
Образовательные эффекты для дошкольников и образовательной организации в целом от взаимодействия с социальными партнерами:
- Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
- Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
- Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Список источников
1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. - 2006. -№ 5. – С. 8 -11.
2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.
3.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.
4.Ленченко Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада // Управление ДОУ. -2008. - № 4. – С. 87 – 90.