Конспект занятия по звукопроизношению на тему «Звук Ш» с элементами театрализации.
Конспект занятия, цель которого познакомить детей со звуком «Ш». Формировать первичные представления о ценности знания через использование театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звукопроизношению на тему «Звук Ш» с элементами театрализации.
Резаева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»
г. Краснокаменск
Забайкальский край
Цель: Познакомить со звуком «Ш». Формировать первичные представления о ценности знания через использование театральной деятельности.
Задачи:
- Формировать представления о звуке «Ш»: уточнить артикуляцию и характеристику звука [ш];
формировать навыки выделения и произношения звука [ш]изолированно, в слогах, словах, предложениях; продолжать формировать умение определять позицию звука в слове; упражнять в составлении предложений из отдельных слов.
- Воспитывать познавательный интерес, познавательную мотивацию, интерес к учебной деятельности и желание учиться.
- Учить понимать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (декорации магнитного театра, герои, эмоции героев).
- Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и друг друга, решать поставленную задачу.
Материал: магнитный театр, магнитная доска, картинки с предметами со звуком Ш, тарелочки на каждого ребёнка, поезд на магнитах, артикуляционные карточки, зеркала, звуковичок Ш, схематичные карточки на характеристики звука Ш.
Ход занятия
Часть занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1. Вводная часть | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! - Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Хочу рассказать и показать вам одну историю. Хотите послушать? (показ на доске магнитного театра с эмоциями). На магнитной доске плоскостное изображение дома, моря, мальчика. «У самого синего моря жил веселый мальчик Миша. Как - то отправился Миша на прогулку и встретил незнакомую девочку. И так захотелось Мише с ней познакомиться, что он подошел и сказал: - Здравствуй девочка, меня зовут Мися, а тебя как? Очень удивилась девочка: -Я впервые слышу такое имя “Мися”. Оно, наверное, очень редкое. Рада с тобой познакомиться. Меня зовут Маша. - Маса? - спросил мальчик. Девочка еще больше удивилась: -Как ты меня назвал? Маса? Маса? - и громко рассмеялась, - Ой, да ты звук “ ш” заменяешь на звук “с”! Повтори за мной - шапка, уши, душ. Миша нахмурился и произнес: - “Сапка”, “усы”, “дус”. Маша продолжала смеяться, а Мише было очень обидно. Он отвернулся от девочки и, вытирая кулаком слезы, побежал к морю. -Что же я не так сказал? Суба, усы, дус? Что же мне делать? - Ребята, подскажите, что же делать Мише, чтобы говорить правильно? - Трудно или легко научиться правильно говорить звуки? - Значит как надо учиться? - Да, ребята, очень важно много знать и учиться, стремиться получать знания. - Миша нас услышал и решил, что он будет учиться говорить звук «ш». - Давайте ему поможем узнать и правильно произносить звук [ш]? | (Дети здороваются). Да, хотим! Научиться говорить звук «Ш». Трудно. Нужно стараться, быть внимательным. Мы согласны. |
2. Основная часть | 1) Арт.гимнастика. - Ой! Ребята, посмотрите, море нам принесло письмо. Прочитаем его. В письме написано, что сначала нам надо научиться правильно ставить язычок, зубы и губы.. Возьмите зеркала и всё выполняйте точно. А Миша будет выполнять задания вместе с нами.
Язык на губку положи И лопатку покажи.
Губки вытяни вперед Как у слоника хоботок.
Надувайся шарик наш, Надувайся большой! Хлоп, и был он таков.
Язычок мы вверх загнем, Чай из чашечки попьем.
Широко рот открываю, Язык к нёбу прижимаю. Прыгает вниз язычок, И вы слышите щелчок. Молодцы, ребята, все старались вместе с Мишей. 2) Знакомство со звуком Ш. А) Ребята, на морской пляж прилетела стая гусей. (прикрепляю на доску гусей). Они вытягивают свои длинные шеи и шипят “Ш-Ш-Ш. ” Мальчик решил пошипеть, как гуси. Давайте вместе с ним, ребята! Делаем круглый ротик, поднимите язычок “чашечкой”, делаем вдох носом и на выдохе произнесем: “Ш-Ш-Ш. ” Ах, как хорошо получилось у Миши и у вас! Давайте ещё раз пошипим! Гуси замахали крыльями, поддерживая Мишу и вас, ребята. Миша узнал, как нужно ставить язычок, губы, зубы, чтобы правильно произносить звук Ш. Б) Анализ артикуляции звука Ш. Итак, ребята, произнесите звук Ш еще раз и посмотрите в зеркало. Расскажите, какой звук Ш? Звук Ш согласный или гласный? Звонкий или глухой? Ребята! Запомните, звук Ш всегда только твёрдый. Какой Звуковичок будет обозначать звук Ш? Мы помогли Мише узнать, что звук Ш согласный глухой, твёрдый. В) А теперь давайте вместе с Мишей попробуем изобразить как шумит море тихо и громко? ш………………………….. Ш…………………………….. Ш…………………….ш ш………………………Ш А теперь пропоём вместе с гласными звуковичками слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ. - Как замечательно у нас с вами получился шум моря! Г) Игра «Ловишки». А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ловишки», где среди звуков нам нужно с вами услышать и поймать звук Ш. Приготовили ладошки! М П Ш Р З Ш Б С Ш А теперь ловим звук «ш» среди слогов. Приготовили ладошки! НУ СУ ША ВА КА ШИ Г) Игра «Раздели на слоги». -Ребята, скажите, что можно составить из слогов? Давайте Мише покажем, как делить слова на слоги. Какое правило мы знаем про гласные звуки и слоги? Как ещё можно определить, сколько слогов в слове? Давайте моё слово сейчас разберём. Кукушка. Определите, сколько слогов? Выставляю карточку 3 слога. Давайте проверим по гласным звукам: УУА, получилось, что у нас три гласных звука, и три слога в слове кукушка, значит, я рядом со своей картинкой поставлю табличку из трех слогов. Сейчас каждый из вас возьмёт картинку в ваших тарелочках и определит, сколько слогов в вашем слове и положит табличку с количеством слогов в слове. | Дети берут зеркала, выполняют упражнения. Дети выполняют упражнение и произносят звук «Ш-ш-ш…». Дети, глядя в зеркало, произносят звук «Ш». - Звук Ш согласный, потому что мы его не можем пропеть и нам мешают язычок и зубы. - Звук Ш глухой, потому что наше горлышко не работает. Звуковичок синего цвета без колокольчика, потому что звук «Ш» согласный, всегда только твёрдый и он глухой. Вместе и индивидуально дети изображают шум моря. Вместе и индивидуально. Дети хлопают в ладошки, как только услышат звук Ш среди других звуков, среди слогов. Из слогов можно составить слово. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Прохлопать или простучать. Дети хлопают – 3 слога. Дети выполняют задание. |
Физминутка | Мы в вагончиках сидим, Мы сидим, мы сидим, (приседания) И в окошки мы глядим, (Дети поворачивают Весело глядим! голову вправо – влево) Едет, едет паровоз – Чух-чух-чух, чух-чух-чух! Ребятишек он повёз – (Делают круговые движения, Чух-чух-чух, чух-чух-чух! согнутыми в локтях руками) А колёсики стучат – Так-так-так, так-так-так! Будто с нами говорят (Ударяют ладонями по Так-так-так, так-так-так! коленям) Громко подаём гудок – Ду-ду-ду, ду-ду-ду! (Сгибают одну руку в локте, Подъезжает паровоз – пальцы сжимают в кулак, Ш-ш-ш-ш-ш…! опускают руки). | Дети выполняют движения за логопедом. |
Д) Ребята, к нам прибыл Поезд звуковичка Ш. В него нужно загрузить слова-предметы со звуком Ш. На какие вопросы отвечают слова-предметы? Все слова, которые есть у вас, нужно отправить в свой вагончик. В первый вагон – слова со звуков Ш в начале, во второй вагон - слова со звуков Ш в середине, в третий вагон - слова со звуков Ш в конце слова. Сначала сделаем вместе со мной. Слово Кукушка. Где находится звук Ш в слове кукушка? - Значит, я отправляю слово Кукушка во второй вагончик. - Возьмите свои картинки. Определите место звука Ш в своём слове, и отправьте в правильный вагончик. Сначала загружать вагон словами-предметами пойдут те дети, у кого слово начинается на звук Ш. А сейчас идут дети, у кого звук Ш находится в середине слова, загружаем второй вагон. И теперь идут дети, чьё слово заканчивается на звук Ш. - Ребята, Миша узнал, что звук Ш может стоять в начале, середине и конце слова. Е) Игра «Назови слова на звук Ш» слова-действия, слова-признаки. - Наш паровозик отправился дальше в своё путешествие и увез слова-предметы. Но мы с вами знаем, что у нас ещё есть слова-действия и слова-признаки. Давайте подумаем и назовём сначала слова-действия на звук Ш, они у нас отвечают на вопрос что делать? Слова-признаки, которые отвечают на вопрос «какой, какая?». Миша узнал, что есть разные слова на звук Ш. Он очень внимательно слушает! Ж) Упражнение составь предложение. А сейчас мы с вами поможем нашему Мише составить предложения из отдельных слов о его знакомой МАШЕ.. Подсказка: все предложения начинаются со слова «МАША..». -Купить, мишка, Маша. Мишка, любить, Маша. Машина, на, мишка, катать, Маша. Шить, Мишутка, штаны, Маша. Маша, мерить, Мишутка, шапка. Шкатулка, мишка, Маша, сажать, у. Маша, карандаш, Мишутка, рисовать. - Миша узнал, что можно из слов со звуком Ш строить предложения. | - Слова-предметы отвечают на вопросы - Кто? Что? - В середине слова. Дети выполняют задание. - Шипеть, шуметь, шалить, шагать, шаркать, шатать, шнуровать, шептать, шелестеть, шинковать, швырять, шутить. - Шерстяной, шумный, шахматная, шашлычный, швейный, шёлковый, шипящий, шершавый, широкий, школьный, шоколадный, шуточный. Дети составляют предложения. Маша купила мишку. Маша любит мишку. Маша катает мишку на машине. | |
3. Заключительная часть | Миша решил позвать Машу: Маша, Маша. Маша пришла. А Миша сказал, что он сочинил для неё стишок: Море шумело, дышал ветерок. Гуси шипели для Миши стишок. Миша стишок тот заучил, Машу своим звуком «ш» удивил. Маша удивилась. Миша рассказал обо всем, что с ним случилось на берегу моря: он узнал, что нужно делать гимнастику для языка, он научился правильно произносить звук Ш, употреблять слова со звуком Ш в речи. Он понял, что если хочешь что-то уметь, нужно много учиться, стараться и стремиться получать знания. Маша была так рада за Мишу. Она сказала: -Вот видишь, тебе помогло волшебное море, гуси, ребята, а самое главное, это твое стремление и желание научиться и то, что ты сам поверил в себя! С тех пор Миша никогда не забывал правильно произносить звук “ш”. Рефлексия. - Ребята, а чему вы научились? Что вы узнали? Что вы ещё хотели бы узнать? Что вам понравилось на занятии? | Дети отвечают, что им понравилось, что узнали, что хотели бы узнать. |