Конспект занятия по звукопроизношению на тему «Звук Ш» с элементами театрализации.

Резаева Ольга Александровна

Конспект занятия, цель которого познакомить детей со звуком «Ш». Формировать первичные представления о ценности знания через использование театральной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezaeva_otkrytoe_zanyatie.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звукопроизношению на тему «Звук Ш» с элементами театрализации.

Резаева Ольга Александровна,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

г. Краснокаменск

Забайкальский край

Цель: Познакомить со звуком «Ш». Формировать первичные представления о ценности знания через использование театральной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать представления о  звуке  «Ш»: уточнить артикуляцию и характеристику звука [ш];

формировать навыки выделения и произношения звука [ш]изолированно, в слогах, словах, предложениях; продолжать формировать умение определять позицию звука в слове; упражнять в составлении предложений из отдельных слов.

  1. Воспитывать познавательный  интерес, познавательную мотивацию, интерес к учебной деятельности и желание учиться.
  2. Учить понимать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (декорации магнитного театра, герои, эмоции героев).
  3. Воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога и друг друга, решать поставленную задачу.

Материал: магнитный театр, магнитная доска, картинки с предметами со звуком Ш, тарелочки на каждого ребёнка, поезд на магнитах, артикуляционные карточки, зеркала, звуковичок Ш, схематичные карточки на характеристики звука Ш.


Ход занятия

Часть

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Хочу рассказать и показать вам одну историю. Хотите послушать? (показ на доске магнитного театра с эмоциями). На магнитной доске плоскостное изображение дома, моря, мальчика.

«У самого синего моря жил веселый мальчик Миша. Как - то отправился Миша на прогулку и встретил незнакомую девочку. И так захотелось Мише с ней познакомиться, что он подошел и сказал:

- Здравствуй девочка, меня зовут Мися, а тебя как?

Очень удивилась девочка:

-Я впервые слышу такое имя “Мися”. Оно, наверное, очень редкое. Рада с тобой познакомиться. Меня зовут Маша.

- Маса? - спросил мальчик.

Девочка еще больше удивилась:

-Как ты меня назвал? Маса? Маса? - и громко рассмеялась, - Ой, да ты звук “ ш” заменяешь на звук “с”! Повтори за мной - шапка, уши, душ.

Миша нахмурился и произнес:

- “Сапка”, “усы”, “дус”.

Маша продолжала смеяться, а Мише было очень обидно. Он отвернулся от девочки и, вытирая кулаком слезы, побежал к морю.

-Что же я не так сказал? Суба, усы, дус? Что же мне делать?

- Ребята, подскажите, что же делать Мише, чтобы  говорить правильно?  

- Трудно или легко научиться правильно говорить звуки?

-  Значит как надо учиться? 

- Да, ребята, очень важно много знать и учиться, стремиться получать знания.

- Миша нас услышал и решил, что он будет учиться говорить звук «ш».

- Давайте ему поможем узнать и правильно произносить звук [ш]?

(Дети здороваются).

Да, хотим!

Научиться говорить звук «Ш».

Трудно.

Нужно стараться, быть внимательным.

Мы согласны.

2. Основная часть

1) Арт.гимнастика.

- Ой! Ребята, посмотрите, море нам принесло письмо. Прочитаем его.  В письме написано, что сначала нам надо научиться правильно ставить язычок, зубы и губы.. Возьмите зеркала и всё выполняйте точно.  А  Миша будет выполнять задания вместе с нами.

  • Открой широко рот, на нижнюю губу положи широкий расслабленный язычок, сделай “ лопаточку” из язычка.

Язык на губку положи

И лопатку покажи.

  • А теперь вытяни губки вперед трубочкой.

Губки вытяни вперед

Как у слоника хоботок.

  • Сделаем из щечек шарик. Поочередно надуваем щечки и втягиваем их внутрь.

Надувайся шарик наш,

Надувайся большой!

Хлоп, и был он таков.

  • Откроем рот, широкий плоский язычок поднимем к верхним зубкам, кончик язычка упирается в верхние зубки.

Язычок мы вверх загнем,

Чай из чашечки попьем.

  • Поцокаем как лошадки. Цокаем медленно и громко.

Широко рот открываю,

Язык к нёбу прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И вы слышите щелчок.

Молодцы, ребята, все старались вместе с Мишей.

2) Знакомство со звуком Ш.

А) Ребята, на морской пляж прилетела стая  гусей. (прикрепляю на доску гусей). Они вытягивают свои длинные шеи и шипят “Ш-Ш-Ш. ”

Мальчик решил пошипеть, как гуси. Давайте вместе с ним, ребята! Делаем круглый ротик, поднимите язычок “чашечкой”, делаем вдох носом и на выдохе произнесем: “Ш-Ш-Ш. ” Ах, как хорошо получилось у Миши и у вас! Давайте ещё раз пошипим! Гуси замахали крыльями, поддерживая Мишу и вас, ребята. Миша узнал, как нужно ставить язычок, губы, зубы, чтобы правильно произносить звук Ш.

Б) Анализ артикуляции звука Ш.

Итак, ребята, произнесите звук Ш еще раз и посмотрите в зеркало. Расскажите, какой звук Ш?

Звук Ш согласный или гласный?

Звонкий или глухой?

Ребята! Запомните, звук Ш всегда только твёрдый. Какой Звуковичок будет обозначать звук Ш?

Мы помогли Мише узнать, что звук Ш согласный глухой, твёрдый.

В) А теперь давайте вместе с Мишей  попробуем изобразить как шумит море тихо и громко?

ш…………………………..          Ш……………………………..

Ш…………………….ш               ш………………………Ш

А теперь пропоём вместе с гласными звуковичками слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ.

- Как замечательно у нас с вами получился шум моря!

Г) Игра «Ловишки».

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ловишки», где среди звуков нам нужно с вами услышать и поймать звук Ш. Приготовили ладошки!

М П  Ш  Р З  Ш  Б  С  Ш

А теперь ловим звук «ш» среди  слогов. Приготовили ладошки!

НУ  СУ  ША   ВА  КА  ШИ

Г) Игра «Раздели на слоги».

-Ребята, скажите, что можно составить из слогов?

Давайте Мише покажем, как делить слова на слоги. Какое правило мы знаем про гласные звуки и слоги?

Как ещё можно определить, сколько слогов в слове?

Давайте моё слово сейчас разберём. Кукушка. Определите, сколько слогов? Выставляю карточку 3 слога. 

Давайте проверим по гласным звукам: УУА, получилось, что у нас три гласных звука, и три слога в слове кукушка, значит, я рядом со своей картинкой поставлю табличку из трех слогов. Сейчас каждый из вас возьмёт картинку в ваших тарелочках и определит, сколько слогов в вашем слове и положит табличку с количеством слогов в слове.

Дети берут зеркала, выполняют упражнения.

Дети выполняют упражнение и произносят звук «Ш-ш-ш…».

Дети, глядя в зеркало, произносят звук «Ш».

- Звук Ш согласный, потому что мы его не можем пропеть и нам мешают язычок и зубы.

- Звук Ш глухой, потому что наше горлышко не работает. 

Звуковичок синего цвета без колокольчика, потому что звук «Ш» согласный, всегда только твёрдый и он глухой. 

Вместе и индивидуально дети изображают шум моря.

Вместе и индивидуально.

Дети хлопают в ладошки, как только услышат звук Ш среди других звуков, среди  слогов. 

Из слогов можно составить слово.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Прохлопать или простучать.

Дети хлопают – 3 слога.

Дети выполняют задание.

Физминутка

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим, (приседания)

И в окошки мы глядим, (Дети поворачивают

Весело глядим! голову вправо – влево)

Едет, едет паровоз –

Чух-чух-чух, чух-чух-чух!

Ребятишек он повёз – (Делают круговые движения,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух! согнутыми в локтях руками)

А колёсики стучат –

Так-так-так, так-так-так!

Будто с нами говорят (Ударяют ладонями по

Так-так-так, так-так-так! коленям)

Громко подаём гудок –

Ду-ду-ду, ду-ду-ду! (Сгибают одну руку в локте,

Подъезжает паровоз – пальцы сжимают в кулак,

Ш-ш-ш-ш-ш…!  опускают руки).

Дети выполняют движения за логопедом.

Д) Ребята, к нам прибыл Поезд звуковичка Ш. В него нужно загрузить слова-предметы со звуком Ш. На какие вопросы отвечают слова-предметы?

 Все слова, которые есть у вас, нужно отправить в свой вагончик. В первый вагон – слова со звуков Ш в начале, во второй вагон - слова со звуков Ш в середине, в третий вагон - слова со звуков Ш в конце слова. Сначала сделаем вместе со мной.  Слово Кукушка. Где находится звук Ш в слове кукушка?

- Значит, я отправляю слово Кукушка во второй вагончик.

- Возьмите свои картинки. Определите место звука Ш в своём слове, и отправьте в правильный вагончик. Сначала загружать вагон словами-предметами пойдут те дети, у кого слово начинается на звук Ш.

А сейчас идут дети, у кого звук Ш находится  в середине слова, загружаем второй вагон.

И теперь идут дети, чьё слово заканчивается на звук Ш.

- Ребята, Миша узнал, что звук Ш может стоять в начале, середине и конце слова.

Е) Игра «Назови слова на звук Ш» слова-действия, слова-признаки.

- Наш паровозик отправился дальше в  своё путешествие и увез слова-предметы. Но мы с вами знаем, что у нас ещё есть слова-действия и слова-признаки.

Давайте подумаем и назовём сначала слова-действия на звук Ш, они у нас отвечают на вопрос что делать?  

Слова-признаки, которые отвечают на вопрос «какой, какая?».

 Миша узнал, что есть разные слова на звук Ш. Он очень внимательно слушает!

Ж) Упражнение составь предложение.

А сейчас мы с вами поможем нашему Мише составить предложения из отдельных слов о его знакомой МАШЕ.. Подсказка: все предложения начинаются со слова «МАША..».

-Купить, мишка, Маша.

Мишка, любить, Маша.

Машина, на, мишка, катать, Маша.

Шить, Мишутка, штаны, Маша.

Маша, мерить, Мишутка, шапка.

Шкатулка, мишка, Маша, сажать, у.

Маша, карандаш, Мишутка, рисовать.

- Миша узнал, что можно из слов со звуком Ш строить предложения.

- Слова-предметы отвечают на вопросы - Кто? Что?

- В середине слова.

Дети выполняют задание. 

- Шипеть, шуметь, шалить, шагать, шаркать, шатать, шнуровать, шептать, шелестеть, шинковать, швырять, шутить.

- Шерстяной, шумный, шахматная, шашлычный, швейный, шёлковый, шипящий, шершавый, широкий, школьный, шоколадный, шуточный.

Дети составляют предложения.

Маша купила мишку. Маша любит мишку. Маша катает мишку на машине.

3. Заключительная часть

Миша решил позвать  Машу: Маша, Маша. Маша пришла. А Миша сказал, что он  сочинил для неё стишок:

Море шумело, дышал ветерок.

Гуси шипели для Миши стишок.

Миша стишок тот заучил,

Машу своим звуком «ш» удивил.

Маша удивилась.

Миша рассказал обо всем, что с ним случилось на берегу моря: он узнал, что нужно делать гимнастику для языка, он научился правильно произносить звук Ш, употреблять слова со звуком Ш  в речи. Он понял, что если хочешь что-то уметь, нужно много учиться, стараться и стремиться получать знания.

 Маша была так рада за Мишу. Она сказала:

-Вот видишь, тебе помогло волшебное море, гуси, ребята, а самое главное, это твое стремление и желание научиться и то, что ты сам поверил в себя!

С тех пор Миша никогда не забывал правильно произносить звук “ш”.

Рефлексия. - Ребята, а чему вы научились? Что вы узнали? Что вы ещё хотели бы узнать? Что вам понравилось на занятии?

Дети отвечают, что им понравилось, что узнали, что хотели бы узнать.