Главные вкладки
Конспект открытого занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Звуки З и Зь"
Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия по звукопроизношению. Занятие по данному конспекту проводилось в рамках муниципального конкурса "Учитель-дефектолог 2024".
Презентацию к занятию вы можете посмотреть по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CaLB/yQjPGoEcW
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezaeva_oa_konspekt_z_z.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по звукопроизношению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Звуки [З] и [Зь]».
Резаева Ольга Александровна,
учитель-логопед
МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»
г. Краснокаменск
Забайкальский край
Цель: формирование представлений о звуках З и Зь в игровой форме на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Образовательные задачи:
- Закрепить навыки различения и произношения звуков з и зь изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- Уточнить артикуляцию и характеристику звуков з и зь;
- Упражнять в делении слов на слоги;
- Упражнять в составлении предложений с предлогами «за», «из».
- Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Осуществлять развивающее вариативное образование через разнообразные виды детской деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую, игровую, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательную).
- Осуществлять индивидуализацию образовательного процесса с учётом интересов, мотивов, способностей и психо-физических особенностей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать способность не оставаться равнодушным к чужому горю, к сочувствию и заботе, способность к нравственному поступку.
Материал: мультимедийная установка, ноутбук, колонка, презентация, шапочки на звуковую схему, 2 демонстрационные картины, 4 корзины, игрушки-предметы, в названии которых есть звуки З и Зь; на каждого ребёнка: тарелочка, зеркало, звуковая дорожка, зайчики, раздаточные карточки – цветы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент
- Приветствие.
- Логопед: -Ребята, здравствуйте! (Здравствуйте!)
- Рада вас видеть! Давайте знакомиться? (Давайте).
-Отлично! Я уже знаю, как вас зовут… Как думаете, откуда? (написано на бейджиках).
- А хотите узнать как меня зовут? (Да).
- Можете спросить у меня.
Дети: Как вас зовут?
- Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю в 10 детском саду. А сегодня поиграю с вами!
- Приём концентрации и переключения внимания:
- Кто меня слышит, хлопните!
Кто меня видит, топните!
Кто хочет попасть в интересную сказку – замрите!
Отлично! Загадаю вам загадку, а вы отгадайте, в какой сказке мы оказались?
Загадка
Это рыжая плутовка
Обманула зайца ловко:
Заняла зайчонка дом.
Как ей нравится жить в нём!
- Что это за сказка, ребята? УКАЗЫВАЮ НА ЭКРАН (Это сказка Заюшкина избушка). Верно!
- Кто помнит, что случилось в этой сказке? (Лиса выгнала зайца из его избушки и не пускает обратно.)
- Лиса сказала зайчику, что пустит его в дом только тогда, если он угадает её любимые звуки и выполнит с ними все задания. И зайка обратился к нам. Поможем справиться зайчику со всеми заданиями от лисы? ( Да, поможем)
II. Введение в тему.
- Замечательно. Свои любимые звуки лиса зашифровала в потешке. Внимательно послушайте.
Зайчик на заре в морозы
Льёт на землю тихо слёзы.
Зайчик ушки опустил,
И к нам в группу заскочил.
- Какой звук чаще слышится в потешке? (Слышится звук З).
- Но не во всех словах звук З слышится одинаково. Послушайте и скажите, как звучит в словах звук З - Зайчик, заря, морозы? (З).
- А теперь скажите, как звук З звучит в слове «земля»? (Зь)
- Итак, ребята, любимые звуки у лисы З и Зь.
Давайте сейчас пройдём за столы. Но так как мы с вами в сказке, то и за столы пойдем необычно: правой рукой взяться за нос, а левую руку поставить на левый бок.
- Вот так оригинально вы дошли до своих мест. Молодцы!
III. Основная часть.
1. Задание первое от лисы звучит так «Расскажи о звуках З и Зь». (на столах лежат зеркала в тарелочках)
- Для этого возьмите зеркала и произнесите звук З.
- Что делают губы? (губы в улыбочке).
- В каком положении находятся зубы? (Зубы «заборчиком»).
- Что делает кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубки)
- Во рту образуется преграда? Что мешает воздуху свободно выходить изо рта?
- Если образуется преграда, значит звук З – гласный или согласный? (Звук З - согласный)
- Положите руку на горлышко. Дрожит горлышко или нет? (Дрожит)
- Значит, звук З – глухой или звонкий? (Звонкий)
- А как звучит звук З- твёрдо или мягко? (Звук З звучит твёрдо).
- Фишкой какого цвета мы будем обозначать твёрдый звук З? (фишкой синего цвета).
- Дайте полную характеристику звука З. (Звук З – согласный, звонкий, твёрдый)
- А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звук ЗЬ.
-Что делают губы? (улыбаются).
- В каком положении находятся зубы? («заборчиком»).
- Что делает язычок? (кончик языка упирается в нижние зубы).
- Воздух при произнесении звука Зь встречает преграду? Значит звук Зь какой? (согласный)
- А как звучит звук Зь? (звук Зь звучит мягко)
- Положите руку на горлышко. Дрожит горлышко или нет? (Дрожит)
- Значит, звук Зь – глухой или звонкий? (Звонкий)
- Фишкой какого цвета мы будем обозначать мягкий звук Зь? (фишкой зелёного цвета).
- Кто даст мне полную характеристику звука Зь? (Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий).
- Убирайте зеркала в тарелочки.
- Вы справились с первым заданием, смогли рассказать о звуках З и Зь. Молодцы!
2. А теперь посмотрите на следующее задание от лисы «Звуковые дорожки» для звуков З и Зь.
- На слайде нарисована звуковая дорожка для зайца. Когда он прыгнет на квадрат зелёного цвета, то мы произнесём звук Зь, если на квадрат синего цвета, то произносим звук З. (выполнение)
Лиса и для каждого из вас приготовила звуковые дорожки, по которым должен проскакать зайчик . (Далее выполняют дети по очереди все.)
Молодцы! Умеете различать твёрдый и мягкий звук З и Зь. Отодвигайте звуковые дорожик и зайчика на край стола. Справились с заданием лисы. Зайка очень рад!
3. Следующее задание от хитрой лисы «Поймай слог».
- Я буду произносить звуки, а вы их должны поймать, соединить и произнести получившийся слог. Давайте сначала все вместе.
З, А (ЗА)
З, Ы (ЗЫ)
З, О (ЗО)
З, У (ЗУ)
З, Э (ЗЭ)
З И (ЗИ)
Затем индивидуально подхожу к детям.
И вы снова удачно справились с заданием лисы. Мы приближаем нашего зайчика к возвращению своей избушки. Молодцы, ребята!
4. Задание от лисы «Посади цветы в свой горшок».
У зайчика на окне стояли два горшочка синего и зелёного цвета. А в этих горшочках росли цветы. В синем горшочке - цветы с предметами, в названии которых звук З звучит твёрдо. А в зелёном горшочке - цветы с предметами, в названии которых звук Зь звучит мягко. Но лиса все цветы оборвала и перепутала.
У вас на столах в тарелочках лежат цветы, вам нужно определить, как звучит в вашем слове звук З и вернуть в свой горшочек. Выходите по два человека и возвращайте цветочки на место.
- Что у тебя? Как звучит звук З в этом слове?
Мне очень понравилось, как вы очень быстро определили твёрдый и мягкий звук З и Зь в ваших словах и привели горшочки с цветами в порядок.
5. Динамическая пауза.
- А сейчас давайте отдохнём. Выходите все ко мне.
ДЕТИ ОСТАЮТСЯ СТОЯТЬ ВОЗЛЕ МЕНЯ.
6. Задание от лисы «Определи сколько слогов в слове».
- Рыжая плутовка уже успела выбросить все вещи зайца из избушки в большую коробку. А задание для вас состоит в следующем, разложить предметы по маленьким коробочкам, но с условием, что в первую коробочку нужно положить предметы с одним слогом, во вторую коробочку – предметы с двумя слогами, в третью коробку – предметы с тремя слогами. Давайте встанем полукругом, чтобы всем видно было и по очереди берите предмет, называйте, определяйте сколько слогов в вашем слове и положите в соответствующую коробку.
Дети по очереди заполняют коробки.
- Что это? Сколько слогов в этом слове? В какую коробку положишь?
Правильно разложили зайкины вещи. Зайчик счастлив, что его вещи не потеряются. Молодцы, ребята!!
7. Лиса чувствует, что вы справляетесь. Поэтому начала усложнять задания и приготовила для вас задание «Составь схему слова». - Моделируем слова.
- Для этого задания мне понадобятся 4 человека. НАЗЫВАЮ (выходят) А остальные дети проходите за столы снова необычным способом, пяточками вперёд.
- На столе у меня лежат шапочки с зелёными, красными и синими квадратами (это фишки, только большие). Я буду говорить в какие звуки вы превращаетесь, запоминаете, выбираете шапочку нужного вам цвета, надеваете её себе на голову и выходите вперёд.
- Ксюша, ты превращаешься в 1-ый звук слова «зеркало». Какой это звук? (Зь) Какую шапочку выбираешь? (Зелёную)
ОБРАЩАЮСЬ К ДРУГИМ ДЕТЯМ, КОТРЫЕ СИДЯТ ЗА СТОЛАМИ
- Почему Ксюша взяла зелёную шапочку? (Потому что звук Зь согласный, мягкий)
-Коля, ты - гласный звук, который живёт в слове «рис». Какой? (И) Какую шапочку выбираешь? (Красную)
- Женя, ты – первый звук слова «мороз». Какой? (М) Какую шапочку выбираешь? (Синюю)
ОБРАЩАЮСЬ К ДРУГИМ ДЕТЯМ, КОТРЫЕ СИДЯТ ЗА СТОЛАМИ
- Почему Женя взял синюю фишку?.....
- Аня, ты – последний звук слова «изба». Какой? (А) Какую шапочку выбираешь? (Красную)
ВОПРОС К ОСТАЛЬНЫМ ДЕТЯМ:
- Почему Коля и Аня взяли по красной фишке? ......
ОБРАЩАЮСЬ К ДЕТЯМ_ЗВУКАМ:
- Назовите те звуки, в которые вы превратились. (ЗЬ, И, М, А).
К ДРУГИМ ДЕТЯМ:
- Кто догадался, какое слово получилось? (ЗИМА). Слайд
- Назови первый звук в слове ЗИМА. - Зь
- Назови последний звук в слове ЗИМА. – А.
- Назовите гласные звуки в этом слове. ИА
- Назовите согласные звуки. Зь, М.
- Сколько всего звуков в слове ЗИМА? 4 звука.
- Оригинальная звуковая схема у нас с вами получилась! Мы с зайкой благодарим всех ребят за выполнение этого задания! Ребята, присаживайтесь за столы!
8. Лиса не на шутку испугалась, что всё-таки придётся отдать избушку зайцу. И придумала последнее задание для вас «Составь предложение по картинкам».
- На экране будут появляться картинки, вам нужно будет из них составить предложение.
- Зайчик, сидеть, за, дерево.
- Сколько слов должно быть в этом предложении? (Четыре)
- Какое маленькое слово должно быть в этом предложении? (За)
- Кто составит предложений из этих слов?
- Зайчик сидит за деревом.
- Молодец! Повторите, какое маленькое слово мы использовали? (За)
- А теперь произнесём это предложение по-разному. (СЛАЙД С КАРТИНКОЙ заяц за деревом и смайл весело, испуганно, удивлённо)
- Смотрим на экран. Составляем следующее предложение.
Лиса, избушка, из, выходить.
- Кто составит предложение?
- Лиса выходит из избушки.
- Какое маленькое слово мы использовали? (из)
- Давайте произнесём это предложение с разной интонацией! (СЛАЙД лиса выходит из избушки и смайлы: грустный, сердито.
- А теперь давайте все вместе скажем это предложение весело!
Молодцы ребята, с последним заданием вы справились отлично! Лиса освободила избушку. И счастливый зайчик вернулся к себе домой! Он вас благодарит за помощь!
IV. Итог.
Рефлексия.
- Чтобы нам вернуться снова в сад из сказки, давайте вы ко мне подойдёте все, взявшись левой рукой за нос, а правую руку поставите на правый бок.
- Молодцы!
- Ребята, задания с какими звуками давала нам лиса?
- Для чего мы с вами выполняли все её задания? (освободить избушку для зайчика).
- Чего мы добились? (помогли зайцу вернуть свою избушку).
Ритуал прощания.
- Давайте сами себя похвалим. Повторяйте за мной слова с такой же громкостью.
Логопед тихо: Мы молодцы!
Дети также тихо: Мы молодцы!
Логопед громче: Мы молодцы!
Дети: Мы молодцы!
Логопед громко: Мы молодцы!
Дети: Мы молодцы!
Благодарю вас за работу! И хочу вам на память подарить зайчиков.