Конспект открытого занятия по звукопроизношению в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему "Звуки З и Зь"

Резаева Ольга Александровна

Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия по звукопроизношению. Занятие по данному конспекту проводилось в рамках муниципального конкурса "Учитель-дефектолог 2024".

Презентацию к занятию вы можете посмотреть по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CaLB/yQjPGoEcW 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezaeva_oa_konspekt_z_z.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по звукопроизношению в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Звуки [З] и [Зь]».

Резаева Ольга Александровна,

учитель-логопед

МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка»

г. Краснокаменск

Забайкальский край

Цель: формирование представлений о звуках З и Зь в игровой форме на основе русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Образовательные задачи:

  1. Закрепить навыки различения и произношения звуков з и зь изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  2. Уточнить артикуляцию и характеристику звуков з и зь;
  3. Упражнять в делении слов на слоги;
  4. Упражнять в составлении предложений с предлогами «за», «из».
  5. Продолжать формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Осуществлять развивающее вариативное образование через разнообразные виды детской деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую, игровую, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательную).
  2. Осуществлять индивидуализацию образовательного процесса с учётом интересов, мотивов, способностей и психо-физических особенностей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать способность не оставаться равнодушным к чужому горю, к сочувствию и заботе, способность к нравственному поступку.

Материал: мультимедийная установка, ноутбук, колонка, презентация, шапочки  на звуковую схему, 2 демонстрационные картины, 4 корзины, игрушки-предметы, в названии которых есть звуки З и Зь; на каждого ребёнка: тарелочка, зеркало, звуковая дорожка, зайчики, раздаточные карточки – цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент
  1. Приветствие.
  1. Логопед: -Ребята, здравствуйте! (Здравствуйте!)

- Рада вас видеть! Давайте знакомиться?  (Давайте).

-Отлично! Я уже знаю, как вас зовут… Как думаете, откуда? (написано на бейджиках).

-  А хотите узнать как меня зовут?  (Да).

- Можете спросить у меня.

Дети: Как вас зовут?

- Меня зовут Ольга Александровна. Я работаю в 10 детском саду. А сегодня поиграю с вами!

  1. Приём концентрации и переключения внимания:

- Кто меня слышит, хлопните!

Кто меня видит, топните!

Кто хочет попасть в интересную сказку – замрите!

Отлично! Загадаю вам загадку, а вы отгадайте, в какой сказке мы оказались?

Загадка 

Это рыжая плутовка
Обманула зайца ловко:
Заняла зайчонка дом.
Как ей нравится жить в нём!

- Что это за сказка, ребята? УКАЗЫВАЮ НА ЭКРАН (Это сказка Заюшкина избушка). Верно!

- Кто помнит, что случилось в этой сказке? (Лиса выгнала зайца из его избушки и не пускает обратно.)

- Лиса сказала зайчику, что пустит его в дом только тогда, если он угадает её любимые звуки и выполнит с ними все задания. И зайка обратился к нам. Поможем справиться зайчику со всеми заданиями от лисы? ( Да, поможем)

II. Введение в тему.

- Замечательно. Свои любимые звуки лиса зашифровала в потешке. Внимательно послушайте.

Зайчик на заре в морозы

Льёт на землю тихо слёзы.

Зайчик ушки опустил,

И к нам в группу заскочил.

- Какой звук чаще слышится в потешке? (Слышится звук З).

- Но не во всех словах звук З слышится одинаково. Послушайте и скажите, как звучит в словах звук З - Зайчик, заря, морозы? (З).

- А теперь скажите, как звук З звучит в слове «земля»?  (Зь)

- Итак, ребята, любимые звуки у лисы З и Зь.

Давайте сейчас пройдём за столы. Но так как мы с вами в сказке, то и за столы пойдем необычно: правой рукой взяться за нос, а левую руку поставить на левый бок.

- Вот так оригинально вы дошли до своих мест. Молодцы!

III. Основная часть.

1. Задание первое от лисы звучит так «Расскажи о звуках З и Зь». (на столах лежат зеркала в тарелочках)

- Для этого возьмите зеркала и произнесите звук З.

- Что делают  губы? (губы в улыбочке).

- В каком положении находятся зубы? (Зубы «заборчиком»).

- Что делает кончик языка?  (Кончик языка упирается в нижние зубки)

- Во рту образуется преграда? Что мешает воздуху свободно выходить изо рта?

- Если образуется преграда, значит звук З – гласный или согласный? (Звук З - согласный)

- Положите руку на горлышко. Дрожит горлышко или нет? (Дрожит)

- Значит, звук З – глухой или звонкий? (Звонкий)

- А как звучит звук З- твёрдо или мягко?  (Звук З звучит твёрдо).

- Фишкой какого цвета мы будем обозначать твёрдый звук З? (фишкой синего цвета).

- Дайте полную характеристику звука З. (Звук З – согласный, звонкий, твёрдый)

- А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звук ЗЬ.

-Что делают губы? (улыбаются).

- В каком положении находятся зубы? («заборчиком»).

- Что делает язычок? (кончик языка упирается в нижние зубы).

- Воздух при произнесении звука Зь встречает преграду? Значит звук Зь какой? (согласный)

- А как звучит звук Зь?  (звук Зь звучит мягко)

- Положите руку на горлышко. Дрожит горлышко или нет? (Дрожит)

- Значит, звук Зь – глухой или звонкий? (Звонкий)

- Фишкой какого цвета мы будем обозначать мягкий звук Зь? (фишкой зелёного цвета).

- Кто даст мне полную характеристику звука Зь?  (Звук Зь – согласный, звонкий, мягкий).

- Убирайте зеркала в тарелочки.

- Вы справились с первым заданием, смогли рассказать о звуках З и Зь. Молодцы!

2.  А теперь посмотрите на следующее задание от лисы «Звуковые дорожки» для звуков З и Зь.

- На слайде нарисована звуковая дорожка для зайца. Когда он прыгнет на квадрат зелёного цвета, то мы произнесём звук Зь, если на квадрат синего цвета, то произносим звук З. (выполнение)

Лиса и для каждого из вас приготовила звуковые дорожки, по которым должен проскакать зайчик . (Далее выполняют дети по очереди все.)

Молодцы! Умеете различать твёрдый и мягкий звук З и Зь. Отодвигайте звуковые дорожик и зайчика на край стола. Справились с заданием лисы. Зайка очень рад!

3. Следующее задание от хитрой лисы «Поймай слог».

- Я буду произносить звуки, а вы их должны поймать, соединить и произнести получившийся слог. Давайте сначала все вместе.

З, А     (ЗА)

З, Ы   (ЗЫ)

З, О   (ЗО)

З, У   (ЗУ)

З, Э   (ЗЭ)

З И    (ЗИ)

       Затем индивидуально подхожу к детям.

И вы снова удачно справились с заданием лисы. Мы приближаем нашего зайчика к возвращению своей избушки. Молодцы, ребята!

4. Задание от лисы «Посади цветы в свой горшок».

У зайчика на окне стояли два горшочка синего и зелёного цвета. А в этих горшочках росли цветы. В синем горшочке - цветы с предметами, в названии которых звук З звучит твёрдо. А в зелёном горшочке - цветы с предметами, в названии которых звук Зь звучит мягко. Но лиса все цветы оборвала и перепутала.

У вас на столах в тарелочках лежат цветы, вам нужно определить, как звучит в вашем слове звук З и вернуть в свой горшочек. Выходите по два человека и возвращайте цветочки на место.

- Что у тебя? Как звучит звук З в этом слове?

Мне очень понравилось, как вы очень быстро определили твёрдый и мягкий звук З и Зь в ваших словах и привели горшочки с цветами в порядок.

5. Динамическая пауза.

- А сейчас давайте отдохнём. Выходите все ко мне.

ДЕТИ ОСТАЮТСЯ СТОЯТЬ ВОЗЛЕ МЕНЯ.

6. Задание от лисы «Определи сколько слогов в слове». 

- Рыжая плутовка уже успела выбросить все вещи зайца из избушки в большую коробку. А задание для вас состоит в следующем, разложить предметы по маленьким коробочкам, но с условием, что в первую коробочку нужно положить предметы с одним слогом, во вторую коробочку – предметы с двумя слогами, в третью коробку – предметы с тремя слогами. Давайте встанем полукругом, чтобы всем видно было и по очереди берите предмет, называйте, определяйте сколько слогов в вашем слове и положите в соответствующую коробку.

Дети по очереди заполняют коробки.

- Что это? Сколько слогов в этом слове? В какую коробку положишь?

Правильно разложили зайкины вещи. Зайчик счастлив, что его вещи не потеряются. Молодцы, ребята!!

7. Лиса чувствует, что вы справляетесь. Поэтому начала усложнять задания и приготовила для вас задание «Составь схему слова». - Моделируем слова.

- Для этого задания мне понадобятся 4 человека. НАЗЫВАЮ (выходят) А остальные дети проходите за столы снова необычным способом, пяточками вперёд.

- На столе у меня лежат шапочки с зелёными, красными и синими квадратами (это фишки, только большие). Я буду говорить в какие звуки вы превращаетесь, запоминаете, выбираете шапочку нужного вам цвета, надеваете её себе на голову и выходите вперёд.

- Ксюша, ты превращаешься в 1-ый звук слова «зеркало». Какой это звук? (Зь) Какую шапочку выбираешь? (Зелёную)

ОБРАЩАЮСЬ К ДРУГИМ ДЕТЯМ, КОТРЫЕ СИДЯТ ЗА СТОЛАМИ

- Почему Ксюша взяла зелёную шапочку? (Потому что звук Зь согласный, мягкий)

-Коля, ты -  гласный звук, который живёт в слове «рис». Какой? (И) Какую шапочку выбираешь? (Красную)

- Женя, ты – первый звук слова «мороз». Какой? (М) Какую шапочку выбираешь? (Синюю)

ОБРАЩАЮСЬ К ДРУГИМ ДЕТЯМ, КОТРЫЕ СИДЯТ ЗА СТОЛАМИ

- Почему Женя взял синюю фишку?.....

- Аня, ты – последний звук слова «изба». Какой? (А) Какую шапочку выбираешь? (Красную)

ВОПРОС К ОСТАЛЬНЫМ ДЕТЯМ:

- Почему Коля и Аня взяли по красной фишке? ......

ОБРАЩАЮСЬ К ДЕТЯМ_ЗВУКАМ:

- Назовите те звуки, в которые вы превратились. (ЗЬ, И, М, А).

К ДРУГИМ ДЕТЯМ:

- Кто догадался, какое слово получилось? (ЗИМА). Слайд

- Назови первый звук в слове ЗИМА. - Зь

- Назови последний звук в слове ЗИМА. – А.

- Назовите гласные звуки в этом слове. ИА

- Назовите согласные звуки. Зь, М.

- Сколько всего звуков в слове ЗИМА? 4 звука.

- Оригинальная звуковая схема у нас с вами получилась! Мы с зайкой благодарим всех ребят за выполнение этого задания! Ребята, присаживайтесь за столы!

8. Лиса не на шутку испугалась, что всё-таки придётся отдать избушку зайцу. И придумала последнее задание для вас «Составь предложение по картинкам». 

- На экране будут появляться картинки, вам нужно будет из них составить предложение.

- Зайчик,  сидеть, за, дерево.

- Сколько слов должно быть в этом предложении? (Четыре)

- Какое маленькое слово должно быть в этом предложении? (За)

- Кто составит предложений из этих слов?

- Зайчик сидит за деревом.

- Молодец! Повторите, какое маленькое слово мы использовали? (За)

- А теперь произнесём это предложение по-разному.  (СЛАЙД С КАРТИНКОЙ  заяц за деревом и смайл весело, испуганно, удивлённо)

- Смотрим на экран. Составляем следующее предложение.

Лиса, избушка, из, выходить.

- Кто составит предложение?

- Лиса выходит из избушки.

- Какое маленькое слово мы использовали? (из)

- Давайте произнесём это предложение с разной интонацией! (СЛАЙД  лиса выходит из избушки и смайлы: грустный, сердито.

- А теперь давайте все вместе скажем это предложение весело!

Молодцы ребята, с последним заданием вы справились отлично! Лиса освободила избушку. И счастливый зайчик вернулся к себе домой! Он вас благодарит за помощь!

IV. Итог.

Рефлексия.

- Чтобы нам вернуться снова в сад из сказки, давайте вы ко мне подойдёте все, взявшись левой рукой за нос, а правую руку поставите на правый бок.

- Молодцы!

- Ребята, задания с какими звуками давала нам лиса?

- Для чего мы с вами выполняли все её задания? (освободить избушку для зайчика).

- Чего мы добились? (помогли зайцу вернуть свою избушку).

Ритуал прощания.

- Давайте сами себя похвалим. Повторяйте за мной слова с такой же громкостью.

Логопед тихо: Мы молодцы!

Дети также тихо: Мы молодцы!

Логопед громче: Мы молодцы!

Дети: Мы молодцы!

Логопед громко: Мы молодцы!

Дети: Мы молодцы!

Благодарю вас за работу! И хочу вам на память подарить зайчиков.