Главные вкладки
Диссеминация педагогического опыта
Диссеминация педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовскадетский сад № 5 «Мечта»
Использование ИКТ
в развивающих занятиях с дошкольниками
Подготовил:
воспитатель I квалиф. категории
Чирикова Ирина Владимировна
г. Нижневартовск 2021
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Информационно-коммуникативные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.
Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Используя в работе с детьми дошкольного возраста ИКТ, я заметила, что у детей значительно повышается интерес к занятиям, повышается уровень их познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Я использую ИКТ технологии в дополнительной платной образовательной услуге «Волшебная поляна».
Начала ее вести работая на группе для детей с задержкой психического развития. У большей части детей были тяжелые нарушения речи. Использование программы «Волшебная поляна» облегчила коммуникацию между педагогом и ребенком. То, что не смог сказать ребенок, он с удовольствием покажет на экране с помощью стилуса.
Начинали с самых элементарных игр, таки как «Найди фигуру», «Покажи цвет», «Чей малыш?» и т.д. Дети с удовольствием выполняли задания, радовались успеху. А вместе с ними радовались и родители.
Начав работу в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет, я продолжила вести данную услугу. Веселые, красочные игры очень помогли детям быстрее адаптироваться. Малыши, у которых не достаточна развита речь, с удовольствием выполняли задания и не чувствовали дискомфорта от того, что их плохо понимали.
На данный момент я продолжаю вести дополнительную услугу «Волшебная поляна» с детьми от 4 до 5 лет. Дети с нетерпением ждут новых увлекательных игр и новых заданий.
ИКТ дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. В зависимости от поставленных целей занятия, я использую ИКТ как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала. Большое внимание уделяю использованию дидактических игр по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ. Например, в игре «Кто где живет?» детям предлагается с помощью стилуса распределить фигуры по домикам, которые соответствуют двум признакам. Передвигая фигуры по соответствующим домикам, у детей закрепляется умение группировать фигуры по двум или трем признакам. В игре «Сосчитай – ка» на экране появляются карточки, с изображенными предметами разного количества. Детям предлагается сосчитать предметы, поднять карточку с цифрой, обозначающей количество предметов. Таким образом, предоставляется возможность закрепить с детьми навыки количественного счета и умение соотносить цифру и количество предметов в более интересной игровой форме. В игре «Соседи числа» детям предлагается с помощью стилуса выбрать соседей числа, которое расположено в центре слайда. Дети выбирают числа, называют предыдущее число и последующее.
Успешно используются ИКТ в ходе ООД по развитию речи. Например, для развития у дошкольников связной речи я преподношу наглядный материал с помощью экрана. В этом случае, детям предлагается внимательно посмотреть на экран и рассказать об увиденном. Это может быть сюжетная или предметная картинка, которую необходимо описать. Для развития у дошкольников грамматически правильной речи использую на занятии игру «Кто где живет?», «Назови профессию».С целью закрепления умения детей правильно употреблять предлоги использую игру «Собери игрушки», в которой детям предлагается разместить игрушки с помощь стилуса и сказать, где находится игрушка: кубики в машинке, мяч в корзинке, книги на полке. В игре «Кого можно увидеть?» я упражняю детей в умении образовывать форму винительного падежа имени существительного, а в игре «Что лишнее?» дети с помощью мышки указывают лишний предмет на картинке и объясняют свой выбор. Игра «Назови предмет» позволяет активизировать словарный запас детей, развивает внимание и мышление. В этой игре я предлагаю вниманию детей на экране компьютера «замаскированные предметы» (предметы, которые наложены один на один, неполным изображением) Для закрепления умения детей использовать форму родительного падежа имени существительного использую игру «Кого не стало?». С этой целью на экране вниманию детей представлен ряд предметов, на которые дети смотрят в течение минуты. Затем слайд меняется, на нем не хватает двух игрушек. Дети должны назвать, кого или чего не стало. В игре «Наоборот» закрепляется умение использовать антонимы, развивается гибкость ума. Для этой игры на экран компьютера выходит по одной предметной картинке, отражающей один из признаков, например черный кот, а дети должны назвать свое слово с противоположным признаком, например – белое молоко. Таким образом, активизируется и словарный запас детей. С помощью создания электронных презентаций я решаю задачу по приобщению дошкольников к художественной литературе. С этой целью я разработала ряд игр, которые позволяют знакомить детей с художественными произведениями. Данные игры можно использовать во время чтения сказки или рассказа, что позволяет более успешно освоить детям содержание произведения. Так же разработала игру «Угадаем сказку», которую использовала во время проведения ООД на тему «Викторина по сказкам К. Чуковского» В данной презентации на слайде был представлен сюжет одной из сказок, а детям предлагалось узнать и назвать сказку писателя.
В своей работе я так же уделяю внимание изобразительной деятельности, которая оказывает большое внимание на развитие интеллектуальных способностей дошкольников. Во время рисование на тему «На дне морском» я использовала мультимедийную презентацию, которая позволила познакомить детей с обитателями моря, предоставила возможность увидеть на экране обитателей морского дна, рассмотреть их форму и особенности, что помогло дошкольникам передать разнообразие в своем рисунке. Презентация «Зимушка – зима» успешно использовалась в ходе ООД во время рисования времени года - зима. Здесь дети еще раз могли увидеть красоту зимней природы, краски, характерные для времени года. Во время рисования пингвинов на льдине я так же использовала презентацию, которая позволила приблизить детей к миру этих удивительных птиц. Во время презентации дети могли рассмотреть пингвинов, их строение и окраску, ведь этих птиц в реальном времени он увидеть не могли. На занятиях по изобразительной деятельности я использовала и такой игровой прием как, «На что это похоже?», где на экране вниманию детей представлялся какой – либо предмет, а детям необходимо было сказать, на что он похож. В игре «Подбери по цвету» детям предлагается с помощью мышки выбрать контурное изображение предметов, который могут иметь цвет, указанный в центре игрового поля. В данной игре закрепляется представления детей о цветовой палитре реальных предметов, развивается внимание, память, умение анализировать. Например, красным может быть платье, чашка, туфли, помидор, яблоко. В игре «Раскрась – ка» на экране представлено контурное изображение предмета, а детям с помощью стилуса предлагается правильно раскрасить предмет. С целью закрепления знаний детей о народных промыслах, умения анализировать и отличать элементы росписей, разработала игру «Что лишнее?». В этой игре детям предлагается указать лишний элемент росписи на картинке. Дети выбирают элемент и объясняют свой выбор. Во время декоративного рисования использую презентацию «Народные промыслы», в ходе которой дети могут увидеть разнообразие предметов, украшенные той или иной росписью, увидеть характерные элементы росписи, их расположение на предмете. Игра «Составь узор» позволяет детям поупражняться в умении составлять узор из элементов росписи, которые дети могут передвигать с помощью мышки компьютера.
Все перечисленные формы использования ИКТ могут успешно использоваться в работе с дошкольниками в ходе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной или групповой работе, самостоятельной детской деятельности. Использование ИКТ в работе с дошкольниками способствует повышению познавательной мотивации воспитанников, активизирует их мыслительные процессы, привлекает пассивных слушателей к активной деятельности.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
Цель: обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса на основе изучения и внедрения информационных технологий.
С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно - образовательном процессе.
Педагог должен уметь:
- создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
- активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
- познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
- Владеть различными программами для создания мультимедийных презентаций
- создавать графические и текстовые документы (т. е. самостоятельно оформлять групповую документацию, диагностику и т. д)
Это значит – уметь пользоваться программой Майкрософт Офис,
Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint,Microsoft Office Excel
Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе
Познакомиться с информационными сайтами для педагогов и владеть навыками поиска информации в Интернете
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология– комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
- привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- формировать информационную культуру у детей;
- активизировать познавательный интерес;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
- ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например, видео - мастер - классы, вебинары и др.
- значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
- меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
- с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.
- Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это прежде всего:
- преобразование предметно-развивающей среды,
- создание новых средств для развития детей,
- использование новой наглядности,
- дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,
- разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
- в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
- поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
- Подбор дополнительного познавательного материала.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации, отчётов.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
- При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
- Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
- В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
- Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
- Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
- Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
- Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
- Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
- Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
- Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ- с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1.Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока.
Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.
Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления.
Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.
Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
- Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
- "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
- АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
- Игры-путешествия, "бродилки".
- Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- систематизация компьютерных развивающих программ;
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
- Детям пяти - семилетнего возраста можно "общаться" с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
- Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
- Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
- Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
- Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.
Таким образом, признаем, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом.
ИКТ в работе современного педагога.
Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
В настоящее время использование ИКТ в практике ДОУ в основном заключается в следующем:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- Оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе.Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта позволяет на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. При проведении родительских собраний, использование мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию родителей видеоролики и фильм о жизни детей в детском саду, презентации о правильном питании, о подготовке детей к обучению в школе. вычислительным машинам и организации работы». В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемаяигровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 минут.
Используемая литература
- 1.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- 2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
- 3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
- 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
- 5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
- 6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Конструктивно – модельная деятельность детей дошкольного возраста.
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.
В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно – модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.
Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер
Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:
- приобщать к конструированию;
- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.
- приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства
- развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.
- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.
. упражнять в конструирование по графическим моделям.
- совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
Зачем людям строить? Взрослым — чтобы жить. А ребенку? На вопрос, зачем ребенку строить, детская психология накопила много разных ответов. Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продуктивной детской деятельности (рисовании, лепке, аппликации), происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. А еще конструирование — чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития.
Через конструирование ребенок познает окружающий мир, а итогом освоения линии познания становиться способность ребенка к самостоятельности, умению осознанно использовать разные способы и приемы познания, такие как анализ, синтез, построение и использование наглядных моделей и пр. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления . С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз— вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы; сравнивать их между собой и расчленять на части; видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей; делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. В процессе конструирования развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п.
В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов». Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки и т.п .
Существуют следующие формы организации обучения конструированию .
Конструирование по образцу - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п., как правило, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Использование образцов — это важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Как показало исследование А.Р. Лурия, постановка таких задач перед дошкольниками — достаточно эффективное средство активизации их мышления. Обобщенные представления, сформированные в процессе конструирования по образцам, в дальнейшем позволят детям при конструировании по модели осуществить более гибкий и осмысленный ее анализ, что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие не только конструирования, но и аналитического и образного мышления. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.
Конструирование по условиям — принципиально иное по своему характеру. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования . Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и т.п. Этот опыт формируется, прежде всего, в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами .
Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такой вид конструирования и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления. При этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел; искать решения, не боясь ошибок и т.п.).
В конструировании по теме детям предлагают общую тематику конструкций (например, «Город»), и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Моделирования как средство развития конструктивной деятельности.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов. К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку. В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу. Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому.
Модельно-конструктивная деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована воспитателем в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия, служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка.
Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.