Система оценивания образовательных достижений учащихся
Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами освоения образовательной программы, требованиям ФГОС основного общего и среднего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах. На странице представлены системы оценки по физике, географии и информатике, которые я ипользую в своей работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перелыгина Юлия Алексеевна
Система оценивания образовательных достижений по географии
Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами освоения образовательной программы, требованиям ФГОС основного общего и среднего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах.
Формы контроля: устный ответ, практическая работа, тест, выполнение практических работ на карте, творческие задания.
Критерии оценки устного ответа.
Оценка «5» | 1). Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2). Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3).Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. 4). Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 5). Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям 6).Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач. |
Оценка «4» | 1). Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2). Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3).В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4). Ответ самостоятельный; 5). Наличие неточностей в изложении географического материала; 6). Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; 7). Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 8).Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9). Понимание основных географических взаимосвязей; 10). Знание карты и умение ей пользоваться; 11.) При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки. |
Оценка «3» | 1). Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2). Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3). Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4).Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5). Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6). Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7). Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8). Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. 10). Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.); 11). Скудны географические представления, преобладают формалистические знания; 12). Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; 13). Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. |
Оценка «2» | 1). Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2). Не делает выводов и обобщений. 3). Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4). Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5). При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Критерии оценки практических работ
Оценка «5» | 1). Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. 2). Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. |
Оценка «4» | 1). Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. 2). Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). 3). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы |
Оценка «3» | 1). Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами |
Оценка «2» | 1). Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
- чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
- при нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
- названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
- не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
- географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
- работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
- подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
- проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.
- при помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
- правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
- над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
- не забудьте подписать работу внизу карты!
- помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Критерии оценивания теста
Оценка «5» | если ученик выполнил правильно от 80% до 100% от общего числа баллов. |
Оценка «4» | если ученик выполнил правильно от70 % до 80% от общего числа баллов. |
Оценка «3» | если ученик выполнил правильно от50 % до 70% от общего числа баллов. |
Оценка «2» | если ученик выполнил правильно менее 50 % от общего числа баллов или не приступил к работе, или не представил на проверку. |
Проверочная работа по теме «Литосфера» 6 класс Е.М. Домогацких
Тестовые вопросы
- Толщина земной коры на суше на равнинных участках
- 40-45 км
- 30-35 км
- 50-55 км
- 35-40 км
- Толщина земной коры на суше в горных районах
- 70 км
- 80 км
- 100 км
- 60 км
- Толщина земной коры под Гималаями:
- 80 км
- 90 км
- 100 км
- 110 км
- Толщина земной коры под океаном
- 1-5 км
- 4-8 км
- 5-10 км
- 10-15 км
- Сколько всего литосферных плит
- 10
- 11
- 12
- 13
Сложные тестовые вопросы
- Осадочные горные породы это:
- глина
- базальт
- уголь
- алмаз
- мрамор
- тальк
- Магматические горные породы это:
- песчаник
- брекчия
- туф
- базальт
- карбонат
- гранат
- Метаморфические горные породы это:
- кварц
- доломит
- боксит
- мрамор
- тальк
- габбро
- На какой из перечисленных территорий можно наблюдать гейзеры?
- Русская равнина
- Полуостров Камчатка
- Парк Йеллоустон
- Остров Тасмания
- Остров Сахалин
- Среднесибирское плоскогорье
- На какой из причисленных территорий наиболее вероятны сильные землетрясения
- Уральские горы
- Кавказ
- Гималаи
- Русская равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Каспийская низменность
- На какой из причисленных территорий мощность земной коры будет 35-40 км
- Русская равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Полуостров Камчатка
- Среднесибирское плоскогорье
- Тянь-Шань
- Карпаты
- На какой из причисленных территорий мощность земной коры будет 60-80 км
- Русская равнина
- Кавказ
- Западно-Сибирская равнина
- Каспийская низменность
- Гималаи
- Остров Сахалин
Вопросы на соответствие
- Установите соответствие
- мрамор а) Осадочные горные породы
- торф б) Метаморфические горные породы
- алмаз в) Магматические горные породы
- глина г) Осадочные горные породы
- Установите соответствие
- 35-40 км а) Толщина земной коры на суше на равнинных участках
- 90 км б) Толщина земной коры на суше в горных районах
- 80 км в) Толщина земной коры под океаном
- 5-10 км г) Толщина земной коры под Гималаями
- Установите соответствие
- латерит а) Осадочные горные породы
- кварц б) Метаморфические горные породы
- мрамор в) Магматические горные породы
- туф г) Магматические горные породы
- Установите соответствие
- уголь а) Осадочные горные породы
- гранит б) Метаморфические горные породы
- гнейс в) Магматические горные породы
- тальк г) Метаморфические горные породы
- Установите соответствие
- Тихий океан а) Евразийская плита
- Евразия б) Индо-Австралийская плита
- Австралия в) Южно-Американская плита
- Южная Америка г) Тихоокеанская плита
Вопросы на последовательность
- Расположите в порядке убывания
- Толщина земной коры на суше на равнинных участках
- Толщина земной коры на суше в горных районах
- Толщина земной коры под Гималаями
- Толщина земной коры под океаном
- Расположите в порядке убывания плиты по площади
- Тихоокеанская плита
- Индо-Австралийская плита
- Южно-Американская плита
- Евразийская плита
- Расположите в порядке убывания территории по мощности земной коры
- Русская равнина
- Кавказ
- Гималаи
- Камчатка
Вопросы на знание определений и понятий
- Твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и пласта размягчённых горных пород, входящих в состав верхней мантии.
- Крупный стабильный участок земной коры, часть литосферы.
Вопрос с развёрнутым ответом
- Почему происходит землетрясение?
- Как происходит движение литосферных плит?
- Как происходит образование гор?
- Почему происходит извержение вулканов?
Ответы.
Тестовые вопросы
- 4)
- 2)
- 2)
- 3)
- 4)
Сложные тестовые вопросы
- 1),3)
- 3), 4)
- 4), 5)
- 2), 3)
- 1), 2)
- 2),5)
Вопросы на соответствие
- Установите соответствие
- Б)
- Г)
- В)
- А)
- Установите соответствие
- А)
- Г)
- Б)
- В)
- Установите соответствие
- А)
- В)
- Б)
- Г)
- Установите соответствие
1) А)
2) В)
- Б)
- Г)
- Установите соответствие
- Г)
- А)
- Б)
- В)
Вопросы на последовательность
- Расположите по времени наступления дня
3) 2) 1) 4)
- Расположите в порядке убывания
1) 4) 3) 2)
- Расположите в порядке убывания
3) 2) 4) 1)
Вопросы на знание определений и понятий
- Литосфера
- Литосферная плита
Вопрос с развёрнутым ответом
Критерии оценивания
Тестовые вопросы
Количество правильных ответов | Оценка |
1 | Не сдан |
2 | Не сдан |
3 | «Удовлетворительной» |
4 | «Хорошо» |
5 | «Отлично» |
Сложные тестовые вопросы
Количество правильных ответов | Оценка |
0-4 | Не сдан |
4-6 | Не сдан |
6-8 | «Удовлетворительной» |
8-10 | «Хорошо» |
10-12 | «Отлично» |
Вопросы на соответствие
Количество правильных соответствий | Оценка |
0-8 | Не сдан |
8-10 | Не сдан |
10-14 | «Удовлетворительной» |
14-18 | «Хорошо» |
18-20 | «Отлично» |
Вопросы на последовательность
Количество правильных ответов | Оценка |
1 | Не сдан |
2 | Тест дан |
3 | Тест дан |
Вопросы на знание определений и понятий
Количество правильных соответствий | Оценка |
1 | Не сдан |
2 | Тест сдан |
Предварительный просмотр:
Перелыгина Юлия Алексеевна
Система оценивания образовательных достижений по физике
Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами освоения образовательной программы, требованиям ФГОС основного общего и среднего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах.
При определении уровня учебных достижений по физике оценивается:
- владение теоретическими знаниями;
- умение использовать теоретические знания при решении задач или упражнений различного типа (расчетных, экспериментальных, качественных, комбинированных и др.);
- владение практическими умениями и навыками при выполнении лабораторных работ, наблюдений и физического практикума
Для контроля усвоения текущих знаний, умений обучающихся применяются различные формы по физике:
- устный индивидуальный опрос
- тесты
- кратковременные проверочные работы (7-15 минут)
- зачеты по темам, разделам
- контрольные работы
- лабораторные работы
- домашние эксперименты
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной системе оценивания для всех видов работ установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» | 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала в установленном объеме, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «4» | 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «3» | 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, или нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «2» | 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3 Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5» | 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. |
Оценка «4» | 1.Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий, но допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). |
Оценка «3» | 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 2. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 3. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. |
Оценка «2» | 1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. |
Критерии оценивания письменных работ (контрольных, самостоятельных)
Оценка «5» | 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов; 2. Допустил не более одного недочета. 3. В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «5» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. |
Оценка «4» | 1. Выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки (за исключением решения количественных физических задач) и одного недочета или не более двух недочетов. 2. В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «4» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. |
Оценка «3» | 1. Правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или выполнил решение количественной физической задачи по действиям без вывода рабочей формулы при наличии правильного ответа или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 2. В работах с избыточной плотностью заданий допускается выставление отметки «3» в соответствии с заранее оговоренным нормативом. |
Оценка «2» | 1.Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму. 2. Не приступал к выполнению работы; или правильно выполнил не более 15 % всех заданий. |
Критерии оценивания лабораторных работ
Оценка «5» | Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. |
Оценка «4» | Ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но: Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные. |
Оценка «3» | Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. Опыт проводился нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы). Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. |
Оценка «2» | Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3». Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. |
Критерии оценивания работ в форме тестов
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка «5» - 81% и более
Отметка «4» - 60-80%
Отметка «3» - 45-59%
Отметка «2» - 0-44%
Перечень ошибок
I. Грубые ошибки
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) решение физических задач по действиям, без вывода рабочей формулы;
6) неумение делать выводы и обобщения;
7) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
8) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
9) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
10) нарушение техники безопасности;
11) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
Негрубые ошибки
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) арифметические ошибки
Недочеты
1) Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2) Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3) Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4) Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Подобная типизация позволяет учителю легко классифицировать задания при подготовке письменных работ. Подобрав задания с учетом уровня, учитель вправе ожидать соответствующий результат. Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося в терминах знаний и умений на базовом уровне, за который он получает оценку «удовлетворительно». В таблице представлены предметные знания и умения по физике, от которых нужно отталкиваться при оценке уровня достижений обучающегося.
Предметные знания и умения по физике
Знание… | Умение… |
основных фактов | описать физические явления |
основных физических законов | объяснять физические законы |
основных понятий и физических терминов | · давать точные определения понятий и терминов; |
· буквенных обозначений физических величин; | пользоваться математическим оформлением физических определений и закономерностей. |
названий, устройства и принципа действия основных физических приборов и другого физического оборудования | · обращаться с физическими приборами и оборудованием; |
| · производить несложные математические операции; |
· применять физические закономерности для объяснения явлений природы; | |
применять знания в области основных физических теорий к объяснению отдельных явлений и законов | |
работать с учебником (учебным текстом); | |
оформлять все виды работ и ответов (записи, рисунки, схемы, графики и т. п.) |
Основные представления… |
- о материальности мира, его познаваемости; - роли физики в развитии других областей человеческого знания (естественные науки, медицина, техника и пр.) |
Внешний контроль, осуществляемый учителем с целью определения уровня достижений обучающегося, традиционно можно проводить в устной и письменной форме.
К формам текущего письменного контроля относятся:
- физический диктант, целью которого является проверка знаний и умений учащегося, информация о пробелах в знаниях, готовность воспринимать новый материал, а так же контроль домашнего задания;
- кратковременная самостоятельная работа, целью которой является оперативный контроль знаний, умение работать с формулами, проводить математические вычисления, переводить величины из одной системы в другую;
- тестовая самостоятельная работа, которая позволяет выявить знания и умения по текущему материалу, остаточные знания, позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях;
- релейная контрольная работа, позволяющая осуществить контроль усвоения текущего материала и формирование умений в рамках темы;
- тематическая контрольная работа, позволяющая провести итоговый контроль и выявить результаты обучения в рамках темы;
- зачет, с помощью которого осуществляется индивидуальный итоговый контроль.
Во все виды работ учитель включает задания, определяемые основными вопросами в теме (базовый уровень), дополняя их в определенном соотношении заданиями повышенного и высокого уровня. Задания могут быть расчетными и качественными.
При проверке самостоятельных и контрольных работ, состоящих из расчетных задач, во-первых, необходимо оценить каждую отдельную задачу, во-вторых, всю работу в целом. Наиболее простым и наименее информативным является способ оценки задачи в целом: решена задача или нет. Этот способ проверки создает большие проблемы, особенно когда количество задач в работе невелико. В таком случае для качественной проверки любой письменной работы лучше всего воспользоваться принципом оценивания, заложенным КИМ ОГЭ и ЕГЭ. Каждой задаче присваивается определенное количество баллов (т. е. задача имеет свой «вес», определяемый степенью ее сложности) и при проверке оценивается ход решения по «шагам», которые совершают в ходе ее решения обучающиеся. Затем все баллы за верные «шаги» складываются, и выставляется итоговая оценка.
Задача на прямую подстановку в формулу
Номер «шага» | «Шаг» | Варианты оценивания «шагов» в баллах | ||||
1 | записать «Дано» | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | выбрать и записать основную (и единственную) формулу | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | подставить в формулу значения величин с наименованием | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | провести расчет | 1 | 1 | |||
5 | определить наименование величины | 1 | ||||
6 | записать ответ | 1 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
При обучении эти «шаги» должны быть учителем четко определены, а при контроле оценены. При этом оценивается не то, что ученик не сделал, а то, что у него получилось. Например, оценим базовую задачу для 8-го класса (№ 1281)
«Электрический утюг включен в сеть с напряжением 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе утюга, если сопротивление его равно 48,4 Ом?»
Такая задача однозначно относится к базовому уровню и при правильном решении, т. е. при соблюдении всех «шагов» выглядит следующим образом:
Дано: Решение:
U=220 В 1 «шаг» I= (закон Ома для участка цепи) 2 «шаг»
R=48, 4 Ом I 3 «шаг»
Найти: I I = 4, 5 (А) 5 «шаг»
4 «шаг»
Ответ: сила тока в нагревательном элементе утюга примерно 4,5 ампера.- 6 «шаг»
Таким образом, если верно совершены все 6 шагов, то обучающийся получает за такую задачу 6 баллов. Отсутствие шага или неверный шаг снижают общий «вес» задания. Если самостоятельная работа состоит из 3-х задач базового уровня (18 баллов), оценки можно выставить следующим образом:
Оценка | % выполнения задания | Баллы |
«1» | Менее 25% | 0 - 4 |
«2» | 26 % - 49 % | 5 - 8 |
«3» | 50% - 70% | 9 - 12 |
«4» | 71% - 90% | 13 - 16 |
«5» | 91% - 100% | 17-18 |
Однако включать в работу только базовые задания нецелесообразно. Вторым, более сложным видом задания является задание «на связи», относящееся к повышенному уровню. Количество «шагов» в такой задаче прежнее, а «вес» ее выше, чем у базовой. Например, задание по теме «Механические колебания» (№ 859, сб. задач Лукашик В.И., Иванова Е.В.):
«Частота колебаний крыльев вороны в полете равна в среднем 3 Гц. Сколько взмахов крыльями сделает ворона, пролетев путь в 650 м со скоростью 13 м/с? (задачу можно решать поэтапно, с промежуточными расчетами).
Дано Решение
ν = 3 Гц ν = (1) 2 «шаг»
S = 650 м 1 «шаг» t = (2)
υ = 13 м/с из (1) N = ν∙t N= ν ∙ (3) 3 «шаг»
Найти: N N = 3 Гц ∙ 4 «шаг»
N= 150 [N]= = 5 «шаг»
Ответ: ворона сделает 150 взмахов. – 6 «шаг»
Задания высокого уровня так же решается по «шагам», однако требует идеи, положенной в основу решения. Поэтому, если в работу включаются задания повышенного и высокого уровня, то «шаги» в базовой задаче можно группировать, уменьшая «вес» задания в 2-3 раза. Дифференцирование «веса» задания позволяет в небольшой по объему работе оценить степень владения обучающимся различными способами деятельности и провести в дальнейшем соответствующую их корректировку. Так, если в работу включены базовая задача и две задачи повышенного уровня, то «вес» первой задачи можно снизить до 3 –х баллов (объединив «шаги» 3-6), задачу повышенного уровня оценив в 6 баллов. Итого вся работа составляет 3+6+6=15 баллов. Критерии оценки работы могут быть следующими:
Оценка | % выполнения заданий | Баллы |
«1» | Менее 30% | 0 - 4 |
«2» | 31 % - 50% | 5 - 7 |
«3» | 51% - 65% | 8 -10 |
«4» | 66% - 90% | 11 - 13 |
«5» | 91% - 100% | 14 - 15 |
Подобным образом можно оценить любую работу. При этом надо четко определить тип задания и количество «шагов», необходимых для их выполнения.
При составлении самостоятельной или контрольной работы можно пользоваться следующим принципом:
- задания базового уровня составляют не более 75% от общего количества;
- задания повышенного уровня не более 30% от общего количества;
- задания высокого уровня не более 10% от общего количества.
Еще одной формой текущего контроля знаний и умений в физике может служить физический диктант, который проводится после изучения единого тематического блока. В диктант включаются 2/3 базовых заданий по теме и 1/3 заданий повышенного и высокого уровней. Оценить физический диктант также можно по баллам. Так, базовому заданию присваиваем 1 балл, заданию повышенного уровня – 2 балла, высокого – 4. Таким образом, диктант из 10 заданий может содержать 7 вопросов базового уровня, два – повышенного и одно – высокого. Общее количество баллов в таком случае составляет 7+2∙2+4=15. Распределение оценок в таком случае выглядит следующим образом.
Оценка | % выполнения заданий | Баллы |
«1» | Менее 30% | 0 - 4 |
«2» | 31 % - 50% | 5 - 7 |
«3» | 51% - 65% | 8 -10 |
«4» | 66% - 90% | 11 - 13 |
«5» | 91% - 100% | 14 - 15 |
Баллы на соответствующую оценку можно набрать за любые из выполненных заданий, а так же за его часть. Это касается заданий повышенного и высокого уровня. Их надо подобрать таким образом, чтобы «шаг» в них составлял 1 балл. Например, задание по теме «Испарение. Кипение.» для 8 класса (№ 834) содержит 4 вопроса и для ответа на которые требуется анализ графика, поэтому его можно отнести к заданию высокого уровня. Правильный ответ на каждый из вопросов позволяет ученику получить 1 балл.
Если в работу включена качественная задача, то также необходимо выделить отдельные «шаги», выполнение которых необходимо и достаточно для ее обоснованного решения. Здесь ориентиром может стать обобщенная схема оценивания качественной задачи в ОГЭ или ЕГЭ
Номер «шага» | «Шаг» | Варианты оценивания «шагов» в баллах | ||||
1 | Изобразить пояснительный рисунок, схему, структурно – логическую схему, график (если нужно) | 1 | 1 | нет | нет | 2 |
2 | Перечислить основные физические явления (например, 2 явления) | 2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | Назвать признаки, закономерности или законы, которые позволяют предсказать или объяснить процессы, происходящие в задаче | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 |
4 | Провести рассуждение | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Сделать выводы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Записать ответ | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 8 | 7 | 6 | 5 | 6 |
Например, выделим «шаги», необходимые для успешного решения следующей задачи:
«В цилиндрическом сосуде под поршнем длительное время находятся вода и ее пар. Поршень начинают медленно выдвигать из сосуда. При этом температура воды и пара остается неизменной. Как будет меняться при этом масса жидкости в сосуде?»
1 «шаг» - пояснительный рисунок предлагаемого процесса;
2 «шаг» - т.к. вода и ее пар находятся в сосуде длительное время и внешние условия не меняются, то успевает установиться динамическое равновесие между водой и ее паром, поэтому пар является насыщенным;
3 «шаг» - при выдвигании поршня пар изотермически расширяется, а его давление и плотность при этом не должны изменяться (процесс проходит медленно);
4 «шаг» - это происходит потому, что для сохранения давления и плотности пара его количество (масса) должно увеличиваться, поэтому для пополнения числа молекул пара процесс испарения жидкости должен происходить интенсивнее;
5 «шаг» - при усилении испарения воды ее количество будет уменьшаться;
6 «шаг» - Ответ: масса жидкости в сосуде будет уменьшаться.
Оцениваю «пошагово» качественную задачу, можно выставлять за нее соответствующее количество баллов. Качественные задачи так же можно делить на уровни. Каждая задача при этом должна иметь свой «вес» в зависимости от степени ее сложности. При проверке учитель определяет количество верно совершенных «шагов», оценивает задание.
Какую бы форму не принимала письменная работа, учитель всегда должен определиться с критериями выставления оценки и познакомить с ними учащихся перед ее проведением. При пошаговой оценке учебных достижений легко отследить их динамику, определить «слабые места» и провести необходимую корректировку. В сочетании с другими методами и формами контроля, взаимно дополняющими друг друга, можно обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения планируемых результатов обучения.
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Критерии оценок по физике. Методическое пособие для учителей физики. – М., МИОО, 2020.
3. Демидова М.Ю. Методологическая система оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях введения ФГОС (общее образование)- http://www.diss.selik.ru
Предварительный просмотр:
Перелыгина Юлия Алексеевна
Система оценивания образовательных достижений по информатике
Система оценки достижений - один из инструментов реализации требований стандарта. Контроль знаний, проводимый в процессе обучения, призван соотнести достижения обучающегося с планируемыми результатами освоения образовательной программы, требованиям ФГОС основного общего и среднего образования, которые прописываются в рабочих учебных программах.
Как ни в каком другом учебном предмете в информатике необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков – практическую работу.
Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры.
В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания учащихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными продуктами.
Традиционные способы | Безмашинные способы контроля | Смешанные способы | Машинные способы контроля |
-устный опрос -устная самостоятельная работа -выступление с сообщением - устный зачет - блиц-опрос | -диктант -самостоятельная работа -контрольная работа -зачет -тест -экзамен -олимпиада | -практическая работа -лабораторная работа | |
Нетрадиционные способы |
| -исследовательская работа -творческая работа -реферат -сочинение -соревнования (конкурсы, турниры, КВН) - конференция - аукцион |
|
Устный опрос
На уроках информатики контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:
- выяснения готовности класса к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- проверки домашних заданий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:
- обращение с вопросом ко всему классу,
- конструирование ответа,
- рецензирование ответа,
- оценка ответа и ее обоснование,
- постановка вопросов ученику самими учащимися,
- взаимопроверка,
- самопроверка.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.
Возможны различные варианты диктантов. На уроках информатики наиболее используем компьютерный диктант, который позволяет проверить знания и умения одновременно.
Зачет
Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.
Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.
Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.
Компьютер - идеальное средство для контроля тренировочных стадий учебного процесса, т. к. компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика: они в значительной степени оказываются частным делом ученика. Учитель быстрее выявляет пробелы в знаниях, а ученик быстрее реагирует на свои ошибки и устраняет их.
Контрольная работа
Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.
С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.
Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Лабораторная работа
Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с компьютерами.
Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
В информатике указанные средства можно применять косвенно и явно. Косвенное применение строится на обобщающих вопросах или заданиях, предлагаемых после ответа на все или большинство предложенных вопросов. В основе явного применения лежит присутствие в вопросах (заданиях) понятий, непосредственно связанных с этой дисциплиной.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Викторина
Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.
Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.
Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной системе оценивания для всех видов работ установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» | 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала в установленном объеме, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «4» | 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «3» | 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, или нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Оценка «2» | 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3 Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. |
Кроссворд
Информация, информационные процессы
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
5 | ||||||||||||
- Устройство, которое принимает информацию.
- Устройство, от которого информация исходит.
- Информационный процесс.
- Устройство, на котором информация хранится.
- Это сообщения, данные, новости, сведения.
1 | 2 | ||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
- Информационный процесс.
- Устройство, от которого информация исходит.
- Информационный процесс.
- Информационный процесс.
- Устройство, которое принимает информацию.
Примеры обобщающих вопросов
1) сгруппировать понятия по степени общности;
2) какие из материальных носителей использованы для передачи информации;
3) перечислить персонажей, владеющих какими-либо формальными языками;
4) отметить истинные высказывания;
5) используя рисунки, закодировать некоторые из высказываний.
Установите соответствие
1. Установите соответствие между областями научных знаний и трактовками в них термина «информация». Тогда вы получите название информационного процесса. В чем суть этого процесса?
1) теория информации (б) Сведения об окружающей действительности
2) обыденное понимание (е) сообщения, передаваемые в виде сигналов различной природы
3) документалистика (м) Сведения, зафиксированные в виде текстов
4) техника (н) Сведения, обладающие новизной
5) семантическая теория (о) Сведения, уменьшающие неопределенность
2. Установите соответствие между свойствами информации и их расшифровками. Тогда вы получите название еще одного свойства. Что оно означает?
1) Объективность (а) достаточность для решения поставленной задачи
2) массовость (з) независимость от личного мнения
3) полнота (и) изложение на доступном для получателя языке
4) ясность (м) важность для потребителя
5) понятность (н) применимость ко всем направлениям
6) ценность (о) отражение истинного положения дел
7) достоверность (с) корректность актуализации знаний
8) адекватность (т) существенность в данный момент
9) актуальность (ч) выразительность сообщения на языке интерпретатора
10) полезность (ь) возможность решить поставленную задачу
3. Установите соответствие между названиями информационных процессов и примерами таких процессов. Тогда вы получите название еще одно процесса. Что он означает? Приведите примеры его реализации.
1) Хранение (и) Улыбка окружающим
2) Защита (к) Взгляд на термометр
3) Передача (о) Пародирование данных
4) Обработка (п) Запоминание прогноза погоды на неделю
5) Получение (с) Решение задачи графическим способом
4. Установите соответствие между видами информации и реализующими их действиями. Тогда вы получите название одного из органов восприятия информации.
1) Звуковая (а) Косой взгляд
2) Зрительная (с) Запах духов
3) Тактильная (л) Поглаживание кошки
4} Обоняние (п) Раскат грома
5) Вкусовая (ц) Поедание конфеты