Мониторинг метапредметных и личностных достижений
Мониторинг сформированности метапредметных и личностных УУД позволяет увидеть личный прогресс ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. Это помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретно умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Большая часть учащихся показывает высокий и средний уровень сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных УДД, Диагностика личностных результатов позволяет сказать о сформированности личностностных УДД у большинства учащихся в соответствии с их возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_sformirovannosti_uud.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня
сформированности универсальных учебных
действий в основной школе
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального школьного образования и основного общего образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся основного общего образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия школьников 5-9 классов;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в среднем звене.
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД
№ | Оцениваемые результаты | Критерии сформированности УУД | Баллы |
Регулятивные УУД | |||
1 | Произвольность деятельности | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяетрезультат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. | 3 |
Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке. | 2 | ||
Деятельность хаотична, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна. | 1 | ||
2 | Планирование | Планирует деятельность самостоятельно | 3 |
Планирует деятельность с направляющей помощью | 2 | ||
Планирует деятельность с помощью учителя | 1 | ||
3 | Самоконтроль | Проверяет результат, находит и исправляет ошибки | 3 |
Результат проверяет, но ошибок "не видит" | 2 | ||
Результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом | 1 | ||
4 | Самооце- нка | Способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | 3 |
Не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | 2 | ||
Не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | 1 | ||
Коммуникативные УУД | |||
1 | Ведение дискуссии | Отвечает, давая развернутый ответ, самостоятельно формулирует корректные вопросы | 4 |
Отвечает, давая краткий ответ, формулирует неточный вопрос | 3 | ||
При ответе или формулировке вопроса испытывает затруднения из-за волнения | 2 | ||
При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря, формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику | 1 | ||
2 | Способность к сотрудничеству | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 | ||
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 | ||
В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других. | 1 | ||
3 3 | Уровень коммуникации | Проявляет инициативу в общении, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится к расширению круга знакомств. | 4 |
Стремится к контактам с разными людьми, отстаивает свое мнение, однако недостаточно инициативен и активен в общении | 3 | ||
Не стремится к общению, чувствует себя скованно в новом коллективе, предпочитает проводить время один. Испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед классом, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды, редко проявляет инициативу в общении | 2 | ||
Отношение к общению негативное, замкнут, повышена обидчивость, раздражительность, значительные трудности вхождения в новый коллектив | 1 | ||
Познавательные УУД | |||
1 | Восприятие устной и письменной информации | Воспринимает информацию с первого раза | 3 |
Нуждается в дополнительных разъяснениях, в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | 2 | ||
Не воспринимает устную и письменную информацию | 1 | ||
2 | Познавательная активность | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в посторонней помощи | 3 |
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, круг интересующих вопросов довольно узок, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция | 2 | ||
Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется | 1 | ||
3 | Мышление (сформированность логических операций) | Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи | 3 |
Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания | 2 | ||
При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется. | 1 | ||
Личностные УУД | |||
1 | Самооценка. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки) | Формирует самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, видны готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать. 2 2 Проявляет интересы, инициативы и любознательность, учится с четкой организацией своей деятельности. Не всегда открыто выражает и отстаивает свою позицию. Не всегда адекватно себя оценивает. | 1 |
В учении не проявляет интересы, инициативы и любознательность. Отмалчивается, не выражает и не отстаивает свою позицию. Не адекватно себя оценивает. | 0 | ||
2 | Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе) | Выполняет самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимает ответственность за их результаты. Целеустремленно и настойчиво идет к достижению целей, готов к преодолению трудностей | 2 |
Проявляет самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Иногда не доходит до цели, боится преодоления трудностей. | 1 | ||
Не проявляет или проявляет крайне редко самостоятельность, инициативу и ответственность как личность. Выполняет только самые простые задания, нацелен на неуспешность. | 0 | ||
3 | Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность) | Проявляет толерантность и противодействует действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Осознает себя гражданином, имеет активную сформированную гражданскую позицию. Участвует в социальном проектировании. | 2 |
Проявляет уважение к другим людям, самодостоинство. Понимает и принимает возможность человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях. Осознает себя гражданином, имеет активную, но не до конца сформированную гражданскую позицию | 1 | ||
Не проявляет уважение к другим людям. Не принимает возможность человека быть самим собой. Осознает себя гражданином, имеет пассивную, не сформированную гражданскую позицию. | 0 |
Карта наблюдения по отслеживанию формирования УУД позволяет представить полную картину об учащемся, для того, чтобы зафиксировать его проблемы, и наметить план коррекционных действий по их устранению. По количеству набранных баллов можно судить об уровне сформированности УУД:
Уровни сформированности УУД
Уровни сформированности УУД | Характеристика деятельности учащихся | Количество баллов |
Низкий уровень | Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия | От 0 до 15 баллов |
Средний уровень | Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение) | От 16 до 34баллов |
Высокий уровень | Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели) | От 35-40 баллов |