Главные вкладки
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций» | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Ермолаева Эльвира Фанисовна
на 2022-2024 учебный год
2022г.
Личная карта
ФИО педагога: Ермолаева Эльвира Фанисовна
Специальность по диплому: воспитатель в дошкольных учреждениях
Занимаемая должность: воспитатель группы
Общий стаж трудовой деятельности: 12 года
Педагогический стаж: 3 года
План самообразования
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликаций»
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.
Актуальность:
Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Задачи:
- Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развить способность координировать работу рук со зрительным восприятием.
- Развить творческой активности, фантазии.
- Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес...
- Обучать ловкости в обращении с различным материалом,тренировать мышцы рук детей.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально
Изучение психолого – педагогической литературы
- Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса
- Проектная и исследовательская деятельность
- Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей
- Продолжать изучать педагогический опыт других педагогов
- Планомерное и систематическое совершенствование методовучебно – воспитательного процесса/
Предполагаемый результат:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества .
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и как следствие улучшается речевая активность.
Форма отчета по проделанной работе: Конспекты занятий, папки-передвижки, консультации для родителей
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 2 года
Содержание работы
№ п/п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1. | Диагностический | 1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | В течение года | Курсы повышения квалификации Изучение ФГОС ДО Изучение психолого – педагогической литературы Создание мини – сайта –персональный сайт в социальной сети работников образования |
2. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. | В течение года Сентябрь май | |
3. | Практический |
| В течение года | Работа с детьми:. 1.Обогащение словаря детей в НОД и совместной деятельности воспитателя с детьми 2.Занятия с использованием дидактических игр и упражнений. 3.Беседы с детьми по лексическим темам. Работа с родителями 1. Родительское собрание «Особенности развития детей с нарушениями речи» Возрастные особенности детей подготовительной группы. 2. «Растить детей любознательными» Консультации: 1. «Пальцы помогают говорить» 2. «Воспитание познавательных интересов у детей дошкольного возраста» 3.«Как отвечать на детские вопросы» 4. «Как активизировать словарь детей» (речевые игры) 5. «Влияниепродуктивных видов деятельности на развитие речи детей» 6. «Домашние развивающие игры» |
4. | Обобщающий |
| 1.Творческий отчёт о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете 2..Подготовить и провести открытое занятие 3.Подготовить консультацию для педагогов ДОУ «Игры на обогащение словарного запаса детей» 5.Выступление на итоговом педсоветев ДОУ. |
Перспективный план на 2015 – 2017 учебный год по самообразованию
на тему
«Развитие мелкой моторики рук с помощью
нетрадиционных техник аппликации»
. | Содержание деятельности | Цель | Работа с родителями | Работа с воспитателями |
2015-2016 учебный год | ||||
Сентябрь | Сбор литературы, пополнить личную библиотеку | Цель: найти и изучить методическую литературу нетрадиционных техник аппликации | Анкетирование родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников. Цель: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками. Определить степень осведомленности родителей о том, какую роль играет художественно –эстетическое развитие в воспитании дошкольника. | Анкетирование педагогов |
Октябрь | Экскурсия в осенний лес- сбор природного материала | Цель:уточнение и закрепление правил сбора природного материала Задачи: развивать наблюдательность, образное восприятие, фантазию; развивать связную речь, логическое мышление, восприятие, концентрацию и переключение внимания, расширять кругозор; пополнять и активизировать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе. | Тематическое панно «Югра в России» Сбор природного материала (шишки, мох, береста, кора сосны). Работа с природными материалами (изготовление поделок) | Презентация: Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста. |
Ноябрь | Беседа – презентация ВОЗМОЖНОСТИ АППЛИКАЦИИ | Презентация содержит две логические части: теоретическую и практическую. Разработка познакомит дошкольников с терминами, расскажет о необходимых инструментах и правилах безопасности. Практическая часть содержит задания для работы с картоном и природным материалом. На слайды выводятся изображения готовых работ. Дети могут проявить фантазию и внести поправки, изменения в аппликацию. | Подбор аппликационного материала | Семинар практикум для воспитателей на тему: "Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации". |
Декабрь | "Использование ИКТ в НОД в ДОУ" Участие в Всероссийской дистанционной педагогической конференции «Педагогическая инициатива» Центр интеллектуального развития «Академия талантов» | Изучить материал из опыта работы воспитателей. | Ситуативный разговор об особенностях жанров творчества народов Югры.. | Консультация «Аппликация при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие в рамках ФГОС» |
Январь | НОД «Приди коляда накануне Рождества» «Рождественская открытка». Целевая прогулка в ДК «Сибирь» | Цель: Рассказать детям о празднике Рождества, о народных традициях. Сделать подарки своим родным и близким-красивыеоткрытки, аппликации и поделки. Цель: познакомить детей с ансамблем «Радуга». | силуэты для украшений аппликации по мотивам хантыйской национальной одежды (малица, кисы, рукавиц)предметов быта (туесок, короб). | Консультация для воспитателей «Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, ее традициям и культуры» |
Февраль | «Морозный узор». Работа с бросовым материалом. | ЦельПродолжать учить работать с бросовым материалом; развивать пространственную ориентировку детей; развивать абстрактное мышление, воображение, обогащать словарь. Способствовать развитию мелкой моторики. | Индивидуальная работа – беседы. Консультация для родителей. «Развиваем фантазию детей применяя природный и бросовый материал» | Электронная презентация на тему: «Использование бросового материала в развитии элементов творческих способностей у дошкольников». |
Март | НОД «Матрёшка» Развлечение «Русская изба» Выставка «Такие разные матрешки».(изготовленных в разных техниках) | Цель: формировать уважительное отношение к народной национальной культуре, традициям. Цель: познакомить с традициями русского народа –Расширение знаний детей и их родителей о национальных традициях (гостеприимстве, почитании родителей), быте, об укладе жизни и обрядах русского народа. | Мастер-класс по изготовлению аппликации из крупы «матрёшка» | Консультация для воспитателей Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника. |
Апрель | Целевая экскурсия в детскую библиотеку. НОД образовательной области «Художественное творчество» аппликация Тема: «Десять птичек – стайка» | Цель: ознакомление с книгами о разных техник аппликаций Цель: создать у детей атмосферу радости при изготовлении птичек; закрепить умение детей выполнять работу по задумке. | Итоговая - Выставка | Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики» |
Май | Подведение итогов и проведение диагностики | Обобщающий этап работы по самообразованию (самоанализ) | ||
Июнь | Сбор информации о разных техник аппликаций | |||
Июль | ||||
Август | ||||
2016-2017 учебный год | ||||
Сентябрь | «Югорское народное творчество» | Цель:Познакомить с декоративно – прикладным искусством народов Севера. Воспитывать любовь к прекрасному. | Презентация «Моя Югра»; | Рассматривание Югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера. Рассматривание физической карты, глобуса Чтение стихотворения «Родная Югра» |
Октябрь | «Есть поселок на Севере» Чтение: художественная и познавательная литература по теме. Знакомство с техникой «Флористика» | Цель: Расширить представление о родном поселке, городе Ханты – Мансийск, развивать любознательность, словарный запас, воспитывать любовь к родному поселку. | - изготовление макетов объектов улиц поселка | Консультирование воспитателей- напарников с целью обмена опытом Индивидуальное консультирование; |
Ноябрь | Беседа с детьми об истории праздника «День Народного единства»; Рассматривание фото, репродукцийкартин, иллюстраций, и др. Чтение художественной литературы Знакомство с техникой «Аппликация из салфеток» Работа с салфетками, аппликация «Флаг нашей страны» | Цель: приобщение детей истории России. Цель данного мероприятия познакомить с нетрадиционной техникой аппликации из салфеток,так же развитие мелкой моторики рук и усидчивости. | Изготовления дидактических игр с предметами по художественному – эстетическому творчеству.(аппликация) Мастер-класс Выставка поделок | Проведение консультаций для воспитателей |
Декабрь | Презентация «Скоро Новый год» Беседа «Ктотакойснеговик» «Снеговик» - аппликация из ваты и цветной бумаги | Цель: проведение выставки детско-родительских новогодних поделок «Снеговик - почтовик», оформление музыкального зала к новогоднему празднику, повышение имиджа ДОУ у родителей. | Оформление групп к Новому году с помощью дидактических игр и пособий Индивидуальное консультирование; | Консультация «Новогодняя поделка» |
Январь | "Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс художественно-эстетической деятельности в домашних условиях" | Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | Консультации для родителей. | - Оформление уголков творчества по данной теме |
Февраль | Знакомство с техникой «Аппликация из ткани» Работастканью, апплика- ция «Доброе солнышко» | Цель:Познакомиться с аппликацией из ткани как видом декоративно- прикладного искусства. Научиться приёмам изготовления аппликации, приёмам правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями, уметь применять их на практике. Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждать фантазию, развивать творческие способности, чувство формы, цветоощущение. | Изготовление папки-передвижки «Чем можно заниматься с детьми дома» | Консультирование воспитателей- напарниковс цельюобмена опытом |
Март | «Изделия из бересты в ХМАО» Цель: Познакомить с изделиями из бересты ХМАО: посуда, с названиями изделий, где делают изделия, как украшают изделия, с правилами обращения с изделиями из бересты. | Рассматривание югорских народных игрушек иллюстраций к произведению детской литературе народов Севера. | Выставка поделок из бересты… | Проведение консультаций для воспитателей |
Апрель | Знакомство с техникой «Квиллинг» Работа в технике квиллинг «Космические просторы» Привлечениек изготовлению коллажа натему «День Победы»; | Приглашение на НОД. . | - Проведение мастер – класса. - Мастер-класс для воспитателей ДОУ« "Традиционная хантыйская кукла" | |
Май | «В РАДУЖНОМ КОРОЛЕВСТВЕ» (проведение итогового тематического дня в конце учебного года, с участием родителей) | Декоративно-прикладное творчество: изготовление куколок из ниток. Цель: дать понятие об основных цветах спектра, познакомить с последовательностью цветов в радуге, развивать мелкую моторику, воображение, учить детей правильной последовательной речи, расширять словарный запас, развивать логическое мышление; прививать усидчивость, умение работать в коллективе; Продолжать повышать уровень педагогической культуры родителей и объяснить им, что необходимо создавать условия для того, чтобы дети утверждались в своих гендерных ролях: я-девочка, я-мальчик. | Анализ проведённой работы за год. | Итоговаяпрезентация «Нетрадиционные материалы в аппликации, каксредство художественной выразительности детей» Отчет о проделанной работе |
июнь | Сбор информации | |||
июль |
Вывод:
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне(зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.
Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.
Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.
Проведенная исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей поступающих в детский сад страдает развитие мелкой моторики, но не у всех детей одинаково.
Многие дети не в состоянии активно переключать внимание, другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
Основная задача занятий нетрадиционной изодеятельностью состояла в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Сравнивая результаты этих двух лет я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по изодеятельности приобретали осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.
Выводы на перспективу:
Я считаю, что развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста произойдёт быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через аппликационную деятельность даст позитивный результат: дети всё более уверенно станут работать в знакомых техниках; более точно воспроизведут движения пальцами рук, станут более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Учебно-методическое обеспечение
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательных школ.2011г.М. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.-ММоляко В.А. Психология творческой деятельности-2012г. Нечаев Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность -2013г.
- Павлова М.Б. « Технология» - новый учебный предмет в школе.-Спб 2014г.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив-2014г.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения.-М2014г. Симоненко В.Д. Технологическая культура-Брянск2014г.Эриксон Э.Детство и общество,СПБ-2013г.
- Г. Григорьева “Изобразительная деятельность дошкольников”: Издательский центр “Академия”, Москва.1997 год.
- Под. редакцией Т. С. Комаровой “Методика изобразительной деятельности и конструированию”: “Просвещение” — Москва. 1985 год.
- М. А. Гусакова “Аппликация”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду”: Москва, “Просвещение”. 1982 год. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика /
- С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000.
- 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М.: Просвещение, 2000.
- 2. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- 3. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
- 4. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
- 5. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми») .
Методический фонд: таблицы орнаментов, брошюры «Поэтапное выполнение…» ТСО: телевизор, видео и DVDмагнитафоны.