Внеурочная деятельность. Мир оригами
Оригами идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интелект у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование "Мир оригами". ФГОС | 386 КБ |
Программа "Мир оригами" | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 1 год обучения (33 часа)
№ п/п | №п/т | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (проектные работы, ИКТ) | ||
Знакомство с оригами. Охрана труда (2 часа) | ||||||||
1. | 1. | Знакомство с оригами. «Сказка квадратика». Базовая форма «Треугольник». | Объяснять значение слово «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. | Личностные: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса. | ||||
2. | 2. | Беседа по охране труда. Квадрат - основная фигура оригами. | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | |||||
Базовая форма «Треугольник» (5 часов) | ||||||||
3 | 1. | Стаканчик, коготь. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Треугольник», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Регулятивные: определять план практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. | ||||
4. | 2. | «Весёлые мордашки». Лисёнок и собачка. | ||||||
5. | 3. | «Весёлые мордашки». Котик и бычок. | ||||||
6. | 4. | Синица. | ||||||
7. | 5. | Шляпка «Красной Шапочки» | ||||||
Базовая форма «Воздушный змей» (15 часов) | ||||||||
8. | 1. | Воздушный змей. Кролик. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Воздушный змей», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | ||||
9. | 2. | Деревья. Ствол. Тополь. Ёлочка. | ||||||
10. | 3. | Деревья. Берёзка. Клён. | ||||||
11. | 4. | Деревья. Дуб. Липа. | ||||||
12. | 5. | Проект «Осень в лесу». | Подбирать бумагу для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: планировать оформление изделия по собственному замыслу; объяснять свой замысел при презентации изделия. | Проект, групповая работа | |||
13. | 6. | Лебедь. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Воздушный змей», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | |||||
14. | 7. | Сова. | ||||||
15. | 8. | Ворона. | ||||||
16. | 9. | Воронёнок. | ||||||
17. | 10. | Воробей. | Осваивать приемы создания изделия в технике оригами. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Проект, групповая работа | ||||
18. | 11. | Проект «Птицы в лесу». | ||||||
19. | 12. | Санта Клаус. | ||||||
20. | 13 | Попугай. | ||||||
21. | 14 | Кенгуру и жираф. | ||||||
22. | 15 | Собачка. | ||||||
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 часа) | ||||||||
23. | 1. | Рыбка и бабочка. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Двойной треугольник», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Регулятивные: планировать оформление изделия по собственному замыслу; объяснять свой замысел при презентации изделия. | ||||
24. | 2. | Головастик и лягушонок. | ||||||
25. | 3. | Жук. | ||||||
Базовая форма «Двойной квадрат»(4 часа) | ||||||||
26. | 1. | Цветы к 8 марта. Тюльпан. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Двойной квадрат», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Коммуникативные: 1. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении проекта. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Слушать и понимать речь других. | ||||
27. | 2. | Жаба. | Осваивать приемы создания изделия в технике оригами. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план, обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при выполнении изделия; проводить оценки и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. | Проект, групповая работа | ||||
28. | 3. | Проект «Островок на пруду». | Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | |||||
29. | 4. | Подводная лодка. | ||||||
Базовая форма «Конверт» (2 часа) | ||||||||
30. | 1. | Пароход. | Осваивать приемы базовая форма «Конверт», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Коммуникативные: 1. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении проекта. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. | ||||
31. | 3. | Проект «В море». | Проект, групповая работа | |||||
Оформление выставочных работ (2 часа) | ||||||||
32-33. | 1. 2. | Итоговое занятие. Организация и обсуждение выставки детских работ. | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Участвовать в творческой деятельности. | Коммуникативные: 1. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении проекта. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Слушать и понимать речь других. |
Тематическое планирование 2 год обучения (34 часа)
№ п/п | №п/т | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (проектные работы, ИКТ) | |||
Вводное занятие. Охрана труда (2 часа) | |||||||||
1. | 1. | Вводное занятие. Оригами – искусство складывания из бумаги. Базовые формы – основа любого изделия. | Объяснять значение слово «оригами», осуществлять поиск информации в толковом словаре. Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. | Личностные:формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса. | |||||
2. | 2. | Беседа по охране труда. | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | ||||||
Базовая форма «Треугольник» (5 часов) | |||||||||
3 | 1. | Домик с крыльцом. Домик с трубой. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Треугольник», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: Определять план выполнения заданий под руководством учителя. | |||||
4. | 2. | Домик с верандами. | |||||||
5. | 3. | Домик с мезонином. | |||||||
6. | 4. | Проект «Дачный посёлок». | Проект, групповая работа | ||||||
7. | 5. | Киска Алиска. | |||||||
Базовая форма «Воздушный змей» (5 часа) | |||||||||
8. | 1. | Курочка. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Воздушный змей», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. Подбирать бумагу для выполнения изделия. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | |||||
9. | 2. | Цыплёнок. | |||||||
10. | 3. | Петушок. | |||||||
11. | 4. | Гусь. | |||||||
12. | 5. | Проект «Домашние птицы на лужайке». | |||||||
Проект, групповая работа | |||||||||
Модульное оригами (6 часов) | |||||||||
13. | 1. | Знакомство со схемами складывания модулей. | Осваивать приемы складывания модулей для создания изделия в технике оригами. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного вида оригами. Регулятивные: планировать оформление изделия по собственному замыслу; объяснять свой замысел при презентации изделия. Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. | |||||
14. | 2. | Осенние мотивы. Урожай. Морковка. Репка. | |||||||
15. | 3. | Осенние мотивы. Урожай. Груша. Яблоко. | |||||||
16. | 4. | Гриб в травке. | |||||||
17. | 5. | Новогоднее украшение. Восьмиконечная звезда. | |||||||
18. | 6. | Праздничное оригами. Ёлочка. | |||||||
Базовая форма «Рыба» (3 часа) | |||||||||
19. | 1. | Акула. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Рыба», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. | |||||
20. | 2. | Пингвин. | |||||||
21. | 3. | Пескарь. | |||||||
Базовая форма «Дверь (5 часов) | |||||||||
22. | 1. | Мышка. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Дверь», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. | |||||
23. | 2. | Поросёнок. | |||||||
24. | 3. | Лебедь. | |||||||
25. | 4. | Тюлень. | |||||||
26. | 5. | Пирога. | |||||||
Базовая форма «Дом»(2 часа) | |||||||||
27. | 1. | Пианино. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Дом», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | |||||
28. | 2. | Пилотка. | |||||||
Базовая форма «Конверт» (3 часа) | |||||||||
29. | 1. | Пароход. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Конверт», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: Определять план выполнения заданий под руководством учителя. | |||||
30. | 2. | Петушок. | |||||||
31. | 3. | Лягушонок. | |||||||
Оригами сказки (1 час) | |||||||||
32. | 1. | Сказка – оригами о Нарциссе и Розе. | Осваивать приемы создания изделия в технике оригами. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя. | |||||
Оформление выставочных работ (2 часа) | |||||||||
33-34. | 1. 2. | Итоговое занятие. Организация и обсуждение выставки детских работ. | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Участвовать в творческой деятельности. | Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. 2. Участвовать в паре. |
Тематическое планирование 3 год обучения (34 часа)
№ п/п | №п/т | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (проектные работы, ИКТ) | ||
Вводное занятие. Охрана труда (2 часа) | ||||||||
1. | 1. | Вводное занятие. Рассказ об истории развития искусства оригами. | Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса. | ||||
2. | 2. | Беседа по охране труда. | Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. | |||||
Чудесные превращения бумажного листа (10 часов) | ||||||||
3 | 1. | Базовая форма треугольник. Самурайский шлем. | Закреплять приемы работы с бумагой, базовая форма «Треугольник», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. Осваивать приёмы складывания изделий из прямоугольного листа. Осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | ||||
4. | 2. | Сказочные персонажи. Волк (изделие из прямоугольника). | ||||||
5. | 3. | Сказочные персонажи. Лиса (изделие из прямоугольника). | ||||||
6. | 4. | Сказочные персонажи. Медведь (изделие из прямоугольника). | ||||||
7. | 5. | Сказочные персонажи. Мышка (изделие из прямоугольника). | ||||||
8. | 6. | Сказочные персонажи. Свинья (изделие из прямоугольника) | ||||||
9. | 7. | Сказочные персонажи. Заяц (изделие из прямоугольника). | ||||||
10. | 8. | Сказочные персонажи. Кошка (изделие из прямоугольника). | ||||||
11. | 9. | Сказочные персонажи. Лягушка (изделие из прямоугольника). | ||||||
12. | 10. | Проект «Оригами- театр». | Проект, групповая работа | |||||
Модульное оригами (10 часов) | ||||||||
13. | 1. | Осенние мотивы. Василёк. | Осваивать приемы работы с бумагой (модульное оригами), правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | ||||
14. | 2. | Осенние мотивы. Подсолнух. | ||||||
15. | 3. | Осенние мотивы. Колоски. | ||||||
16. | 4. | Проект «Поле». | Осваивать навыки работы над проектом: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы выполнения изделия. | Проект, групповая работа | ||||
17. | 5. | Праздничное оригами. Еловая ветка. | Осваивать приемы работы с бумагой (модульное оригами), правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. Оформлять изделие. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | ||||
18. | 6. | Ёлочка в снегу. | ||||||
19. | 7. | Снежинки. | ||||||
20. | 8. | Ласточка. | ||||||
21. | 9. | Стрекоза. | ||||||
22. | 10. | Подсолнух. | ||||||
Оригами на праздничном столе (3 часа) | ||||||||
23. | 1. | Складываем салфетки. Лилия. | Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. Использовать изготовленное изделие для сервировки стола. Осваивать правила сервировки стола. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. | ||||
24. | 2. | Складываем салфетки. Свеча. Королевская мантия. | ||||||
25. | 3. | Складываем салфетки. Горизонтальное и вертикальное саше. | ||||||
Оригами цветы (4 часа) | ||||||||
26. | 1. | Гартензия. | Осваивать приемы работы с бумагой, при изготовлении цветов на основе разных базовых форм, правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, товарищей по классу. | ||||
27. | 2. | Камелия. | ||||||
28. | 3. | Цветок-бутаньерка. | ||||||
29. | 4. | Цветы кусудама. | ||||||
Базовая форма «Двойной квадрат» (2 часа) | ||||||||
30. | 1. | Коробочка-звезда. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Двойной квадрат», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. | ||||
31. | 2. | Цветы к 8 марта. Тюльпан. | ||||||
Базовая форма «Конверт» (1 час) | ||||||||
32 | 1. | Нинзя. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Конверт», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Отбирать материал для выполнения изделия по тематике, цвету, размеру, проявлять творчество. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. | ||||
Оформление выставочных работ (2 часа) | ||||||||
33-34. | 1. 2. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ. | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Участвовать в творческой деятельности. | Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. |
Тематическое планирование 4 год обучения (34 часа)
№ п/п | №п/т | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | УУД | Примечания (проектные работы, ИКТ) | ||||||||
Охрана труда (1 час) | ||||||||||||||
1. | 1. | Беседа по охране труда. | Называть виды деятельности, которыми школьники овладеют на занятиях «Мир оригами», соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности (чему научатся). Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: организовывать свое рабочее место. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного курса. | ||||||||||
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 часа) | ||||||||||||||
2. | 1. | Чёртик. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Двойной треугольник», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: организовывать свое рабочее место. | ||||||||||
3. | 2. | Рыбка. | ||||||||||||
4. | 3. | Мордочка зайца. | ||||||||||||
Базовая форма «Катамаран» (5 часов) | ||||||||||||||
5.. | 1. | Катамаран. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Катамаран», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. | ||||||||||
6. | 2. | Катамаран с парусом. | ||||||||||||
7. | 3. | Бабочка. | ||||||||||||
8. | 4. | Пахарита (птичка) | ||||||||||||
9. | 5. | Кусудама. | ||||||||||||
Модульное оригами (12 часов) | ||||||||||||||
10. | 1. | Черепашки. | Осваивать приемы работы с бумагой, модульное оригами. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов | Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. | ||||||||||
11. | 2. | Черепашки. | ||||||||||||
12. | 3. | Малыш-утёнок. | ||||||||||||
13. | 4. | Малыш-утёнок. | ||||||||||||
14. | 5. | Малыш-утёнок. | ||||||||||||
15. | 6. | Ёлочка. | ||||||||||||
16. | 7. | Ёлочка. | ||||||||||||
17. | 8. | Дед Мороз. | ||||||||||||
18. | 9. | Дед Мороз. | ||||||||||||
19. | 10. | Дед Мороз. | ||||||||||||
20. | 11 | Подснежники в вазе. | ||||||||||||
21. | 12. | Подснежники в вазе. | ||||||||||||
Базовая форма «Птица» (2 часа) | ||||||||||||||
22. | 1. | Японский журавлик. | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Птица», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. | ||||||||||
23. | 2. | Журавлик, машущий крыльями. | ||||||||||||
Базовая форма «Лягушка»(2 часа) | ||||||||||||||
24. | 1. | Нарцисс (ирис). | Осваивать приемы работы с бумагой, базовая форма «Лягушка», правила работы с ножницами, правила сгибания бумаги. Планировать и осуществлять работу, на основе представленных учителем образцов. | Личностные:формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной базовой формы. Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. | ||||||||||
25. | 2. | Кусудама. | Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. | Проект, групповая работа | ||||||||||
Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | ||||||||||||||
26. | 3. | Кусудама. | ||||||||||||
Оригами в Интернете (3 часа) | ||||||||||||||
27. | 1. | Работа с сайтом http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. | Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации. Находить и отбирать информацию по оригами. Использовать свои знания для поиска в Интернете сведений об оригами. | Личностные: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в книгах; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. | ||||||||||
28. | 2. | Работа с сайтом 1.http://origami-do.ru/ - сайт «Путь оригами». 2. http://origamik.ru/-сайт Оригамик. | ||||||||||||
29. | 3. | Работа с сайтом http://www.loveorigami.info/oriwiki/ Омский центр оригами. | ||||||||||||
Творческие работы (2 часа) | ||||||||||||||
30-31. | 1-2. | Составление композиций. | Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. Регулятивные: Определять план выполнения заданий. Познавательные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. | ||||||||||
Итоговое занятие (3часа) | ||||||||||||||
32. | 1. | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». | Составлять рассказ о значении оригами в жизни ребёнка. | Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. | ||||||||||
33-34. | 2. 3. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ. | Организовывать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. Участвовать в творческой деятельности. | Регулятивные: Определять план выполнения заданий. Познавательные: отвечать на вопросы учителя. Коммуникативные 1. Слушать и понимать речь других. |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальной школы « »____________20 г. Число, месяц, год | Составлена на основе ФГОС начального общего образования |
Согласовано зам. по учебной работе __________________ Тимченко Н.В. | |
Утверждаю: приказ № « »______________20 г. И.О.Директора школы: Тимченко Н.В. | |
Рабочая программа « Мир оригами» по внеурочной деятельности в начальных классах
Составитель: Сусоева Т.М. учитель начальных классов МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района
2014-2015 учебный год |
Пояснительная записка
Программа «Мир оригами» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований позволяет сформировать человека с творческими способностями, развитие которых возможно в творческой деятельности. Конструирование, как вид деятельности связанный с эмоциональной стороной жизни человека, является одним из ведущих для развития творчества, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В процессе конструирования проявляются многие психические процессы, но наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами, благодаря которому возможно:
- развивать пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания;
уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомить с основными геометрическими понятиями;
- улучшать способность следовать устным инструкциям;
- расширять коммуникативные способности;
- воспитывать наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Оригами оказывает положительное влияние на успехи учеников и по многим учебным предметам, помогая осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю.
Оригами можно считать идеальной дидактической игрой, которая развивает фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Рабочая программа « Мир оригами» адресована обучающимся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по уровню сложности особенностям детей определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка, позволяет воспитывать у детей уверенность в своих силах и способностях.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Цель программы:
- Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников;
- Развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса;
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Расширение кругозора.
Основные задачи курса:
освоение обучающимися
- нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре и способствующего становлению духовно-нравственных ценностей;
развитие
- познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательного интереса к искусству оригами;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий;
- знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека;
- воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование
- мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе.
обучение
- умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мир оригами»
В результате изучения курса «Мир оригами» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Мир оригами»:
- уважительное отношение к культуре и искусству народов мира;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов по оригами;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса «Мир оригами»:
- знание истории возникновения оригами;
- знание основных приемов работы, способов складывания базовых форм;
- понимание образной природы искусства оригами;
- знание необходимых правил техники безопасности в процессе всех этапов работы: названий, назначений, правил пользования инструментами для обработки бумаги, картона;
- применение умений, знаний и представлений в процессе выполнения работ:
-способность подбирать бумагу нужного цвета;
- выполнять разметку листа бумаги;
- пользоваться схемой, технологической картой;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
- красиво, эстетически грамотно оформлять игрушку;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- умение осуществлять анализ образца и своей работы.
Оценка результатов образовательной деятельности:
наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут быть представлены для оценивания различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, проводя анализ, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык самоанализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к праздникам. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования учащиеся готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления обучающихся оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале.
Содержание программы
1 год обучения (33 часа)
Знакомство с оригами. Охрана труда (2 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Беседа по охране труда.
Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (2 способа). Понятие «базовые формы»
Базовые формы:
«Треугольник» (5 часов)
Изделия на основе базовой формы «Треугольник»
«Воздушный змей» (15 часов)
Изделия на основе базовой формы «Воздушный змей»
«Двойной треугольник» (3 часа)
Изделия на основе базовой формы «Двойной треугольник»
«Двойной квадрат» (4 часа)
Изделия на основе базовой формы «Двойной квадрат»
«Конверт» (2 часа)
Изделия на основе базовой формы «Конверт».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приёмами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процессы складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
Оформление выставочных работ (2 часа)
Организация и обсуждение выставки детских работ. Оформление композиций с полученными изделиями.
2 год обучения (36 часов)
Вводное занятие. Охрана труда (2 часа)
Оригами - искусство складывания бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия. Беседа по охране труда.
Базовые формы:
«Треугольник» (5 часов)
Изделия на основе базовой формы «Треугольник». Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приёмов складывания. Повторение изученных базовых форм.
«Воздушный змей» (5 часа)
Изделия на основе базовой формы «Воздушный змей». Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).
Модульное оригами (6 часов)
Знакомство с модульным оригами. Знакомство со схемами складывания модулей. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Осенние мотивы. Новогодние украшения – звезды из 6, 12 и 16 модулей.
«Рыба» (3 часа)
Изделия на основе базовой формы «Рыба». Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
«Дверь» (5 часов)
Изделия на основе базовой формы «Дверь». Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Личные и коллективные работы. Оформление композиций.
«Дом»(2 часа)
Изучение новых базовых форм. Изделия на основе базовой формы «Дом». «Конверт» (3 часа)
Изделия на основе базовой формы «Конверт».
Оригами сказки (1час)
Сказка о бабе и деде.
Организация и обсуждение выставки детских работ (2 часа)
Оформление композиций с полученными изделиями.
3 год обучения (36 часов)
Вводное занятие. Охрана труда (2 часа)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда.
Чудесные превращения бумажного листа (10 часов)
Изделия на основе изученных базовых форм.
Модульное оригами (10 часов) Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.
Оригами на праздничном столе (3 часа)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Оригами цветы (4 часа)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы.
Базовая форма «Двойной квадрат» (2часа)
Изделия на основе базовой формы «Двойной квадрат».
Базовая форма «Конверт» (1 час)
Изделия на основе базовой формы «Конверт».
Оформление выставочных работ (2 часа)
4 год обучения (36 часов)
Охрана труда (1 час)
Беседа по охране труда.
Базовая форма «Двойной треугольник» (3 часа)
Изделия на основе базовой формы «Двойной треугольник».
Складывание изделий на основе этих форм.
Базовая форма «Катамаран» (5 часов)
Изучение новых базовых форм. Изделия на основе базовой формы «Катамаран».
Модульное оригами (12 часов)
Бумажный конструктор: игрушки, цветы из модулей.
Базовая форма «Птица» (2 часа)
Изучение новых базовых форм. Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями.
Базовая форма «Лягушка» (2 часа)
Изучение новых базовых форм. Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка нарцисса. На основе нарцисса складывание кусудамы.
Оригами в Интернете (3 часа)
1. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
2.http://origami-do.ru/ - сайт «Путь оригами».
3. http://origamik.ru/-сайт Оригамик.
4. http://www.loveorigami.info/oriwiki/ Омский центр оригами и др.
Творческие работы (2 часа)
Выбор тематики и составление композиций по замыслу.
Итоговое занятие (3 часа)
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Оформление выставочных работ.
Методическое обеспечение программы
1.Учебные и методические пособия:
Научная, специальная, методическая литература
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами
- Учебные столы и стулья
- Выставочные стенды
- Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия
- Схемы складывания изделий
- Журналы и книги по оригами
- Альбом для лучших работ
- Конверты для незаконченных работ
- Белая бумага
- Цветная бумага тонкая
- Цветная бумага плотная
- Двухсторонняя цветная бумага
- Цветной картон
- Линейки
- Треугольники
- Простые карандаши
- Цветные карандаши
- Фломастеры
- Трафареты с кругами
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисточки для клея
- Бумажные салфетки
- Коробочки для мусора
- Компьютер
- Интерактивная доска
Литература на основе которой составлена программа и
примерное тематическое планирование занятий:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы.– 5-е изд. – М.: Аким, 1996. – 207с.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
- Оригами. Собаки и коты – бумажные хвосты С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб: Химия, 1995.-64 с.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
- Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
- «Оригами и развитие ребёнка»: популярное пособие для родителей и педагогов/ Т.И. Тарабарина – Ярославль: «Академия развития» 1997. -221с.
Интернет сайты:
1. http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
2. http://all-origami.ru/
3. http://sdelaisvoimirukami.ru/video-uroki-onlain/origami-svoimi-rukami-kak-sdelat.html
4. http://www.zonar.info/node/415
5. http://www.origami-school.narod.ru – сайт Кононовой Марии Николаевны, учителя начальных классов ГБОУ СОШ №312 Фрунзенского района Санкт-Петербурга