Выступление на педагогическом совете
Материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_1.docx | 16.01 КБ |
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_2.docx | 11.27 КБ |
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_3.docx | 25.37 КБ |
vystuplenie_na_seminare_1.docx | 19.62 КБ |
vystuplenie_na_seminare_2.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Выступление на педагогическом совете.
Тема: «Физическое, психическое и эмоциональное благополучие всех участников образовательного поцесса».
Мастер класс
Утренняя гимнастика
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Подготовила:
Алданова Х.М.
г. Пыть-ях
2021 г.
Утренняя гимнастика
«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
Задачи:
1. Учить выполнять общеразвивающие упражнения в парах под музыкальное сопровождение.
2. Развивать общую моторику детей, развивать двигательные умения и навыки.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми , умение работать в парах, действовать сообща.
Предварительная работа: беседа с детьми «Для чего нужна зарядка», «О пользе утренней гимнастики и режиме дня», консультации для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье», «Здоровый образ жизни в семье»
Оборудование: музыкальное сопровождение, бубен.
Звучит аудиозапись
I. Ходьба обычная, ходьба с высоким подниманием колена, ходьба на носках, на пятках, лёгкий бег, ходьба с выполнением дыхательных упражнений.
Зашагали наши ноги по заснеженной дороге.
Замела зима все дороги, все пути
Ни проехать, ни пройти (ходьба обычная)
А теперь перед нами сугробы
Поднимаем повыше ноги (ходьба с высоким подниманием колена)
У нас славная осанка,
Мы свели свои лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пяточках (шагаем на носочках и пяточках)
Начался снегопад,
Снегу каждый очень рад.
Побежим ловить снежинки,
Побежим ловить пушинки (легкий бег)
Переходим на ходьбу
Раз и два, раз и два,
По дороге мы шагаем
Ноги выше поднимаем
II. ОРУ в парах.
1. «Потягушечки»
«Вместе дружно потянулись,
И друг другу улыбнулись!»
И.п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу. 1- – руки вверх через стороны, потянуться, вдох, 2 – и.п., выдох;
2. «Силачи»
«На Руси есть силачи, посмотрите – это мы»
И. п.: стоя ноги врозь - одна впереди, другая чуть сзади, руки соединены в парах, упираются ладонями друг в друга. Попеременное выпрямление и сгибание рук в парах перед собой.
3. «Качели»
«Покачаемся немного,
В сторону отставим ногу»
Ну-ка, друг мой, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
И.п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки вниз. 1 – шаг вправо (влево), ногу на носок, руки в стороны, вдох, 2 – и.п., выдох;
4. «Гномы – Великаны».
«Чтоб ногам работу дать
Будем дружно приседать
Раз, два, три, четыре, пять!
Кто там начал отставать?»
И. п.: лицом друг к другу, ноги вместе, руки сцеплены в парах, опущены вниз. Поочерёдное приседание в парах. Повторить по 6 приседаний каждому.
5. «Тяни – толкай»
И. п.: сидя на полу лицом друг к другу, ноги врозь, выпрямлены, соединены стопами друг с другом, руки сцеплены в парах. Поочерёдные наклоны туловища вперёд: один напарник за руки тянет на себя другого и отклоняется при этом назад. Повторить по 6 наклонов каждому.
6. «И попрыгаем на месте
Ноги врозь и ноги вместе!» (прыжки)
И. п.: Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Прыжки ноги вместе, ноги врозь Продолжительность 30 сек.
7. «А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Носом вдох, а выдох ртом»
Поздравляю, все в порядке,
Молодцы, конец зарядки!
Наш девиз: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Массаж «Неболей-ка»
(самомассаж биологически активных зон кожи)
Чтобы горло не болело, мы погладим его смело.
(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(Указательными пальцами растирать крылья носа.)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.
(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе.)
«Вилку» пальчиками сделай и массируй ушки смело!
(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону.)
Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна!
(Потирать ладошки друг о друга.)
Все вместе: «Чтобы нам не болеть и не простужаться,
Мы зарядкой каждый день будем заниматься!»
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Выступление на педагогическом совете
«Формы и методы работы, применяемые на занятиях по
программе « Социокультурные истоки »
для детей от 3 до 4 лет»
Подготовила воспитатель Алданова Х.М.
Г. Пыть - Ях
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Выступление на пед.совете
«Формирование и развитие мотивации дошкольников к чтению»
подготовила воспитатель Алданова Х.М.
г. Пыть-Ях
Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания человека. В наше время много говорится о том, что дети читают меньше и все больше утрачивают интерес к литературе. В этом есть и не малая вина взрослого.
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Отношения к книгам изменилось. Сегодняшний мир — иной. С самого рождения дети окружены планшетами, сотовыми телефонами, гаджетами и интерактивными игрушками, а современный ребенок на радость родителям быстро осваивают все эти высокотехнологичные достижения. Играя в компьютерную игрушку на очередном планшете или просматривая новинки кинематографической индустрии на мониторе компьютера или телевизора, ребенок, бесспорно, развивает свои способности и получает новую информацию. Однако, в отличие от детей предыдущих поколений, выросших в период более скромного технического бума, дети стали меньше общаться друг с другом, они стали меньше читать и разговаривать. Несмотря на давно всем известный факт, что просмотр телевизионных передач пагубно влияет на психическое развитие детей, по данным ЮНЕСКО 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть по 4 часа в день. Как результат чаще стали встречаться дети, имеющие задержку психического и речевого развития. Всё больше детей старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Наблюдаются проблемы связной речи, скудным стал словарный запас дошкольника, в чем и заключается актуальность данного проекта.
Со всеми этими проблемами поможет справиться детская литература. Ведь через книгу проще всего приобрести навыки связной речи и научиться наиболее полному выражению своих мыслей.
Книга оказывает большое влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, она является средством развития и обогащения речи, фантазии, эмоционального мира ребенка. Только приученный к книге ребенок способен легко понять содержание прочитанного или услышанного.
«Формировать мотивацию к чтению дошкольников»через проект
Главная цель проекта : развитие позитивного интереса к чтению и книге у детей дошкольного возраста, через призму художественно-эстетического восприятия
В соответствии с целью проекта определены следующие задачи:
формировать и развивать мотивацию к чтению;
формировать умение работать с детской книгой;
развивать интерес к чтению, посредством художественно-эстетического восприятия;
расширять круг чтения дошкольников.
Срок реализации: 1 год.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый продукт проекта : совместное мероприятие детей и родителей; выставки творческих работ детей; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме; разработанные рекомендации для родителей «Чтение выходного дня», «Читаем вместе», «Развитие семейного чтения», «Как зародить традицию чтения в семье».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
- Анкетирование родителей по теме «Семейное чтение миф или реальность», «Что мешает семейному чтению?»
- Подбор наглядно-дидактического материала;
- Подбор художественной литературы, репродукций картин;
- Подбор аудио книг, голосовых отрывков из художественных произведений;
- Организация развивающей среды в группе;
- Подбор подручного материала для творческих заданий.
Основной этап
– Ознакомление детей с художественной литературой;
– Проведение бесед «Хорошо читать нам с мамой», «Мы с бабулей и дедулей вместе сказочку прочтем», «Разноцветная страничка» и моя сестричка»;
Рассмотрение картин и беседы по их содержанию;
Работа с родителя (анкетирование, индивидуальные беседы разработка рекомендаций по вопросам семейного чтения, совместные творческие выставки; оказание содействия в оформлении и обогащении театрального центра);
Проведение занятий по ознакомлению дошкольников с разными видами устного народного творчества (колыбельные, попевки, заклички, приметы, загадки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, по ознакомлению с русскими народными сказками, былинами, легендами; по ознакомлению с поэзией и прозой русских и зарубежных писателей.
Проведение мероприятий: театральная деятельность «Играем в сказку», мозговой штурм «Угадай сказку», викторины «Русские народные сказки», «К. Чуковский», «С. Маршак», «А. Пушкин», «Музыкальный калейдоскоп».
Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
Художественно – эстетическая деятельность с детьми по прочтенному произведению (воссоздание сюжета посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования, создание атрибутов для театральной деятельности)
Заключительный этап
Анализ результатов проекта :экскурсия в библиотеку, анкетирование родителей «Семейное чтение», выставка творческих работ, инсценировка сказки по выбору детей, мюзикл «Однажды в сказке», рекомендации родителям и педагогам по вопросам развития детской мотивации.
ПЛАН ПРОЕКТА
Содержание работы
Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта
Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.)
Подбор наглядно-дидактического материала
Подбор репродукций художественных картин по теме
Подбор художественной литературы
Подбор дидактических игр
Разработка бесед
Разработка анкет, рекомендаций для родителей
Разработка рекомендаций для воспитателей
Организация развивающей среды в группе
Основной этап
Чтение :
Устное народное творчество
«Считалочки» Для детей дошкольного возраста.
«Календарные песни и считалки»
Пословицы и поговорки о временах года
«Азбука скороговорок и чистоговорок для развития речи» (с картинками).
«Веселые скороговорки с картинками для развития речи дошкольников»
«азбука», Жуковой
Аудио и видео ресурсы
Песенки и мультфильмы про буквы алфавита https://www.youtube.com/playlist?list=PLXbkFI-fCelAuLhQV49sYs_P6JiwAdE2t
Веселые буквы https://vk.com/video-34638571_165320098
Хрюша и Степашка учат буквы https://www.youtube.com/watch?time_continue=9&v=0a7b5nGZKsU
Развивающие мультфильмы для малышей https://www.youtube.com/watch?v=jNM8WCiEYi0
Говорящая азбука для малышей https://www.youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM
Детские писатели
С. Маршак «Обо всем на свете» (азбука в стихах и картинках)
Т. Шатских «Азбука в загадках»
С. Маршалова «Азбука в стихах»
Л. Гржибовская «Азбука для малышей»
П. Синявский «Азбука для девочек»
П. Синявский «Азбука для мальчиков»
И. Ильх «Азбука профессий»
Л. Слуцкая «Вкусная азбука»
А. Парошин «Веселая автомобильная азбука»
В. Косовицкий «Дорожная азбука в загадках»
Т. Бокова «Семейка букв» и др.
Краткий и полный пересказ прочитанного
Воссоздание сюжета посредством рисования, лепки, аппликации, конструирования, создание атрибутов для театральной деятельности
Сравнительный анализ одного и того же героя в разных сказках: его повадки, характер, поступки, поведенческие качества
Работа над лексическим значением слов и выражений, непонятных для детей, а также над переносным и прямым значением слов, омонимов, синонимов, антонимов
Заключительный этап
Проведение выставок:
• «Моя первая книжка- книжка малышка»
• «Мой любимый герой»
Разработка и проведение тематических недель (неделя «Н.Носова», «К. Чуковского», «Неделя русских народных сказок», «Неделя поэзии»)
Театральные инсценировки «По мотивам русских народных сказок» (совместно с родителями)
Анкетирование родителей «Семейное чтение»
Викторина «Мама, папа, я – читающая семья»
Рекомендации родителям и педагогам по вопросам развития детской мотивации
Мюзикл «Однажды в сказке»
Папка – передвижка «Альбом читателя»
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА
• Повышение эффективности и качества педагогического процесса ДОУ, развивающего эффекта образовательной работы с детьми.
• Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию у дошкольников мотивации, инициативы и любознательности.
• Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах развития мотивации детей в различных видах деятельности, в том числе и художественно-эстетической.
• Повышение интереса к познавательной деятельности у детей, в том числе за счет использования информационных ресурсов (наглядно-дидактические пособия, программно- методические комплексы познавательной направленности).
• Приобщение семьи к процессу речевого, познавательного развития ребенка, к оказанию ему помощи познать и полюбить художественное слово.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Выступление на семинаре
«Развитие психофизических качеств дошкольников»
подготовила воспитатель Алданова Х.М.
г. Пыть-Ях
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития всех сторон личности и формированием основы физического, психического здоровья ребенка.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и психологические новообразования, достигаемые к концу дошкольного периода.
Психофизические качества у ребенка формируются комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
- помоги, но не навреди;
- заинтересуй, но не настаивай;
- каждый ребенок индивидуален.
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств) : быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости, не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).
Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие : скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.
Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).
Сила - психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость - это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности, но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.
Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. ; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т. д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Выступление на семинаре
«Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
подготовила воспитатель Алданова Х.М.
г. Пыть-Ях
Мастер класс: «Дидактические игры для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой является одной из наиболее актуальных в дошкольной педагогике. Обучение детей грамоте необходимо потому что, требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.
Появилось много трудностей в обучении детей письменной речи в школе;
Не все дети справляются с высоким темпом подачи материала, предложенным школьной программой;
Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;
- Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация знаний педагогов о формах и приемах работы по подготовке детей к обучению грамоте;
- Практическое усвоение педагогами необходимых навыков работы в подготовке детей к обучению грамоте;
- Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
Ход мастер-класса
Что мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова,предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
Применяемые мною на практике игры условно я разделила на следующие группы:
- Игры с использованием ЛЕГО конструктора.
- Дидактические настольно-печатные игры.
- Игры с использованием ИКТ технологий.
Сейчас я хочу вам предложить несколько игр с лего-конструктором, которые помогут детям овладеть элементами грамоты. Что нам для этого нужно? Для начала мы возьмем, красные и желтые кирпичики, для того, чтобы дети научились различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Например мы учим выделять гласный звук [А] из ряда других гласных. Даем детям обязательно инструкцию: «Когда услышишь звук [А] возьми красный кирпичик, если услышишь любой другой звук возьми желтый кирпичик. Перед тем как начать игру необходимо удостовериться, понял ли ребенок инструкцию? Спросите: «Когда ты возьмешь красный кирпичик?» (когда услышу звук [А], [А] когда возьмешь желтый? (когда услышу другой гласный звук). Итак, начинаем играть. Первую пирамидку мы строим вместе. Взрослый произносит звук [А] и спрашивает, какой кирпичик возьмешь? (красный, У – желтый и т. д. Затем, когда пирамидка построена можно посчитать ко-во кирпичиков, т. о. закрепить как прямой, так и обратный счет (если ребенок им владеет). В следующий раз, когда ребенок будет строить пирамиду он должен это будет сделать самостоятельно, но взрослый должен контролировать этот процесс. Как только ребенок научился различать гласные звуки мы предлагаем ребенку научиться различать согласные твердые и мягкие звуки. Для этого нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета. Сначала мы будем учиться различать парные согласные звуки например П и Пь. Но ребенку обязательно говорим : «П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.». Итак. Приготовили кирпичики и начинаем игру. Опять же первый раз пирамидку строим вместе с ребенком. Называем звуки: П, какой кирпичик берем? Синий. Пь, какой кирпичик берем? Зеленый и т. д. (П,П,Пь,П,Пь,ПЬ….) Для того, чтобы закрепить знания, которые ребенок получил в результате этой игры мы можем ему предложить прочитать эту пирамидку, т. е. ребенок указывая пальчиком на кирпичик называет соответствующий звук, например (П, Пь….). Итак, мы научили ребенка различать парные твердые и мягкие согласные. Теперь нам нужно построить пирамиду в которую будут включены все согласные твердые и мягкие. Даем соответствующую инструкцию ребенку: «Когда ты услышишь любой согласный тв. звук возьмешь синий кирпичик, а когда услышишь любой мягкий звук возьмешь зеленый». Строим пирамидку (С,Сь, МЬ. Л, Р,Гь….). После построения пирамидки просим ребенка назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Ребенок на свое усмотрение может называть звуки опираясь на цвет кирпичика. Когда дети научились различать все звуки родного языка мы используем наш конструктор для того, чтобы ребенок мог осуществлять анализ и синтез слов. Для этого можно использовать лего-человечков в костюмчиках соответствующих цветов. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твердые согласные – человечки в синих костюмчиках. Мягкие согласные – человечки в зеленых костюмчиках. Дети любят выбирать человечкам имена (конечно, с незаметной помощью педагога). Например, человечков в синих костюмчиках можно назвать «С» или «Т».
Педагог объясняет ребенку:
«Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твердый». А потом, для закрепления, задает вопрос: «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?»
Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.
Например. Звук «А» пришел в гости к своему другу звуку «П». Они встали рядом, и получился слог «АП».
Ребенку задаются вопросы.
Спец. педагог: «Сколько всего звуков дружат?»
Ребенок: «Два».
Спец. Педагог: «Назови 1-й звук».
Ребенок: «А».
Спец. педагог: «Назови 2-й звук».
Ребенок: «П».
Далее педагог задает следующие вопросы: «Назови гласный звук. (Назови согласный звук). На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребенок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Очень важно на самых первых этапах, когда ребенку еще очень трудно анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», используя игрушки, человечков, которые позднее размещаются на кирпичиках ЛЕГО В работе при составлении схемы слова, нахождении звука в слове можно с той же эффективностью использовать человечков в сочетании с длин-
ным кирпичиком желтого цвета. А позднее человечка можно заменить кирпичиком соответствующего цвета. Когда ребенок видит перед собой ЛЕГО-человечков-звуки, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т. е. совершает определенные манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.
Давайте вместе попробуем составить схему слова из лего кирпичиков по картинке.
По аналогии можно использовать ЛЕГО при составлении схемы предложения, очень нравится детям составлять из ЛЕГО букву. Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью лего-элементов.
А теперь я хочу знакомить вас с дидактическими настольными играми:
- Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ):
«Подарки»
В игре используются карточки-подарки и картинки с изображением детей. Педагог просит запомнить имена детей и подобрать каждому подарки на тот же звук, на который начинается имя.
«Баскетбол»
Учим детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости, определять кол-во слогов. Педагог произносит первое слово со звуком С.
1).Ребенок находит место звука в слове и помещает мяч в соответствующую клетку (снизу, затем второе слово и до тех пор, пока не попадем в корзину.
2) Если в слове твердый звук, то бросаем в синюю корзину, если мягкий, то в зеленую.
«Что проглотила акула?»
Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки картинками с заданным звуком.
- Для игры понадобятся большие карты с волнами и предметные картинки. Ребенок отбирает те картинки, в названии которых есть звук С (З или другой).
- Для игры понадобятся большие карты с морскими звездами и предметные картинки. Ребенок отбирает те картинки, в названии которых есть звук С (З или другой). Класть картинки надо так, чтобы количество слогов в слове соответствовало количеству звезд.
- Предметные картинки (например, со звуками С и Ш) лежат перед детьми. У каждого ребенка большая карта. Логопед предлагает отгадать задуманное им слово по первому или последнему звуку в слове. Выигрывает тот, кто первым закроет все клетки на большой карте.
«Кассовый аппарат»
Взрослый (или ребенок) выбирает несколько товаров, которые хочет купить. Кассир определят количество слогов в названии товара, выдвигает чек на соответствующее количество делений, озвучивает цену (3 слога – 3 деления на чековой ленте – 3 монеты).
«Заправь машину»
- Если заданный звук слышится в начале, ребенок ставит игрушечную машинку около первой бензоколонки, в середине – около второй, в конце – около третьей.
- Логопед размещает машинку около средней бензоколонки (первой или последней, а ребенок придумывает слово, в котором заданный звук будет находиться в середине слова (начале или конце).
В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
- Игры на развитие сложного звукового анализа и синтеза. Обучение первоначальным навыкам чтения:
«Парашютики»
Парашютики раскладываются перед детьми, ребенок выбирает картинку и устно выполняет звуковой анализ данного слова, затем находит парашютик с нужной схемой.
«Как зовут детей?»
- Игра «Расшифруй»
Узнать имя, составив его из первых звуков в названии картинок.
- Игра «Чье имя?»
Подобрать карточки-шифры к изображениям детей.
- Игра «Где звук?»
Педагог просит назвать картинки, в названии которых есть звук Р (или другой). Определить место звука в слове.
- Игра «Сочиняй-ка»
Придумать предложения о детях, используя картинки сверху.
(Например: У Стаса новый самокат. Стас поедет в гости к Славе на автобусе. Стас нарисовал самолет красками. Стас потерял танк и долго искал его.)
«Открой шкафчик»
- «Открой шкафчик» (с буквами)
Ребенок открывает один шкафчик слева, другой справа от красной линии, говорит, какой слог получится из появившихся букв.
- «Закрой шкафчик» (с буквами).
Все шкафчики открыты. Взрослый называет слоги, ребенок закрывает соответствующие шкафчики.
- «Вазы»
Ребенок открывает один шкафчик. Если внутри синяя ваза, то придумывает слово с твердым звуком (например, со звуком С, если внутри зеленая ваза, то нужно подобрать слово с мягким звуком (например, со звуком СЬ).
«Читаем слоги»
- Ребенок передвигает полоски и прочитывает получившиеся слоги.
- Взрослый просит показать (составить) слог OП (или другой). За каждый правильно составленный слог ребенок получает изображение овоща или фрукта. Игра заканчивается, когда ребенок соберет семь фруктов (овощей).
«Слоговой батон»
- Ребенок самостоятельно составляет слова.
- Ребенок составляет слова с опорой на подсказку (предметные картинки). Составив слово, закрывает соответствующую картинку фишкой.
«Собери слово», «Собери предложение»
Предложить ребенку из 6-ти карточек выбрать 3 и составить из них картинку и прочитать слово, предложение. Затем можно усложнить игру, увеличив кол-во карточек.
Хочу представить вашему вниманию интерактивные игры, которые я активно использую в своей работе. Для этого я оформила подписку на портал «Мерсибо», где находится 220 развивающих игр, в том числе и для обучения грамоте. Также у нас имеется программно-методический комплекс «Развитие речи», который адаптирован для работы на интерактивной доске.
Для индивидуальных и подгрупповых занятий подойдут компьютер и ноутбук. Для групповых можно использовать интерактивную доску или подключить к компьютеру проектор или телевизор
В рамках преемственности между воспитателями и логопедами ДОУ проводились консультации, семинары и открытые показы занятий по подготовке к обучению грамоте Предложенные нами игровые технологии воспитатели используют в образовательной деятельности, режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников. Предлагаю вам посмотреть фрагмент занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Рефлексия
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.