Педагогам на заметку
Уважаемые педагоги! На моей страничке предствлены консультации, памятки по физическому развитию и приобщению детей к ЗОЖ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Безопасность на физкультурном занятии
Организуя занятия по физической культуре детей, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности .
Требования к оборудованию: 1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям. 2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы. 3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых. 4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Требования к методике руководства физкультурной деятельностью в детском саду: 1. При обучении детей различным движениям педагог обеспечивает правильный их показ. 2. На занятии дети не должны самовольно использовать оборудование. 3. Нахождение детей в зале или на спортивной площадке без присмотра педагога недопустимо. Педагог организует вход и выход детей из зала. 4. Во время занятия педагог выбирает место проведения так, чтобы в поле его зрения находились все дети. 5. Во время выполнения упражнений с предметами (палки, обручи и т.д.) педагог следит за достаточным интервалом и дистанцией между детьми. 6. Педагог постоянно контролирует сохранение правильной позы и осанки детей во время занятия. 7. Во время занятий педагог следит за состоянием детей, не допуская их переутомления. При появлении внешних признаков переутомления педагог дает ребенку отдохнуть, а затем переключается на более спокойную деятельность. 8. Педагог знакомит детей с правилами поведения на занятии и осуществляет контроль за выполнением этих правил дошкольниками. Общие требования безопасности: 1. К занятиям по физической культуре допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр. 2. Участники физкультурных занятий обязаны соблюдать правила их проведения. 3. На занятиях по физической культуре дети находятся в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих сезону, погоде. Спортивная форма должна быть удобной, легкой, чистой и безопасной, не стесняющей движения. Футболка, шорты и носочки должны быть из х/б ткани. Одежда и обувь, предназначенная для занятий физическими упражнениями, должна быть сменной и не использоваться ребенком в качестве повседневной. В конце недели родители забирают спортивную форму домой, и возвращают в понедельник чистый комплект. 4. При неисправности спортивного оборудования занятия прекратить. Требования безопасности во время занятий: 1. Начинать выполнение упражнения и заканчивать его только по команде (сигналу) педагога. 2. Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных снарядах. 3. Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования гимнастических снарядов, учитывая их конструктивные особенности. 4. Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) педагога, самовольно не предпринимать никаких действий. 5. Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха. Таким образом, чтобы предотвратить детский травматизм на занятиях физкультурой необходимо соблюдать правила организации занятий, требования к методике физического воспитания в ДОУ, соблюдать санитарно-гигиенические условия и форму одежды. Обязательно проводить систематический врачебный контроль физического состояния детей, осознанно оценить необходимость страховки и помощи.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
В подвижные игры играем – здоровье укрепляем
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие речи и обогащение словаря – основные воспитательные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных подвижных игр.
Игра «Поймай мяч».
Цель: развивать у детей ловкость, быстроту реакции.
Ход: участники игры делятся на две команды с равным количеством игроков. Все игроки стают в круг. Водящий, выбранный с помощью считалки, подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают игроки одной команды, то они начинают его перебрасывать друг другу так, чтобы игроки другой команды не смогли его захватить. Бросать мяч можно только руками. Победит та команда, которая дольше всего удержит мяч.
«Игра наоборот».
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход: В этой игре все движения делаются наоборот. Ведущий выходит на середину и становится перед игроками, стоящими в шеренгу. Затем он показывает какое-нибудь движение, а игроки должны показать его наоборот. Например, если ведущий поднял руку, то игроки должны опустить, если он развел ладони, то все должны свести и т. д. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Игра «Бегает или летает?».
Цель: развивать внимание, умение ловить мяч.
Ход: Участники этой игры встают в круг. Один из игроков подбрасывает мяч в воздух и называет какое-нибудь существо. Если названное существо летающее, игроки должны поймать мяч на лету. Если водящий назвал ползающее или лазающее по земле существо, то игроки должны поймать мяч, отскочивший от земли. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Игра «Воздух, вода, земля, ветер».
Цель: развивать внимание, быстроту реакции.
Ход: играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте. Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь!». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.
Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.
Желаю успехов!
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ»
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ.
Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.
Так, инструктор по физической культуре:
-планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию;
-планирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
-оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (проводит различные консультации, выступает на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения.
-разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) инструктор проводит обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.
Это дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Все заметки делают в специально заведенном дневнике.
Воспитатель является связующим звеном между инструктором и родителями (проводит с ними беседы по рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). Вместе с воспитателями инструктор привлекает родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Закаливание детей в летний период
Под закаливанием понимают тренировку сил организма и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов среды. Оно является необходимым условием оптимального развития растущего организма и средством снижения заболеваемости.
Цель закаливания – выработка способности организма реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивает выносливость организма ребенка.
Наиболее широкие возможности для оздоровления предоставляются летом. Использование в полной мере таких естественных факторов природы, как солнце, воздух, вода, обогащение питания свежими фруктами, повышение двигательной активности, все это благоприятно влияет на здоровье детей.
Требование к поведению закаливающих мероприятий :
-Закаливание можно проводить, только если ребенок абсолютно здоров.
-Необходимо постепенно увеличивать интенсивность закаливающих мероприятий.
-Занятия должны осуществляться систематически.
-Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст.
-Начинать закаливание предпочтительно в теплое время года (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается и нарастание их необходимо более постепенное, нежели в теплое время года).
-Закаливающие мероприятия должны проводиться только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.
-Возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.
-Для реализации всех этих требований необходима система закаливающих мероприятий.
Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении; - рациональная одежда;
- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды - привычка к прохладной воде.
Все закаливающие мероприятия делятся на общие и специальные.
Общие мероприятия: предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соответствующий возрасту воздушный и тепловой режим помещения, регулярное проветривание помещений.
К специальным мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетового облучения, водные и воздушные процедуры.
Воздушные ванны.
Как правило, воздушные ванны сочетаются с различными режимными моментами, не требуют особого времени и могут считаться закаливанием в повседневной жизни.
Прежде всего закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Суть здоровьесберегающих технологий:
-формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
-организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Картотека здоровьесберегающих технологий:
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
- Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности.
Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
- Дыхательная гимнастика
Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
- улучшить работу внутренних органов;
- активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
- тренировать дыхательный аппарата;
- осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
- повысить защитные механизмы организма;
- восстановить душевное равновесие, успокоиться;
- развивать речевое дыхание.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий).
- Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо того, такая гимнастика способствует развитию:
- осязательных ощущений;
- координации движений пальцев и рук;
- творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев.
- Гимнастика для глаз
Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
- снятия напряжения;
- предупреждения утомления;
- тренировки глазных мышц;
- укрепления глазного аппарата.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
- Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
- проведение психофизической разрядки;
- развитие познавательных психических процессов;
- нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
- коррекция отклонений в поведении или характере.
Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
-этюдов с использованием мимики и пантомимы;
-этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
-этюдов с психотерапевтической направленностью.
- Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих
оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
- восполнение «двигательного дефицита»;
- развитие двигательной сферы детей;
- укрепление мышечного корсета;
- совершенствование познавательных процессов;
- формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.
- Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:
- проявить эмоции, переживания, фантазию;
- самовыразиться;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- избавиться от страхов;
- стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:
- фитотерапию;
- цветотерапию;
- музыкотерапию;
- витаминотерапию;
- физиотерапию;
- гелиотерапию;
- песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Зимние игры и
забавы для детей
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
-в деятельности должны принимать участие все дети;
-не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
-в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
-игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
-для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
-зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
Игры со снегом
Дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы. Ведь только зимой можно использовать в играх такой замечательный строительный материал, как снег.
Игры со снегом в младших и средних группах достаточно просты.
В младших группах дети могут раскапывать снег, накладывать в ящики, крупные формы, а воспитатель в их присутствии выполняет несложную постройку, например, вал для перелезания, домик для кукол или животных. Дети могут подвозить снег педагогу.
Детей средней группы можно привлекать к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть. Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-нибудь придумать и построить. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.
В старших и подготовительных группах воспитатель показывает детям новые способы обработки снега. Можно научить детей делать снежные фигуры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Если эти фигуры слегка смочить водой, получится хороший строительный материал, из которого можно соорудить любые постройки. Для игры дети
самостоятельно лепят мелкие фигурки. Можно построить снежный городок, а затем организовать в нем зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках.
«Угадай, чьи следы?»
Педагог заранее с помощью трафарета наносит на снег следы (человека, кошки, птицы и т. д.). Во время прогулки рассмотреть с детьми эти следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои следы на снегу. Сравнить.
«Кто быстрее слепит снеговика?»(старшая и подготовительная группы)
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
«Кто быстрее слепит десять снежков?»
(средняя, старшая и подготовительная группы)
По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять комков и поднимет последний комок над головой.
«Льдинка» (старшая и подготовительная группы)
В игре принимают участие все дети. Дети стоят по кругу. В середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить льдинку так, чтобы попасть в ноги кому-нибудь из детей. Дети должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребенок, которого коснулась льдинка, показывает любое движение. Выигрывают те дети, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый ведущий.
«Снежки»
(средняя, старшая и подготовительная группы)
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
«Чей снеговик выше?»
Название игры говорит само за себя. То есть игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговика, при этом не разбив комья. Со снеговиком можно придумать и другую игру.
«Шагай шире» (младшая и средняя группы)
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
«Кто наберет больше снежков?»(младшая и средняя группы)
На ограниченном пространстве педагог рассыпает снежки. У каждого ребенка есть емкость для сбора снежков. По сигналу дети начинают собирать их. Тот, кто за установленное время больше всех набрал снежков, считается победителем.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Корригирующая гимнастика для исправления нарушения осанки
Говоря о здоровье дошкольника, нельзя не остановиться на такой важной проблеме, как нарушения осанки.
К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки и мышечного тонуса. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Причины нарушений осанки:
• Первая причина - социальные условия - (интеллектуальные занятия, когда дети длительное время проводят за компьютером и у телевизора, родители мало уделяют внимания организации активного отдыха детей, что способствует развитию гиподинамии).
• Вторая причина - физические врожденные аномалии.
Важно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
• оздоровительно-коррекционная направленность;
• индивидуальный подход;
• доступность;
• повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
На занятиях корригирующей гимнастикой решаются следующие задачи:
1. Воспитание правильной осанки детей старшего дошкольного возраста
2. Тренировка мышечного корсета детей
3. Общее оздоровление детского организма.
Корригирующая гимнастика - показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища и бедер.
Основными средствами корригирующей гимнастики, используемые при нарушении осанки у детей - это физические упражнения и массаж.
Физические упражнения - ведущее средство устранения нарушений осанки. Упражнения используются при всех видах нарушения осанки. ОРУ используются из различных исходных положений, для всех мышечных групп, регулируя общую нагрузку занятия. Особое внимание уделяется упражнениям, вызывающим активную работу разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполняются из положения лежа и стоя на четвереньках. В своей работе я использую упражнения с предметами (палкой, мячом, обручем, гантелями, мешочками с песком и без них, с использованием тренажеров).
Эффективным средством профилактики нарушения осанки является использование гимнастических мячей (фитбол), размер мяча зависит от роста ребенка. Использование мячей-стульев, создает наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища: сохраняет позвоночник в нормальном положении, улучшают осанку, гармонично тренируют основные группы мышц, развивают координацию движений и выносливость, тренируют сердечнососудистую и респираторную системы.
Хорошо, когда в детском саду есть бассейн. А если его нет? Можно использовать, например «сухой» бассейн, который широко используется в детских садах города. Его значение для улучшения психофизического здоровья детей нельзя недооценивать. Во время «плавания» в таком бассейне ребенок получает общий массаж тела без участия массажиста. Необходимость удерживать свое тело на поверхности постоянно ускользающих «волн» - шариков побуждает малыша координировать движения, при этом успешнее развивается костно-мышечный аппарат.
Самомассаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Включаются приемы самомассажа со вспомогательными средствами - массажные мячи, дорожки, которые используются в сочетании с физическими упражнениями.
Для профилактики плоскостопия используется ходьба по разнообразным поверхностям, ребристым доскам, рельсам из палок, толстому шнуру, резиновым коврикам, дорожкам со следами, коврикам с пуговицами, фасолью, карандашами, крышками от пластиковых бутылок, обручу, счетам, мешками с различными наполнителями, ходьба на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок. А также игры с различными предметами: массажными мячами, длинными тонкими шарфами (Кто быстрее спрячет шарф пальцами ног, на один край можно поставить тяжелый предмет, чтобы усилить сопротивление, косичками, игра с платочками («Ловкие ноги», катание палок ступней и пальцами ног, захват и подъем пальцами мелких предметов (палочек, карандашей, камушков, шишек, мелких игрушек). Эти упражнения очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Организация и проведение утренней зарядки с детьми дошкольного возраста
Утренняя зарядка представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.
Задачей утренней зарядки в детском саду является укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности ребенка к многообразной деятельности.
Так же утренняя зарядка в детском саду имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней зарядки воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Проведение утренней зарядки на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды.
Организация утренней зарядки
Утренняя зарядка -обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком, с весны и до поздней осени в хорошую, сухую погоду, утреннюю зарядку проводят на открытом воздухе на групповой площадке. В те дни, когда прием детей осуществляется в группах, утренняя зарядка проводится в помещениях согласно графику проведения утренней зарядки. Перед занятием помещение проветривается. Утренняя зарядка в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней зарядки ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть зарядки по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.
Структура утренней зарядки
Как любое физкультурное мероприятие, утренняя зарядка начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя зарядка не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.
Утренняя зарядка состоит из 3 частей:
- вводная
- основная
- заключительная
Каждая часть имеет свои задачи и содержание.
Вводная часть утренней зарядки
Задачи:
-организация внимания детей, нацеливающая на выполнение согласованных действий,
-формирование правильной осанки,
-подготовка организма к выполнению более сложных упражнений.
Содержание:
- построения (в колону, в шеренгу, круг)
- строевые упражнения (повороты и полуобороты налево, направо, кругом)
- перестроения (из одной колоны в две, в круг, несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону)
- непродолжительная ходьба в чередовании с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носках, с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом)
- бег друг за другом и врассыпную или в сочетании с прыжками.
Основная часть утренней зарядки
Задачи:
- укрепление основных мышечных групп
- формирование правильной осанки
Содержание:
- выполнение комплекса общеразвивающих упражнений
Упражнения выполняются в определенной последовательности: сначала даются упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, которые способствуют расширению грудной клетки, хорошему выпрямлению позвоночника, развитию дыхательных мышц; затем упражнения для мышц туловища; далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности.
Заключительная часть
Задачи:
- восстановить пульс и дыхание
Содержание:
-дети младшего возраста выполняют прыжки, переходящие в заключительную ходьбу.
-дети старшего возраста выполняют прыжки в сочетании с бегом, затем заключительную ходьбу с выполнением различных заданий.
Формы проведения утренней зарядки
Используются различные формы проведения утренней зарядки:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Жучки» и др.
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр)
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени)
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей)
Требования к комплексам упражнений для утренней зарядки
Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.
Обычно комплекс упражнений для утренней зарядки составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.
При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц
- в комплексе для выполнения упражнений используются различные построения
- упражнения должны выполняться из разных исходных положений
- подбираются упражнения разной интенсивности, темпа
- чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов
- используется музыкально-ритмичное сопровождение ( бубен, счет, хлопки, звукозапись)
Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель.
Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.
Для того, чтобы упражнения утренней зарядки оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Организация физкультурных уголков в группе
Требования к спортивному уголку:
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, центром науки и природы, центром песка и воды, центром театра и музыки. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, обеспечивать свободный выбор и доступ детей.
6. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям
Теоретический материал
Ясельная группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
Младшая группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
- картотека считалок
Средняя группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения -
Старшая группа
картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
-иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
Подготовительная группа
- картотека подвижных игр;
- картотека малоподвижных игр;
- картотека физкультминуток;
- картотека утренних гимнастик;
-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;
- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;
- символика и материалы по истории Олимпийского движения
Игры
Старшая группа
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Подготовительная группа
- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками, спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.)
Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук
Ясельная группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Младшая группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики и массажные;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
Средняя группа
- мячики – ежики; - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные ;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрприз и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Старшая группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Подготовительная группа
- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
- коврики массажные;
- бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.
- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;
- мячики – ежики;
Для игр и упражнений с прыжками
Ясельная группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые
Младшая группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые
Средняя группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Старшая группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Подготовительная группа
Скакалки, обручи, ленточки с колечками, обручи малые, обручи большие
Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием
Первая младшая группа
Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей
Вторая младшая группа
Мячи разного размера, кольцеброс, корзина для заброса мячей
Средняя группа
Мячи разного размера, мяч на липучке с мишенью, кольцеброс, кегли
Старшая группа
Мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, мячи разного размера, кольцеброс, кегли
Подготовительная группа
Мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли
Выносной материал
Ясельная группа
- мячи резиновые;
- обручи;
Младшая группа
- мячи резиновые;
- обручи;
Средняя группа
- мячи резиновые; мяч футбольный;
- скакалки;
- обручи;
- хоккейные клюшки;
Старшая группа
- мячи резиновые; мяч футбольный;
- бадминтон;
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки;
Подготовительная группа
- мячи резиновые; мяч футбольный;
- бадминтон;
- скакалки;
- обручи;
- лыжи;
- хоккейные клюшки.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Подвижные игры и забавы
на прогулке зимой
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Следите за тем, чтобы все дети были вовлечены в игру: она не только развивает и воспитывает, но и согревает в холодный день.
Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
-в деятельности должны принимать участие все дети;
-не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
-в игре не должно быть трудновыполнимых движений (например, прыжков через скакалку, препятствия, в высоту; гимнастических упражнений и др.);
-игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
-для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
-зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
Игры со снегом
Дети учатся взаимодействовать с природой и приспосабливаться к условиям зимы. Ведь только зимой можно использовать в играх такой замечательный строительный материал, как снег.
Игры со снегом в младших и средних группах достаточно просты.
В младших группах дети могут раскапывать снег, накладывать в ящики, крупные формы, а воспитатель в их присутствии выполняет несложную постройку, например, вал для перелезания, домик для кукол или животных. Дети могут подвозить снег педагогу.
Детей средней группы можно привлекать к лепке несложных снежных построек, с которыми потом они будут играть. Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-нибудь придумать и построить. Эти попытки нужно обязательно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного воспитателем. Такие игры рекомендуется проводить в безветренные дни при слабом морозе.
В старших и подготовительных группах воспитатель показывает детям новые способы обработки снега. Можно научить детей делать снежные фигуры. Педагог чертит на слежавшемся снегу разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т. д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Если эти фигуры слегка смочить водой, получится хороший строительный материал, из которого можно соорудить любые постройки. Для игры дети
самостоятельно лепят мелкие фигурки. Можно построить снежный городок, а затем организовать в нем зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках.
«Угадай, чьи следы?»
Педагог заранее с помощью трафарета наносит на снег следы (человека, кошки, птицы и т. д.). Во время прогулки рассмотреть с детьми эти следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои следы на снегу. Сравнить.
«Кто быстрее слепит снеговика?»(старшая и подготовительная группы)
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
«Кто быстрее слепит десять снежков?»
(средняя, старшая и подготовительная группы)
По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять комков и поднимет последний комок над головой.
«Льдинка» (старшая и подготовительная группы)
В игре принимают участие все дети. Дети стоят по кругу. В середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить льдинку так, чтобы попасть в ноги кому-нибудь из детей. Дети должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребенок, которого коснулась льдинка, показывает любое движение. Выигрывают те дети, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый ведущий.
«Снежки»
(средняя, старшая и подготовительная группы)
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
«Чей снеговик выше?»
Название игры говорит само за себя. То есть игроки по команде должны построить из имеющихся снежных комков снеговика, при этом не разбив комья. Со снеговиком можно придумать и другую игру.
«Шагай шире» (младшая и средняя группы)
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
«Кто наберет больше снежков?»(младшая и средняя группы)
На ограниченном пространстве педагог рассыпает снежки. У каждого ребенка есть емкость для сбора снежков. По сигналу дети начинают собирать их. Тот, кто за установленное время больше всех набрал снежков, считается победителем.
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов от инструктора по физической культуре
Точечный массаж биологически активных точек
Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет.
Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить детям привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Основные условия проведения самомассажа для детей:
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
- начинать следует с поглаживания, затем переходят к растиранию тела, разминанию и вибрацию, то есть потряхиванию.
Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Точечный самомассаж лица для детей способствует предотвращению простудных заболеваний, позволяет научиться управлять мимикой лица. Самомассаж выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора. Детей усаживают на стульчик и учат «лепить красивое лицо»:
1. Дети выполняют поглаживание лба, щек, крыльев носа от центра к вискам, мягкое постукивание по коже, как бы уплотняя ее.
2. Указательными пальчиками делают надавливание на переносицу и точки над бровями с вращательными движениями по часовой стрелке, затем против нее по 5 раз.
3. Затем проводят с усилием по бровям и «лепят» щипками брови по направлению к вискам. Можно задействовать точку между бровями «третий глаз».
4. Затем средними пальчиками поглаживают под глазами (по глазнице) по направлению от внешнего уголка во внутреннему. Делают акцент на точку на внешнем уголке и в центре глазницы, и легко проводят по верхнему веку по направлению к внешнему уголку глаз (глаза закрыты). Такими способами задействуют слизистую оболочку полости носа (решетчатых образований) и пазух лба, лобные отделы головного мозга, активизируя в них кровообращение, включая также глазное яблоко, для улучшения зрения и стимулирования умственного развития.
5. Указательными или средними пальчиками легко надавливают на крылья носа, проводят их по переносице в сторону носовых пазух, легко подергивают и пощипывают себя за кончик носа. Этим задействуют передние и средние доли гипофиза, слизистые оболочки носа, гайморовых полостей, улучшая в них кровообращение.
6. Затем нужно потереть ушную раковину и прижать точку возле козелка уха для положительного воздействия на орган слуха и вестибулярный аппарат.
Выполняя вышеуказанный комплекс самомассажа можно использовать
следующее слова:
«Крылья носа разотри – раз, два, три!
И под носом ты утри – раз, два, три!
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять!
Вытри пот себе со лба – раз, два, раз, два!
Серьги на уши повесь, если есть!
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три!
Сзади пуговку найди, пристегни – раз, два, три!
А сюда повесим брошку, разноцветную матрешку!
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики!
Вы так славно потрудились и красиво нарядились!»
Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка.
Чтобы снять неприятные симптомы, необходимо трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них по 10 раз: край ноздрей; внешние уголки глаз; область между бровями (переносица); точка, немного выше ушной мочки.
Самомассаж для лица и шеи для детей способствует расслаблению мышц. Детей обучают выполнять поглаживание шеи по направлению к области подбородка. При этом они разворачивают плечи и вытягивают шею, держа голову прямо. Выполняют похлопывание по подбородку тыльной стороной ладошки. Надавливают на точку в центре нижней челюсти со стороны подбородка для улучшения кровообращения, обмена веществ, выработки гормонов, так как точка задействует особые образования, контролирующие химический состав крови.
Нажимают точку в центре ключицы над впадинкой для регуляции иммунной системы организма посредством слизистой оболочки нижнего отдела глотки, включая гортань и даже тимус (вилочковую железу).
Точечный самомассаж рук. Дети должны активно потереть ладошки друг о друга до ощущения тепла, вытянуть каждый пальчик и надавить на него, ногтями одной ручки потереть по ногтям другой («стиральная доска») для оказания благотворного воздействия на внутренние органы. Точки на ногтях связаны с сердцем, легкими, печенью и кишечником. Нажимают точку между большим и указательным пальцами (в конце складочки) для нормализации функций всего организма, снятия усталости. Следует потереть всю ручку до плеча, нажимая на мышцы, затем от плеча вниз ладошкой для возбуждения мышц рук и прочистки энергетических каналов.
Точечный массаж ног для детей. Проведенный в игровой форме, точечный массаж ног для детей вызывает у них только положительные эмоции. Сев по-турецки, малыш попеременно должен подтягивать стопы, затем размять пальцы и пятки, выполнить пощипывающие движения, предотвращающие развитие плоскостопия. Затем можно похлопать по пальцам и потереть голеностоп, сделать несколько вращений и потянуть носочки вперед. Чтобы активизировать основные биологически активные центры, расположенные на нижних конечностях, нужно погладить и легко пощипать голени и бедра. Ладонями необходимо похлопывать себя по направлению от лодыжек к бедрам. Затем ножки растирают ребрами ладоней и после – кулачками
Чтобы получить ожидаемый результат, точечный массаж в детском саду или во время пребывания малыша в домашних условиях должен проводиться регулярно.