Моя педагогическая концепция
Актуальность развития творческих способностей учащихся с использованием новых информационных технологий в развитой образовательной информационной среде в связи с этим не вызывает никаких сомнений. Творческая деятельность – это старт к профессиональной карьере.
Цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.
Задачи инновационной деятельности:
- реализовывать идею непрерывного обогащения информационно-коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета;
- развивать творческую инициативу ученика;
- воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
- информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией; коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
- социальную - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
- предметную - способность применять полученные знания на практике.
Для развития творческих способностей учащихся использую следующие правила: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило «идеальности», правило обратной связи, правило индивидуальности.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.
Для достижения качественных, стабильных результатов в обучении, использую в своей работе элементы нескольких педагогических технологий:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективную систему обучения;
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др.;
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели
- победы, призовые места и участие учащихся в детских творческих конкурсах,
- высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
- высокое качество знаний учащихся по информатике и ИКТ (до 88%);
- успешная социализация моих выпускников.
Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе. Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества.
На уроках информатики создаются благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности каждого ученика посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Проводится педагогическая диагностика, позволяющая определить уровень сформированности предметных компетенций.
Формирую у учащихся здоровый образ жизни, осознанное отношение к своему здоровью как духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами, развиваю двигательную активность учащихся, чередую различные виды деятельности, провожу «физкультминутки», рационально использую время на различных этапах урока. Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер. На уроках решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учащихся к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, семинары, зачёты, конкурсы, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы (например, создание ЦОР для уроков биологии, географии, истории и др.).
Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Проектная деятельность для меня – это возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса. Большое внимание уделяю безопасной работе в сети Интернет, защите прав и интересов обучающихся.
Пропусков занятий без уважительных причин у моих воспитанников по предмету «Информатика и ИКТ» нет.
Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.