Организация контроля в ДОУ
Контроль в ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.
«Внутри садовский контроль — это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».
Внутренний контроль включает в себя:
• контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;
• контроль образовательного процесса.
Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать условия организации контроля:
• Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.
• Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.
• Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.
• Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.
• Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля — самоконтролю, то есть работе на доверии.
Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.
К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
- следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
- контроль необходимо планировать;
- в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
- контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
- необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
- контроль и его итоги должны быть гласными;
- контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.
Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.
Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется рядом положений:
- контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
- устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
- отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
- контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.
Таблицы контроля
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ | см. здесь |
ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ | см. здесь |
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УТРЕННИЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ | см. здесь |
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ДНЯ | см. здесь |
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР | см. здесь |
КАРТА АНАЛИЗА УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ | см. здесь |
ПРОВЕДЕНИЕ УТРЕННИКОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ | см. здесь |
КАРТА ОЦЕНКИ ГИМНАСТИКИ ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ СНА | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Музыкальный центр» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» | см. здесь |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ГРУППЕ | см. здесь |
ОХРАНА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ | см. здесь |
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ | см. здесь |
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ К ЗАНЯТИЮ | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА | см. здесь |
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЕ ГРУПП К НОВОМУ ГОДУ | см. здесь |
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПЕДАГОГАМИ ДОО | см. здесь |
ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ | см. здесь |
ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЖИМА ПРОГУЛКИ | см. здесь |
ОФОРМЛЕНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В УГОЛКЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | см. здесь |
САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ГРУПП | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ» | см. здесь |
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНОГО МОМЕНТА «УМЫВАНИЕ» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ЦЕНТР ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕ» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ. Центр игровой деятельности» | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕНТРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | см. здесь |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕНТРА КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | см. здесь |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ | см. здесь |
ПЛАН ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ | см. здесь |
КОНТРОЛЬ АНАЛИЗА РППС | скачать |
КАРТА АНАЛИЗА РППС ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ | см. здесь |
КАРТЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ИЗ ЖУРНАЛА "СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ"
Автор-разработчик: О.А. Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.
Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателей в направлении развития изобразительной деятельности детей | скачать |
Вопросник для оценки или самооценки профессионализма воспитателя по разделу РЭМП | скачать |
Карта анализа занятия по изобразительной деятельности в ДОО | скачать |
Карта анализа занятия по развитию речи | скачать |
Карта анализа наглядной информации для родителей | скачать |
Карта анализа подготовки и проведения занятий по РЭМП | скачать |
Карта анализа самообразования воспитателей | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Подготовительная группа | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Старшая группа | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития Средняя группа | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Подготовительная группа | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Старшая группа | скачать |
Карта для диагностики социально-коммуникативного развития_игровая деятельность Средняя группа | скачать |
Карта оперативного контроля «Изучение дошкольниками основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» | скачать |
Карта оперативного контроля «Организация двигательного режима детей в течение дня» | скачать |
Карта оперативного контроля «Организация питания в группах» | скачать |
Карта оперативного контроля «Оценка эффективности коллективного труда в ДОО» | скачать |
Карта оперативного контроля «Соблюдение режима дня и организация работы группы с учетом специфики сезона, дня недели, настроения детей» | скачать |
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды по развитию игровой деятельности в группах старшего дошкольного возраста | скачать |
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей среды по РЭМП у детей в группах младшего дошкольного возраста» | скачать |
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность развивающей среды по РЭМП у детей в группах старшего дошкольного возраста | скачать |
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития изобразительной деятельности в методическом кабинете или изостудии» | скачать |
Карта оперативного контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада | скачать |
Карта оценки и анализа плана воспитательно-образовательной работы по разделу «Развитие речи» | скачать |
Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста | скачать |
Карта оценки профессионального мастерства воспитателей разных возрастных групп по развитию у детей элементарных математических представлений | скачать |
Карта оценки профессиональных знаний и умений педагогов по руководству игровой деятельностью детей | скачать |
Карта оценки профессиональных знаний и умений педагогов по руководству развитием у детей общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками | скачать |
Карта оценки профессиональных компетенций воспитателя по развитию у детей звуковой культуры речи | скачать |
Карта проверки плана воспитательно_образовательной работы по разделу «Изобразительная деятельность» | скачать |
Карта проверки плана образовательной работы по разделу РЭМП | скачать |
Карта тематического контроля «Содержательная насыщенность РППС для развития двигательной деятельности в разных возрастных группах детского сада | скачать |
Опросник для воспитателей «Звуковая культура речи дошкольников» | скачать |
План проведения оперативного контроля по вопросу «Организация речевой активности детей в разных формах образовательного процесса» | скачать |
Протокол обследования РППС для развития двигательной деятельности детей | скачать |
Протокол обследования содержательной насыщенности РППС | скачать |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_kontrolya.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта контроля маркеров в игровой группы
Дата:__________
Проверку проводил:_______________________________________________
Ф.И.О. воспитателя:_______________________________________________
Группа:___________________________________________________________
Вопросы контроля | Критерии оценки | ||
Выполняется | Выполняется с нарушением | Не выполняется | |
Наличие в группе маркеров для зонирования центров детской активности | |||
Использование детьми стульев, столов, стеллажей, мягких модулей в качестве маркеров игрового пространства | |||
Соответствие маркеров возрасту детей (картинки, подписи, схемы) |
Карта контроля обновления игрового развивающего материала по теме недели
Дата:__________
Проверку проводил:_______________________________________________
Ф.И.О. воспитателя:_______________________________________________
Группа:___________________________________________________________
Вопросы контроля | Критерии оценки | ||
Выполняется | Есть замечания | Не выполняется | |
В группе есть специально оборудованное место для демонстрации тематических картинок и предметов | |||
В книжном уголке подобранна художественная литература, которая соответствует теме недели и возрасту воспитанников | |||
В группе (и приемной) представлена детская коллекция по теме недели | |||
В группе (или приемной) оформлена тематическая выставка |
Карта контроля своевременности получения пищи на кухне
Дата:__________
Проверку проводил:_______________________________________________
Ф.И.О. воспитателя:_______________________________________________
Группа:___________________________________________________________
Вопросы контроля | Критерии оценки | ||
Выполняется | Выполняется с нарушением | Не выполняется | |
Соблюдение графика получения пищи на кухне | |||
Своевременная доставка и раздача пищи в группе | |||
Соблюдение правил личной гигиены помощником воспитателя (внешний вид, спец одежда, СИЗ) |
Карта контроля организации утреннего фильтра
Дата:__________
Проверку проводил:_______________________________________________
Ф.И.О. воспитателя:_______________________________________________
Группа:___________________________________________________________
Вопросы контроля | Критерии оценки | ||
Выполняется | Есть замечания | Не выполняется | |
Беседа с родителями о состоянии ребенка | |||
Проведение термометрии | |||
Наличие маски | |||
Наличие перчаток | |||
Наличие дезинфицирующих средств (флакон с жидкостью, салфетки) |
Карта анализа ООД
Дата проведения: _________
Группа (возраст): _____________
Ф.И.О. ______________
Начало и окончание занятия (длительность): __________
Количество детей: _________
Тема ООД: _______________________________________________________________
Цель: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Вопросы на контроле | Уровень оценки | |||
высокий | допустимый | критический | недопусти-мый (низкий) | ||
1. | Создание условий: | ||||
1.1. | Организация обстановки | ||||
2. | Соответствует ли содержание НОД: | ||||
2.1. | Программе данной возрастной группы | ||||
3. | Организация НОД: | ||||
3.1. | Качество материалов | ||||
3.2. | Наглядные пособия | ||||
3.3. | Подготовленность детей | ||||
3.4. | Подготовленность воспитателя |
4. | Методика проведения ООД: | ||||
4.1. | Сочетание | ||||
4.2. | Разнообразие | ||||
4.3. | Соответствие цели развитию детей | ||||
5. | Речь воспитателя: | ||||
5.1. | Точно ли, правильно ли были выражены мысли | ||||
5.2. | Тон воспитателя | ||||
5.3. | Темп | ||||
5.4. | Эмоциональность | ||||
5.5. | Образность | ||||
5.6. | Использование специальной терминологии | ||||
6. | Отношение воспитателя к детям (позиция, стиль и форма руководства): | ||||
6.1. | Поощрения | ||||
6.2. | Активизация | ||||
6.3. | Исправление ошибок | ||||
7. | Поведение детей: | ||||
7.1. | Организованность | ||||
7.2. | Самостоятельность | ||||
7.3. | Заинтересованность | ||||
7.4. | Темп работы | ||||
8. | Деятельность детей: | ||||
8.1. | Активность | ||||
8.2. | Уровень интереса |
8.3. | Наличие навыков самостоятельности | ||||
9. | Уровень сформированности учебной деятельности: | ||||
Умение слушать и слышать | |||||
Следовать указаниям воспитателя | |||||
Проявлять инициативу | |||||
10. | Использование игровых приемов во время НОД | ||||
11. | Проведение физминуток | ||||
12. | Умственная игровая активность детей | ||||
13. | Рациональность использования времени | ||||
14. | Выполнение программных задач | ||||
15. | Выполнение предыдущих рекомендаций | ||||
16. | ОО «Художественное творчество» Анализ детских работ: | ||||
16.1. | Умение работать в соответствии с полученными указаниями | ||||
16.2. | Технические навыки и умения | ||||
16.3. | Изобразительные навыки и умения | ||||
16.4. | Творческий подход к решению поставленной задачи | ||||
16.5. | Тщательность или небрежность работы |
Выводы, рекомендации:
Старший воспитатель:__________________________/_______________
Ознакомлена:____________________________/ _____________________