Рабочие программы

Анастасия Эдуардовна Никишина

Рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС и возрастными особенностями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_progr_fin_gramotn.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МЕЧТА» П.ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕЧТА» П. ПАНГОДЫ»)

  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)

на  2022-2023 учебный год 

Реализатор: воспитатель

        Никишина А.Э.

п. Пангоды, 2022 г.

 

№ п/п

Содержание

1.

Комплекс основных характеристик

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи программы

1.3.

Содержание программы

1.3.1.

Учебный план

1.4.

Планируемые результаты

2.

Комплекс организационно методических условий

2.1.

Календарный учебный график

2.2.

Условия реализации программы

2.3.

Формы аттестации

2.4.

Оценочные материалы

2.5.

Методические материалы

Список литературы

Приложение


  1. Комплекс основных характеристик программ.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Финансовая грамотность дошкольников» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной образовательной программой МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды».

Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательных отношений МДОУ «Детский сад «Мечта» п. Пангоды». И обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие».

Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников.

 Актуальность программы. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов.  

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения.

Включение в образовательную деятельность детского сада основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.  

С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.

 Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы   дошкольникам.

Отличительные особенности программы заключается в использовании новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой грамотностью проходит в игровой форме.

Адресат программы (возрастные особенности детей 5-7 лет).

Старшая группа (от 5 до 6 лет) 

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Подготовительная группа (6 – 7 лет):

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Срок освоения программы: 2 учебных года, и реализуется в объеме 72 часа.

Форма обучения.

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Особенности организации образовательного процесса

Занятия проводятся с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26).

Режим занятий: реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы во второй половине дня, один раза в неделю в игровой форме.

Продолжительность игровой деятельности 25 и 30 минут, а также зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.  

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы -  помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

  • помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
  • дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;  
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;  
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  •  стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  •  способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;
  •  сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  •  содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

основные воспитательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.

Ведущие принципы программы— учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.

1.3. Содержание программы. 

1.3.1. Учебный план

1 год обучения

№ п/п

Название  раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Тема 1. Труд – основа жизни.

5

1

4

Входной

Текущий

итоговый

2

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

6

1

5

Текущий

итоговый

3

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

5

1

4

Текущий

итоговый

4

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

5

1

4

Текущий

итоговый

5

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

5

1

4

Текущий

итоговый

6

Тема6.Учимся планировать.

5

1

4

Текущий

итоговый

7

Тема7.Богатство и бедность.

5

1

4

Текущий

итоговый

Итого

36

7

29

2 год обучения

№ п/п

Название  раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Тема 1. Труд – основа жизни.

5

0

5

Текущий

итоговый

2

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

6

0

6

Текущий

итоговый

3

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

5

0

5

Текущий

итоговый

4

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

5

0

5

Текущий

итоговый

5

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

5

0

5

Текущий

итоговый

6

Тема6.Учимся планировать.

5

0

5

Текущий

итоговый

7

Тема7.Богатство и бедность.

5

0

4

Текущий

итоговый

Итого

36

0

36

Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся за период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Содержание учебного плана

Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

Планирование работы по освоению экономической грамотности.

 

Тема 1. Труд – основа жизни.

Теория:

• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;

• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

 Практика.  стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.

Формы контроля: устный опрос.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Теория: познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны

Практика:

  •  воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

 Формы контроля: устный опрос.

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем. Педагогические задачи:

Теория:

  • Деньги как мера стоимости; история денег.
  • Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
  • Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
  • Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

Практика:

  • Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
  • Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
  • Деньги как средство платежа, накоплений.
  • Обмен денег (причины, правила).
  • Откуда берутся деньги.  
  • Зачем людям нужны деньги.

 Формы контроля: Творческая работа.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Теория:

 • Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).

 • Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».

Практика:

  • Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).

• Хозяин товара и продавец.

• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).  

Формы контроля: мини - спектакль.

 Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Теория:

  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).

 Практика:

• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».

• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.

 • Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.

Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.).

Формы контроля: устный опрос.

Тема6.Учимся планировать.

 Теория: 

  • формировать представление о том, что к деньгам надо относиться с уважением.

Практика: Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами

  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
  • воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
  •  дать детям представление возможности планировать бюджет семьи, творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.

 Тема7.Богатство и бедность.

Теория: представления о своем, чужом и общем.  Хороший хозяин (хозяйка) Воспитание у детей следующих привычек:

  • бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым, сверстникам;

Практика: Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.

Деньги как средство платежа, накоплений.

1.4. Планируемые результаты

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения программы дети:

1 год обучения:

- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

-  в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость.

2 год обучения:

- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

-  проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно

относятся к природе;

- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Планируемые результаты освоения   программы:

5-6 лет.

  • Понимает, что любой труд – это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться;
  • Понимает, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом;
  • Понимает важность ведения домашнего хозяйства;
  • Ребенок понимает, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Меж предметные результаты

  • Понимает, что результатом трудовой деятельности может быть, как достижение поставленной цели (например, овладеть мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар или услуга;
  • Знает деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг);
  • Знает виды денег (бумажные и металлические);
  • Знает разницу между ведением личного и семейного бюджетов.
  • Разбирает цепочку «продажа-товар- цена – покупка».
  • Понимает, зачем надо копить и сберегать;
  • Умет копить;
  • Умеет трудится;
  • Понимает если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать.

6 -7 лет.

  • Понимает, что деньги зарабатываются трудом;
  • Различает разницу между желаниями и потребностями;
  • Задаёт себе вопрос и оценивает: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр.;
  • Знает где покупают и продают разные товары и оказывают услуги;
  • Знает, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.
  • Тратит деньги только с пользой;
  •  Относиться к деньгам бережливо;
  • Покупает если есть    возможность. Знает, что не все продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

2. Комплекс организационно методических условий

2.1. Календарный учебный график

1 год обучения

№ п/п

Месяц

Число

Время проведение занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь  

16.10-16.40

Групповая

2

Труд – основа жизни

Группа

Входной

2

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мои домашние обязанности

Группа

Текущий

3

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Работать и зарабатывать

Группа

Текущий

4

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Все работы хороши, выбирай на вкус

Группа

Текущий

5

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Трудиться - всегда пригодиться

Группа

Текущий

6

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Группа

Текущий

7

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Труд во благо

Группа

Итоговый

8

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Как придумали деньги

Группа

9

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Какие бывают деньги

Группа

Текущий

10

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

2

Как выглядят деньги и откуда берутся

Группа

Текущий

11

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Как деньги попадают к нам в дом.

Группа

Текущий

12

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Как деньги попадают к нам в дом.

Группа

Текущий

13

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

2

Трудовая денежка всегда крепка

Группа

Текущий

14

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Группа

Текущий

15

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

Группа

Итоговый

16

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Потребности и желания

Группа

Текущий

17

Январь

16.10-16.40

Групповая

1

Потребности и желания

Группа

Текущий

18

Январь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Группа

Текущий

19

Февраль

16.10-16.40

Групповая

2

Где покупают и продают разные товары?

Группа

Текущий

20

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Где покупают и продают разные товары?

Группа

Текущий

21

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Где покупают и продают разные товары? (2)

Группа

Текущий

22

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Наша мастерская (1)

Группа

Текущий

23

Март

16.10-16.40

Групповая

1

Наш мастер - класс (2)

Группа

Текущий

24

Март

16.10-16.40

Групповая

1

Стоимость и цена товара

Группа

Итоговый

25

Март

16.10-16.40

Групповая

2

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Группа

Текущий

26

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Создаем рекламу

Группа

Текущий

27

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Выгодно – невыгодно

Группа

Текущий

28

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Обмен – подарок  

Группа

Текущий

29

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр»

Группа

Текущий

30

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Номинал денег «Торговый Центр»

Группа

Текущий

31

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Мини – спектакль «Лесная ярмарка»

Группа

Итоговый

2 –й год обучения

 

№ п/п

Месяц

Число

Время проведение занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь  

16.10-16.40

Групповая

2

Тратим разумно, экономим

Группа

Входной

2

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Хочу и могу»

Группа

Текущий

3

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Копим и сберегаем

Группа

Текущий

4

Сентябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Группа

Текущий

5

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Творческое занятие «Наша мастерская» (1)

Группа

Текущий

6

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Творческое занятие «Наша мастерская» (2)

Группа

Текущий

7

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «День рождения»

Группа

Итоговый

8

Октябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Экскурсия в магазин «Продукты»

Группа

Текущий

9

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Экскурсия в магазин «Игрушки»

Группа

Текущий

10

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

2

Досуг «Сберегаем и экономим»

Группа

Текущий

11

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

Группа

Текущий

12

Ноябрь

16.10-16.40

Групповая

1

Занимаем и одалживаем

Группа

Текущий

13

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

2

Долги

Группа

Текущий

14

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Группа

Текущий

15

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Группа

Итоговый

16

Декабрь

16.10-16.40

Групповая

1

Досуг «Долг и ответственность»

Группа

Текущий

17

Январь

16.10-16.40

Групповая

1

 «Учимся планировать»

Группа

Текущий

18

Январь

16.10-16.40

Групповая

1

Учимся планировать

Группа

Текущий

19

Февраль

16.10-16.40

Групповая

2

Планируем свои расходы

Группа

Текущий

20

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Творим добро

Группа

Текущий

21

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Сделал дело – гуляй смело

Группа

Текущий

22

Февраль

16.10-16.40

Групповая

1

Мини-спектакль «Все по плану»

Группа

Текущий

23

Март

16.10-16.40

Групповая

1

Ставлю цель и планирую  

Группа

Текущий

24

Март

16.10-16.40

Групповая

1

Планируем свои дела

Группа

Итоговый

25

Март

16.10-16.40

Групповая

2

  «Что такое богатство?»

Группа

Текущий

26

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Все работы хороши, выбирай на вкус

Группа

Текущий

27

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Наше богатство (1)

Группа

Текущий

28

Апрель

16.10-16.40

Групповая

1

Наше богатств (2)

Группа

Текущий

29

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Щедрость и жадность (1)

Группа

Текущий

30

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Щедрость и жадность (2)

Группа

Текущий

31

Май

16.10-16.40

Групповая

1

Бережливость

Группа

Итоговый

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Развивающая предметно – пространственная среда группы соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Эстетическая микросреда создаётся на каждом занятии и определяется его содержанием, является специфичной для каждого занятия.  

Занятия проводятся с использованием интерактивной доски, они интересны для детей, вызывают у них положительные эмоции, творческую активность, а при выполнении работы приносят удовлетворение достигнутым результатом.

Оборудование:

1. Столы, стулья, интерактивная доска, шкафы с необходимыми материалами.

2. Макеты денег, копилки, кошельки, наборы игр по темам, терминал, «Банк», с интегрированным сенсорным экраном и программным обеспечением, киоск «Магазин», включающий продовольственную и кассовую зону.

Информационное обеспечение.

Дидактическое обеспечение:

Набор дидактических карточек. Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса.  

Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.

Для информационного обеспечения реализации программы используются информационные источники:

Интернет ресурсы:

  • Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
  • www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  •  www.gov.ru – сайт Правительства РФ
  •  www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
  •  www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ

Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог группы.

2.3. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах

- Беседы;

- Просмотр презентаций;

- Дидактические игры;

- Викторины;

- Деловые, квест- игры;

- Сюжетно-ролевые игры.

2.4. Оценочные материалы

- устный опрос;

- индивидуальный опрос;

- педагогическое наблюдение;

- творческая работа;

- фронтальный опрос.

Способы определения результативности.

Уровни усвоения программы по А. Д. Шатовой. (Приложение 2).

2.5. Методические материалы

Организация образовательного процесса осуществляется – очно.

В экономическом воспитании наблюдается разнообразие методов обучения, что определяется спецификой финансовой деятельности. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.

Методы обучения:

- словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);

- наглядно – иллюстрационный (показ работ);

-репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям педагога);

-творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);

-практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний).

Формы организации образовательного процесса:

- групповая.

Формы организации учебного занятия:

- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

- практические занятия, где дети осваивают приемы работы с банкоматом, кассой.

- творческий отчет – занятие, завершающее полугодие. Проводится для детей, педагогов, родителей.

Педагогические технологии:

Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если по какому-то заданию никто не справился с решением, педагог должен дать консультацию.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

1. Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.

2. Разделение труда, функций и обязанностей.

3. Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.

4. Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.

5. Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.

6. Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает:

- связь изучаемого материала с жизнью;

- увязка материала с ранее приобретенными знаниями;

- обучение от простого к более сложному;

- создание ситуации успеха для ребенка.

Проектная технология направлена на самореализацию обучающегося как личности. Метод проекта способствует организации творческой деятельности воспитанников. Эту технология применяется на занятиях при выполнении творческой работы. Ребята самостоятельно выбирают тему работы, а именно, что будут выполнять, какие материалы и инструменты им необходимы для изготовления этого изделия.

Игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность дошкольников. Педагогическая игра, как основной вид деятельности, направлена на усвоение общественного опыта. 

Основные принципы игровых технологий: умение моделировать; свобода деятельности; эмоциональная приподнятость; равноправие.

Алгоритм учебного занятия:

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на образовательную деятельность и активизация внимания.

II этaп - проверочный.

Задача: выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели занятия и мотивация образовательной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устногоопроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали воспитанники на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап - информационный.

Информация о дальнейшем занятии (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов дальнейшего занятия, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы:

- раздаточные материалы,

- инструкционные, технологические карты,

- задания,

- упражнения.

Список литературы

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования. Для детей 5–7 лет.
  2. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019 г.
  3. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 г.
  4. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Рассуждаем и решаем. Издательство «ВАКО», 2019 г.
  5.  Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 г.
  6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 г.
  7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019 г.
  8. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
  9. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Говорим с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
  10. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.ЮЧитаем и обсуждаем – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
  11. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
  12. Методическое пособие АЛМА «Финансовая грамотность»- Санк – Петербург., 2019 г.
  13. Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика//Обруч. – 1999. – №1.-с. 29-31. 15.
  14. Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18.  

Обучающий видеоконтент

 Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:

Азбука денег тетушки Совы – Что такое деньги? - https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0

Азбука денег тетушки Совы – Умение экономить. - https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE

Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет. - https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM

Азбука денег тетушки Совы – Карманные деньги. - https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc

Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. - https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4

Азбука денег тетушки Совы – Мои домашние питомцы. - https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU

Азбука денег тетушки Совы – Работа и зарплата - https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs

 Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ

 Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977

 «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)

 Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про лень»

Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»

Приложение 1.

Комплексно – тематический план

Первый год обучения. Старшая группа.

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»

1

Труд – основа жизни

(«Рассуждаем и решаем» стр. 6)

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование   «Труд – основа жизни», тематический стенд о труде

2

Мои домашние обязанности

(«Играем вместе» стр. 5)

Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Игра -соревнование «Мои домашние обязанности»

3

Работать и зарабатывать

(«Играем вместе» стр. 5)

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Беседа, ситуационные задачки, игра- обсуждение  «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

4

Все работы хороши, выбирай на вкус (1)

(«Играем вместе» стр. 7)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра- спектакль: «Что создается трудом. Как продукт труда превращается в товар», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

5

Все работы хороши, выбирай на вкус (2)

(«Читаем и обсуждаем» стр. 28)

Продукты труда: товары и услуги.

Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

викторина «Угадай профессию», Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

6

Трудиться - всегда пригодиться

(«Читаем и обсуждаем» стр. 28)

Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться

Занятие «Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки», представляем, рисуем

7

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль

8

Труд во благо

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»

9

Как придумали деньги

(«Говорим с детьми о финансах» стр. 11)

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Беседа «Что такое деньги», чтение, разгадываем загадки, рассказ

10

Какие бывают деньги

(«Говорим с детьми о финансах» стр. 12)

Виды денег (монеты, банкноты).

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Где хранятся деньги» 

11

Как выглядят деньги и откуда берутся

 («Играем вместе», стр. 9)

Изготовление денег: печать, чеканка.

Ролевая игра «Нарисуем деньги для нашей группы».

Беседа, исследование, чтение, – придумываем деньги для группы.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

12

Как деньги попадают к нам в дом.

(«Играем вместе», стр. 11)

Труд и доходы.

Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игровое занятие  «Как потопаешь, так и полопаешь»

13

Трудовая денежка всегда крепка

(«Рассуждаем и решаем», стр. 10)

Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек.

Считай деньги в своем кармане, а не в чужом.

Рассказы «Трудовая денежка всегда крепка».

Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын»

14

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Игра на мультимедийном устройстве «Какие бывают деньги»

15

Откуда берутся деньги и зачем они нужны?

(«Играем вместе», стр. 12)

Закрепление материала.

Итоговое мероприятие по теме

Игра – спектакль «Денежный домик»

Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

16

Потребности и желания (1)

(«Играем вместе», стр. 15)

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Исследование: что необходимо человеку для жизни, ролевая игра – обсуждения  «Выбираем самое важное»

17

Потребности и желания (2)

(«Играем вместе», стр. 16)

Соотносим потребности, желания и возможности.

Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

 Игра «Что купить»

18

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность — это купить.

Интерактивный мини-спектакль

19

Где покупают и продают разные товары? (1)

(«Играем вместе», стр. 16)

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

20

Где покупают и продают разные товары? (2)

(«Говорим с детьми о финансах», стр. 16)

Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд.

21

Наша мастерская (1)

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

22

Наш мастер - класс (2)

Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

23

Стоимость и цена товара

(«Играем вместе», стр. 19)

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

24

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем собственные поделки.

25

Создаем рекламу

Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

26

Выгодно – невыгодно

(«Играем вместе», стр. 20)

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно».

27

Обмен – подарок  

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

28

Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр»

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения.

Используем деньги нашей группы, придуманные ранее.

Сюжетно ролевая игра

(работа в подгруппах).

.

29

Номинал денег «Торговый Центр»

Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама.

Урок 3. Номинал денег

30

Мини – спектакль «Лесная ярмарка»

Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели».

Обсуждение, мини спектакль «Лесная ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся

Второй год обучения, подготовительная группа

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

№ п/п

Тема

Содержание образовательного мероприятия

Педагогические технологии

1

Тратим разумно, экономим

(«Играем вместе», стр. 28)

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев»,

игра «Открываем бутербродную»

2

Мини-спектакль «Хочу и могу»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль

3

Копим и сберегаем

(«Говорим с детьми о финансах», стр. 17)

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, беседа «Копим и сберегаем» 

4

Мини-спектакль «Мишкина копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный мини-спектакль

5

Творческое занятие «Наша мастерская» (1)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома.

6

Творческое занятие «Наша мастерская» (2)

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи.

Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр.

7

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль

8

Экскурсия в магазин «Продукты»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем продукты к празднику»

9

Экскурсия в магазин «Игрушки»

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра на мультимедийном устройстве «Больше – меньше»

10

Досуг «Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно).

Итоговое мероприятие по теме

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

11

Занимаем и одалживаем

(«Рассуждаем и решаем», стр. 17)

 

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», беседа «Занимаем и одалживаем».

12

Долги

(«Говорим с детьми о финансах», стр. 19)

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказы «Занимаем и одалживаем», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

13

Заплатить долг скорее, так будет веселее

(«Играем вместе», стр. 33)

Осознаем, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Игровое занятие «Занять и оплатить»

Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

14

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль

15

Досуг «Долг и ответственность»

Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Итоговое мероприятие по теме

Тема 6. «Учимся планировать»

16

Учимся планировать

(«Говорим с детьми о финансах», стр. 21)

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования.  Начинаем с планирования своего дня.

Учимся организовывать свое время.

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа «Ставим цели». 

17

Планируем свои расходы

 («Играем вместе», стр. 35)

Учимся решать несложные экономические задачи.

Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и игра «Составляем план покупок» рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

18

Творим добро

(«Играем вместе», стр. 36)

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Игровое занятие «Наши цели»

Сюжетно-ролевая игра

(работа в подгруппах)

19

Сделал дело – гуляй смело

(«Играем вместе», стр. 37)

 

Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игровое занятие «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

20

Мини-спектакль «Все по плану»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

21

Ставлю цель и планирую  

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Технология «Ситуация месяца».

Игра на мультимедийном устройстве

22

Планируем свои дела

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Итоговое мероприятие

Тема 7. «Что такое богатство?»

23

Все работы хороши, выбирай на вкус

(«Играем вместе», стр. 7)

Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников.

Продукты труда: товары и услуги.

Социо-игровая технология

(работа в малых группах).

Игра спектакль: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

24

Наше богатство

(1)

(«Играем вместе», стр. 38)

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Беседа, ситуационные задачи, игровое занятие «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

 

25

Наше богатство

(2)

(«Рассуждаем и решаем», стр. 27)

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Читаем и обсуждаем сказки «Наше богатство».

Конкурс проектов «Наше богатство»

26

Щедрость и жадность (1)

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо.

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

27

Щедрость и жадность (2)

Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы

28

Бережливость

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам.

Интерактивный мини-спектакль «Щедрый бедности не знает»

29

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Закрепление материала по теме

Сюжетно – ролевая игра

Игра на мультимедийном устройстве

30

Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Праздник в рамках «Финансовой недели».

Сюжетно – ролевая игра

Приложение 2

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста проводится один раз в год в конце мая.

Педагогическую диагностику (мониторинг) проводит воспитатель. Основной задачей педагогической диагностики является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников.

Педагогическая диагностика проводится на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика»

Каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.

С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень финансовой грамотности.

Задание 1. Цель: Определить уровень знаний о труде человека.

Задание 2. Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.

Задание 3. Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.

Задание 4. Цель: Определить уровень знаний о рекламе.

Таблица 1.

Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей)

- представления о труде родителей;

- представления об экономических понятиях;

-проявление интереса к окружающим явлениям современного общества.

Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения)

- отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания;

- общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

Эмоционально-ценностный компонент (нравственно-экономические качества личности)

-проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости;

- оценка проявления этих качеств у сверстников.

По наличию и совокупности показателей, которые соответствуют представленным критериям, можно судить об уровнях финансовой грамотности: высокий, средний и низкий.

Уровень финансовой грамотности определялся с учетом успешности выполнения всех трех заданий. По успешности выполнения заданий судилось об уровне финансовой грамотности по трехбалльной шкале: 3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.

Старшая группа (5-6 лет).

Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Подготовительная группа (6-7 лет).

Высокий: Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Средний: Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Низкий: Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

Уровни сформированности финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Ф.И.

ребенка

Знания о труде

Знания о ресурсах

Знания о деньгах и цене

Знания о рекламе

Всего баллов

Средний балл

Уровень

Средний балл по группе