Урок по окружающему миру по теме "Вода", 2 класс

Банзаракцаева Ираида Сергеевна

Цель урока: формирование у обучающихся умений отличать воду от других жидкостей по ее свойствам на основе самостоятельного исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urokapo_okruzhayushchemu_miru_po_teme_voda.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру (2 клас)

Банзаракцаева  И.С., учитель начальных классов

МОУ « Гурульбинская  СОШ»

Тема урока:  Вода.

Цель: формирование у обучающихся умений отличать воду от других жидкостей по ее свойствам на основе самостоятельного исследования.

Задачи:

  обеспечить условия для:

- определения свойств воды;

- понимания значения наблюдений и опытов в познании;

- проведения несложных наблюдений в окружающей среде и опытов, используя простейшее оборудование и измерительные приборы.

Планируемые результаты:

Личностные:

- обеспечить учащимся понимание роли воды в жизни человека.

Метапредметные:

Регулятивные:

- научить учеников ставить цели и планировать свои действия при проведении наблюдений и опытов; осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; оценивать правильность выполнений заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов.

Познавательные:

- научить учеников доказывать то или иное свойство воды путем постановки несложных опытов;  сравнивать свойства воды;

обобщать результаты опытов.

Коммуникативные:

- научить учеников принимать общее решение, обосновывать свою позицию.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Задача1: Создать эмоциональный настрой и ситуацию запроса цель.

-Учитель: Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?

- Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в ребусе.

( На доске высвечивается ребус )

О

- Как вы разгадали ребус?

-Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в песне, «без воды и ни туды, и ни сюды»

Стихотворение о воде

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!

-Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

-А что такое туман, кто сможет объяснить?

Учитель: Туман- это непрозрачный воздух , насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами(фото в презентации).

Учитель: - Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

- Как много вы знаете, молодцы! А что вы еще хотите узнать о воде?

Учитель:  Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать  будут три исследовательские лаборатории.

- Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, кто будет фиксировать результаты в таблицу, кто будет проводить опыты.  Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный  точный вывод.

- Ребята, у меня к вам есть вопрос.  Кто такой исследователь?

Учитель: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

- Что будет предметом нашего исследования?

- Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в пробирке?

- Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.

  1. Что произойдёт, если в воду добавить сахар или соль?
  2. Что будет, если в воду добавить песок или землю?

- Много задач надо решить, за дело!

1-ый этап: Запах воды.

- Предположите, чем пахнет вода?

- Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём.

ОПЫТ 1

                   Алгоритм работы.

  1. Налейте в стаканчики  воду.        
  2. Поднесите к носу.

- Какой сделаем вывод?

- Верно, вода без запаха.

Высвечивается  без запаха   на доске.

-Запишите результаты в своих исследовательских листах!

- А сейчас выдвинем гипотезу: имеет ли вода цвет?

ОПЫТ 2

- Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Что налито в стаканах? (Показываю стаканы с разными жидкостями)

- Чем отличаются эти жидкости?

  - Белая и бесцветная жидкость отличаются друг от друга?

Высвечивается  без цвета.

- Запишите результат в исследовательские листы.

- Выдвигаем следующую гипотезу…Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус ?

ОПЫТ 3.

- Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте.

-Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности.

На доске высвечивается без вкуса

- Запишите результаты.

ФИЗМИНУТКА

ОПЫТ 4

- Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе (все выполняет учитель).

Что наблюдаете? (демонстрирую всем группам)

Всё это верно. А теперь обобщим  всё сказанное?!

- Запишите результат: (вода-пар)

- Артём,  расскажи, какой  эксперимент тебе удалось провести дома?

     

 - Сделайте вывод?

- Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода?

Высвечивается  на интер. доске вода→пар, вода→лёд           

 -Запишите результаты.

ОПЫТ 5.

 - Сейчас возьмите 2 стаканчика… Один с водой, другой пустой. Перелейте воду из одного стаканчика во второй. Что заметили? Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть? Вам слово, исследователи.

  -  О каком свойстве мы говорим?

  - Это свойство называется текучесть.

Высвечивается  текучесть

- Запишите результаты.

- В воду иногда попадают твёрдые вещества. Давайте предположим, что с этими веществами может произойти? Понаблюдаем…

ОПЫТ 6.

- В пробирку с водой насыпьте сахар,  что с ним произошло?

- То есть сахара в колбе нет?  

- Что произошло с сахаром?

- А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.

Вывод: вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.

Высвечивается  вода-растворитель.

-Запишите результаты.

- А что будет с водой, если мы добавим в нее песок или землю?

- Каким способом  можно избавиться от мути?

- Чем ее можно очистить?

-  А  как поможет фильтр?

-Ребята,  что нам необходимо делать, чтобы вода не была грязная?

- Вы – настоящие  исследователи! Вами  проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат- открытые нами свойства воды…

- А сейчас давайте перечислим, какими  свойствами обладает вода?

- Скажите, какие способы вы применили для определения свойств воды?

- Какие исследования вызвали у вас интерес, затруднения?

-Урок  окончен, спасибо за работу!

- Это воздух.

- Земля

 - Вода.

- Еда.

- Это – вода. 

- В  О нарисовано   ДА – получается вода.

- Туман-это вода.

- Туман – это облако на земле.

- Туман - это пелена на болоте.

- Вода –это жидкость.

- Воду мы наливаем в графин, чайник

- Вода бывает горячая и холодная

- В  воде можно купаться, нырять

Распределяют роли

- Исследователи –это …

 - Исследователи изучают что-то непонятное

- Вода.

-Чем пахнет вода?

-Какого вода цвета?

-Какая вода на вкус?

-А если воду нагреть и заморозить?

-А если воду пролить?

- Свежестью.

-  Чистотой

- Ничем и т.д.

- У воды запаха, по-моему, нет.

- Вода белая 

- У воды цвета нет.

Работа по алгоритму (на интер. доске)

- Говорят свои версии.

- Рассмотреть воду в колбе.

- В правой руке стакан с молоком,  в левой-с водой

- Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода…

- У воды цвета нет.

- Версии детей:

Вывод: вода не имеет вкуса.

ИМИТАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЛАВАНИЯ

- Вода, как в чайнике, кипит.

- Воды стало меньше.

- Из колбы поднимается пар.

- Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное.

- Я налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось.

(фото в презентации)

- Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

- пар

-лед

 - Вода разливается.

 - Течёт вода.

 - Течёт, как ручеёк.

- ахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал.

- Нет, он там, только его не видно.

  - Сахар растворился.

  - Соль тоже растворяется в воде.

- Вода станет грязной, мутной.

- Очистить воду

- Фильтром

- Фильтр задержит грязь ,и вода снова станет чистой и прозрачной

- Беречь, не загрязнять…

 - без запаха

 - без цвета.

 - без вкуса

 - вода→пар, вода→лёд

- текучая

 -прозрачная

 - вода-растворитель

 - воду надо фильтровать