Урок по окружающему миру по теме "Вода", 2 класс
Цель урока: формирование у обучающихся умений отличать воду от других жидкостей по ее свойствам на основе самостоятельного исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokapo_okruzhayushchemu_miru_po_teme_voda.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру (2 клас)
Банзаракцаева И.С., учитель начальных классов
МОУ « Гурульбинская СОШ»
Тема урока: Вода.
Цель: формирование у обучающихся умений отличать воду от других жидкостей по ее свойствам на основе самостоятельного исследования.
Задачи:
обеспечить условия для:
- определения свойств воды;
- понимания значения наблюдений и опытов в познании;
- проведения несложных наблюдений в окружающей среде и опытов, используя простейшее оборудование и измерительные приборы.
Планируемые результаты:
Личностные:
- обеспечить учащимся понимание роли воды в жизни человека.
Метапредметные:
Регулятивные:
- научить учеников ставить цели и планировать свои действия при проведении наблюдений и опытов; осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; оценивать правильность выполнений заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов.
Познавательные:
- научить учеников доказывать то или иное свойство воды путем постановки несложных опытов; сравнивать свойства воды;
обобщать результаты опытов.
Коммуникативные:
- научить учеников принимать общее решение, обосновывать свою позицию.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный Задача1: Создать эмоциональный настрой и ситуацию запроса цель. | -Учитель: Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю? - Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в ребусе. ( На доске высвечивается ребус ) О - Как вы разгадали ребус? -Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в песне, «без воды и ни туды, и ни сюды» Стихотворение о воде Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! -Что нового вы узнали о воде из стихотворения? -А что такое туман, кто сможет объяснить? Учитель: Туман- это непрозрачный воздух , насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами(фото в презентации). Учитель: - Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде? - Как много вы знаете, молодцы! А что вы еще хотите узнать о воде? Учитель: Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. - Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, кто будет фиксировать результаты в таблицу, кто будет проводить опыты. Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод. - Ребята, у меня к вам есть вопрос. Кто такой исследователь? Учитель: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. - Что будет предметом нашего исследования? - Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в пробирке? - Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.
- Много задач надо решить, за дело! 1-ый этап: Запах воды. - Предположите, чем пахнет вода? - Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём. ОПЫТ 1 Алгоритм работы.
- Какой сделаем вывод? - Верно, вода без запаха. Высвечивается без запаха на доске. -Запишите результаты в своих исследовательских листах! - А сейчас выдвинем гипотезу: имеет ли вода цвет? ОПЫТ 2 - Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? - Что налито в стаканах? (Показываю стаканы с разными жидкостями) - Чем отличаются эти жидкости? - Белая и бесцветная жидкость отличаются друг от друга? Высвечивается без цвета. - Запишите результат в исследовательские листы. - Выдвигаем следующую гипотезу…Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус ? ОПЫТ 3. - Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте. -Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности. На доске высвечивается без вкуса - Запишите результаты. ФИЗМИНУТКА ОПЫТ 4 - Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе (все выполняет учитель). Что наблюдаете? (демонстрирую всем группам) Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное?! - Запишите результат: (вода-пар) - Артём, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
- Сделайте вывод? - Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода? Высвечивается на интер. доске вода→пар, вода→лёд -Запишите результаты. ОПЫТ 5. - Сейчас возьмите 2 стаканчика… Один с водой, другой пустой. Перелейте воду из одного стаканчика во второй. Что заметили? Какое предположение (гипотезу) мы можем выдвинуть? Вам слово, исследователи. - О каком свойстве мы говорим? - Это свойство называется текучесть. Высвечивается текучесть - Запишите результаты. - В воду иногда попадают твёрдые вещества. Давайте предположим, что с этими веществами может произойти? Понаблюдаем… ОПЫТ 6. - В пробирку с водой насыпьте сахар, что с ним произошло? - То есть сахара в колбе нет? - Что произошло с сахаром? - А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне. Вывод: вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ. Высвечивается вода-растворитель. -Запишите результаты. - А что будет с водой, если мы добавим в нее песок или землю? - Каким способом можно избавиться от мути? - Чем ее можно очистить? - А как поможет фильтр? -Ребята, что нам необходимо делать, чтобы вода не была грязная? - Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат- открытые нами свойства воды… - А сейчас давайте перечислим, какими свойствами обладает вода? - Скажите, какие способы вы применили для определения свойств воды? - Какие исследования вызвали у вас интерес, затруднения? -Урок окончен, спасибо за работу! | - Это воздух. - Земля - Вода. - Еда. - Это – вода. - В О нарисовано ДА – получается вода. - Туман-это вода. - Туман – это облако на земле. - Туман - это пелена на болоте. - Вода –это жидкость. - Воду мы наливаем в графин, чайник - Вода бывает горячая и холодная - В воде можно купаться, нырять Распределяют роли - Исследователи –это … - Исследователи изучают что-то непонятное - Вода. -Чем пахнет вода? -Какого вода цвета? -Какая вода на вкус? -А если воду нагреть и заморозить? -А если воду пролить? - Свежестью. - Чистотой - Ничем и т.д. - У воды запаха, по-моему, нет. - Вода белая - У воды цвета нет. Работа по алгоритму (на интер. доске) - Говорят свои версии. - Рассмотреть воду в колбе. - В правой руке стакан с молоком, в левой-с водой - Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода… - У воды цвета нет. - Версии детей: Вывод: вода не имеет вкуса. ИМИТАЦИЯ СТИЛЕЙ ПЛАВАНИЯ - Вода, как в чайнике, кипит. - Воды стало меньше. - Из колбы поднимается пар. - Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное. - Я налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (фото в презентации) - Вода, если её заморозить, превращается в лёд. - пар -лед - Вода разливается. - Течёт вода. - Течёт, как ручеёк. - ахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал. - Нет, он там, только его не видно. - Сахар растворился. - Соль тоже растворяется в воде. - Вода станет грязной, мутной. - Очистить воду - Фильтром - Фильтр задержит грязь ,и вода снова станет чистой и прозрачной - Беречь, не загрязнять… - без запаха - без цвета. - без вкуса - вода→пар, вода→лёд - текучая -прозрачная - вода-растворитель - воду надо фильтровать |