Формирующее оценивание в начальной школе.
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание в начальной школе
Банзаракцаева И.С.
учитель начальных классов МОУ «Гурульбинская СОШ»
Согласно требованиям ФГОС НОО приоритетной целью современной начальной школы становится воспитание личности, которая нацелена к самообразованию и саморазвитию, активно и заинтересованно познаёт мир, владеет основами умения учиться, способна к организации собственной деятельности, готова самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Сегодня перед учителем ставится задача изменения традиционных подходов к системе оценивания достижений учеников. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.
Предлагается выстраивать в российских школах новую систему оценивания в классе таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Критерии оценивания учащиеся могут вырабатывать совместно с педагогом. Такой принцип оценки учебных достижений отвечает стратегии и формам реализации формирующего оценивания
Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Система формирующего оценивания:
- Настроена на оценку индивидуального прогресса;
- Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
- Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);
- Показывает динамику образовательных достижений учащихся
Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимодействия учителя и учащихся и состоит из девяти шагов:
- Спланировать образовательные результаты учащихся по темам (на этапе разработки рабочей программы педагога).
- Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.
Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя. Цельдолжна быть сформулирована на языке, понятном ученику. Учитель может сформулировать две цели урока: 1) для себя – цель, которой он собирается достичь в ходе работы на уроке; 2) для учащихся – цель, к которой будут стремиться обучающиеся.
- Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.
- Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.
Необходимо определить критерии (мерила) оценивания решения этих задач. Критерии могут разрабатываться учителем, а могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьники должны знать заранее критерии выполнения работы. При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:
- быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
- быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
- быть конкретными – без таких абстрактных формулировок, как, например, «Хорошо понимает» или «Успешно усвоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика;
- оценивать деятельность учащихся по критериям. После того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данными критериями.
- Осуществлять обратную связь: учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-учитель. Важным условием при организации обратной связи является её обратный механизм: ученик должен получить отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма – осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению
- При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений.
- Определить место учащегося на пути достижения цели.
- Откорректировать образовательный маршрут учащегося.
М.А.Пинская предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
КРИТЕРИАЛЬНОЕ САМООЦЕНИВАНИЕ позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ чаще всего проводится при оценке командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
КАРТА ПОНЯТИЙ – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно- следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
Использую в работе «Метод неоконченных предложений».
- Я почувствовал, что…
- Было интересно…
- Меня удивило…
- Своей работой сегодня я…, потому что...
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось…
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…, потому что...
- Я научился…
- Задания для меня показались…, потому что...
- Для меня было открытием то, что…
Данный метод целесообразно использовать на заключительном этапе урока «Рефлексии» Цель этапа: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Не обязательно использовать сразу все неоконченные предложения. Достаточно взять 2-3 и либо распечатать их для каждого ребенка, либо вывести на интерактивную доску и провести проверку фронтально.
Также как метод формирующего оценивания можно выделить таблицу показателей правильного выполнения заданий по тому или иному предмету.
Таблица показателей правильного выполнения заданий по русскому языку
№ | Навыки | 1 этап | 2 этап |
1 | Списывание | ||
2 | Определение частей речи | ||
3 | Выделение грамматической основы | ||
4 | Нахождение корня слова | ||
5 | Нахождение проверочных слов |
В зависимости от цели и задач урока таблицы можно сделать абсолютно разными. С их помощью можно установить как меняются навыки у того или иного ученика в течение серии уроков. Можно предложить ученикам оценить себя на 1 этапе и после провести серию уроков, на заключительном этапе также предложить ученикам оценить себя еще раз и сравнить результаты. Педагогу данная таблица поможет увидеть слабые и сильные места ученика по тому или иному предмету.
Методика «Недельный отчет»
- Чему я научился за эту неделю?
- Какие вопросы остались для меня неясными?
- Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить поняли ли они материал?
Данная методика позволит отследить успешность обучения за неделю. С помощью ее можно узнать о затруднениях и ошибочных понятиях.
Листы самооценки.
№ | Дескриптор | Да | Нет |
1 | Регулярно выполнял(а) домашнее задание | ||
2 | По необходимости консультировался (лась) с учителем | ||
3 | Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки | ||
4 | Регулярно вел(а) записи в тетради | ||
5 | Знаю, как работать со справочной литературой | ||
6 | Умею выделять главную мысль текста |
А так же при проверке самостоятельных работ, тестов по предметам использую шкалу ECTS. С учениками при этом можно обсудить разбаловку заданий.
Оценка по шкале ECTS | Определение | Национальная система | По 100-балльной шкале | |
A | Отлично - отличное исполнение лишь с незначительным количеством ошибок | 5 (отлично) | 90-100 | |
B | Очень хорошо-выше среднего уровня с несколькими ошибками | 4 (хорошо) | 80-89 | |
C | Хорошо - в целом правильная работа с определенным количеством значительных ошибок | 4 (хорошо) | 65-79 | |
D | Удовлетворительно - неплохо, но со значительным количеством недостатков | 3 (удовлетворительно) | 55-64 | |
E | Достаточно - выполнение удовлетворяет минимальным критериям | 3 (достаточно) | 50-54 | |
FX | Неудовлетворительно - нужно поучить перед тем, как пересдать | 2 (неудовлетворительно) | 35-49 | |
F | Неприемлемо - необходима серьезная дальнейшая работа | 2 (неприемлемо) | 1-34 |