Мастер - класс «Развитие познавательных универсальных учебных действий на основе карт понятий»
Цель: обеспечить условия для передачи опыта по развитию метапредметных умений графической интерпретации текстового материала и применения их в процессе изучения предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_ponyatiy.doc | 667 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Развитие познавательных универсальных учебных действий на основе карт понятий»
Цель: обеспечить условия для передачи опыта по развитию метапредметных умений графической интерпретации текстового материала и применения их в процессе изучения предмета.
1 этап: Актуализация содержания.
Задача: Обеспечить осознание значимости развития метапредметных умений.
Мы живём в предметно-информационной среде. Если раньше основным источником знаний был учебник, то в настоящее время содержание предмета вышло за его рамки: телевидение, Видео, Интернет, журнальные и газетные публикации, новые монографии, сборники документов. Начиная с формирования мотивационной базы учащегося, учитель должен вывести его на путь самопознания мира и самосовершенствования. Сегодня современный учитель не просто передает знания, а формирует у своих учеников научную картину мира через овладение методикой, стратегиями и способами познания и учения.
Основанием для выбора тех приемов и техник явились результаты диагностики метапредметных результатов, в ходе которой был выявлен недостаточный уровень сформированности следующих метапредметных умений:
- определять смысловую структуру текста;
- выделять ключевые слова (главное);
- интерпретировать информацию;
- аргументировать;
- отличать факт от мнения.
Поэтому мы стали целенаправленно осваивать приемы и техники работы с информацией для того, чтобы обучающиеся могли изучать любой научный текст. В своей работе я использую разные приемы смыслового чтения, в том числе карты поняий.
2 этап: Теоретический этап
Задача: представить технологию развития умений составлять карты.
Карта понятий – один из графических методов отображения информации в виде семантических сетей. Структура карты понятия:
1.Выделение ключевых слов из текста, которые помещаются в рамки.
2.Иерархически располагаются понятия
4.Установление связей (линки) в направлении от общего к частному.
3 этап: Практический этап
Задача: создать условие для освоения техники составления карты понятия.
Карты понятий активно используем на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира , при организации проектных и исследовательских работ, внеклассных мероприятий и т.д.
Задание: Работа в группах.
- Давайте сравним, что у нас получилось?
Область применения карт понятий:
1.На вводном уроке в тему, раздел, курс (самостоятельное изучение ключевых понятий всей темы, курса, раздела). В этом случае карта понятий может служить учащемуся навигатором в освоении темы, раздела, курса.
2.Расширение карты понятий в процессе изучения темы.
3.На обобщающем уроке.
4.При контроле системного усвоения знаний ( как ученики видят темы целиком, как целостно могут характеризовать понятие).
4. Рефлексивно оценочный этап:
Задача: обеспечить возможность для оценки нового способа.
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полета!
Все это – дивное явленье –
Урок, рожденный вдохновеньем…
Рефлексия:
- уже использую, могу поделиться опытом;
- использую, но есть находки;
- увидел(а) ценность ;
- не вижу возможности использования в собственной деятельности.