Теоретико-методологические основы педагогической деятельности
При организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ основываюсь на как на общепедагогические дидактические принципы (принцип научности, принцип связи теории с практикой, принцип активности и сознательности в обучении, принцип доступности, принцип последовательности и систематичности, принцип прочности усвоения знаний, принцип наглядности, принцип индивидуального подхода к обучению и воспитанию), так и специальные принципы коррекционной педагогики:
-этиопатогенетический принцип,
- принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений,
- принцип опоры на закономерности онтогенетического развития,
- принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании,
- принцип педагогического оптимизма,
-принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений,
- принцип коррекции и компенсации,
- принцип социально адаптирующей направленности.
Теоретическими подходами в организации педагогической деятельноти являются:
1.Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Л.С. Выготский).
2. Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев).
3. Концепция о соотношении мышления и речи (Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.).
4. Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом развитии ребенка (В.М. Солнцев).
5. Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
6. Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).