Содержательно-процессуальные основы педагогической деятельности
Рабочая программа учителя-логопеда средней общеобразовательной школы является частью АОП детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования детей 6-7 лет "Читарики" | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Дюймовочка»
Согласовано родительским комитетом протокол №___ от _______ | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №___от_______ | Утверждено приказом протокол №___ от ______ Заведующий МБДОУ №2 «Дюймовочка» Бояркина Е.Г.____________ Е.Г. Бояркина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Читарики»
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
на 2017-2018 учебный год
Учитель-логопед:
Кареба Анастасия Николаевна
Пояснительная записка
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы (дети седьмого года жизни) дошкольного учреждения.
Актуальность программы. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.
Цели и задачи программы
Цель: познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- познакомить детей с понятиями: звуки речи, гласные звуки, согласные звуки, слог, слово, предложение;
- учить детей слитному чтению слогов, послоговому чтению слов и фраз с пониманием и осмыслением прочитанного;
- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; совершенствовать фонематическое восприятие;
- формировать умение печатать буквы развивать мелкую моторику рук;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
2. Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление, воображение, умение слушать и слышать, желание читать.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать старательность, усидчивость;
-воспитывать интерес к чтению, как средству получения информации об окружающем мире и средству общения.
При разработке программы были учтены общедидактические и специфические принципы:
- Единство воспитательного и образовательного процесса;
- Научность содержания обучения;
- Доступность материала;
- Повторяемость материала;
- Концентричность материала;
- принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»);
- принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
- онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых);
- Принцип учета зоны актуального и ближайшего развтия ребенка;
- принцип развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:
- словесные: беседа, рассказ, объяснение;
- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;
- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;
- работа с книгой, слоговыми таблицами.
Ожидаемые результаты усвоения программы:
Воспитанники должны знать и уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- алфавит;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове, ударный слог;
- уметь составлять слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь выделять последовательность звуков в простых словах;
- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
- уметь пользоваться выразительными средствами языка;
-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Условия реализации программы.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Оснащение занятий:
- столы и стулья по количеству воспитанников, соответствующие росту детей;
- магнитно – маркерная доска с набором магнитных букв, магнитных карточек-символов для звукового анализа, маркеры;
- индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки или кассы букв и слогов, таблицы слогов и слов;
- «Букварь» Н.С Жуковой (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) по количеству воспитанников;
- схемы и карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка;
- предметные картинки;
- тетради в крупную клетку (для первоклассников);
- цветные и простые карандаши, стерки;
- настенный плакат с алфавитом;
- прописи печатных и прописных букв (элементы упражнений из рабочей тетради Гоголевой Н. А. «Я учу звуки и буквы»);
- методические пособия Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению», Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников».
Форма работы с детьми. Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.
Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12.7).
Этапы реализации программы
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса) - 8 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Всего 60 минут в неделю, 65 занятий.
Содержание курса
Содержание курса определяется содержанием основной методики обучения чтению по букварю Н.С.Жуковой. Вспомогательными методическими пособиями при составлении планов-конспектов занятий и подбору речевых игр и упражнений служат методики Мирошник М.И., Самохваловой В.А. «Я читаю» и «Подготовка к чтению», Маханевой М.Д., Гоголевой Н.А., Цыбировой Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», Журовой Л. Е. «Азбука для дошкольников». Также используются некоторые упражнения из рабочей тетради Гоголевой Н. А. «Я учу звуки и буквы».
Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).
Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.
Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи.
Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.
Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.
Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.
Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь
Занятие 1.
Тема « Неречевые и речевые звуки».
Задачи:
- учить определять источник и направление звука;
- узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;
- отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;
- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.
Занятие 2.
Тема «Речевые звуки. Гласные и согласные звуки».
Задачи:
- учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;
- учить передавать ритмический рисунок слова;
-упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;
-дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;
-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.
Занятие 3.
Тема «Гласные звуки. Звук А. Буква А».
Задачи:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
-четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;
-знакомство с буквой А;
-учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;
-формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.
Занятие 4.
Тема «Гласные звуки. Звук У. Буква У».
Задачи:
- учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;
- учить определять наличие звук У в словах;
-подбирать слова, в которых есть звук У;
-закрепить знания об отличии звука и буквы;
- знакомство с буквой У;
- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.
Занятие 5.
Тема: «Гласные звуки. Звук О. Буква О».
Задачи:
-формировать навык подбора слов со звуком О.
-различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
- знакомство с буквой О;
-читать знакомые буквы в строчку и в столбик;
- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки.
Занятие 6.
Тема: «Звук М. Буква М».
Задачи:
-знакомство с буквой М;
-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;
-читать слоги и слова по таблицам.
-отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;
- самостоятельно подбирать слова со звуком М.
Занятие 7.
Тема: «Звук С. Буква С».
Задачи:
-знакомство с буквой С;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком С;
-определять место звука С в словах;
-читать по таблице слоги и слова.
Занятие 8.
Тема: «Учимся соединять буквы».
Задачи:
-учить слиянию букв в один слог (АУ, УА);
- учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес).
Ноябрь
Занятие 9
Тема: «Соединяем буквы, читаем слоги».
Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас.
Занятие 10
Тема: «Звук Х. Буква Х».
- подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;
- выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;
-знакомство с буквой Х;
-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;
-читать слоги и слова по таблицам.
Занятие 11.
Тема: «Звук Х. Буква Х.»
-учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО);
- учить анализировать прочитанные слоги;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас.
Занятие 12.
Тема: «Звук Р. Буква Р».
Задачи:
-учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;
- учить отбирать картинки со звуком Р;
-определять место звука Р в словах;
-знакомство с буквой Р;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие 13.
Тема: «Звук Р. Буква Р».
Задачи:.
-четко произносить звук Р;
-формировать навык подбора слов со звуком Р;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.
Занятие 14.
Тема: «Звук Ш. Буква Ш».
Задачи:
- четко произносить звук Ш;
-учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Ш;
-познакомить с буквой Ш;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
Занятие 15.
Тема: «Соединяем буквы, читаем слоги».
Задачи:
-учить отбирать картинки со звуком Ш;
-определять место звука Ш в словах;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова;
-развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику;
-продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.
Занятие 16.
Тема: «Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы».
Задачи:
- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;
-четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;
-воспроизводить слоговые ряды;
-учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;
-познакомить с буквой Ы;
-упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;
-читать слоги и слова по таблицам.
Декабрь
Задачи 17.
Тема: «Звук Л. Буква Л».
Задачи:
- четко произносить звук Л;
-учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Л;
продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
-познакомить с буквой Л;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
Занятие 18.
Тема: «Читаем слитно!».
Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 19.
Тема: Звук Н. Буква Н.
Задачи:
-продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
-учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Н;
-знакомство с буквой Н;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
- читать слоги и слова по таблицам.
Занятие 20.
Тема: «Читаем слитно!».
Задачи:
- продолжать учить соотносить звук и букву;
- сопоставлять букву и её графический образ;
- развивать навык чтения слогов;
- пополнять словарный запас;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 21.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;
-определять место звука Н в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Занятие 22.
Тема: «Звук К. Буква К».
Задачи:
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
-определять место звука К в словах (по картинкам);
- читать слоги по таблице слогов;
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы;
-знакомство с буквой К;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;
-самостоятельно подбирать слова со звуком К.
Занятие 23.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;
-определять место звука К в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Занятие 24.
Тема: «Звук Т. Буква Т».
Задачи:
- четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;
-учить определять первый и последний звук в словах;
- учить отбирать картинки со звуком Т;
-определять место звука Т в словах;
-знакомство с буквой Т;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.
-читать по таблице слогов.
Январь
Занятие 25.
Тема: «Гласные звуки. Звук И. Буква И».
Задачи:
- четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;
-учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком И;
-продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков;
-учить отбирать картинки на звук И;
-познакомить с буквой И.
Занятие 26.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И;
-определять место звука И в словах (по картинкам);
-учить узнавать изученные буквы;
-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.
Занятие 27.
Тема: «Звук П. Буква П».
Задачи:
- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;
-учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;
-учить выделять последний глухой согласный звук;
- знакомство с буквой П;
-учить анализировать обратные слоги.
Занятие 28.
Тема: «Звук П. Буква П».
Задачи:
- продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;
- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;
-закрашивание картинок на определённый звук;
-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение».
Занятие 29.
Тема: «Звук З. Буква З».
Задачи:
-учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;
-познакомить с буквой З;
-формировать навык подбора слов со звуком З;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры;
Занятие 30.
Тема: «Звуки и буквы З-С».
Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;
-формирование понятия о звонкости-глухости звуков;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Занятие 31.
Тема: «Звук Й. Буква Й».
Задачи:
- учить отбирать картинки со звуком Й;
-определять место звука Й в словах;
-знакомство с буквой Й;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова.
Занятие 32.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение».
Февраль
Занятие 33.
Тема: «Звук Г. Буква Г».
Задачи:
-учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;
-учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
-познакомить с буквой Г;
- читать слоги и слова по таблицам;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Г.
Занятие 34.
Тема: «Буквы Г-К».
Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Занятие 35.
Тема: «Звук В. Буква В».
Задачи:
-учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В;
-формировать навык подбора слов со звуком В;
-учить отбирать картинки со звуком В;
- знакомство с буквой В;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-большая буква в начале предложения;
-читать по таблице слогов и слов.
Занятие 36.
Тема: «Читаем слитно!».
Задачи:
- игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву);
- разучивание чистоговорок;
- закрашивание картинок на определённый звук;
- «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин».
Занятие 37.
Тема: «Звук Д. Буква Д».
Задачи:
-учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;
-знакомство с буквой Д;
-самостоятельно подбирать слова со звуком Д.
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам;
-большая буква в начале предложения и в именах собственных.
Занятие 38.
Тема: «Буквы Д-Т».
Задачи:
-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;
-обогащать словарный запас;
-развивать навык чтения слогов;
-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.
Занятие 39.
Тема: «Звук Б. Буква Б».
Задачи:
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;
-определять место звука Б в словах ( по картинкам);
-знакомство с буквой Б;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-большая буква в начале предложения;
-читать слоги и слова по таблицам.
Занятие 40.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»
Март
Занятие 41.
Тема: «Читаем предложения!».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 42.
Тема: «Звук Ж. Буква Ж».
Задачи:
- учить отбирать картинки со звуком Ж;
-определять место звука Ж в словах;
-знакомство с буквой Ж;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие 43.
Тема: «Буквы Ж-З, Ж-Ш».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 44.
Тема: «Буква Е».
Задачи:
-знакомство с буквой Е;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
- чтение предложений из двух-трёх слов;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие 45.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 46.
Тема: «Буква Ь».
Задачи:
-познакомить с буквой Ь;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
-составлять из букв разрезной азбуки слова;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 47.
Тема: «Читаем предложения!»
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 48.
Тема: «Буква Я».
Задачи:
- знакомство с буквой Я;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Апрель
Занятие 49.
Тема: «Читаем текст! Вопросы по тексту».
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 50.
Тема: «Буква Ю».
Задачи:
- знакомство с буквой Ю;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие 51.
Тема: «Буква Ё».
Задачи:
- знакомство с буквой Ё;
- читать обратные и прямые слоги, слова;
- составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие 52.
Тема: «Читаем предложения!»
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 53.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 54.
Тема: «Звук Ч. Буква Ч».
Задачи:
-четко произносить звук Ч;
- учить отбирать картинки со звуком Ч;
-определять место звука Ч в словах;
- знакомство с буквой Ч;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие 55.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».
Задачи:
-разучивание чистоговорок;
-закрашивание картинок на определённый звук;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 56.
Тема: «Звук Э. Буква Э».
Задачи:
-закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;
-четко произносить звук Э;
-учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;
-формировать навык подбора слов со звуком Э;
-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;
- знакомство с буквой Э;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.
Май
Занятие 57.
Тема: «Звук Ц. Буква Ц».
Задачи:
- учить отбирать картинки со звуком Ц;
-определять место звука Ц в словах;
- знакомство с буквой Ц;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие 58.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами (Ц-Ч)».
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 59.
Тема: «Читаем предложения с изученными буквами (Ц-С)».
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 60.
Тема: «Звук Ф. Буква Ф».
Задачи:
- продолжать анализировать слоги и слова;
-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;
- знакомство с буквой Ф;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать слоги и слова по таблицам.
Занятие 61.
Тема: «Звук Щ. Буква Щ».
Задачи:
-учить отбирать картинки со звуком Щ;
-определять место звука Щ в словах;
- знакомство с буквой Щ;
-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;
-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.
Занятие 62.
Тема: «Читаем предложения!»
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 63.
Тема: «Читаем предложения!»
Задачи:
- чтение предложений из двух-трёх слов;
- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;
-чтение предложений из двух-трёх слов;
-учить анализировать прочитанные предложения.
Занятие 64.
Тема: «Буква Ъ».
Задачи:
-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;
-познакомить с буквой Ъ;
-читать обратные и прямые слоги, слова;
продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;
-учить читать слова с данной буквой;
-формировать навыки правильного, осознанного чтения;
- чтения слогов и слов с изучаемой буквой;
-составлять из букв разрезной азбуки слова.
Занятие 65.
Тема: «Занятие-игра «Путешествие по Букварю».
Задачи:
- повторить и закрепить пройденный материал.
-подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом.
Список литературы
- Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь
- Жукова Н.С «Букварь» (пособие по обучению дошкольников правильному чтению)
- Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников» рабочая тетрадь
- Маханѐва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
- Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению»
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.