Содержательно-процессуальные основы педагогической деятельности

Кареба Анастасия Николаевна

Рабочая программа учителя-логопеда средней общеобразовательной школы является частью АОП детей с ОВЗ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Дюймовочка»

Согласовано

 родительским комитетом

протокол №___ от  _______

Рассмотрено  и принято

на заседании

педагогического совета

протокол №___от_______

Утверждено приказом

протокол №___ от  ______                                                     Заведующий МБДОУ №2

 «Дюймовочка»

Бояркина Е.Г.____________

                            Е.Г. Бояркина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Читарики»

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

на 2017-2018 учебный год

Учитель-логопед:

Кареба Анастасия Николаевна

Пояснительная записка

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

 Направленность. Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы (дети седьмого года жизни) дошкольного учреждения.

Актуальность программы. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как  является частью процесса речевого развития.

 Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают  участие  различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. 

Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в  прочитанном. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,  обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка.

Цели и задачи программы

Цель: познакомить дошкольников с буквами, как знаками записи известных им звуков, учить читать.

Задачи:

1. Обучающие задачи:
- познакомить детей с понятиями: звуки речи, гласные звуки, согласные звуки, слог, слово, предложение;
- учить детей слитному чтению слогов, послоговому чтению слов и фраз с пониманием и осмыслением прочитанного;

- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; совершенствовать фонематическое восприятие;
- формировать умение печатать буквы развивать мелкую моторику рук;

- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
2. Развивающие задачи: развивать внимание, память, мышление, воображение, умение  слушать и слышать, желание читать.
3.Воспитательные задачи:
- воспитывать старательность, усидчивость;

-воспитывать интерес к чтению, как средству получения информации об окружающем мире и средству общения.

При разработке программы были учтены общедидактические и специфические принципы:

  • Единство воспитательного и образовательного процесса;
  • Научность содержания обучения;
  • Доступность материала;
  • Повторяемость материала;
  • Концентричность материала;
  • принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»);
  • принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых);
  • Принцип учета зоны актуального и ближайшего развтия ребенка;
  • принцип развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Для успешной реализации программы используются следующие методы работы:

- словесные: беседа, рассказ, объяснение;

- наглядно-иллюстративные: демонстрации, иллюстрации, рассказ;

- практические: упражнения, игра, конструирование, рисование;

- работа с книгой, слоговыми таблицами.

Ожидаемые результаты усвоения программы:

Воспитанники должны знать и уметь:

- различать понятия «звук», «буква»;

- алфавит;

- определять наличие и место заданного звука в слове;

- анализировать звуковой состав слова;

- определять количество слогов в слове, ударный слог;

- уметь составлять слова из слогов;

- иметь представление о предложении;

- уметь выделять последовательность звуков в простых словах;

- плавно читать слоги, сознательно читать слова и предложения из 2-3 слов;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:

- уметь пользоваться выразительными средствами языка;

-уметь различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

- уметь называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Условия реализации программы.

Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Оснащение занятий:

- столы и стулья по количеству воспитанников, соответствующие росту детей;

- магнитно – маркерная доска с набором магнитных букв, магнитных карточек-символов для звукового анализа, маркеры;

- индивидуальные для каждого ребенка разрезные азбуки или кассы букв и слогов, таблицы слогов и слов;

 - «Букварь» Н.С Жуковой (пособие по обучению дошкольников правильному чтению) по количеству воспитанников;

- схемы и карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка;

- предметные картинки;

- тетради в крупную клетку (для первоклассников);

- цветные и простые карандаши, стерки;

- настенный плакат с алфавитом;

- прописи печатных и прописных букв (элементы упражнений из рабочей тетради Гоголевой Н. А. «Я учу звуки и буквы»);

- методические пособия Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению», Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников».

Форма работы с детьми. Основная форма занятий – групповая. Для успешной реализации программы формируют группу не более 10 человек.

Непосредственно образовательная деятельность не превышает 30 минут (СанПин 2.12.7).

Этапы реализации программы

Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса) - 8 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Всего 60 минут в неделю, 65 занятий.

Содержание курса

Содержание курса определяется содержанием основной методики обучения чтению по букварю Н.С.Жуковой. Вспомогательными методическими пособиями при составлении планов-конспектов занятий и подбору речевых игр и упражнений служат методики Мирошник М.И., Самохваловой В.А. «Я читаю» и «Подготовка к чтению», Маханевой М.Д., Гоголевой Н.А., Цыбировой Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», Журовой Л. Е. «Азбука для дошкольников». Также используются некоторые упражнения из  рабочей тетради Гоголевой Н. А. «Я учу звуки и буквы».

Подбираемые задания исходят из естественной логики обучения детей грамоте: звук – буква, чтение – письмо. Для развития фонематических процессов используются игры, которые формируют умения выделять и определять наличие звука составлять слова с изучаемым звуком, сознательно выполнять звуковой анализ слов, активизируют внимание, наблюдательность («Кто внимательный?», «Кто больше?», «Перекличка» и др.).

Также используются загадки при изучении звуков. Они активизируют мышление и речь ребенка, тренируют внимание и память, развивает любознательность.

Скороговорки помогают детям развивать фонематический слух, дают понимание того, как важно правильно произносить каждый звук в слове. Скороговорки проговариваются сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, педагог закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует развитию голосового аппарата, темпа и ритма речи.

Чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаются задания: пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, найти букву в кассе букв, затем среди других букв, перевернутых на доске, дописать недостающие элементы букв.

Основные формы работы с воспитанниками: игры-путешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определённый звук», «Назови слово на определённый звук», «Мама пошла в магазин», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. К концу года дети могут читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов. Игры-путешествия включают разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением. Сценарии игр-путешествий составлены таким образом, что дети читают стихи, проговаривают чистоговорки, поют песни, играют в игры. Дети не утомляются, так как деятельность разнообразна, яркие образы вызывают интерес.

Овладение грамотой требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии учебная деятельность обязательно сочетается с игрой и своего рода разминкой, минигимнастикой, состоящей из артикуляционных, пальчиковых упражнений. Так же включаются 1-2 упражнения для профилактики нарушения зрения, осанки, гиподинамии. Разминка проводится 1-2 раза во время занятия по мере утомления детей.

Таким образом, во время непосредственно образовательной деятельности у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма, происходит всестороннее развитие: умственное развитие, развитие творческих и психофизических процессов.

Календарно-тематическое планирование

Октябрь

Занятие 1.

Тема « Неречевые и речевые звуки».

Задачи:

- учить определять источник и направление звука;

- узнавать и различать неречевые звуки и звуки человеческой речи;

- отработать четкое произношение звуков в звукоподражаниях, рядах слогов, изменяя интонацию, силу и тембр голоса;

- формировать правильное физиологическое и речевое дыхание.

Занятие 2.

Тема «Речевые звуки. Гласные и согласные звуки».

Задачи:

- учить произносить ряды слогов, изменяя ударение, силу и тембр голоса;

- учить передавать ритмический рисунок слова;

-упражнять в различении на слух длинных и коротких слов;

-дать понятие о гласных и согласных звуках и их отличии;

-развивать фонематическое восприятие и фонематический слух.

Занятие 3.

Тема «Гласные звуки. Звук А. Буква А».

Задачи:

- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

-четко произносить звук А кратко - длительно, тихо - громко;

-знакомство с буквой А;

-учить узнавать букву А в ряду других гласных звуков, слога со звуком А в ряду слогов;

-формировать навык подбора слов, начинающихся на звук А.

Занятие 4.

Тема «Гласные звуки. Звук У. Буква У».

Задачи:

- учить анализировать ряд из 2, 3 гласных звуков;

- учить определять наличие звук У в словах;

-подбирать слова, в которых есть звук У;

-закрепить знания об отличии звука и буквы;

- знакомство с буквой У;

- учить составлять из букв разрезной азбуки и читать слова уа, ау.

- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков.

Занятие 5.

Тема: «Гласные звуки. Звук О. Буква О».

Задачи:

-формировать навык подбора слов со звуком О.

-различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

- знакомство с буквой О;

-читать знакомые буквы в строчку и в столбик;

- упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки.

Занятие 6.

Тема: «Звук М. Буква М».

Задачи:

-знакомство с буквой М;

-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком М;

-читать слоги и слова по таблицам.

-отбирать картинки, в названии которых есть звук М, определять место звука М в этих словах;

- самостоятельно подбирать слова со звуком М.

Занятие 7.

Тема: «Звук С. Буква С».

Задачи:

-знакомство с буквой С;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком С;

-определять место звука С в словах;

-читать по таблице слоги и слова.

Занятие 8.

Тема: «Учимся соединять буквы».

Задачи:

-учить слиянию букв в один слог (АУ, УА);

- учить анализировать прочитанные слоги; учить узнавать на слух сколько звуков (букв) я произнесла(произнес).

Ноябрь

Занятие 9

Тема: «Соединяем буквы, читаем слоги».

Задачи:

- продолжать учить соотносить звук и букву;

- сопоставлять букву и её графический образ;

- развивать навык чтения слогов;

- пополнять словарный запас.

Занятие 10

Тема: «Звук Х. Буква Х».

- подбирать слова со звуком Х, определять место звука Х в словах;

- выделять первый и последний звук в данных словах, называть гласные звуки в этих словах;

-знакомство с буквой Х;

-из букв разрезной азбуки составлять и читать слоги и слова со звуком Х;

-читать слоги и слова по таблицам.

Занятие 11.

Тема: «Звук Х. Буква Х.»

-учить слиянию букв в один слог (ХА, ХО);

- учить анализировать прочитанные слоги;

- сопоставлять букву и её графический образ;

- развивать навык чтения слогов;

- пополнять словарный запас.

Занятие 12.

Тема: «Звук Р. Буква Р».

Задачи:

-учить выделять звук Р в ряду звуков, слогов, слов;

- учить отбирать картинки со звуком Р;

-определять место звука Р в словах;

-знакомство с буквой Р;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие 13.

Тема: «Звук Р. Буква Р».

Задачи:.

-четко произносить звук Р;

-формировать навык подбора слов со звуком Р;

-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры.

Занятие 14.

Тема: «Звук Ш. Буква Ш».

Задачи:

- четко произносить звук Ш;

-учить выделять звук Ш в ряду звуков, слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Ш;

-познакомить с буквой Ш;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Занятие 15.

Тема: «Соединяем буквы, читаем слоги».

Задачи:

-учить отбирать картинки со звуком Ш;

-определять место звука Ш в словах;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова;

-развивать зрительное и тактильное восприятие, фонематический анализ и синтез, оптико- пространственные представления, мелкую моторику;

-продолжать учить соотносить звук и букву; сопоставлять букву и её графический образ.

Занятие 16.

Тема: «Гласные звуки. Звук Ы. Буква Ы».

Задачи:

- различать на слух гласные звуки, знать их отличия от согласных звуков;

-четко произносить звук Ы кратко - длительно, тихо - громко;

-воспроизводить слоговые ряды;

-учить выделять звук Ы в ряду других гласных звуков, слога со звуком Ы в ряду слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Ы. -анализировать звуковой ряд из 2, 3, 4 гласных звуков;

-познакомить с буквой Ы;

-упражнять в составлении и чтении слогов и слов из букв разрезной азбуки;

-читать слоги и слова по таблицам.

Декабрь

Задачи 17.

Тема: «Звук Л. Буква Л».

Задачи:

- четко произносить звук Л;

-учить выделять звук Л в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Л;

продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

-познакомить с буквой Л;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

Занятие 18.

Тема: «Читаем слитно!».

Задачи:

- продолжать учить соотносить звук и букву;

- сопоставлять букву и её графический образ;

- развивать навык чтения слогов;

- пополнять словарный запас;

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 19.

Тема: Звук Н. Буква Н.

Задачи:

-продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

-учить выделять звук Н в ряду звуков, слогов, слов;

-самостоятельно подбирать слова со звуком Н;

-знакомство с буквой Н;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

- читать слоги и слова по таблицам.

Занятие 20.

Тема: «Читаем слитно!».

Задачи:

- продолжать учить соотносить звук и букву;

- сопоставлять букву и её графический образ;

- развивать навык чтения слогов;

- пополнять словарный запас;

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 21.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Н;

-определять место звука Н в словах (по картинкам);

-учить узнавать изученные буквы;

-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Занятие 22.

Тема: «Звук К. Буква К».

Задачи:

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

-определять место звука К в словах (по картинкам);

- читать слоги по таблице слогов;

-учить узнавать изученные буквы;

-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы;

-знакомство с буквой К;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ка, ку, ки, ак, ук, ик;

-самостоятельно подбирать слова со звуком К.

Занятие 23.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук К;

-определять место звука К в словах (по картинкам);

-учить узнавать изученные буквы;

-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Занятие 24.

Тема: «Звук Т. Буква Т».

Задачи:

- четко произносить звук Т изолированно и в сочетаниях звуков;

-учить определять первый и последний звук в словах;

- учить отбирать картинки со звуком Т;

-определять место звука Т в словах;

-знакомство с буквой Т;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги: та, ту, ти, ат, ут, ит;.

-читать по таблице слогов.

Январь

Занятие 25.

Тема: «Гласные звуки. Звук И. Буква И».

Задачи:

- четко произносить звук И кратко - длительно, тихо - громко;

-учить выделять звук И в ряду других гласных звуков, слогов и слов со звуком И в ряду слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком И;

-продолжать формировать навык анализа ряда из 2, 3, 4 гласных звуков;

-учить отбирать картинки на звук И;

-познакомить с буквой И.

Занятие 26.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-продолжать выделять первый и последний согласный в словах, анализировать слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук И;

-определять место звука И в словах (по картинкам);

-учить узнавать изученные буквы;

-читать слоги и слова, предложения из 2-3 слов на знакомые буквы.

Занятие 27.

Тема: «Звук П. Буква П».

Задачи:

- продолжать формировать навык различения гласных и согласных звуков;

-учить выделять звук П в ряду звуков, слогов;

-учить выделять последний глухой согласный звук;

- знакомство с буквой П;

-учить анализировать обратные слоги.

Занятие 28.

Тема: «Звук П. Буква П».

Задачи:

- продолжать выделять последний согласный в словах, анализировать обратные слоги;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук П;

- упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги ап, уп, ип; па, пу, пи;

-закрашивание картинок на определённый звук;

-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение».

Занятие 29.

Тема: «Звук З. Буква З».

Задачи:

-учить выделять звук З в ряду звуков, в ряду слогов, слов;

-познакомить с буквой З;

-формировать навык подбора слов со звуком З;

-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов несложной звуковой структуры;

Занятие 30.

Тема: «Звуки и буквы З-С».

Задачи:

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

-формирование понятия о звонкости-глухости звуков;

-обогащать словарный запас;

-развивать навык чтения слогов;

-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Занятие 31.

Тема: «Звук Й. Буква Й».

Задачи:

- учить отбирать картинки со звуком Й;

-определять место звука Й в словах;

-знакомство с буквой Й;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать по таблице слоги и слова.

Занятие 32.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

-игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение».

Февраль

Занятие 33.

Тема: «Звук Г. Буква Г».

Задачи:

-учить выделять звук Г в ряду звуков, в слогах, словах;

-учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

-познакомить с буквой Г;

- читать слоги и слова по таблицам;

-самостоятельно подбирать слова со звуком Г.

Занятие 34.

Тема: «Буквы Г-К».

Задачи:

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

-обогащать словарный запас;

-развивать навык чтения слогов;

-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Занятие 35.

Тема: «Звук В. Буква В».

Задачи:

-учить выделять звук В в ряду звуков, в ряду слогов, слов; определять место звука В в словах; познакомить с буквой В;

-формировать навык подбора слов со звуком В;

-учить отбирать картинки со звуком В;

- знакомство с буквой В;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-большая буква в начале предложения;

-читать по таблице слогов и слов.

Занятие 36.

Тема: «Читаем слитно!».

Задачи:

- игра «Чудесный мешочек» (на ощупь угадать букву);

- разучивание чистоговорок;

- закрашивание картинок на определённый звук;

- «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Мама пошла в магазин».

Занятие 37.

Тема: «Звук Д. Буква Д».

Задачи:

-учить выделять первый и последний согласный звук в словах, называть гласные звуки в этих словах;

-знакомство с буквой Д;

-самостоятельно подбирать слова со звуком Д.

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова; читать слоги и слова по таблицам;

-большая буква в начале предложения и в именах собственных.

Занятие 38.

Тема: «Буквы Д-Т».

Задачи:

-продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и её графический образ;

-обогащать словарный запас;

-развивать навык чтения слогов;

-продолжать формировать навык правильного слогового чтения.

Занятие 39.

Тема: «Звук Б. Буква Б».

Задачи:

 -подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Б;

-определять место звука Б в словах ( по картинкам);

-знакомство с буквой Б;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-большая буква в начале предложения;

-читать слоги и слова по таблицам.

Занятие 40.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»

Март

Занятие 41.

Тема: «Читаем предложения!».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

 Занятие 42.

Тема: «Звук Ж. Буква Ж».

Задачи:

- учить отбирать картинки со звуком Ж;

-определять место звука Ж в словах;

-знакомство с буквой Ж;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие 43.

Тема: «Буквы Ж-З, Ж-Ш».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

- чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 44.

Тема: «Буква Е».

Задачи:

-знакомство с буквой Е;

-читать обратные и прямые слоги, слова;

- чтение предложений из двух-трёх слов;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

 Занятие 45.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

-чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 46.

Тема: «Буква Ь».

Задачи:

-познакомить с буквой Ь;

-читать обратные и прямые слоги, слова;

-составлять из букв разрезной азбуки слова;

-чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 47.

Тема: «Читаем предложения!»

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 48.

Тема: «Буква Я».

Задачи:

- знакомство с буквой Я;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Апрель

Занятие 49.

Тема: «Читаем текст! Вопросы по тексту».

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 50.

Тема: «Буква Ю».

Задачи:

- знакомство с буквой Ю;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие 51.

Тема: «Буква Ё».

Задачи:

- знакомство с буквой Ё;

- читать обратные и прямые слоги, слова;

- составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие 52.

Тема: «Читаем предложения!»

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 53.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 54.

Тема: «Звук Ч. Буква Ч».

Задачи:

-четко произносить звук Ч;

- учить отбирать картинки со звуком Ч;

-определять место звука Ч в словах;

- знакомство с буквой Ч;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие 55.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами».

Задачи:

-разучивание чистоговорок;

-закрашивание картинок на определённый звук;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

-чтение предложений из двух-трёх слов. Учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 56.

Тема: «Звук Э. Буква Э».

Задачи:

-закрепить знания о различиях между гласными и согласными звуками;

-четко произносить звук Э;

-учить выделять звук Э в ряду звуков, слогов, слов;

-формировать навык подбора слов со звуком Э;

-продолжать формировать навык анализа прямых и обратных слогов, слов различной звуковой структуры;

- знакомство с буквой Э;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова.

Май

Занятие 57.

Тема: «Звук Ц. Буква Ц».

Задачи:

- учить отбирать картинки со звуком Ц;

-определять место звука Ц в словах;

- знакомство с буквой Ц;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги, слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие 58.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами (Ц-Ч)».

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 59.

Тема: «Читаем предложения с изученными буквами (Ц-С)».

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 60.

Тема: «Звук Ф. Буква Ф».

Задачи:

- продолжать анализировать слоги и слова;

-подбирать картинки, названия которых начинаются на звук Ф;

- знакомство с буквой Ф;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать слоги и слова по таблицам.

Занятие 61.

Тема: «Звук Щ. Буква Щ».

Задачи:

-учить отбирать картинки со звуком Щ;

-определять место звука Щ в словах;

- знакомство с буквой Щ;

-упражнять с разрезной азбукой: составлять и читать слоги и слова;

-читать по таблице, индивидуальным карточкам слоги и слова.

Занятие 62.

Тема: «Читаем предложения!»

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

-чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 63.

Тема: «Читаем предложения!»

Задачи:

- чтение предложений из двух-трёх слов;

- игры «Сложи слово из букв магнитной азбуки», «Найди слово», «Мама пошла в магазин» «Читатели», «Составь предложение»;

-чтение предложений из двух-трёх слов;

-учить анализировать прочитанные предложения.

Занятие 64.

Тема: «Буква Ъ».

Задачи:

-дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки в слогах и словах, по картинкам;

-познакомить с буквой Ъ;

-читать обратные и прямые слоги, слова;

продолжать учить сопоставлять букву и ее графический образ;

-учить читать слова с данной буквой;

-формировать навыки правильного, осознанного чтения;

- чтения слогов и слов с изучаемой буквой;

-составлять из букв разрезной азбуки слова.

Занятие 65.

Тема: «Занятие-игра «Путешествие по Букварю».

Задачи:

- повторить и закрепить пройденный материал.

-подвести итог по всему курсу обучения грамоте, познакомить с алфавитом.

Список литературы

  1. Гоголева Н. А. «Я учу звуки и буквы» рабочая тетрадь
  2. Жукова Н.С «Букварь» (пособие по обучению дошкольников правильному чтению)
  3. Журова Л. Е. «Азбука для дошкольников»   рабочая тетрадь 
  4. Маханѐва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирова Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет».
  5. Мирошник М.И., Самохвалова В.А. «Я читаю» (игровой материал) курс «Подготовка к чтению»
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.