Программа профессионального развития
Тема самообразования "Преодоление трудностей в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kareba_shkola.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ №9
План индивидуального профессионального развития
учителя-логопеда Кареба А.Н.
на 2022-2026 учебный год
по теме: «Преодоление трудностей в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ»
г.Ханты-Мансийск
Пояснительная записка.
Количество детей с ОВЗ, испытвающих трудности в овладении грамотой в начальной школе неуклонно растет. В письменных работах учащихся начального звена, страдающих дисграфией, часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и.т.д. В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат на личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка («может», но не «хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).У таких учащихся часто отмечаются нарушения слухового и/или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.
В связи с этим, необходим поиск эффективных методов и приемов в формировании навыков звуко-буквенного анализа и синтеза в работе с детьми с ОВЗ, с учетом их психофизических возможностей, уровнем речевого развития, зоны актуального и ближнего развития.
Цель: создание условий для развития навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОВЗ.
Задачи:
- Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
- Подбор эффективных и разработка собственных методов в работе по теме самообразования.
- Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.
- Пополнить развивающую среду кабинета.
- Формировать правильное звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков).
- Развивать слоговую структуру слова и умение делить слово на слоги, выделять ударный слог и гласный звук.
- Развивать фонематическое восприятие и навык проведения звукового анализа слова.
- Формировать устойчивую связь между фонемой и ее зрительным образом – буквой.
- Развивать внимание и интереса к собственной речи и речи окружающих, воспитывать желание красиво говорить, развивать коммуникативность, успешность в общении.
Направление | 2022-2023 | 2023-2024 | 2025-2026 |
| Разработка АОП учителя-логопеда с определением направлений и содержания работы. | ||
| 1)Подбор методической литературы по теме самообразования 1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. 2. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». 3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. 4. Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы. 5. Чистякова О.В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов. 6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. 7. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. 8. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. 9. Буйко В., Сыропятова Г. Серия рабочих тетрадей «Речевые игралочки». 2) Изготовление дидактических пособий: -картотека «Символы звуков»; -картотека «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»; -картинный материал на свистящие, шипящие и сонорные звуки. | ||
| 1) Диагностика состояния фонетико-фонематического развития у детей. 2) Проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. | ||
| 1.Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностики и динамике корррекционной работы; 2. Посещение родителями индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. 3. Видеоконсультации по отработке навыков чтения и записи слогов 4. Изготовление информационных стендов, папок-раскладушек, памяток: «Советы, рекомендации по работе в индивидуальных тетрадях», «Игры по развитию фонематического восприятия, слоговой структуры слова и звукового анализа слов», «Пальчиковые игры и артикуляционная гимнастика», «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников», «Веселая артикуляционная гимнастика», «Игры на развитие фонематического восприятия». | ||
| 1. Консультирование педагогов по результатам стартовой диагностики детей. 2. Рекомендации в работе с детьми, испытывающими трудности в овладении грамотой |