Музей "Студии - мастерской "Мир костюма"
На странице представлены документы музея, яркие мероприятия, проводимые с учащимися, обобщение опыта.
- Школьная Студия-мастерская «Мир костюма» приглашает на виртуальные экскурсии https://gym1507uz.mskobr.ru/articles/3112
- Виртуальную экскурсию «ВЕСНА ПОБЕДЫ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО нового поколения на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подхода. https://gym1507uz.mskobr.ru/articles/3985
- Виртуальная экскурсия "Костюм московской губернии" http://video.yandex.ru/users/butriakova-natali/view/1
- Женские образы в творчестве В.А. Тропинина http://video.yandex.ru/users/butryakowa/view/1
- Выставка в Московском Доме общественных организаций "Виват героям русских битв!" http://nsportal.ru/node/419913
- Проведение экскурсий http://nsportal.ru/node/419889
- Окружной слет школьных музеев http://nsportal.ru/node/474346
- Выставка детских работ в префектуре ЮЗАО "Бессмертной памяти двенадцатого года"
- Мастер - класс "Эбру" для учащихся 3 класса ГПД провела ученица 8 класса Томич Виктория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koncepciya_razvitiya_muzeya_mir_kostyuma.doc | 54.5 КБ |
tematicheskaya_struktura_muzeya.docx | 671.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция развития музея «Студии мастерской «Мир костюма»»
ГОУ СОШ № 930 ЮЗАО г. Москвы
Введение
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Наш музей находится в стадии развития. Открытие выставочного зала с экспозициями ученических работ, которое состоялось в январе 2009 года легло в основу создания музея (фото с открытия выставки в приложении).
Что побудило нас создать школьный музей? В нашей школе с 1998 года работает студия – мастерская «Мир костюма».
Руководителями студии-мастерской «Мир костюма» являются: Бутрякова Н.П.- учитель технологии и Козинец М.А., зам. дир. по ВР, учитель истории и МХК.
Программа студии – мастерской возникла как интеграция культурно-исторического, изобразительного и конструктивно-технологического аспектов создания моделей одежды. Изучение истории костюма от древности до наших дней, народных традиций и обычаев способствует формированию бережного отношения к богатому историческому наследию. Через развитие исторической памяти формируются творческие способности и задатки подростка. Все эти годы непрерывно совершенствовались методы работы с детьми, повышался уровень учебно-воспитательной и творческой деятельности.
По своей специфике образовательный процесс студии – мастерской имеет развивающий характер, т. е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Принципиальным является то, что студия – мастерская «Мир костюма» не заставляет учиться, а создает условия для изучения комплекса дисциплин, взаимодополняющих друг друга.
Руководителями студии был разработан проект создания студии-мастерской «Мир костюма», которая была представлена на выставке в Сокольниках и получила диплом IV Московской Международной выставки «Школа 2000».
Программа рассчитана на учащиеся 7-11 классов, где они получают знания в области: истории костюма, декоративно-прикладного искусства, которое тесно связано с дополнением и украшением костюма, осваивают их практическое применение. Углубляют знания в моделировании, конструировании и технологической обработки швейных изделий постепенно создают коллекции одежды. Учащиеся не только изучают, самостоятельно создают, но и демонстрируют свои костюмы в различных театрализованных постановках.
Основной задачей педагогов студии является не преподавание материала, а пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка.
Работа в студии – мастерской позволяет детям раскрыть себя в полной мере. Для более глубокого погружения в историю, в 2009 году педагогическим коллективом в тесном содружестве с детьми и их родителями, в школе создан Музей студии – мастерской «Мир костюма». Детям предоставляется уникальная возможность прикоснуться к истории не понаслышке, не из учебников, а реально реконструировать исторические костюмы.
Творческие работы детей постоянно принимают участие в различных конкурсах, фестивалях и предметных олимпиадах: окружных, городских, всероссийских.
За 13 лет существования студии, её участницами стали более 300 девочек, некоторые из них продолжили обучение в профильных учреждениях: институте дизайна и технологии, Московском техникуме легкой промышленности, швейном колледже, стали технологами швейного производства, конструкторами верхней одежды и обуви, швеями, мастерами швейного производства, дизайнерами.
За время работы студии – мастерской учащимися школы выполнены коллекции исторических, сценических, народных костюмов. За вышеуказанный период создано около 25 коллекций одежды. Коллектив студии - мастерской принимает активное участие в районных мероприятиях – Дне города, Дне Победы, праздниках для ветеранов, в новогодних праздниках для детей, в окружных и городских семинарах для учителей технологии города Москвы. В рамках межрегионального проекта школа принимала участие в выставке декоративно-прикладного творчества в городе Великий Устюг.
Ежегодно студия – мастерская «Мир костюма» принимает активное участие: в традиционном окружном фестивале детских театров костюма "Моя будущая профессия", на тематических выставках в павильоне “Культура” Всероссийского Выставочного Центра (г. Москва)
Участие в подобных мероприятиях вдохновляет на новые творческие идеи.
Идея создания школьного музея студии-мастерской «Мир костюма» возникла благодаря огромной работе, проведенной за годы существования студии и накопленного богатого материала, созданного руками детей.
Цели музея:
Основными целями создания музея в нашем образовательном учреждении являются формирование историко-культурного менталитета и образно-творческого мышления учащихся, моделирование и расширение образовательного пространства, ориентированного на:
- воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, уважения друг к другу;
- гражданско-патриотическое воспитание обучающихся;
- повышение качества обучения путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительской деятельности музейными средствами и методами;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательных интересов и способностей детей;
- овладение учащимися практическими навыкам поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активное освоение обучающимися историко-культурной среды;
- социализацию обучающихся через развитие их социальной активности и творческой инициативы в процессе сбора, исследования, обработки, изготовления, оформления и презентации предметов материальной культуры;
- создание условий для самореализации учащихся.
Основные задачи:
- воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
-формирование уважительного отношения к России, гордости за культуру своей страны;
-развитие эмоциональной сферы, воображения и творческой активности.
Концепция ориентируется на следующие условия:
-изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, исследовании;
-самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеурочной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства;
-открытость программы к расширению числа участников, включению в другие школьные и внешкольные программы.
Направления реализации концепции являются:
- Творческая деятельность в студии-мастерской «Мир костюма»;
- Просветительская и экскурсионная деятельность в форме подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий, экскурсий-уроков, театрализованных постановок, разработка сценариев народных праздников. Формирование нового направления деятельности – создание проектов-экскурсий.
- Расширение образовательного пространства через разработку экспозиционных проектов и оформление новых разделов экспозиции, исходя из материалов фондов музея:
- Русский национальный костюм
- Костюмы народов Северного Кавказа
- Костюмы народов мира
- Коллекция костюмов по мотивам народных промыслов
- Предметы быта и т. д.
3. Организация опросов учеников и их родителей с целью пополнения фондов музея новыми музейными предметами, привлечения школьников к исследовательской деятельности.
4. Создание Медиа экспозиции музея – Медиатека.
5. Расширение музейного пространства за счет использования музейной медиатеки: виртуальные экскурсии на уроках, внеклассные мероприятия с использованием презентационных материалов, видео просмотры демонстраций коллекций и творческих работ учащихся.
6. Совершенствование работы с фондами. Ведение учетной документации. Создание электронной картотеки фонда. Проведение занятий с музейным активом по ознакомлению с основами ведения учетной документации музея, правилами хранения фондов, изучению музейных предметов.
7. Создание странички музея на сайт школы.
8. Установление и расширение связей с государственными и школьными музеями.
9. Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса, включение музейной педагогики в учебный и воспитательный планы школы с целью повышения качества обучения и воспитания учащихся.
Руководитель музея Бутрякова Н.П.
Предварительный просмотр:
Тематическая структура
музея студии-мастерской «Мир костюма»
I раздел «Русский костюм» Стендовая экспозиция посвящена истории русского костюма и видам декоративно прикладного искусства, связанного с изготовление костюма состоит из 5 стендов.
Центральное место в экспозиции занимает стенд «РУССКИЙ КОСТЮМ», в котором представлена информация о классификации народного костюм, его особенностях и формах, о реформах Петра I, об особенностях купеческого костюма, о возрождении в придворном костюме традиций старинного русского костюма.
Второй стенд «ТКАЧЕСТВО». Рассказывает о производстве тканей в домашних условиях, о видах ткачества: русском узорном, закладном, бранном, ажурном.
Третий стенд «НАБОЙКА» История зарождения способа набойки ткани на Руси (ручная, кубовая), о крупных промышленных фабриках по производству ситцевых платков Владимирской, Московской, Петербургской мануфактур, об уникальном промысле русской многоцветной набойки – павлопосадских платках - неотъемлемой части женского костюма.
Четвертый стенд «ВЫШИВКА» Повествует о разнообразии вышивок используемых при декорировании одежды и предметах быта различных слоев населения, об особенностях вышивки в северном и южном костюме, о золотной вышивке и вышивке бисером.
Пятый стенд «ПЛЕТЕНИЕ». История появления кружева в России, особенности плетения елецких и вологодских кружев. Интересный материал представлен по плетению поясов. В русском костюме пояс имеет особое обереговое значение. Он играл особую роль при совершении обрядовых церемоний. На стенде описаны древние способы создания поясов.
Содержание и иллюстрации стендов позволяют подготовить и провести не только тематические экскурсии, но и на дополнительные темы:
- Русский народный костюм в произведения художников;
- Пояс – оберег
- Льняная нить жизни
- Костюм в литературных произведениях
- Русский костюм - целостное произведение искусства
- Костюм - знаковая и образная система
- О чем может рассказать костюм
В оформлении этого раздела музея активное участие принимали студенты 3 курса ХГФ МПГУ, проходившие оформительскую практику по руководством Черемных Г.В.,
II раздел «Музейная выставка студии-мастерской «Мир костюма»»
20 января 2009 года актив музея торжественно открыл выставочный зал, который расположен в холе первого этажа. В первой экспозиции были представлены работы учащихся победителей всероссийских олимпиад по технологии и лауреатов выставки «Рождественские мотивы». (См. фото в приложении) Каждую четверть экспозиция выставки сменяется.
Темы творческих работ учащихся :
- Костюмы – образы богинь славянской мифологии
- Южнорусский костюм
- Северорусский костюм
- Костюмы Петровского периода
- Коллекция костюмов по мотивам народных промыслов (Хохлома, Гжель, дымковская игрушка, Семеновская матрешка)
- Костюмы народов Северного Кавказа
- Украинский костюм
- Молдавский костюм
- Костюмы народов мира (Индии, Китай, Мексика, Испания, Бирма, Шотландия, Бавария, Египет)
- Костюмы готического стиля
- Сценический костюм (Шахматы», «Станции московские», «Рожденный на брегах Невы»
- Коллекция костюмов по мотивам павлопосадских платков
- Милосердие в военные годы
- Аксессуары к костюму (валяние)
- Обрядовая кукла
III раздел «Виртуальные выставки» серия презентаций по творческим работам учащихся.
IV раздел «Творческая мастерская» - помещение, которое полностью оснащено необходимым оборудованием для выполнения творческих работ учащимися.
V раздел «Справочно – информационный» В разделе представлена научно-популярная и справочная литература, а так же доклады, рефераты, пояснительные записки по исследовательской части работ учащихся. Основное назначение этого раздела – мотивация детей к самостоятельной творческой работе на примере проектных работ учащихся прошлых лет.
Режим работы музея студии-мастерской «Мир костюма» ГОУ СОШ № 930
Понедельник – пятница с 10.00 до 17.00
Открытие выставочного зала творческих работ учащихся
21 января 2009года
Торжественное открытие выставки провели учащиеся 7 «Б» класса, чьи работы были представлены в экспозиции.
Эстонские гости знакомятся с работами учащихся студии-мастерской «Мир костюма»
Урок – экскурсия по технологии в 8 классе на тему:
«Создание стилизованного народного костюма»
Экспозиция молдавского и русских костюмов
Украинский костюм
Костюмы народов Кавказа
Выступление в РАН
(август 2010 года)
Использование костюмов Древней Греции на уроках истории в 5 классе
Тема урока: «Мы в гостях у богов и героев Древней Греции»
Учитель истории Козинец М.А.
Демонстрация костюмов народов России во время проведения классного часа в 4 кл.
на тему: «Дружат дети всей земли»
К 60-летию победы в годы ВОВ учащимися студии-мастерской «Мир костюма» выполнен проект «Милосердие в военные годы». В рамках этого проекта были выполнены костюмы сестер милосердия крестовоздвиженской общины и переданы в школу № 2014 в «Музей военной медицины». Для Музея российского Красного Креста была выполнена кукла в костюме сестры милосердия времен Крымской войны. Эта работа находится в экспозиции музея.
Для школьного литературно-краеведческого музея «Наследие» в отдел «Мир дворянской усадьбы» ученицы студии-мастерской «Мир костюма» приняли участие в создании интерьера дворянской усадьбы первой половины Х1Х века и женские костюмы той эпохи.