Для учителя!
Предлагаю методические разработки, которые могут помочь моим коллегам!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Уважаемые коллеги, я хотела бы представить вам самоанализ урока «Учимся быть думающим покупателем».
Данный урок проходил в 7 Б классе, в котором 24 ученика. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Хочется сказать слова благодарности учителю…..
Если говорить о месте урока в курсе обществознания то это раздел «Человек в экономических отношениях». В рамках данной темы необходимо было получить знания, которые нужны думающему покупателю.
Следовательно тип урока – открытие новых знаний.
При подготовке были учтены умения учащихся анализировать свою деятельность, анализ материала, формулирования обобщающих выводов.
На уроке выполнялась основная цель: подвести учащихся к пониманию важности рационального поведения покупателя, которая реализовывалась через задачи:
а) образовательная – ознакомление учащихся с экономическим содержанием понятий – рациональный покупатель, обязательные траты, желательные и не нужные, маркетолог опираясь на их жизненный опыт и предлагаемый материал.
б) воспитательная – воспитывать у учащихся, стремление к получению знаний, к рациональному потребительскому поведению;
в) развивающая – продолжить развитие умения анализировать полученную информацию, выделять главное из полученной на уроке информации, формировать умение выражать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.
Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей учащихся и психологических основ процесса усвоения новых знаний.
Основной используемый подход к реализации цели - личностно-ориентированный, предполагающий создание условий для развития учащегося с учетом биологических возможностей и социальных условий.
Использовались технологии: информационно – коммуникативная, критического мышления (на протяжении всего урока), технология проблемного обучение, здоровье сберегающая технология,.
На уроке применялись различные методы учебной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемный, практический.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, наглядность, доступность.
Темп урока (умеренный). Изучаемый материал насыщен и разнообразен, была хорошая работоспособность и активность учащихся.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения темы. Урок состоит из 6 этапов, логически связанных между собой.
Организационный.
Целеполагание и мотивация. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, формулировались тема, изучаемые вопросы, цель урока.
Открытие нового знания . На этом этапе использовались приемы усиливающие восприятие нового материала видеороликом, разбор проблемных ситуаций.
На этапе закрепления нового материала ученики работали с этапами рационального поведения покупателя.
На этапе рефлексии учащиеся делали выводы о проделанной работе. На этом этапе подведены итоги урока, озвучены оценки.
Информирование о домашнем задании, проведен инструктаж по подготовке пословиц о рациональном поведении покупателя и о влиянии рекламы на поведение покупателя. Домашнее задание ориентировано на обучение приемам и навыкам самостоятельной работы при поиске информации из различных источников.
Структурно урок выдержан. Использованная структура урока, методы и приёмы способствовали достижению его целей и задач. Разнообразие видов деятельности и в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, поддержанию их интереса к содержанию урока. Этапы урока были логично связаны друг с другом
Доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками. Хорошая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Считаю, что удалось выдержать стиль общения с учащимися, и организовать их активную работу, решение задач занятия. На мой взгляд, урок цели достиг.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Западнодвинская средняя общеобразовательная школа №1»
«Согласовано» Зам. Директора школы по УВР ______/Зверева В.А../ «___»______2022г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Западнодвинская СОШ №1» _______/Абрамова В. В./ Приказ № _______ От «___»________2022г. |
Рабочая программа
кружка «Мир обществознания»
учитель МБОУ «Западнодвинская СОШ №1»
Василевская В.Н.
2022-2023 уч. год
Программа кружка «Мир обществознания» 34 ч.
Данная программа создана, с целью подготовки учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ на специализированных занятиях.
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ОГЭ является наиболее востребованным.
Программа кружка «Мир обществознания».предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к экзаменам. Кроме того, экзамен по обществознанию включает умение написания развёрнутого плана, анализа таблиц и диаграмм. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.
Программа кружка «Мир обществознания» предназначена для обучающихся 9 класса и рассчитана на 34 часа.
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования»).
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ);
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по обществознанию (ОГЭ) в 2023 году;
- Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни) (приказ Минобразования России от05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
- формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа курса рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Программа кружка состоит из трех разделов:
- Особенности ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Планируемые предметные результаты изучения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;
- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;
-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
- подготавливать аннотацию, реферат, творческую работу(задание на составление плана доклада по определенной теме);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Содержание кружка
Вводные занятия. Особенности ОГЭ по обществознанию: - кодификатор элементов содержания - спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Тема 3. Экономика.
Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Социальная сфера.
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.Социальный конфликт, пути его разрешения.
Тема 5. Сфера политики и социального управления.
Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ.
Тема 6. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
Календарно-тематическое планирование
9 класс (34 часа)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Особенности ОГЭ по обществознанию: -кодификатор элементов содержания - спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию. | 1 | ||
2. | Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ. | 1 | ||
Человек и общество | 3 | |||
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей. | 1 | ||
4. | Биологическое и социальное в человеке. Личность. | 1 | ||
5. | Деятельность человека и ее основные формы. | 1 | ||
Сфера духовной культуры | 3 | |||
6. | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука. Образование. | 1 | ||
7. | Религия. Свобода совести. | 1 | ||
8. | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | 1 | ||
Экономика | 5 | |||
9. | Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности. | 1 | ||
10. | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. | 1 | ||
11. | Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство. | 1 | ||
12. | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. | 1 | ||
13. | Налоги. Экономические цели и функции государства. | 1 | ||
Социальная сфера | 3 | |||
14. | Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями. | 1 | ||
15. | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. | 1 | ||
16. | Межличностные отношения. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. | 1 | ||
Сфера политики и социального управления | 4 | |||
17. | Власть. Роль политики в жизни общества. Государство. | 1 | ||
18. | Формы государства. Политический режим. Демократия. | 1 | ||
19. | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения. | 1 | ||
20. | Гражданское общество и правовое государство. | 1 | ||
Право | 10 | |||
23. | Право. Нормы права. | 1 | ||
24. | Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | 1 | ||
25. | Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ. | 1 | ||
26. | Органы государственной власти РФ. | 1 | ||
27. | Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка. | 1 | ||
28. | Гражданские правоотношения. | 1 | ||
29. | Семейные правоотношения. | 1 | ||
30. | Трудовые правоотношения. | 1 | ||
31. | Административные правоотношения. | 1 | ||
32. | Основные понятия и институты уголовного права. | 1 | ||
31-32. | Решение заданий ОГЭ часть 1. | 2 | ||
33-34. | Решение заданий ОГЭ часть 2. | 2 |
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задания по развитию читательской грамотности
Практикум
Учебный предмет «История России. Всеобщая история» 7 класс
Тема «Смута»
Работа с историческим источником.
Карамзин Н.М. История Государства Российского. К.3., 1989 г.
… 20 июня в прекрасный летний день самозванец вступил в Москву торжественно и пышно.
Впереди поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копьями, пищальники, колесницы, заложенные шестернями, и верховые лошади царские, богато украшенные, далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы. Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»
Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.
Задание 1.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задания на исключение неправильных утверждений
Отметьте одно неверное утверждение:
При вступлении самозванца в Москву его сопровождали:
1.полки россиян
2.поляки
3.дружина всадников с копьями
4. крестьяне с серпами
5. духовенство с крестами.
Задание 2.
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задания на выбор всех правильных ответов
Выберите верные ответы:
- Лжедмитрий на белом коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.
- . Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Федор Иоаннович.
- Лжедмитрий на черном коне… вокруг его 60 бояр и князей, за ними дружина литовская, немцы, казаки и стрельцы.
- Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу.
Задание 3
Компетентностная область оценки: находить и извлекать информацию.
Формат ответа: задание с развернутым ответом
Выпишите из текста предложения, в которых говорится, как народ встречал самозванца в Москве?
Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»
Задание 4
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Формат ответа: задание на сопоставление
Вместе с самозванцем Лжедмитрием I в Москву пришли поляки, которые не знают русских сословий. Помоги полякам разобраться с представителями русских сословий. Сопоставь определение русских сословий и их правами, и обязанностями.
Название сословие | Права и обязанности | ||
А | Бояре | 1 | Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка Хозяин оказывал им необходимую помощь. |
Б | Купцы | 2 | Служение Богу Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами. |
В | Духовенство | 3 | Управляли государством и защищали его от внешних врагов Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной. Хозяин имел право ее продать |
Г | Крестьяне | 4 | Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством |
Ответ:
а | б | в | г |
3 | 4 | 2 | 1 |
Задание 5
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Формат ответа: выбор правильного ответа
Используя репродукцию К.Ф. Лебедева «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву» и исторический источник Н.М. Карамзина ответьте на вопрос. С каким настроением русский народ встречал самозванца в Москве (подтвердив это фразой из исторического источника)
Ответ. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России!»
Задание 6
Компетентностная область оценки: интегрировать и интерпретировать информацию
Формат ответа: задание с развернутым ответом
Используя исторический источник Н.М. Карамзина докажите, встреча самозванца в Москве проходила при большом количестве народа (подтвердив это фразой из исторического источника)
Ответ: Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также были усыпаны зрителями.
Задание 7. Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
Как вы думаете, в чем была реальная цель прихода самозванца в Москву?
Задание 8
Компетентностная область оценки: осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Формат ответа: задание с развёрнутым ответом
Лжедмитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу. Как Вы понимаете эти слова самозванца? Если бы Вы жили в 17 веке в Москве встречали бы Вы самозванца? Свой ответ аргументируйте.