Обществознание ОГЭ

Василевская Валентина Николаевна

Материалы для подготовки к экзамену по обществознанию.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория Подготовка к ОГЭ по обществознанию.

Слайд 2

ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ Общество – исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения; часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная. узких значениях: – исторический этап развития общества (напр.: первобытнообщинное общество, индустриальное общество); – совокупность людей, объединенных местом пребывания в стране, в регионе (напр.: английское общество); – круг людей, объединенных общностью происхождения, положения (напр.: дворянское общество) – круг людей, имеющих общие интересы, в том числе профессиональные (напр.: спортивное общество, общество врачей-хирургов)

Слайд 3

типы обществ традиционное, индустриальное и информационное общества. Признаки традиционного общества: главные регуляторы общественной жизни - традиции и обычаи натуральное хозяйство ручнои ̆ труд и примитивные технологии основа хозяйства – земледелие во всех сферах (духовной, социальной и политической) главную роль играют религия, обряды часто политический лидер является одновременно и духовным лидером деление общества на сословия государство преобладает над обществом коллективизм

Слайд 4

Признаки индустриального общества: развитие промышленности автоматизация производства урбанизация (рост крупных городов) деление общества на классы, отказ от сословного разделения рост численности рабочих, борьба рабочего класса за права и свободы становление демократии переход от религиозного к научному мировоззрению увеличение количества образованных людей Признаки информационного общества: развитие компьютерных и информационных технологий, инноваций сфера услуг преобладает над сферой производства развитие общества определяется наукой высокая роль образования и образованности

Слайд 5

Взаимодействие общества и природы Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Природа в узком смысле — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера. Позитивное воздействие. ПРИРОДА. Является средой, где живёт человек. Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.) Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.) Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается (теория «вызова-ответа» Тойнби). ОБЩЕСТВО. Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д. Охрана животного и растительного мира («Красная книга»).

Слайд 6

Негативное воздействие ПРИРОДА. Способность природно-географических условий не только ускорять, но и замедлять темпы общественного развития. Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей ( метезависимость и т.д.). Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха). ОБЩЕСТВО. Возникновение глобальной экологической проблемы. Истощение недр Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами. Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов. Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

Слайд 7

Экологическая проблема — изменение природной среды, вызванное неправильным поведением человека, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы, что угрожает существованию человечества. Пути решения экологической проблемы. Оптимизация использования природных ресурсов в производстве. Охрана природы, создание охраняемых территорий — заповедников. Достижение экологической безопасности для жизни человечества. Сознание безотходных производств, переработка вторсырья, обязательное наличие очистных сооружений. Бережное отношение к природе каждого гражданина Земли.

Слайд 8

Задание 1. Какой при­мер иллюстрирует вли­я­ние природных фак­то­ров на жизнь общества? 1) разрушения, вызванные наводнением 2) осушение болот под стро­и­тель­ство автодороги 3) загрязнение воз­ду­ха выхлопными газами 4) изучение эко­ло­гии школьниками Задание 2 Что относится к экологическим проблемам? 1) проблема международного терроризма 2) распространение алкоголизма среди подростков 3) перенаселенность стран Азии и Африки 4) загрязнение воздуха промышленными отходами Задание 3. Человек влияет на природу 1) положительно 2) не влияет на природу 3) и положительно, и отрицательно 4) отрицательно Задание 4. В от­ли­чие от природы, общество 1) обусловлено де­я­тель­но­стью человека 2) находится в по­сто­ян­ном развитии 3) состоит из вза­и­мо­свя­зан­ных элементов 4) является ча­стью ма­те­ри­аль­но­го мира

Слайд 9

Общество – это система , то есть оно состоит из отдельных, но взаимосвязанных частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни (подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов. Общество — динамическая система , то есть оно постоянно развивается, совершенствуется (прогресс) или движется назад, от более совершенного к менее (регресс). Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д. Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы. Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия. Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Слайд 10

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека: материальные потребности; потребности в общении с другими людьми; потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке; потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании. Задание 1 К какой сфере жизни об­ще­ства не­по­сред­ствен­но от­но­сит­ся де­я­тель­ность на­уч­ных учреждений, ор­га­ни­за­ций куль­ту­ры и образования? 1) социальной 2) правовой 3) политической 4) духовной Задание 2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества? 1) искусство, образование 2) демократия, референдум 3) семья, нация 4) издержки, рынок

Слайд 11

Задание 3. Что относится к экономической сфере жизни общества? 1) производство материальных благ 2) проведение выборов в парламент 3) показ нового художественного фильма 4)заключение брака Задание 4. Что относится к социальной сфере жизни общества? 1)проведение заседания парламента страны 2)открытие Шаляпинского фестиваля. 3)проведение благотворительной акции для людей с ограниченными физическими возможностями. 4)заключение сделки между двумя фирмами. Задания на взаимосвязь сфер общества. Задание 1. Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о повышении пенсий. Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества 1) политической и экономической 2) экономической и социальной 3) политической и социальной 4) духовной и социальной Задание 2. Правительство стра­ны Z при­ня­ло ре­ше­ние о под­держ­ке кон­кур­са юных талантов «Поющая страна». Дан­ный при­мер сви­де­тель­ству­ет о вза­и­мо­дей­ствии сфер общества 1) политической и экономической 2) экономической и социальной 3) политической и духовной 4) духовной и социальной

Слайд 12

Биологическое и социальное в человеке. Человек — это биосоциальное существо. Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми. Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид. Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация . Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

Слайд 13

Задание 1. Что свойственно и человеку, и животному? 1) преобразование мира 2) накопление знаний 3) необходимость в отдыхе 4) стремление к прекрасному Задание 2. Константин руководит фотоателье. Он ответственно относится к подбору персонала, всегда вежлив с клиентами. В свободное от работы время Константин активно занимается спортом. Все эти качества характеризуют его как 1) руководителя 2) личность 3) индивида 4) гражданина Задание 3. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»? 1) в самоконтроле 2) в самореализации 3) в самопознании 4) во власти

Слайд 14

Деятельность человека и ее основные формы Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя , с целью удовлетворения своих потребностей . структура деятельности такова: Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат. Формы деятельности 1.Труд Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества . Характерные черты труда как вида деятельности Целесообразность (нужность, необходимость) Наличие целей, направленных на достижение определённого результата. Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия. Полезность Развитие личности Нацеленность на результат и получение его. Преобразование мира, общества и самого человека . Виды труда Физический Умственный

Слайд 15

Игра Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат. Характерные черты игры как вида деятельности Условная ситуация Наличие определённых правил для той или иной игры Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка) Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие) Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Слайд 16

Учение (учебная деятельность) Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию . Характерные черты учения как вида деятельности Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения. В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Слайд 17

Особенности деятельности человека. Целенаправленность , осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. Плановость , то есть представляет и з себя определённую структуру. Систематичность , то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс. Продуктивность – направленность деятельности на получение результата. Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. Общественный характер , то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории. Деятельность может носить творческий характер. Значение деятельности в жизни человека. Формирует личность , качества человека. Способствует самореализации личности , т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей. Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя. Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Слайд 18

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Признаки малой группы. Небольшое количество людей (может колебаться от 2 до 15-25). Личные контакты в пространстве и времени. Наличие общей цели и совместной деятельности. Наличие в группе организующего начала. Это может быть конкретный человек- лидер, руководитель, или функции распределены между членами группы. Разделение ролей. Наличие эмоциональных отношений между членами группы. Формирование межличностных отношений в группе. Выработка специфической групповой культуры — нормы, правила, стандарты жизни, поведения . Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Слайд 19

Межличностные конфликты, пути их разрешения. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия . Виды конфликтов по итогам их разрешения: конструктивные — стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений; деконструктивные — одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям. Варианты поведения в период конфликта: Уход от ситуации (избегание конфликта). Распад друже­ских связей между людьми. Отношения «перего­воров», компромисс. Каждая сторона мо­жет получить если не всё, к чему стремит­ся, то хотя бы ка­кую-то часть, кото­рая может её удовлетворить. Отношения «борь­бы», или собствен­но конфликтные (соперничество). Каждая сторона стремится непре­менно получить максимум желае­мого без каких- либо уступок.

Слайд 20

Сфера духовной культуры и ее особенности. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей . Особенности духовных ценностей. Долговечны Безграничны потребности Запечатлевают особенности личности автора. Могут иметь автора, а могут быть анонимными. Созданием, сохранением , распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками

Слайд 21

Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.

Слайд 22

Сфера духовной культуры и ее особенности

Слайд 23

Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные идеологии; научные знания; ценности; нормы поведения. техника; производственный опыт; материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.

Слайд 24

Сфера духовной культуры и ее особенности Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Слайд 25

Сфера духовной культуры и ее особенности Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Слайд 26

Что отличает искусство от других форм культуры? 1) стремление получить истинное знание 2) использование художественных образов 3) опора на представления о добре и зле 4) отражение окружающего мира

Слайд 27

Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Слайд 28

Наука в жизни современного общества. Что отличает науку от других форм культуры? стремление получить истинное знание использование художественных образов опора на представления о добре и зле отражение окружающего мира Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Ан­дрей осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет таким школь­ным пред­ме­там , как ли­те­ра­ту­ра, ис­то­рия, об­ще­ст­во­зна­ние. Можно ска­зать, что сфе­рой ин­те­ре­сов Ан­дрея яв­ля­ют­ся 1) гу­ма­ни­тар­ные науки 2) есте­ствен­ные науки 3) точ­ные науки 4) тех­ни­че­ские науки

Слайд 29

В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства по­ня­тий «ис­кус­ство» и «наука» и черты их от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия: 1) от­ра­жа­ет пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о мире и своем месте в нем; 2) не за­ви­сит от мне­ния кон­крет­но­го че­ло­ве­ка; 3) вы­ра­жа­ет точку зре­ния кон­крет­но­го че­ло­ве­ка; 4) яв­ля­ет­ся ча­стью ду­хов­ной жизни че­ло­ве­ка . Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука объясняет законы развития окружающего мира. Б. Наука раскрывает возможные перспективы развития природы и общества. 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Слайд 30

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка)

Слайд 31

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)

Слайд 32

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - начальное (1-4 кл.); основное (5-9 кл.); среднее (полное) 10-11 кл.). начальное; среднее; высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)

Слайд 33

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? начальное профессиональное образование основное общее образование полное (среднее) общее образование среднее профессиональное образование Верны ли следующие суждения об образовании? А . В процессе образования человек приобщается к нормам и ценностям общества. Б. Образование в Российской Федерации имеет только две ступени: начальное и среднее общее образование. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 34

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)

Слайд 35

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Буддизм Христианство Ислам Монотеисти- ческие Политеисти-ческие Тотемизм Анимизм Фетишизм магия Иудаизм Синтоизм Даосизм Индуизм Признаки мировых религий (справка)

Слайд 36

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Слайд 37

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)

Слайд 38

Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определённые правила поведения. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны В одном телевизионном токшоу , посвящённом перспективам развития современного общества, рассматривался вопрос о роли науки и религии. Сравните две формы духовной культуры, упомянутые в условии задания,— науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) основывается на вере в сверхъестественное 2) объясняет важнейшие вопросы в жизни человека 3) отражает мир в понятиях, законах, истинность которых проверяется практикой 4) формирует мировоззрение человека

Слайд 39

Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали: мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни; всеобщий характер; действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.

Слайд 40

Мораль Основные категории морали Основные категории морали (справка)

Слайд 41

Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления: 1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка)

Слайд 42

Прочтите текст (фрагмент) и выполните Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения……. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики. Могут быть приведены следующие характеристики: неписаные законы (им подчиняются все, как должному); стихийный характер формирования; мера требований общества к людям; мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Слайд 43

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Слайд 44

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Слайд 45

Экономика , ее роль в жизни общества . Экономика (от греч. дом, хозяйство + правило, закон) – это многозначное слово: хозяйство конкретной страны, включающее отрасли и виды производства; правила ведения хозяйства; наука, изучающая законы развития хозяйства, способы его рационального ведения. Стадии экономики как процесса. ПРОИЗВОДСТВО – это процесс создания товаров и услуг, необходимых для жизни человека, удовлетворения его потребностей. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ – стадия экономической деятельности, на которой определяются доли участия в разделе произведённого продукта . ОБМЕН — процесс, при котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт. ПОТРЕБЛЕНИЕ – стадия экономической деятельности, на которой результаты производства используются для удовлетворения личных и общественных потребностей:

Слайд 46

Основная проблема экономики: поиск механизмов для решения основного противоречия экономики – между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами, удовлетворение неограниченных, постоянно растущих потребностей человека за счёт ограниченных ресурсов; поиск путей эффективного использования ограниченных ресурсов . Роль экономики как хозяйства. обеспечивает людей материальным условиями их существования (продуктами питания, одеждой, жилищем и др.); является основой, фундаментом общества, так как общество может существовать только благодаря постоянно происходящему процессу производства; является основой научно-технического прогресса, так как именно в процессе решения экономических проблем появляются научные идеи. Определяет ход всех процессов, происходящих в обществе.

Слайд 47

В чём проявляется значение экономики как хозяйства? 1 ) исследование рынка образовательных услуг 2) строительство нового магазина 3) расчёт изменения спроса на компьютеры 4) изучение спроса на стиральные порошки Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку? 1) продажа продукции фермерских хозяйств 2) выявление факторов роста спроса на услуги 3) оказание населению бытовых услуг 4) биржевые торги акциями предприятий

Слайд 48

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Товар – это вещь, продукт труда, предназначенный не для собственного потребления, а для потребления другими через обмен, куплю-продажу : Услуга – это результат полезной деятельности предприятий, организаций, отдельных лиц, направленной для удовлетворения определённой потребностей населения и общества: Ресурсы – совокупность природных. материальных и интеллектуальных сил, которые могут быть использованы для создания материальных благ и оказания услуг . Экономические ресурсы – это факторы производства . Факторы производства – ресурсы, реально вовлечённые в производство экономических благ. труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Слайд 49

Труд — человеческий фактор, рабочая сила. Это люди, способные участвовать в производстве, имеющие для этого необходимые знания и навыки, совокупность их умственных и физических способностей . Земля — все виды природных ресурсов, используемых в процессе производства: земля, природные ископаемые, животный и растительный мир . Капитал – это всё, что приносит владельцу доход: денежный капитал , или финансовый физический капитал , или реальны й (здания, станки, оборудование и пр.) Факторы производства Доходы труд заработная плата земля рента (плата за использование земли) капитал проценты предпринимательские способности прибыль Факторные доходы – это доходы, получаемые от использования факторов производства.

Слайд 50

Блага – это всё, что удовлетворяет потребности человека, приносит пользу людям . ПОТРЕБНОСТИ: безграничны, меняются в течение жизни человека, постоянно растут. РЕСУРСЫ: исчерпаемы , невозобновимы , редки, ограничены. Невозможно удовлетворить ВСЕ потребности человека . Необходимо выбирать наилучший вариант использования ресурсов, обеспечить максимальный результат при минимальных затратах.

Слайд 51

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? А . Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой. Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 1 ) труд 2 ) товары 3 ) обмен 4 ) спрос Верны ли следующие суждения об экономическом выборе? А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 52

Экономические системы. Экономическая система – это способ организации хозяйственной жизни в стране, упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг . Три главных вопроса экономики. Что производить? (Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном районе данное время?). Как производить? (При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?) Для кого производить? (Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?)

Слайд 53

Традиционная экономическая система. Это экономическая система с натуральной формой хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для удовлетворения собственных потребностей производителя, а решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются на основе обычаев и традиций. ОСОБЕННОСТИ. Свойственна экономически малоразвитым странам, самая примитивная. Вопрос «что, как и для кого производить» решается на основе традиций и обычаев, опыте предшествующих поколений. Ценится преемственность, поэтому система устойчивая. Натуральное хозяйство, то есть обслуживание себя за счёт собственных ресурсов. В основе — ручной труд, примитивные орудия труда. Отсталая технология производства, инновации вводятся очень медленно. Слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура. Замкнутый характер Многоукладность экономики, то есть разные формы хозяйствования: натурально — общинная, то есть общинно-коллективная, мелкотоварная — ремесленные и крестьянские хозяйства. Активная роль государства, его помощь беднейшим слоям населения.

Слайд 54

Государственная (командно-административная) экономическая система. Это экономическая система , в которой экономическая деятельность всех субъектов жёстко регламентируется из единого экономического центра в соответствии с государственным планом. ОСОБЕННОСТИ. Господство общественной собственности Товарно-денежные отношения имеют формальный характер, так как всё управление экономикой находится в руках государства Государственная монополизация и бюрократизация экономики Централизованное планирование и установление цен. Отсутствие у производителей свободы выбора Отсутствие у производителей заинтересованности в эффективности труда.

Слайд 55

Рыночная экономическая система. Это экономическая система , в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. ОСОБЕННОСТИ. Основа — частная собственность Регулирование экономической деятельности происходит на основе действия рыночного механизма, основных его законов — спроса и предложения. Личная свобода и выгода всех участников деятельности. Свободная конкуренция Не решает социальные проблемы, ей чужды идеалы гуманизма, ради прибыли, денег предприниматели идут на всё. Минимальное вмешательство государства в экономику

Слайд 56

Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А? 1 ) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная Верны ли следующие суждения об экономических системах? А. Для командной экономической системы характерна свободная конкуренция производителей. Б. Рыночную систему характеризует многообразие форм собственности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 57

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей . Целью и результатом производства является продукт . Продукт — результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Продукт труда , произведённый для продажи, является товаром . Два свойства товара: имеет потребительную стоимость, т. е. способность быть полезным, нужным людям, и имеет меновую стоимость, т. е. способность обмениваться на другие товары. Услуга – это такая целесообразная деятельность людей, которая направлена на удовлетворение потребностей, но не связана с производством чего-либо (например, услуги парикмахера, переводчика и пр.) Материальные услуги : транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание, связь и др. Нематериальные услуги : просвещение, здравоохранение, наука, искусство, социальное обеспечение, страхование, кредитование и др.

Слайд 58

Производительность труда – это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой за единицу времени (за час, за с мену, за месяц и т.д .) Факторы роста производительности труда. Это те условия, благодаря которым производительность труда растёт: материально-технические — использование новой техники, видов сырья и материалов, внедрение прогрессивной техноло­гии, заинтересованность работника; социально-психологические — повышение квалификации ра­ботников, использование современных форм стимулирования труда, морально-психологический климат в коллективе; организационно-экономические — улучшение уровня органи­зации труда, качества управления трудом; разделение труда и специализация.

Слайд 59

Разделение труда — разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов. Разделение труда позволяет производить товар наиболее эффективно, с наименьшими затратами ресурсов. Виды разделения труда : профессиональное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное. Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Например, Узбекистан выращивает и перерабатывает хлопок, Турция славится организацией отдыха и туризма. Уровни специализации: специализация труда отдельного человека; отдельного целого предприятия; стран или хозяйства страны в целом. Последствия специализации: позволяет каждому человеку найти ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно; способствует повышению профессионализма работников, товары и услуги создаются всё более высокого качества, то есть способствует повышению производительности труда.

Слайд 60

Население северных районов страны Х занимается в основном выращиванием оливок, а южных — виноградарством. Данный пример свидетельствует о таком экономическом явлении, как 1 ) разделение труда 2) географическая специализация 3) производительность труда 4) экономическая интеграция Верны ли следующие суждения о разделении труда? А . Разделение труда способствует повышению его производительности. Б. Непрерывное развитие разделения труда объективно обусловлено прогрессом техники. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 61

Обмен, торговля. Обмен – это процесс, в результате которого люди вместо произведённого продукта получают деньги или другой продукт . Разновидности обмена. Бартер (от англ. обмен) – натуральный обмен, обмен одного товара на другой БЕЗ посредства денег (например, ремесленник обменивает свои изделия на сельхозпродукцию у земледельца). Торговля – товарно-денежный обмен, обмен одного товара на другой посредством денег. Виды торговли: внутренняя торговля – оптовая и розничная торговля внутри страны. внешняя торговля – торговля между государствами. Вывоз товаров — экспорт , ввоз – импорт. оптовая торговля – купля -продажа товаров большими партиями или большим количеством для перепродажи или коммерческого использования. Чаще всего при больших оптовых закупках продавец делает покупателю скидку от изначально установленной. розничная торговля – купля -продажа товаров или услуг поштучно или в небольшом количестве для личного потребления;

Слайд 62

Верны ли следующие суждения о правах потребителей в РФ? А . Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. Б. Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказался поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено? 1) на отказ от покупки в течение 14 дней 2) на замену или возврат некачественного товара 3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней 4) на достоверную информацию о товаре

Слайд 63

Рынок и рыночный механизм. Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется предложение и цена . Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры . Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу. Закон спроса гласит : чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос. Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу. Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.

Слайд 64

Дефицит – спрос выше предложения. Профицит товаров – спрос ниже предложения. Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу. Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену. Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена . Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.

Слайд 65

Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А . Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей. Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике? А . В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику. Б. Государство регулирует рынок при помощи системы правовых норм. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 66

Предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности являются: физические лица юридические лиц а (коммерческие и некоммерческие организации). Организационные формы предпринимательства. Индивидуальное, или частное предпринимательство Товарищество Акционерное общество

Слайд 67

Верны ли следующие суждения о предпринимательской деятельности? А . Сократить затраты на производство продукции предприниматель может за счёт нахождения новых поставщиков. Б. Цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Что отличает предпринимательскую деятельность? 1) регулирование законодательством 2) обязательное использование труда наёмных работников 3) требование профессиональной подготовки участников 4) направленность на получение прибыли

Слайд 68

Деньги. Инфляция. Деньги – это товар, который использует как мерило стоимости других товаров. Функции денег Мера стоимости — именно они определяю, сколько что стоит. Средство обращения – то есть именно за деньги мы продаём и покупаем товары, они обращаются, то есть переходят от продавца к покупателю. Деньги – своеобразный посредник между ними. Это позволяет избежать бартера — обмена товара на товар. Средство платежа – деньгами мы оплачивает услуги ЖКХ, налоги, получаем и оплачиваем кредиты, а также получаем заработную плату. и т.д. Средство накопления ( сбережений)– именно деньги, их количество может свидетельствовать о материальном состоянии отдельного человека, фирмы и государства в целом. Мировые деньги – эту функцию на сегодняшний день выполняют евро и доллар, то есть они принимаются к оплате в любом государстве и могут быть обменены на любую национальную валюту.

Слайд 69

Виды денег. Металлические Бумажные Кредитные - деньги , выступающие в виде соответствующих бумаг ( банкноты, чеки, векселя Пластиковые (имеют встроенный микропроцессор – чип) Цифровые — расчёты с помощью Интернета . Банк — это финансовое учреждение предоставляет следующие услуги гражданам: открытие и ведение банковского счёта, куплю-продажу иностранной валюты, осуществление расчётов по поручению граждан по их банковским счетам, предоставление кредитов и др.

Слайд 70

Вклады (депозиты) в банк делят на: вклады до востребования (могут быть изъяты вкладчиком в любое время) и срочные вклады (помещаются на определённый срок). Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента . Сбережения – это деньги, отложенные для будущих потребностей . Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается . Инфляция – обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченного повышением их качества . Номинальный доход — сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Реальный доход — количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

Слайд 71

Цена букета роз — 800 рублей. Какая функция денег отражена в данном примере? 1 ) мера стоимости 2) средство платежа 3) мировые деньги 4) средство накопления Анна Сергеевна получила зарплату и отложила некоторую часть на покупку нового мобильного телефона. Какую функцию денег иллюстрирует этот пример? 1 ) средство учёта 2) средство накопления 3) мера стоимости 4) средство обращения Пётр открыл депозитный счёт в банке. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? 1 ) мера стоимости 2) средство накопления 3) средство обращения 4) средство обмена

Слайд 72

Налоги, уплачиваемые гражданами . Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с доходов и имущества физических и юридических лиц Налоги являются основным источником государственного бюджета . Виды налогов. Прямые — взимаются с дохода или имущества (подоходный, налог на прибыль и др., налогоплательщик оплачивает их по квитанции или налог высчитывается с зарплаты — подоходный); платит эти налоги производитель , они завят от его дохода . Подоходный налог (с заработной платы, премии, прибыли от предпринимательской деятельности и др.). Поимущественный налог (распространяется на строения, наследство, транспортные средства и др.)

Слайд 73

Косвенные – налоги на продажу товаров и услуг в виде надбавки к их цене; взимаются при приобретении материальны благ и входят в их цену; эти налоги платит потребитель , они не зависят от доходов потребителей ( то есть люди с разными доходами за один и тот же товар платят одинаковую сумму денег). Налог с продаж (акцизы, от лат. обрезать) – взимаются с покупателя при приобретении некоторых видов товаров (табачные, ювелирные, винно-водочные изделия и др.) Устанавливается в процентах к цене товара. Таможенная пошлина – плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи. уплата налогов является одной из основных конституционных обязанностей граждан.

Слайд 74

Верны ли следующие суждения о налогах? А . Взимание прямых налогов не связано с учётом доходов или имущества. Б. Налоги с продажи товаров и услуг относятся к косвенным налогам. 1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Какой из приведённых ниже налогов является косвенным ? 1 ) транспортный налог 2) на добавленную стоимость 3) на доходы физических лиц 4) на недвижимость Верны ли следующие суждения о налогах? А . Налоговые поступления в бюджет обеспечивают поддержку социально незащищенных слоёв населения. Б . Прямые налоги уплачивают только физические лица. 1 ) верно только А 2 ) верно только Б 3 ) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

Слайд 75

Заработная плата и стимулирование труда. Заработная плата – это форма материального вознаграждения за труд Формы заработной платы. Повременная – вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени и квалификации работника (бюджетные работники, например, учителя, врачи, представители органов власти — в их деятельности нельзя точно определить норму времени и норму выработки ). Сдельная – вознаграждение за труд в зависимости от количества и качества изготовленных изделий (применяется, когда можно точно это определить ) Виды заработной платы. Номинальная (от лат. именной, существующий только на бумаге) – вознаграждение за труд, которое назначается работнику в виде определённой суммы (то есть сколько денег человек получил). Реальная – сумма жизненных благ, которую можно приобрести за номинальную зарплату при данном уровне цен за товары и услуги (то есть при неизменяемой номинальной зарплате реальная может снижаться, так как в результате инфляции за те же деньги можно купить меньше товаров)

Слайд 76

Стимулирование труда – это внешнее влияние на поведение человека в сфере труда, способствующее росту его заинтересованности в труде. Стимулы труда. Материальные: денежные (заработная плата, премии и др.) неденежные (путёвки, лечение, транспортные расходы и др.) Нематериальные: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста) моральные (уважение со стороны окружающих, награды) творческие (возможность самосовершенствования и самореализации ).

Слайд 77

Аркадий работает тренером в спортивном клубе. Владелец клуба установил Аркадию неизменную ежемесячную сумму заработной платы. Такой тип заработной платы называют 1 ) сдельным 2) окладом 3) премией 4) бонусом Что из перечисленного ниже непосредственно влияет на размер заработной платы работника в условиях рынка? 1) семейное положение 2) стоимость потребительской корзины 3) стабильность цен на товары и услуги 4) квалификация и трудолюбие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обществознание Выполнила: Василевская В.Н. Подготовка к ОГЭ

Слайд 2

Социальная структура общества Социальная структура (от лат. строение, расположение, построение) – это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений меду ними. Формальные группы строятся на основе официальных документов (приказов, например). Например, коллектив предприятия. Неформальные – возникают на основе общности интересов, ценностей, целей, личной симпатии (друзья) Совокупность больших социальных групп, составляющих общество, называют 1) социальными отношениями 2) социальной структурой 3) социальной нормой 4) социальной мобильностью Какая социальная группа выделена по демографическому признаку? 1) наёмные работники 2) молодёжь 3) преподаватели физики 4) петербуржцы Какая социальная группа выделена по политическому признаку? 1 ) католики 2) консерваторы 3) интеллигенция 4) крестьяне

Слайд 3

Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями. Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Функции семьи: репродуктивная – биологическое продолжение рода; воспитательная — формирование нравственных качеств личности; социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи; духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка; сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей; досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов; социализирующая – формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе; функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ори­ентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

Слайд 4

Типы семей Типы семей традиционная (патриархальная ) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку. нуклеарные (родители и дети) расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.) неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей полная – есть оба родителей бездетные семьи; многодетные семьи

Слайд 5

Выполните задания Верны ли следующие суждения о семье? А. Семья — это малая группа. Б. Семья возникла раньше, чем государство. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. Семья является институтом первичной социализации человека. Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли суждения о типах семьи? А. В современном обществе возросло число нуклеарных семей. Б. Расширенные семьи являются характерным явлением традиционного общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 6

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальная роль – это ожидаемая в данном обществе модель поведения человека, занимающего определённое место в социальной системе. Примерный ролевой набор подростка: роль мальчика или девочки роль сына или дочери роль брата или сестры роль друга или подруги роль ученика или ученицы роль лидера (например, командир класса, спортивной команды) Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди? 1) потребитель 2) избиратель 3) ученик средней школы 4) водитель Каждый Новый год семья Петровых наряжает ёлку, родители кладут под ёлку подарки для детей. Этот пример иллюстрирует особенности 1) соблюдения традиций 2) выполнения нормы права 3) реализации социальной роли 4) соблюдения корпоративной нормы

Слайд 7

Социальные ценности и нормы. Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Способы регулирования поведения людей социальными нормами. Дозволение ( ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ )– указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны. Предписание (ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ) – указание на требуемое действие. Запрет (ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ)– указание на действия, которые не следует совершать. Виды социальных норм Обычаи; Традиции ; Нормы морали; Правовые нормы ; Религиозные нормы; Нормы этикета и т.д. Виды социальных норм по степени официальности: формальные (писаные), например, законы, уставы, приказы. неформальные (неписаные), например, приветствие, правила этикета, поздравление с днем рождения и т. п.

Слайд 8

Выполните задания Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы охраняются силой государства. Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предписывающими. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Все социальные нормы имеют формальный характер. Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»? 1) мышление, речь 2) предупреждение, запрет 3) воспитание, образование 4) класс, сословие

Слайд 9

Отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение (или дивеантное ) – это социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Типы отклоняющегося поведения: Позитивное: Не причиняет вред человеку и обществу (талант, гениальность, инициатива, сверх трудолюбие , новаторство, изобретательство, героизм, коллекционирование и др.) Негативное: Нарушает общественный порядок, причиняет вред человеку и обществу (алкоголизм и наркомания, скандалы, аморальные поступки, бюрократизм, коррупция, преступления и др.)

Слайд 10

Выполните задания Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Отклоняющееся поведение — это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества. 2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным. 3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. 4) Отклоняющееся поведение может подразумевать нарушение общепринятых норм. 5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида. Ниже приведён перечень терминов . Все они, за исключением двух, относятся к понятию « дивеантное поведение». 1) правонарушение; 2) отклонение; 3) социальный статус; 4) проступок; 5) мобильность; 6) преступление

Слайд 11

Социальный конфликт и пути его решения. Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Способы разрешения социальных конфликтов. Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон. Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем. Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы. Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Слайд 12

Выполните задания Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. В основе конфликта лежит противоречие интересов. Б. Целью конфликта может быть защита своих прав. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Обществоведы используют понятие «социальный конфликт» для обозначения 1) реакции общества на поведение человека 2) столкновения противоположных интересов 3) значимости социального статуса индивида 4) общественно опасного виновного деяния Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 13

Межнациональные отношения. Межнациональные отношения – это отношения между народам (этносами), охватывающие все сферы общественной жизни. Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему. Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации. Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания. Признаки нации: единство территории единство языка общность исторической судьбы общая культура общее самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства устойчивая государственность единство экономических связей развитая социальная структура

Слайд 14

Выполните задания Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей. Б. Этносы формируются только после возникновения государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? 1) искусство, наука 2) производство, распределение 3) выборы, референдум 4) группа, этнос Отличительный признак этноса — это 1) единое экономическое пространство 2) наличие единого языка 3) единая политическая система 4) общее законодательство

Слайд 15

Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ. Политика – это деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Верны ли следующие суждения о политике? А. Политика связана с отношениями между большими социальными группами людей. Б. Политикой могут заниматься только люди с соответствующим профессиональным образованием. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о политике? А. Политика выступает в качестве регулятора жизни общества. Б. Политика связана с отношениями власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 16

Понятие и признаки государства. Государство - это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры; Признаки государства: наличие и единство территории; публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления; суверенитет – независимость как внутри страны , так и от других государств ; сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет. законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы

Слайд 17

Функции государства Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества Экономическая функция ; Социальная функция; Правовая функция ; Культурно-воспитательная функция и идеологическая; Образовательная ; Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене. защита интересов общества на международной арене; оборона страны, обеспечение национальной безопасности; взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды); участие в решении глобальных проблем; участие в миротворческих акциях; защита граждан, находящихся за пределами страны.

Слайд 18

Выполните задания Что является признаком государства любого типа? 1) наличие двухпалатного парламента 2) наличие правоохранительных органов 3) всенародное избрание главы государства 4) многопартийность Верны ли следующие суждения о государстве? А. Одним из признаков государства является суверенитет. Б. Государство всегда имеет собственную армию и национальную денежную единицу. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о признаках государства? А. Государство имеет единую территорию, очерченную государственными границами. Б. Для государства характерно обязательное наличие единственной официальной религии. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 19

Разделение властей. Разделение властей – это деление власти на три ветви: законодательную; исполнительную; судебную. законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы; исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами; судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов. Верны ли следующие суждения о разделении властей? А. Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений. Б. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 20

Формы государства. Формы государства: форма правления форма территориального устройства форма политического режима Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит). Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора) и передаётся по наследству. Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) – это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти. Президентская республика. Парламентская республика.

Слайд 21

Форма государственно – территориального устройства Форма государственно-территориального (государственного) устройства – это отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по всей территории страны. Унитарное государство. Унитарное государство (от фр. единый). Признаки: единая политически однородная организация, состоящая из административно- территориальных единиц (губерний, краёв, провинций), не обладающих собственной государственностью, единая конституция, единая система органов государственной власти, управления, единая судебная система. Федерация (от лат. союз, договор), федеративное государство. Признаки: устойчивый союз административно- территориальных единиц (штатов, земель, республик, краёв и др.), самостоятельных в пределах распределённых между ними и центром полномочий; субъекты федерации имеют собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти; некоторые субъекты имеют свою конституцию, право на двойное гражданство – федерации и субъекта федерации.

Слайд 22

Выполните задания В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.? 1) конституционная монархия 2) парламентская республика 3) абсолютная монархия 4) президентская республика Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим

Слайд 23

Политический режим. Политический режим (от лат. управление) – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы. Типы политических режимов. Демократический режим – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод; основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. Авторитарный режим – это политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения, принижении или подавлении роли других , прежде всего представительных, органов власти, общественных и политических организаций. Тоталитаризм — режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, подавляя права и свободы насильственными методами. (Термин был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини).

Слайд 24

Выполните задания Установите соответствие между фактом политической жизни и видом демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ФАКТЫ А) референдум о принятии проекта Конституции Б) законотворческая деятельность депутатов Государственной Думы В) выборы главы политической партии Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ 1) прямая демократия 2) представительная демократия

Слайд 25

Участие граждан в политической жизни. Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти. Формы непосредственного политического участия: обращения и письма граждан к власти; встречи с политическими деятелями; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; участие граждан в выборах и референдумах; участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни? А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов. Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 26

Выборы, референдум. Выборы – процесс избрания путём голосования депутатов, должностных лиц, членов организаций Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Принципы избирательного права в РФ.: Всеобщее право. Каждый гражданин, достигший 18 лет, имеет право участвовать в выборах, независимо от пола, национальности, социального положения, вероисповедания, образования, места жительства. Равное право – каждый избиратель имеет только один голос. Прямое право — каждый избиратель голосует непосредственно (то есть нельзя проголосовать за кого-то, например, по доверенности; если человек болен, то по его заявлению члены комиссии приходят домой). Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления гражданина, избиратель голосует в специальных кабинах, имеет право не говорить, за кого проголосовал. Свободное и добровольное участие в выборах – никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на то, за кого голосовать.

Слайд 27

Выполните задания Референдум (от лат. то, что должно быть сообщено) – это всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектом, существующим законом и т.д. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИЗНАКИ А) организация работы участков для голосования Б) один гражданин имеет один голос В) голосование за кандидата на пост Президента РФ Г) установленная законом периодичность проведения Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГОУЧАСТИЯ РФ 1) только выборы 2) только референдум 3) и выборы, и референдум

Слайд 28

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении. Кадровые: немногочисленные отсутствует сильная организация на местах остит из авторитетных деятелей ориентируются на выборы отсутствует фиксированное членство (нет партийного билета) нет членских взносов. Массовые: многочисленные имеют сложную организационную структуру ориентируются не только на выборы, но и ведут и большую массово-политическую и идейно-воспитательную работу источник финансирования – членские взносы. Политическое движение – это общественное движение, преследующее политические цели, поддерживаемое его участниками.

Слайд 29

Гражданское общество. Гражданское общество – это такое общество, для которого свойственно наличие негосударственных общественных отношений и организаций, объединений, ассоциаций, выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Условия, необходимые для гражданского общества: рыночная экономика разнообразие форм собственности свобода труда и предпринимательства наличие демократических порядков утверждение прав и свобод человека и гражданина признание ценности общества свободной и ответственной личности союзы предпринимателей, фермеров, семья, общества защиты прав потребителей, религиозные организации и др.

Слайд 30

Правовое государство. Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом , где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека Признаки (принципы)правого государства. Верховенство права во всех сферах общественной жизни: все обязаны подчиняться требованиям закона, законы должны соответствовать представлениям общества о справедливости, приниматься компетентным органами, не должны противоречить ни конституции, ни друг другу. Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека. Взаимная ответственность гражданина и государства. Обеспечение равноправия — равенства возможностей пользоваться правами и в равной мере исполнять обязанности. Принцип наказания по суду: никто не может быть наказан (лишён имущества, свободы и т.д.) без следствия и суда.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: