Главные вкладки
Система оценивания образовательных достижений
Система оценивания образовательных достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста | 57.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста
Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движения.
Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества:
Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.
Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).
Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.
Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На протяжении всего дошкольного периода ребенок развивается не равномерно. Наибольший прирост физического развития приходится на возраст 4-5 лет. Затем наблюдается некоторый спад в физическом развитии, и новый прирост в 6-7 лет. Темп развития физических качеств совпадает с темпом физического развития. Наибольший прирост скоростных показателей отмечается у детей 5-6 лет. Увеличение силовых и скоростно-силовых показателей наблюдается у детей в возрасте от 6-7 лет. Прирост гибкости и динамической выносливости характерен для детей 5 летнего возраста. Координационные способности успешно формируются у детей 7 лет.
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.
Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.
Двигательное умение - способность неавтоматизированно управлять движениями.
Двигательный навык - автоматизированный способ управления движениями.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние), состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).
График проведения оценки физических качеств
Неделя | Занятия | Физические качества | Возраст | |||||||
3-4 года | 4 -5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||||||
3 неделя | 5 занятие | Быстрота | Бег 10 м. | Бег 20 м. | Бег 30 м.
| Бег 30 м.
| ||||
6 занятие | Сила | Бросок набивного мяча массой 500 гр.
| Бросок набивного мяча массой 1 кг.
| |||||||
Гибкость | Наклон вперед из исходного положения, сидя на полу. | |||||||||
4 неделя | 7 занятие | Ловкость | Челночный бег 3х10м | |||||||
8 занятие | Выносливость | Бег 60м. | Бег на 90 м. | Бег 120 м | Бег 150 м. | |||||
Примечание: 1 неделя (занятия 1,2); 2 неделя (занятия 3,4) – по планам инструктора по физической культуре.
ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ТЕСТОВ
1. БЕГ 10 м.;20 м.;30 м.
Обоснование. Пробегая отрезки, соответственно возрасту, с максимальной скоростью определяем уровень быстроты.
Техника измерения.
1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.
2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш».
3. В протокол заносится, время с точностью 0,1 сек.
2. БРОСОК НАБИВНОГО МЯЧА
Обоснование. Среди многих тестов силового характера бросок набивного мяча наиболее надежный и информативный тест характеризующий уровень максимальной силы для детей дошкольного возраста.
Техника измерения.
1. Чертится разметка от 0 до 10м.
2. К нулевой отметке, где лежат два набивных мяча (вес 500 гр.; 1кг), приглашается ребенок.
3. Бросок выполняется из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, двумя руками из-за головы (2 попытки).
4. В протокол заносится результат лучшей попытки с точностью до 5см.
3. ГИБКОСТЬ
Обоснование. Упражнение направлено на растяжение мышц голени, бёдер, ягодичной области, спины и верхнего плечевого пояса.
Техника измерения.
Исходное положение сед на полу ноги врозь на ширине плеч.
Разметка: « -1», «0», «+ 15».
Пятки находятся на нулевой отметке.
Ребенок выполняет максимальный наклон вперед с удержанием 3сек.
4. ЧЕЛНОЧНЫЙ БЕГ 3х10 м.
Обоснование. Количество отрезков(3) определяет возможность проявления быстроты и ловкости без утомления. Быстрота проявляется в скорости бега. Ловкость проявляется в умении быстро изменить движение на противоположное.
Техника измерения.
1. Проводится на дорожке, расстояние которой 10м. На ограничительных линиях ставят по одному поролоновому кубу. На один из кубов кладутся 2 кубика.
2. Ребенку предлагается взять кубик и по команде «марш» перенести его на другую сторону, вернуться и взять второй кубик, отнести его к первому и остановиться. Таким образом, ребенок пробегает расстояние 30м (3х10м).
3. Преподаватель дает установку: «Бег начинать по команде «марш» и перенести как можно быстрее кубики».
4. Время измеряется, с точностью до 0,1 сек.
5. БЕГ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ (60м, 90м, 120м, 150м).
Обоснование. Выполнение физической нагрузки длительное время в аэробном режиме.
Техника измерения.
1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.
2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш» дистанцию соответственно возрасту.
3. В протокол заносится, время с точностью до 0,1 сек.
Технология оценивания количественных показателей выполнения движений | ||||||||
№ п/п | Физические качества | Контрольное упражнение | возраст | Мальчики | ||||
низкий уровень | ниже среднего | средний уровень | выше среднего | высокий уровень | ||||
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||
1. |
Быстрота | Бег 10 м (сек) | 3-4 г | 5.2 и бол | 5.1 – 4.6 | 4.5 – 4.0 | 3.9 -3.5 | 3.4 и мен |
Бег 20 м (сек) | 4-5 л | 9.6 и бол | 9.5 – 8.8 | 8.7 – 8.2 | 8.1 – 7.7 | 7.6 и мен | ||
Бег 30 м (сек) | 5-6 л | 8.8 и бол | 8.7 – 8.0 | 7.9 – 7.4 | 7.3 – 6.8 | 6.7 и мен | ||
6-7 л | 8.1 и бол | 8.0 – 7.4 | 7.3 – 6.8 | 6.7 – 6.2 | 6.1 и мен | |||
2. |
Сила (одно упражнение на выбор) | Бросок набивного мяча из-за головы, 500 гр; 1 кг.(см) | 3-4 г | 100и мен | 101 - 110 | 111 - 130 | 131 - 150 | 151и бол |
4-5 л | 135и мен | 136 - 153 | 154 - 173 | 174 - 193 | 194и бол | |||
5-6 л | 250и мен | 251 - 268 | 269 -288 | 289 - 309 | 310и бол | |||
6-7 л | 310и мен | 311 - 328 | 329 - 348 | 349 - 369 | 370и бол | |||
Прыжок в длину с места, (см) | 3-4 г | 58 и мен | 59 -72 | 73 - 83 | 84 - 94 | 95 и бол | ||
4-5 л | 72 и мен | 73 - 88 | 89 - 101 | 102 - 114 | 115и бол | |||
5-6 л | 85 и мен | 86 - 101 | 102 - 114 | 115 - 127 | 128и бол | |||
6-7 л | 97 и мен | 98 - 113 | 114 - 126 | 127 - 139 | 140и бол | |||
Метание правой (левой) рукой (см) | 3-4 г | 350и мен | 351 - 400 | 401 - 450 | 451 - 510 | 511и бол | ||
4-5 л | 440и мен | 441 - 540 | 541 -590 | 591 - 670 | 671и бол | |||
5-6 л | 500и мен | 501 - 600 | 601 - 700 | 701 - 800 | 801и бол | |||
6-7 л | 600и мен | 601 - 700 | 701- 800 | 801 -900 | 901и бол | |||
Подтягивание, мальчики (раз) | 5-6 л | 0.5 и мен | 1 | 2 | 3 | 4 и бол | ||
6-7 л | 1 и мен | 2 | 3 | 4 | 5 и бол | |||
Подъём туловища в сед за 30сек (раз) | 3-4 г | 5 и мен | 6 - 7 | 8 - 9 | 10 - 11 | 12 и бол | ||
4-5 л | 7 и мен | 8 - 10 | 11 - 12 | 13 - 14 | 15 и бол | |||
5-6 л | 9 и мен | 10 - 12 | 13 - 15 | 16 - 17 | 18 и бол | |||
за 60 сек (раз) | 6-7 л | 11 и мен | 12 - 17 | 18 - 22 | 23 - 27 | 28 и бол | ||
3.
|
Гибкость | Наклон туловища вперед и.п. сед ноги врозь(см) | 3-4 г | - 1 и мен | 0 | +1 | +2 | +3 и бол |
4-5 л | 0 и мен | +1 | +2 | +3 | +4 и бол | |||
5-6 л | + 1 и мен | +2 | +3 | +4 | +5 и бол | |||
6-7 л | +2 и мен | +3 | +4 | +5 | +6 и бол | |||
4. |
Ловкость | Челночный бег 3х10м (сек) | 3-4 г | 15.0 бол | 14.9-14 1 | 14.0-13.1 | 13.0-12.1 | 12.0 мен |
4-5 л | 13.2 бол | 13.1-12.3 | 12.2-11.3 | 11.2-10.3 | 10.2 мен | |||
5-6 л | 12.2 бол | 12.1-11.1 | 11.0-10.0 | 9.9- 9.1 | 9.0 и мен | |||
6-7 л | 11.0 бол | 10.9-10.1 | 10.0-9.1 | 9.0-8.7 | 8.6 и мен | |||
5. |
Выносливость | Бег на 60м сек | 3-4 г | 19.4 бол | 19.3-18.6 | 18.5-17.4 | 17.3-16.4 | 16.3 мен |
Бег на 90м сек | 4-5 л | 37.3 бол | 37.2-33.3 | 33.2-30.2 | 30.1-27.1 | 27.0 мен | ||
Бег 120 м (сек) | 5-6 л | 38.1 бол | 38.0-35.2 | 35.1-32.9 | 32.8-30.6 | 30.5 мен | ||
Бег 150 м (сек) | 6-7 л | 40.1 бол | 40.0-37.3 | 37.2-35.2 | 35.1-33.1 | 33.0 мен |
№ п/п | Физические качества | Контрольное упражнение | возраст | Девочки | ||||
низкий уровень | ниже среднего | средний уровень | выше среднего | высокий уровень | ||||
1 балл | 2 балла | 3 балла | 4 балла | 5 баллов | ||||
1. |
Быстрота | Бег 10 м (сек) | 3-4 г | 5.4 и бол | 5.3 – 4.8 | 4.7 – 4.2 | 4.1 – 3.7 | 3.6 и мен |
Бег 20 м (сек) | 4-5 л | 9.9 и бол | 9.8 – 9.1 | 9.0 – 8.5 | 8.4 – 8.0 | 7.9 и мен | ||
Бег 30 м (сек) | 5-6 л | 9.1 и бол | 9.0 – 8.3 | 8.2 – 7.7 | 7.6 – 7.2 | 7.1 и мен | ||
6-7 л | 8.4 и бол | 8.3 – 7.6 | 7.5 – 7.1 | 7.0 – 6.6 | 6.5 и мен | |||
2. |
Сила (одно упражнение на выбор) | Бросок набивного мяча из-за головы, 500 гр; 1 кг.(см) | 3-4 г | 90 и мен | 91 - 100 | 101 - 115 | 116 - 130 | 131и бол |
4-5 л | 128и мен | 129 - 146 | 147 - 166 | 167 -186 | 187и бол | |||
5-6 л | 178и мен | 179 - 214 | 215 - 246 | 247 - 269 | 270и бол | |||
6-7 л | 280и мен | 281 – 316 | 317 - 348 | 349 - 363 | 364и бол | |||
Прыжок в длину с места, (см) | 3-4 г | 48 и мен | 49 - 65 | 66 - 77 | 78 - 89 | 90 и бол | ||
4-5 л | 68 и мен | 69 - 82 | 83 - 93 | 94 - 104 | 105и бол | |||
5-6 л | 80 и мен | 81 - 98 | 99 - 108 | 109 - 119 | 120и бол | |||
6-7 л | 87 и мен | 88 - 102 | 103 - 114 | 115 - 126 | 127и бол | |||
Метание правой (левой) рукой (см) | 3-4 г | 300и мен | 301 - 350 | 351 -400 | 401 - 450 | 451и бол | ||
4-5 л | 340и мен | 341 - 430 | 431 - 490 | 491 - 540 | 541и бол | |||
5-6 л | 400и мен | 401 -500 | 501 -600 | 601 - 700 | 701и бол | |||
6-7 л | 500и мен | 501 - 600 | 601 - 700 | 701 - 800 | 801и бол | |||
Подтягивание, мальчики (раз) | 5-6 л | - | - | - | - | - | ||
6-7 л | - | - | - | - | - | |||
Подъём туловища в сед за 30сек (раз) | 3-4 г | 5 и мен | 6 - 7 | 8 - 9 | 10 - 11 | 12 и бол | ||
4-5 л | 7 и мен | 8 - 9 | 10 - 11 | 12 - 13 | 14 и бол | |||
5-6 л | 9 и мен | 10 - 12 | 13 - 14 | 15 - 16 | 17 и бол | |||
за 60 сек (раз) | 6-7 л | 10 и мен | 11 - 16 | 17 - 20 | 21 - 24 | 25 и бол | ||
3.
|
Гибкость | Наклон туловища вперед и.п. сед ноги врозь(см) | 3-4 г | 0 и мен | +1 | +2 | +3 | +4 и бол |
4-5 л | +1 и мен | +2 | +3 | +4 | +5 и бол | |||
5-6 л | +2 и мен | +3 | +4 | +5 | +6 и бол | |||
6-7 л | +3 и мен | +4 | +5 | +6 | +7 и бол | |||
4. |
Ловкость | Челночный бег 3х10м (сек) | 3-4 г | 16.3 бол | 16.2-15.2 | 15.1-14.3 | 14.2-13.2 | 13.1 мен |
4-5 л | 14.2 бол | 14.1-13.3 | 13.2-12.3 | 12.2-11.3 | 11.2 мен | |||
5-6 л | 13.0 бол | 12.9-12.1 | 12.0-11.1 | 11.0-10.0 | 9.9 и мен | |||
6-7 л | 12.0 бол | 11.9-11.1 | 11.0-10.0 | 9.9-9.0 | 8.9 и мен | |||
5. |
Выносливость | Бег на 60м сек | 3-4 г | 20.2 бол | 20.1-19.3 | 19.2-18.2 | 18.1-17.1 | 17.0 мен |
Бег на 90м сек | 4-5 л | 37.5 бол | 37.4-32.5 | 32.4-30.4 | 30.3-27.3 | 27.2 мен | ||
Бег 120 м (сек) | 5-6 л | 39.0 бол | 38.9-36.0 | 35.9-33.7 | 33.6-31.4 | 31.3 мен | ||
Бег 150 м (сек) | 6-7 л | 40.4 бол | 40.3-37.6 | 37.5-35.5 | 35.4-33.4 | 33.3 мен |
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ
Примечание:
При оценке качества выполнения движения исключить:
1. возрастную дискоординацию;
2. медицинские показания (гипертонус, врожденная косолапость, изотонический рефлекс и т.д.)
3. Степень значимости ошибок:
грубые – синего цвета
средние – зелёного цвета
мелкие – красного цвета
№ п/п | Основное движение | Степень значимости ошибки | ||
Грубые синий цвет | Средние зелёный цвет | Мелкие красный цвет | ||
1. | Техника бега по прямой 10м,20м.,30м. | 1.Несогласованность движений рук и ног | 1.Ошибка в исходном положении головы, туловища и рук. 2.Бег на полусогнутых ногах. 3.Неравномерность шагов. 4.Нарушение прямолинейности. | 1.Ошибка в принятии исходного положения. |
2. | Техника бег на выносливость 30м, 90м, 120м, 150м. | |||
3. | Техника бега 3х5 м., 3х10м «челночный бег» | |||
4. | Техника прыжка в длину с места | 1. Отсутствие фазы полета. 2. Жесткое приземление. 3. Падение вперед или назад, с опорой на руки. | 1..Отсутствие замаха. 2. Толчок с одной ноги. | 1.Ошибка в принятии исходного положения. |
5. | Оценка техники гибкости из и.п. стоя на скамейке | 1. Потеря равновесия. | 1.Сгибание ног в коленном суставе. | 1. Ошибка в и.п. |
6. | Техника упражнения на пресс | 1. Выполнение с отталкиванием локтями или с помощью взрослого | 1. Потеря вертикальности направления движения | 1.Подъем туловища слегка - не доходит до 90 |
7. | Техника метания правой (левой) рукой | 1. Несогласованность движения ног, туловища и рук. 2.. Нарушение траектории полета предмета.
| 1. Ошибка в принятии исходного положения «замах» 2.. Ошибка в движении руки. 3. Ошибка при сохранении равновесия.
| 1.Ошибка в исходном положении. 2. Недостаточная амплитуда движения |
8. | Техника броска набивного мяча | |||
9. | Техника подтягивания | 1. Подтягивание на одну руку | 1. С раскачиванием 2. С рывком 3. С незначительной помощью взрослого | 1.Подтягивание выполняется на 50% (до уровня головы или глаз) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение, 1986, стр.71
2. Ефименко Н.И. Детский сад со всех сторон, №24, июнь, 2002.
3. Мониторинг физической подготовленности детей и обеспечение физической культуры в ДОУ г. Москвы, под ред. к.п.н. Тяпиной А.Н. Спортивные технологии, М., 2002, стр.11-16
4. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста, М.: Айрис-дидактика, 2004, стр.121-124
5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2000, стр.156-157
6. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста, М.: Творческий центр, 2005, стр. 146-16
7. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования, информационно-методический сборник №4, отв. ред. Курнешова Л.Е., М.: Школьная книга, 2003, стр.29-32
8. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста, М.: Просвещение, 1983, стр. 28-30
9. Чичикин В.Т. Содержательное и организационное обеспечение экспериментальной реализации авторской программы Чичикина В.Т.