Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика оценивания физических качеств детей дошкольного возраста

Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движения.

         Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества:

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.

Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).

Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.

Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На протяжении всего дошкольного периода ребенок развивается не равномерно. Наибольший прирост физического развития приходится на возраст 4-5 лет. Затем наблюдается некоторый спад в физическом развитии, и новый прирост в 6-7 лет. Темп развития физических качеств совпадает с темпом физического развития. Наибольший прирост скоростных показателей отмечается у детей 5-6 лет. Увеличение силовых и скоростно-силовых показателей наблюдается у детей в возрасте от 6-7 лет. Прирост гибкости и динамической выносливости характерен для детей 5 летнего возраста. Координационные способности успешно формируются у детей 7 лет.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.

Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.

Двигательное умение - способность неавтоматизированно управлять движениями.

Двигательный навык - автоматизированный способ управления движениями.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние), состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).

График проведения оценки физических качеств

Неделя

Занятия

Физические качества

Возраст

3-4 года

4 -5 лет

5-6 лет

6-7 лет

3 неделя

5 занятие

Быстрота

Бег

10 м.

Бег

20 м.

Бег

30 м.

 

Бег

30 м.

 

6 занятие

Сила

Бросок набивного мяча массой 500 гр.

 

 

Бросок набивного мяча массой 1 кг.

 

Гибкость

Наклон вперед из исходного положения, сидя на полу.

4 неделя

7 занятие

Ловкость

Челночный бег 3х10м

8 занятие

Выносливость

Бег 60м.

Бег на 90 м.

Бег

 120 м

Бег

150 м.

Примечание: 1 неделя (занятия 1,2); 2 неделя (занятия 3,4) – по планам инструктора по физической культуре.

 

ОБОСНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ТЕСТОВ

1. БЕГ 10 м.;20 м.;30 м.

Обоснование. Пробегая отрезки, соответственно возрасту, с максимальной скоростью определяем уровень быстроты.

Техника измерения.

1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.

2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш».

3. В протокол заносится, время с точностью 0,1 сек.

2. БРОСОК НАБИВНОГО   МЯЧА

Обоснование. Среди многих тестов силового характера бросок набивного мяча наиболее надежный и информативный тест характеризующий уровень максимальной силы для детей дошкольного возраста.

Техника измерения.

1. Чертится разметка от 0 до 10м.

2. К нулевой отметке, где лежат два набивных мяча (вес 500 гр.; 1кг), приглашается ребенок.

3. Бросок выполняется из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, двумя руками из-за головы (2 попытки).

4. В протокол заносится результат лучшей попытки с точностью до 5см.

3. ГИБКОСТЬ

Обоснование. Упражнение направлено на растяжение мышц голени, бёдер, ягодичной области, спины и верхнего плечевого пояса.

Техника измерения.

Исходное положение сед на полу ноги врозь на ширине плеч.

Разметка: « -1», «0», «+ 15».

Пятки находятся на нулевой отметке.

Ребенок выполняет максимальный наклон вперед с удержанием 3сек.

4. ЧЕЛНОЧНЫЙ   БЕГ 3х10 м.

 ОбоснованиеКоличество отрезков(3) определяет возможность проявления быстроты и ловкости без утомления. Быстрота проявляется в скорости бега. Ловкость проявляется в умении быстро изменить движение на противоположное.

Техника измерения.

1. Проводится на дорожке, расстояние которой 10м. На ограничительных линиях ставят по одному поролоновому кубу. На один из кубов кладутся 2 кубика.

2. Ребенку предлагается взять кубик и по команде «марш» перенести его на другую сторону, вернуться и взять второй кубик, отнести его к первому и остановиться. Таким образом, ребенок пробегает расстояние 30м (3х10м).

3. Преподаватель дает установку: «Бег начинать по команде «марш» и перенести как можно быстрее кубики».

4. Время измеряется, с точностью до 0,1 сек.

5. БЕГ НА   ВЫНОСЛИВОСТЬ (60м, 90м, 120м, 150м).

 ОбоснованиеВыполнение физической нагрузки длительное время в аэробном режиме.

Техника измерения.

1. Проводится на беговой дорожке с высокого старта.

2. По команде «марш» дети бегут от линии «старт» до линии «финиш» дистанцию соответственно возрасту.

3. В протокол заносится, время с точностью до 0,1 сек.

Технология  оценивания  количественных  показателей  выполнения  движений

п/п

Физические

качества

Контрольное

упражнение

возраст

Мальчики

низкий

уровень

ниже

среднего

средний уровень

выше среднего

высокий

уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

 

1.

 

Быстрота

Бег 10 м  (сек)

3-4 г

5.2 и бол

5.1 – 4.6

4.5 – 4.0

3.9 -3.5

3.4 и мен

Бег 20 м (сек)

4-5 л

9.6 и бол

9.5 – 8.8

8.7 – 8.2

8.1 – 7.7

7.6 и мен

Бег 30 м (сек)

5-6 л

8.8 и бол

8.7 – 8.0

7.9 – 7.4

7.3 – 6.8

6.7 и мен

6-7 л

8.1 и бол

8.0 – 7.4

7.3 – 6.8

6.7 – 6.2

6.1 и мен

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

Сила (одно упражнение на выбор)

Бросок набивного мяча из-за головы, 500 гр; 1 кг.(см)

3-4 г

100и мен

101 - 110

111 - 130

131 - 150

151и бол

4-5 л

135и мен

136 - 153

154 - 173

174 - 193

194и бол

5-6 л

250и мен

251 - 268

269 -288

289 - 309

310и бол

6-7 л

310и мен

311 - 328

329 - 348

349 - 369

370и бол

Прыжок в длину с места,

(см)

3-4 г

58 и мен

59 -72

73 - 83

84 - 94

95 и бол

4-5 л

72 и мен

73 - 88

89 - 101

102 - 114

115и бол

5-6 л

85 и мен

86 - 101

102 - 114

115 - 127

128и бол

6-7 л

97 и мен

98 - 113

114 - 126

127 - 139

140и бол

Метание правой (левой)

рукой (см)

3-4 г

350и мен

351 - 400

401 - 450

451 - 510

511и бол

4-5 л

440и мен

441 - 540

541 -590

591 - 670

671и бол

5-6 л

500и мен

501 - 600

601 - 700

701 - 800

801и бол

6-7 л

600и мен

601 - 700

701- 800

801 -900

901и бол

Подтягивание,

мальчики (раз)

5-6 л

0.5 и мен

1

2

3

4 и  бол

6-7 л

1 и мен

2

3

4

5 и бол

Подъём туловища в сед за 30сек (раз)

3-4 г

5 и мен

6 - 7

8 - 9

10 - 11

12 и бол

4-5 л

7 и мен

8 - 10

11 - 12

13 - 14

15 и бол

5-6 л

9 и мен

10 - 12

13 - 15

16 - 17

18 и бол

за 60 сек (раз)

6-7 л

11 и мен

12 - 17

18 - 22

23 - 27

28 и бол

 3.

        

 

Гибкость

Наклон туловища вперед и.п. сед

ноги врозь(см)

3-4 г

- 1 и мен

0

+1

+2

+3 и бол

4-5 л

0 и мен

+1

+2

+3

+4 и бол

5-6 л

+ 1 и мен

+2

+3

+4

+5 и бол

6-7 л

+2 и мен

+3

+4

+5

+6 и бол

 

4.

 

Ловкость

Челночный бег 3х10м (сек)

3-4 г

15.0 бол

14.9-14 1

14.0-13.1

13.0-12.1

12.0 мен

4-5 л

13.2 бол

13.1-12.3

12.2-11.3

11.2-10.3

10.2 мен

5-6 л

12.2 бол

12.1-11.1

11.0-10.0

9.9- 9.1

9.0 и мен

6-7 л

11.0 бол

10.9-10.1

10.0-9.1

9.0-8.7

8.6 и мен

 

5.

 

Выносливость

Бег на 60м сек

3-4 г

19.4 бол

19.3-18.6

 18.5-17.4

 17.3-16.4

16.3 мен

Бег на 90м сек

4-5 л

37.3 бол

37.2-33.3

33.2-30.2

30.1-27.1

27.0 мен

Бег 120 м (сек)

5-6 л

38.1 бол

38.0-35.2

35.1-32.9

32.8-30.6

30.5 мен

Бег 150 м (сек)

6-7 л

40.1 бол

40.0-37.3

37.2-35.2

35.1-33.1

33.0 мен

п/п

Физические

качества

Контрольное

упражнение

возраст

Девочки

низкий

уровень

ниже среднего

средний

уровень

выше

среднего

высокий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

 

1.

 

Быстрота

Бег 10 м  (сек)

3-4 г

5.4 и бол

5.3 – 4.8

4.7 – 4.2

4.1 – 3.7

3.6 и мен

Бег 20 м (сек)

4-5 л

9.9 и бол

9.8 – 9.1

9.0 – 8.5

8.4 – 8.0

7.9 и мен

Бег 30 м (сек)

5-6 л

9.1 и бол

9.0 – 8.3

8.2 – 7.7

7.6 – 7.2

7.1 и мен

6-7 л

8.4 и бол

8.3 – 7.6

7.5 – 7.1

7.0 – 6.6

6.5 и мен

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Сила (одно упражнение на выбор)

Бросок набивного мяча из-за головы, 500 гр; 1 кг.(см)

3-4 г

90 и мен

91 - 100

101 - 115

116 - 130

131и бол

4-5 л

128и мен

129 - 146

147 - 166

167 -186

187и бол

5-6 л

178и мен

179 - 214

215 - 246

247 - 269

270и бол

6-7 л

280и мен

281 – 316

317 - 348

349 - 363

364и бол

Прыжок в длину с места,

(см)

3-4 г

48 и мен

49 - 65

66 - 77

78 - 89

90 и бол

4-5 л

68 и мен

69 - 82

83 - 93

94 - 104

105и бол

5-6 л

80 и мен

81 - 98

99 - 108

109 - 119

120и бол

6-7 л

87 и мен

88 - 102

103 - 114

115 - 126

127и бол

Метание правой (левой)

рукой (см)

3-4 г

300и мен

301 - 350

351 -400

401 - 450

451и бол

4-5 л

340и мен

341 - 430

431 - 490

491 - 540

541и бол

5-6 л

400и мен

401 -500

501 -600

601 - 700

701и бол

6-7 л

500и мен

501 - 600

601 - 700

701 - 800

801и бол

Подтягивание,

мальчики (раз)

5-6 л

-

-

-

-

-

6-7 л

-

-

-

-

-

Подъём туловища в сед за 30сек (раз)

3-4 г

5 и мен

6 - 7

8 - 9

10 - 11

12 и бол

4-5 л

7 и мен

8 - 9

10 - 11

12 - 13

14 и бол

5-6 л

9 и мен

10 - 12

13 - 14

15 - 16

17 и бол

за 60 сек (раз)

6-7 л

10 и мен

11 - 16

17 - 20

21 - 24

25 и бол

 3.

        

 

Гибкость

Наклон туловища вперед и.п. сед

ноги врозь(см)

3-4 г

0 и мен

+1

+2

+3

+4 и бол

4-5 л

+1 и мен

+2

+3

+4

+5 и бол

5-6 л

+2 и мен

+3

+4

+5

+6 и бол

6-7 л

+3 и мен

+4

+5

+6

+7 и бол

 

4.

 

Ловкость

Челночный бег 3х10м (сек)

3-4 г

16.3 бол

16.2-15.2

15.1-14.3

14.2-13.2

13.1 мен

4-5 л

14.2 бол

14.1-13.3

13.2-12.3

12.2-11.3

11.2 мен

5-6 л

13.0 бол

12.9-12.1

12.0-11.1

11.0-10.0

9.9 и мен

6-7 л

12.0 бол

11.9-11.1

11.0-10.0

9.9-9.0

8.9 и мен

 

5.

 

Выносливость

Бег на 60м сек

3-4 г

20.2 бол

 20.1-19.3

19.2-18.2

 18.1-17.1

17.0 мен

Бег на 90м сек

4-5 л

37.5 бол

37.4-32.5

32.4-30.4

30.3-27.3

27.2 мен

Бег 120 м (сек)

5-6 л

39.0 бол

38.9-36.0

35.9-33.7

33.6-31.4

31.3 мен

Бег 150 м (сек)

6-7 л

40.4 бол

40.3-37.6

37.5-35.5

35.4-33.4

33.3 мен

ТЕХНОЛОГИЯ  ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА  ВЫПОЛНЕНИЯ  ДВИЖЕНИЯ

Примечание:

При оценке качества выполнения движения исключить:

1. возрастную дискоординацию;

2. медицинские показания (гипертонус, врожденная косолапость, изотонический рефлекс и т.д.)

3. Степень значимости ошибок:

грубые  – синего цвета

средние  – зелёного цвета

мелкие – красного цвета

 

п/п

Основное движение

Степень значимости ошибки

Грубыеjavascript:void(0);

синий цвет

Средниеjavascript:void(0);

зелёный цвет

Мелкие

красный цветjavascript:void(0);

1.

Техника бега по прямой 10м,20м.,30м.

1.Несогласованность движений рук и ног

1.Ошибка в исходном положении головы, туловища и рук.

2.Бег на полусогнутых ногах.

3.Неравномерность шагов.

4.Нарушение прямолинейности.

1.Ошибка в принятии исходного положения.

2.

Техника бег на выносливость 30м, 90м, 120м, 150м.

3.

Техника бега 3х5 м., 3х10м «челночный бег»

4.

Техника прыжка в длину с места

1. Отсутствие фазы полета.

2. Жесткое приземление.

3. Падение вперед или назад, с опорой на руки.

1..Отсутствие замаха.

2. Толчок с одной ноги.

1.Ошибка в принятии исходного положения.

5.

Оценка техники гибкости из и.п. стоя на скамейке

1. Потеря равновесия.

1.Сгибание ног в коленном суставе.

1. Ошибка в и.п.

6.

Техника упражнения на пресс

1. Выполнение с отталкиванием локтями или с помощью взрослого

1. Потеря вертикальности направления движения

1.Подъем туловища слегка  - не доходит до 90

7.

Техника метания правой (левой) рукой

1. Несогласованность движения ног, туловища и рук.

2.. Нарушение траектории полета предмета.

 

 

1. Ошибка в принятии исходного положения «замах»

2.. Ошибка в движении руки.

3. Ошибка при сохранении равновесия.

 

1.Ошибка в исходном положении.

2. Недостаточная амплитуда движения

8.

Техника броска набивного мяча

9.

Техника подтягивания

1. Подтягивание на одну руку

1. С раскачиванием

2. С рывком

3. С незначительной помощью взрослого

1.Подтягивание выполняется на 50% (до уровня головы или глаз)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М.: Просвещение, 1986, стр.71

2. Ефименко Н.И. Детский сад со всех сторон, №24, июнь, 2002.

3. Мониторинг физической подготовленности детей и обеспечение физической культуры в ДОУ г. Москвы, под ред. к.п.н. Тяпиной А.Н. Спортивные технологии, М., 2002, стр.11-16

4. Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста, М.: Айрис-дидактика, 2004, стр.121-124

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду, М.: Мозаика-Синтез, 2000, стр.156-157

6. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста, М.: Творческий центр, 2005, стр. 146-16

7. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования, информационно-методический сборник №4, отв. ред. Курнешова Л.Е., М.: Школьная книга, 2003, стр.29-32

8. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста, М.: Просвещение, 1983, стр. 28-30

        9. Чичикин В.Т. Содержательное и организационное обеспечение экспериментальной реализации авторской программы Чичикина В.Т.