Районный конкурс проф. мастерства пед. работников 2022

Юшкова Юлия Михайловна

Открытое занятие "На лесной поляночке"  https://www.youtube.com/watch?v=0IzoM6g29N4

Интерактивное дидактическое пособие "Творчество Алтайских композиторов - детям!

https://disk.yandex.ru/d/zt7YV8u4tkYyjg

 Для корректной работы презентации необходимо скачать работу одним архивом, разархивировать на рабочий стол (диск С)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Разработка музыкального занятия с элементами логоритмики

 «На лесной поляночке»

для     детей подготовительной группы

                                                   

                                         

                                                         Выполнила:  Юшкова Ю.М.

                                                         музыкальный руководитель МБДОУ                                            

                                                         детский сад «Березка»

                                             

Мамонтово, 2022 г

           

«На лесной поляночке»

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей посредством музыки, игр, пения, музыкально - ритмических движений.

Задачи:

  1. Образовательные

- ознакомление с живой и неживой природой;

- актуализация знаний о временах года;

- знакомство с песней Алтайского композитора М. Четверикова «Песенка друзей»;

- совершенствование общей и мелкой моторики.

2. Развивающие

-  развитие  чувства ритма;

- развитие речевого и певческого дыхания, мимики, пантомимики;

- развитие творческой активности;

- развитие координации между слухом и голосом, вокально-интонационных навыков.  

3. Воспитательные

- воспитание любви к музыкальному наследию композиторов Алтайского края;

- воспитание бережного отношения друг к другу, чувства коллективизма;

- воспитание умения согласовывать свои действия с партнерами;

- воспитание любви к природе средствами музыкального искусства.

Оборудование: видеопроектор, ноутбук, интерактивная доска, стулья, музыкальный центр.

Методы, приемы

Словесный метод.

Наглядно-слуховой метод.

Практический.

Аналитический (сравнения и обобщения).

Мнемотехника.

Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Перспективы и ретроспективы.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности;

2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и сверстниками;

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Расширение музыкального кругозора детей;

2. Сенсорное развитие;

3. Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

 2. Практическое овладение детьми нормами речи;

3. Обогащение «образного словаря».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

 2. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров; 3. Закрепления результатов восприятия музыки;

 4. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развитие физических качеств в ходе музыкально - ритмической деятельности; использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов двигательной активности;

2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Продолжительность занятия   30 минут.

Ход занятия

  1. Организационный момент (дети поскоками заходят под музыку (Слайд 1, муз. 01), останавливаются в кругу).
  • Музыкальное приветствие со звучащими жестами (пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- Доброе утро! (g – e -  e – g - g)         1 четвертная, 2 восьмых, 2 четвертных

- Доброе утро! (g – e -  e – g - g)         1 четвертная, 2 восьмых, 2 четвертных

- Как у вас дела?                (g – g – e – e – g)           4 восьмых 1 половинная

- Хорошо!                           (g – e – c)                       2 четвертных 1 половинная

 Добиваться, чтобы действия были синхронными. После каждого задания детей обязательно хвалить! 

  1. Основная часть
  • Логоритмическое упражнение «С барабаном ходит ежик».

- Наше занятие сегодня пройдёт на лесной поляночке. Мы побываем на ней в разные времена года. Какое сейчас у нас время года?

 (Осень).

Правильно. Посмотрите на экран – что мы видим? (Желтые листья, белочка насушила грибов – готовится к зиме).

Осенью поспевает урожай: в лесу - грибы, ягоды, в огородах и садах - овощи, фрукты. Какие фрукты очень любит ёжик? (Яблоки).  Верно, ёжик ждёт, когда они поспеют и упадут на землю, чтобы на своих колючках унести их в норку. А я знаю стихотворение про ёжика, который любил не только яблоки, но и очень любил играть на барабане.

Проговаривать слова с постепенным ускорением к концу стихотворения, шлёпая по бёдрам руками на каждую долю. На слова «Бум, бум, бум» хлопать в ладоши.        

С барабаном ходит ёжик – бум, бум, бум!

Целый день играет ёжик – бум, бум, бум!

С барабаном за плечами – бум, бум, бум!

Ёжик в сад забрёл случайно – бум, бум, бум!

Очень яблоки любил он – бум, бум, бум!

Барабан в саду забыл он – бум, бум, бум!

Ночью яблоки срывались – бум, бум, бум!

И удары раздавались – бум, бум, бум!

Молодцы!

Рассчитаться на первый – второй. Проговаривать слова, шагая на месте на каждую долю. На слова «Бум, бум, бум» повернуться в пары, хлопнуть друг другу ладонями о ладони и опять встать ровно.

Сели на стульчики.

  • Видео «Грибочки» - ритмическое упражнение.

Загадка: Стоит Антошка на одной ножке.

Ответы детей.

Сейчас проверим, правильно ли вы догадались (слайд 2).

Молодцы, правильно. Обратите внимание – грибочки разного размера – большие и маленькие. Большие грибы поют песенку из длинных звуков – та, та, а маленькие – из коротких: ти-ти, ти-ти. Давайте вместе с грибочками проговорим и прохлопаем их песенки (прохлопать с ритмослогами ритмический рисунок. Аналогично – слайды 3,4).

А теперь соединим маленькие песенки в одну большую и прохлопаем её под музыку (видео 1 на слайде 4).

  • Ритмическое упражнение «Большие ноги и маленькие ножки» (Слайд 5).

Обратить внимание на слайд (зимний лес) – Что вы видите?

Ответы детей (зима).

Ёжик зимой спит. Давайте посмотрим, а кто же из лесных зверей приходит на зимнюю поляночку? Встаньте возле стульчиков. Под музыку вместе со следами больших ног топаем, с маленькими следами – хлопаем.

(Слайд 5 – видео 2).

  • Дыхательная гимнастика

Как громко и грозно рычит рысь! Давайте тоже попробуем порычать. Чтобы так громко рычать, надо правильно дышать. Проверим, умеете ли вы то? Встали в круг.

- Руки на животе. Резкий вдох носом, выдох ртом. Живот надувается, как шарик, плечи не поднимаются.

- То же – с поворотом головы вправо-влево, вверх – вниз.

Молодцы, садитесь на стульчики.

  • Артикуляционное упражнение «За буфетом» (чистоговорка) – слайд 6.

Обратите внимание на картинку. Кто это к нам прибежал? (Таракан). Разве он живет в лесу? А где? (В домах). Наверное, таракан заблудился. Давайте выучим про него чистоговорку.

Чётко проговаривать чистоговорку:

За буфетом под пакетом 5 тараканов.

Самый храбрый таракан

Убежал к тебе в карман (3 хлопка в ладоши).

Повторять с ускорением, меняя число на уменьшение. Первые 3 раза прохлопывать по коленям каждую долю, следующие 2 раза – первую и третью доли.

  • Какое  следующее время года? (Весна). Правильно, молодцы!  (Слайд 7). .

И вот мы на весенней лесной поляночке. Как вы думаете, это ранняя весна или поздняя? Почему?

Ответы детей.

Давайте выучим песню про весеннюю поляночку? Называется она «Песенка друзей», а музыку к ней написал Алтайский композитор Михаил Четвериков (повторить). Раньше он жил и работал в нашем селе, сочинял песни, а сейчас Михаил Андреевич на пенсии и живёт в селе Крестьянка.  Эту песенку он сочинил специально для вас - детей, которые ходят в детский сад.

 В исполнении педагога песня «Песенка друзей»  (муз. 02).

Кого мы встретили на весенней поляночке? (Ответы детей). Правильно. Но сразу запомнить всю песню сложно, правда? У меня для вас есть подсказки - картинки!

Демонстрация мнемокартинок (слайды 8 – 24). Разучивание песенки с помощью мнемокартинок. Следить за чистотой интонирования, чёткой артикуляцией.

Молодцы! Попробуем спеть песенку целиком? А поможет нам видео. Встаём со стульчиков.

Исполнение песни с помощью мнемовидео (на слайде 25).

Сели на стульчики.

  • Весной хорошо, природа просыпается, травка, листва зеленеют – и вслед за весной приходит…?

Ответы детей.

Интересно, кто же нам встретится на летней полянке?

Загадка: Рыжая, с пушистым хвостом,

               Живет в лесу под кустом

Ответы детей.

Правильно!  (Слайд 26)

Обратите внимание, во что обута лисанька?

Ответы детей.

Правильно. Это русская народная обувь – лапти. А из чего плели лапти?

Ответы детей.

«Лиса по лесу ходила»

Прибаутка: Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила.

                       Лиса лычки драла, лиса лапотки плела.

Показать движение мелодии, пропеть скачок. Спеть, хлопая каждую долю, сильные доли, ритм. Спеть с музыкой (муз. 03).

  • Музыкально-ритмические движения.

А когда лиса сплела себе новые красивые удобные лапти, ей, наверное, очень захотелось в них потанцевать. Давайте и мы потанцуем.

Встали в круг.

  • Разучивание танца «Докучная сказка».

А разучим мы  танец под весёлую песню про бабку, которая  любила купаться (слайд 27). Вы любите летом купаться?

Движения в кругу, взявшись за руки - без музыки:

- приставной шаг вправо-влево (по 2*2);

- 4 вперед – 4 назад;

- 4 шлепка по коленям, 3 хлопка перед собой, подать руки стоящим рядом.

С музыкой – обратите внимание: она хитрая, меняет темп (скорость) (муз. 04).

Сели на стульчики.

  • Пальчиковая гимнастика

Ребята, отгадайте ещё одну загадку:

Ползла букашка по большой ромашке.

Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях.

Угадайте, дети: кто расставил сети?

(Паук)

(Слайд 28).

Интересно, а у паука лапки – это ноги или руки?

Ответы детей.

А давайте спросим у паучка?

«У тебя, скажи, паук».

У тебя, скажи, паук,

Сколько ног и сколько рук?  

(Соединить большой палец левой руки и мизинец правой. Повернув кисти, соединить мизинец левой руки и большой палец правой. Продолжать «шагать».           

Отвечай-ка, паучок:

Сколько рук и сколько ног?

(Соединять по очереди одноименные пальцы на руках, начиная с мизинцев).

Когда лапы по дорожке ходят –

Это мои ножки.

(Положить руки крест-накрест запястьями, ладони вниз, пошевелить растопыренными пальцами – «лапками»).

Лапы вяжут паутинку –

Будто руки ткут холстинку.

(Соединить на каждой руке большой и указательный пальцы, мизинец оттопырить – «вязать»).

Если я крадусь за мошкой,

Мои лапы – это ножки.

(Опять положить руки запястьями друг на друга, шевелить пальцами).

Если попадутся мухи,

Лапы цапнут их, как руки!

(Соединить запястья и кончики одноименных пальцев – «коробочка»- цап!).

Что же нам ответил паучок? Руки у него или ноги?

Ответы детей.

  1. Подведение итогов.

Вот мы и побывали на лесной полянке в разные времена года – в какие? Ответы детей (осень, зима, весна, лето).

Осенью на лесную полянку приходил…(ёжик, собирал яблоки и грибочки).

Кого встретили на зимней поляночке? (Медведя, рысь)

На весенней? (Подснежник, ёжика с друзьями)

Летом встретились с…(лисой, пауком). Что лиса делала? А паук?

А за летом вновь наступила…(осень).

Слайд 29.        

Вот мы и вернулись. Нам с вами осталось только попрощаться, ведь занятие подошло к концу.

  • Музыкальное прощание.

(пропевание по слогам с прохлопыванием ритма: восьмые длительности – в ладоши, четверти – о колени, половинные – обе руки вперед):

- До свиданья, дети!     (c – d – e – f – g – g)             4 восьмых 2 четвертных

- До свидания!                  (g – f  - e – d - c)                4 четвертных 1 половинная

Выход из зала паровозиком (муз. 5 на слайде 29).

Список использованных средств и материалов

Литература

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день / конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD).  Подготовительная группа. Пособие для музыкальных руководителей детских садов. – Санкт-Петербург.: Композитор, 2015.
  2. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  3. Песня «На лесной поляночке» / муз. М. Четверикова, сл. В Казанцева.
  4. Интерактивное дидактическое пособие «Творчество Алтайских композиторов – детям!» / Ю.М. Юшкова.

Интернет-ресурсы

  1. Ритмическое упражнение для малышей «Большие ноги и маленькие ножки» https://www.youtube.com/watch?v=yd4XhQkALsg