"Веселый мяч"
Основная цель программы «Веселый мяч» - обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.
Задачи программы дополнительного образования «Веселый мяч»:
- Формировать устойчивый интерес детей к играм и физическим упражнения с мячом.
- Научить детей владеть мячом на высоком уровне.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом.
- Развивать быстроту реакции, глазомер, координацию движений, крупную и мелкую моторику посредствам игр и упражнений с мячом.
- Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Развивать точность, координацию движений, двигательную реакцию детей.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Воспитывать выдержку, уверенность и решительность.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
ПРИНЯТО на педагогическом Совете № 1 от «___» 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ: директор МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек» __________________И.И. Никонец Приказ № ___- од от «___» ____2024 г. |
Дополнительная образовательная программа
Спортивная секция «Веселый мяч»
в рамках предоставления платных образовательных услуг
на 2024-2025 учебный год
(Составитель: Гец Е.Н., инструктор по физической культуре)
Введено в действие приказом
От _________ 2024г. № ____-од
г. Пыть-Ях
2024г.
Содержание.
- Целевой раздел……………………………………………………………..…3
- Паспорт……………………………………………..……..…………….….…..3
- Пояснительная записка……………………………..………………….……...4
- Актуальность………………………….………………………………….….…5
- Цель, задачи дополнительной образовательной программы……..………....7
- Отличительные особенности……………………………………………….…8
- 1.6. Возрастные особенности детей…………………………………………..9
- Содержательный раздел………………………………………………………10
- Сроки реализации программы…………………………………….................10
- Организация занятий………………………………………..……………….10
- Планируемые результаты………………………………….…………………12
- Календарно-тематическое планирование ……………………………..……13
- Перспективное планирование………………………………………………..16
- Организационный раздел……………………………………………………..22
3.1 Материально – технические условия…………………………………………...22
3.2. Режим работы секции…………………………………………………………...23
3.3. Список литературы…………………………………….......................................24
Приложение 1. Игры и игровые упражнения с мячом…………………………….25
- Целевой раздел
1.1. Паспорт программы
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями основных правовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ» (принят 29 декабря 2012 года №273-ФЗ); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); «ФГОС ДО» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155); «Образовательной программы МДОАУ црр - д\с «Аленький цветочек», а также на основе программы Н.И.Николаевой «Школа мяча», и является дополнительным видом образования в форме спортивной секции. Реализуется в рамках дополнительного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста (4-7 лет).
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Предлагаемая дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Веселый мяч» для детей дошкольного возраста направлена на физическое развитие детей, способствует совершенствованию физических качеств и общей физической подготовленности.
Актуальность
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья. Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду необходимо проводить дополнительные кружки и секции по физическому развитию. С этой целью в нашем детском саду организована спортивная секция «Веселый мяч».
В системе физического воспитания дошкольников действия с мячом занимают важное место. Мяч – это снаряд, который требует повышенной ловкости и внимания. Игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидение возможных действий противника. В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственноволевых качеств детей. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, ловкость, выносливость, сила и др.
Включается в работу левая рука, что важно для полноценного физического развития ребенка. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Поэтому работа с мячом занимает одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Программа «Веселый мяч» физкультурно – спортивной направленности, является адаптированной, ознакомленной. Она разработана для занятий с детьми дошкольного возраста 4 – 7 лет, при использовании новейших технологий на основе федерального государственного образовательного стандарта с учетом обновления содержания по различным программам.
- Цель, задачи дополнительной образовательной программы.
Основная цель программы «Веселый мяч» - обогащение двигательного опыта детей за счет усвоения разнообразных действий с мячом на достаточно высоком уровне.
Задачи программы дополнительного образования «Веселый мяч»:
- Формировать устойчивый интерес детей к играм и физическим упражнения с мячом.
- Научить детей владеть мячом на высоком уровне.
- Учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом.
- Развивать быстроту реакции, глазомер, координацию движений, крупную и мелкую моторику посредствам игр и упражнений с мячом.
- Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость.
- Развивать умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
- Развивать точность, координацию движений, двигательную реакцию детей.
- Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
- Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
- Воспитывать выдержку, уверенность и решительность.
- Формировать навыки здорового образа жизни.
Отличительные особенности.
Отличительной особенностью данной программы является систематизированная структура организации занятий; направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Программа представляет собой систему, которая позволяет научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях (согласно технике передвижения). Программа предусматривает как индивидуальное умение владения с мячом, так и взаимодействие в парах, тройках, пятерках. Способствует личной заинтересованности детей в самостоятельном совершенствовании своих результатов. Перспективное планирование обеспечивает освоение программного материала в определенной последовательности.
Возрастные особенности детей.
Особенности физического и развития детей 4-5 лет.
На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. Появляется интерес к результатам движения. Потребность выполнять его в соответствии с образцом. Двигательная активность ребёнка этого возраста характеризуется соответствующими изменениями в основных движениях
Особенности физического развития детей 5-6 лет.
На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально-волевых и физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений.
В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения (ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и высоту с разбега, с приземлением на мягкое покрытие, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям.
Особенности физического развития детей 6-7 лет.
На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самореализации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении задания. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. У детей формируется потребности заниматься физическими упражнениями, развивается самостоятельность.
2 Содержательный раздел
2.1. Сроки реализации программы.
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Веселый мяч» рассчитана на 1 учебный год с октября по май.
2.2. Организация занятий.
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности спортивной секции и предусматривает 2 занятия в неделю в вечернее время в спортивном зале для детей 4-7 лет, 64 занятия в учебном году (с октября по май).
Продолжительность занятий: в средней -20 минут, старшей- 25 минут, в подготовительной к школе группе составляет 30 минут.
Форма обучения: специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом. Итогом детской деятельности могут служить физкультурные досуги, праздники, развлечения.
Методы, приемы обучения детей упражнениям и играм с мячом:
- Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей.
- Пояснение и показ упражнений.
- Повторение упражнения.
- Использование схематичных изображений – алгоритмов выполнения упражнений;
- Творческие задания.
- Игровые и соревновательные задания.
- Художественное слово: стихи, загадки.
- Игры.
- Подвижные игры и эстафеты.
Структура занятия спортивной секции «Веселый мяч».
- Вводная часть: различные виды ходьбы и бега (в соответствии с возрастом детей).
- Основная часть:
- ОРУ.
- обучение движениям с мячом.
- подвижная игра.
- Заключительная часть: м/п игра, релаксация.
Формой подведения итогов является фотовыставка, мини – соревнования в рамках ДОУ.
Формой контроля – педагогическое наблюдение, медицинский контроль, тестовые задания.
2.3. Планируемые результаты.
- Удовлетворение потребности детского организма в движениях;
- Улучшение физической, психологической и интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста;
- Повышение уровня двигательной культуры на основе свободного владения игровыми действиями с мячом;
Умение:
- бросать мяч вверх и ловить его на месте и в движении;
- бросать мяч в пол и ловить его после отскока;
- отбивать одной рукой на месте и в движении;
- передавать мяч друг другу в разных направлениях и разными способами;
- перебрасывать мяч через веревку;
- перебрасывать мяч друг другу снизу, от груди, из-за головы;
- прокатывать мяч друг другу из и.п. сидя ноги врозь;
- прокатывать мяч в прямом направлении;
- забрасывание мяча в корзину;
- попадание мяча в ворота;
- отбивание мяча правой и левой ногами с места, с разбега.
2.4. Календарно-тематическое планирование
Месяц | № занятия | Тема занятия |
октябрь | 1-2 | Отбивание мяча о пол |
3-4 | Прокатывание мяча | |
5-6 | Подбрасывание мяча с хлопком Отработка ведения мяча "змейкой", огибая конусы. | |
7-8 | Отработка передачи и остановки мяча, контроль мяча во время движения по прямой. |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
ноябрь | 1-2 | Бросание мяча друг другу |
3-4 | Забрасывание мяча в баскетбольную корзину | |
5-6 | Бросание мяча вверх непрерывно несколько раз | |
7-8 | Отработка ведения мяча «змейкой» между предметов |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
декабрь | 1-2 | Подбрасывание мяча с поворотом вокруг себя |
3-4 | Бросание мяча друг другу с хлопком | |
5-6 | Отбивание мяча о пол с продвижением вперед | |
7-8 | Метание малого мяча в горизонтальную цель |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
январь | 1-2 | Бросание мяча друг другу с поворотом |
3-4 | Метание мяча вдаль | |
5-6 | Отбивание мяча о стену с хлопком | |
7-8 | Забрасывание мяча в корзину |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
февраль | 1-2 | Бросание и ловля мяча в движении |
3-4 | Прокатывание мяча правой и левой рукой змейкой | |
5-6 | Бросание мяча друг другу с отскоком | |
7-8 | Метание в горизонтальную цель |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
март | 1-2 | Отбивание мяча одной рукой, продвигаясь вперед |
3-4 | Прокатывание мяча ногой «змейкой» вокруг предметов | |
5-6 | Забрасывание мяча в баскетбольную корзину | |
7-8 | Переброска мяча друг другу |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
апрель | 1-2 | Отбивание мяча о стену с хлопком |
3-4 | Переброска мяча через шнур друг другу | |
5-6 | Переброска мячей через шнур в команде | |
7-8 | Переброска мяча через сетку |
Месяц | № занятия | Тема занятия |
май | 1-2 | Подвижные игры с мячом |
3-4 | Подвижные игры с мячом на выбор детей | |
5-6 | Диагностика | |
7-8 | Физкультурный досуг |
2.5. Перспективное планирование
ОКТЯБРЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1 Часть: |
НОЯБРЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1 Часть: |
ДЕКАБРЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1 Часть: |
ЯНВАРЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1 Часть: |
ФЕВРАЛЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1Часть: |
МАРТ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | 1 Часть: |
АПРЕЛЬ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 | |||
| 1 Часть: | 1 Часть: |
МАЙ
Задачи | Занятие 1-4 | Занятие 5-8 |
| 1 Часть: | Физкультурный досуг совместно с детьми 1 старшей группы «Мы - спортсмены».
МОНИТОРИНГ |
3.Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Занятия секции «Веселый мяч» проводятся в спортивном зале, который оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудован в соответствии с санитарными нормами. Для проведения занятий используется следующее оборудование:
1.Мячи футбольные - 12шт.
2.Ориентиры для эстафеты - 6 шт.
3.Ворота 2-2,5 метра - 2 шт.
4.Кегли - 5-6 шт.
5.Скакалки - 12 шт.
6.Шнуры 1,5 метра - 4 шт.
7.Кубики - 12 шт.
8.Скамейки гимнастические - 2 шт.
9.Мешочки - 10 шт.
10. Мат гимнастический
11.Обручи большого диаметра - 4 шт.
12. мячи волейбольные 10-12 шт.
13. Мячи малого диаметра – 10-12 шт.
3.2. Расписание занятий секции «Весёлый мяч»
Количество занятий в месяц |
8 |
Дни проведения | Вторник - Четверг |
Время проведения |
16:00-16:30 |
Место проведения |
Спортивный зал |
Список литературы.
- Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» [Текст]: Кн.для воспитателейдет.сада./ Э.Й. Адашкявичене.М.: Просвещение,1992.159с.
- Ашмарина, Б.А. Теория и методики физического воспитания [Текст]: учеб.для студентов ффк / Б.А. Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.- с. 176-180.
- Волошина, Л.Н. «Играйте на здоровье!» [Текст]: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет/Л.Н. Волошина. М.: АРКТИ, 2004. - 144с. 4. Воротилкина И.М. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - издательство НЦ ЭНАС, 2004.
- Николаева Н.И. Школа мяча [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений/Н.И. Николаева СПб. «Детство - Пресс», 2008.-96с.
- Осокина Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников [Текст]: / Т.И. Осокина, Е.А Тимофеева.- Изд.2-е, доп., М., «Просвещение», 1971.-210с. 7. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005.
8. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
9.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры мячами: Метод.пособие. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2002
Приложение 1
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
Виды упражнений с мячом диаметром 20 см
- Солнышко. Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
- Хлопушки. Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков (для детей 4-7 лет).
- Отбивалки. Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой .
- Правый – левый. Отбивать мяч правой левой рукой поочерёдно .
- Кулачок. Отбивать мяч об пол кулаком (для детей 5-7 лет).
- Ребро. Отбивать мяч об пол ребром ладони (для детей 5-7 лет).
- Подскок. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол.
- Хлоп – гоп. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони (для детей 4-7 лет).
- Вертушка. Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения (для детей 5-7 лет).
- Корзинка. Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать.
Виды упражнений с мячом в движении
- Бим-Бом. Отбивать от груди мяч двумя руками о стенку. Расстояние от 50 см до 1 м и более (для детей 5-6 лет).
- Волна. Снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол (для детей 5-6 лет).
- Тик-так. Так же отбивать мяч и ловить его после отскока и хлопка
- Юла. Так же отбивать мяч и ловить после кружения
- Самолёт. Двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол, стараясь бросить ближе к стенке, и ловить после отскока о стенку
- Луноход. То же упражнение, но ловить мяч после кружения
- Вертолёт. То же упражнение, но с добавлением хлопков
- Стрела. (мяч диаметром 12 см). Мяч в правой руке. От плеча отбить мяч об пол и поймать двумя руками после отскока о стену.
- Стрела вторая. То же упражнение, но мяч в левой руке .
- Кораблик. Стоя у стены, малый мяч в правой руке. Отвести руку с мячом назад –вверх и одновременно поднять одноимённую ногу. Отбить мяч об пол из-под ноги и поймать после отскока о стену.
Виды упражнений с мячом в движении
- Отбивать мяч одной рукой с продвижением вперёд (мяч отбивать сбоку, чтобы не мешал движению).
- Отбивать мяч с продвижением в разных направлениях и с увёртыванием от ловишки (для детей 5-6 лет).
- Отбивать мяч с продвижением боковым галопом вправо, влево, по кругу (мяч на одном месте) (для детей 5-6 лет).
Виды упражнений с мячом в паре
- Все упражнения с 1по 10 выполнять в паре (для детей 5-6 лет).
- Все упражнения с 1 по 10 выполнять в паре с продвижением вперёд (для детей 5-6 лет).
«Дотронься до мяча»
Взрослый держит в руке небольшой мяч в сеточке. Ребёнку предлагают подпрыгнуть и дотронуться до мяча двумя руками.
«Мой весёлый звонкий мяч»
Подражая мячу, дети подпрыгивают на двух ногах, а взрослый произносит слова из стихотворения С.Маршака «Мяч»:
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
«Прокати мяч»
Ребенку предлагают прокатить большой мяч взрослому, находящемуся от него на расстоянии 1,5-2 м. Взрослый возвращает мяч ребёнку. Сначала ребёнок играет сидя на полу, затем стоя, наклоняясь для того, чтобы оттолкнуть мяч. Расстояние от взрослого до ребёнка постепенно увеличивают до 3-4 м.
«Прокати мяч в ворота»
Прокатить мяч в одном направлении на расстояние 1-1.5 м в ворота шириной 50 см. Прокатив ребёнок сам догоняет мяч.
«Брось дальше»
Ребёнок бросает мяч, стоя на линии, начерченной на полу. На месте падения взрослый делает метку и предлагает бросить ещё дальше.
«Поймай мяч»
Взрослый, стоя напротив ребёнка (1,5 -2 м), бросает ему мяч. Ребёнок возвращает мяч.взрослый сопровождает действия словами: «Лови, бросай, упасть не давай». Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно.
«Подбрось – поймай»
Ребёнок бросает мяч вверх и ловит его. Взрослый считает, сколько раз малыш поймает мяч.
«Подбрось выше»
Ребёнок подбрасывает мяч как можно выше.
«Перебрось через верёвку»
Ребёнок становится напротив верёвки, натянутой на высоте поднятой руки . Расстояние от ребёнка до верёвки – не более 1,5 м. Ребёнок бросает мяч из-за головы двумя руками, стараясь перебросить его через верёвку, затем бежит за ним и снова бросает.
Коллективные подвижные игры и эстафеты с мячом.
«Ловишка с мячом» На земле чертят круг (диаметр 2м). Ловишка - в центре круга с мячом. После слов: «Раз, два, три –лови!» -дети бегут, а ловишка «осаливает» мячом убегающих детей.
«Мяч через сетку» (элементы волейбола).
«Мяч в сетку» (элементы баскетбола).
«Поймай мяч»
В игре –трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним.
«Мяч водящему»
Нужно провести две линии. Расстояние между ними 2-3 м. Играющие становятся друг за другом за первую линию. Напротив них, за другую линию, становится водящий. Он бросает мяч ребёнку, стоящему в колонне первым, а тот возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время вся колонна играющих подвигается вперёд и к исходной линии подходит следующий играющий.
«Сбей кеглю»
Играющий становится за линию, в 2-3 м от которой находится кегля. Надо сбить её мячом. Мяч можно прокатывать, бросать или ударять ногой.
«Передай мяч»
Играющие распределяются на команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящих первыми, в руках по одному большому мячу (диаметр 20-25 см). По сигналу воспитателя начинается передача мяча назад двумя руками над головой (за головой) стоящим сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит, становится впереди колонны и снова передаёт мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнения и ни разу не уронили мяч.
«Мы, весёлые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проводится вторая черта. В центре находится ловишка. Играющие хором произно-сят:
«Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!»
После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту. Считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается второй ловишка.
«Школа мяча»
Играющие строятся в колонны, в руках у первых игроков по одному большому мячу. Перед каждой колонной положен обруч (диаметром 50 см). По сигналу воспитателя первый игрок ударяет мячом в обруч, ловит его двумя руками и передаёт следующему, а сам бежит в конец своей колонны. Когда первый в колонне окажется снова на своём месте, то, получив мяч, он поднимает его над головой.
«Мяч в стену»
Команды строятся в колонны на расстоянии 3 м от стены лицом к ней. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену, ловят его после отскока от земли и передают следующим, а сами бегут каждый в конец своей колонны.
«Охотники и утки»
Играющие делятся на две команды охотников и уток. Утки становятся в середину круга, а охотники располагаются снаружи круга. Охотники перебрасывают мяч и стараются осалить им уток. Когда треть уток поймана, игра останавливается и дети меняются ролями.
«Не давай мяч водящему»
В центре круга находятся 2-3 водящих. Стоящие вне круга перебрасывают мяч друг другу во всех направлениях, а водящие стараются до него дотронуться. Если кому-либо это удаётся, то он выходит из круга. А водящим становится тот, при броске которого был осален мяч.
«Проведи мяч»
Играющие строятся в две колонны, у каждого в руках по одному мячу. Вдоль площадки параллельно друг другу, ставятся кубики (5-6 шт.) на расстоянии 1.5 м. По сигналу воспитателя первые игроки начинают ведение мяча между предметами. Как только они пройдут 2-3 предмета, в игру включаются следующие ребята. Каждый выполнивший задание встаёт в конец своей колонны.
Комплекс упражнений с мячами
- «Солнышко». Подбрасывать и ловить мяч двумя руками.
Солнце светит высоко, солнце светит низко.
Мяч бросаю далеко, мяч бросаю близко.
- «Хлопушки». Подбрасывать мяч вверх и ловить после одного или двух хлопков.
Вот подброшу к верху мяч, не умчится мячик вскачь!
Хлопну громко в две ладоши – я ловец мячей хороший.
- «Отбивалки». Отбивать мяч об пол двумя руками или одной рукой.
Прыг-скок, прыг-скок! Встал наш мячик на носок,
А потом на пятку – заплясал вприсядку!
Прямо, боком, кулачком управляю я мячом!
- «Подскок». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол.
К солнцу мяч взлетает, знает, что поймают.
Я немного подожду – прыгнет вниз, тогда словлю.
- «Хлоп – гоп». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладони.
Вверх бросок, об пол – отскок.
Хлопну громко: «Хлоп и гоп!»
- «Вертушка». Подбрасывать мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
Быстро кружится волчок, хочет лечь он на бочок.
Я упасть мячу не дам и его поймаю сам!
- «Корзинка». Подбрасывать мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропускать в него падающий мяч. После отскока поймать его.
Ловим мяч в корзину ловко. Бросим вверх – там остановка.
А потом он вниз летит. Мяч от нас не убежит!
- «Качели». Упражнение в паре. Бросить мяч сверстнику, стоящему на расстоянии 1,5-2м, с отскоком об пол.
Вот и полетели быстрые качели.
Ты –мне, я –тебе. Веселее нам вдвойне!
- «Ведение по кругу». Стоя на коленях прокатить мяч по кругу вокруг себя одной рукой. Руку за спиной поменять.
Дружные ребята, девочки и мальчики.
Весело играют в озорные мячики.
1, 2, 3, 4, 5 –начинаем мы катать!