Наставничество
Приказ, план, программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2-МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО СТРОИТЕЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА КУРОПАТКИНА»
628620, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул. Пионерская, 9а | Телефоны: тел/факс (3466) 24-98-78 – приемная, 67-15-31 – директор,41-66-63 – бухгалтерия, 41-05-57 - вахта Электронная почта: Shcola2nv@mail.ru Сайт: www.school2nv.ru |
_________________________________________________________________
П Р И К А З
от 31.08.2020 №597
г. Нижневартовск
Об организации наставничества
в 2020 -2021 учебном году
С целью организации методической помощи молодым педагогам, их успешной профессиональной адаптации, создания условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, в соответствии с Положением об организации наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя школа №2-многопрофильная им. Е.И. Куропаткина» города Нижневартовска
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить программу «Наставничество».
- Утвердить список наставников на 2020 -2021 учебный год:
№ п/п | ФИО, должность молодого специалиста | ФИО, должность наставника |
Первый год наставничества | ||
Халиюлина Валия Рапаиловна, учитель начальных классов | Хакимова Рушания Альбертовна, учитель начальных классов | |
Ренева Анастасия Олеговна, учитель начальных классов | Киямова Зульфира Билаловна, учитель начальных классов | |
Кононенко Алена Андреевна, учитель начальных классов | Баташова Валентина Амуровна, учитель начальных классов | |
Улокова Лилия Владимировна, учитель начальных классов | Бахтина Татьяна Александровна, учитель начальных классов | |
Второй год наставничества | ||
Рагузова Яна Александровна, учитель английского языка | Князева Татьяна Анатольевна, учитель английского языка | |
Фица Галина Владимировна, учитель начальных классов | Бенько Галина Анатольевна, учитель начальных классов | |
Корниенко Ксения Борисовна, педагог-организатор | Кирбенева Алена Аркадьевна, заместитель директора по воспитательной работе | |
Третий год наставничества | ||
Сусанин Евгений Сергеевич, учитель изобразительного искусства | Мануйлова Светлана Борисовна, учитель технологии | |
Власов Антон Олегович, учитель информатики | Хисамутдинова Яна Алексеевна, заместитель директора по информационным технологиям | |
Федоров Вадим Дмитриевич, учитель математики | Шабанова Елена Сергеевна, учитель географии, методист |
- Педагогам-наставникам составить план работы на 2020-2021 учебный год и предоставить в методический кабинет в срок до 01.10.2020.
- Ответственность за организацию наставничества возложить на заместителя директора по методической работе Л.Г. Голубеву, заместителей директора по учебной работе Кирееву Т.Л., Петровец Э.Р., Кочеткову Е.Г.
- Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор О.В.Райш
Предварительный просмотр:
Персонализированная программа наставничества педагогических работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 многопрофильная имени заслуженного строителя РФ Евгения Ивановича Куропаткина»»
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность:
Тема наставничества является одной из центральных тем нацпроекта «Образование». В современных условиях быстро меняющегося мира наставничество не только остается важным элементом адаптации специалиста на рабочем месте, но и приобретает особую значимость именно в образовательной среде. В настоящее время в любой сфере практически невозможно найти специалиста, готового быстро приступить к работе в новых условиях, в новом коллективе, и образование не является исключением. Именно наставничество является тем методом, который позволяет наиболее эффективно решить данную проблему.
Наставничество является кадровой технологией, позволяющей осуществлять становление и непрерывное профессиональное развитие педагога. Наставничество позволяет соединить профессиональное развитие и персонификацию, а также гарантирует комплексный подход к каждому педагогу, испытывающему те или иные затруднения.
Цель программы:
Успешное закрепление молодого специалиста в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание внутри образовательной организации комфортной профессиональной среды, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи программы:
1. Облегчение процесса адаптации молодого учителя в педагогическом коллективе, успешное закрепление молодого учителя на рабочем месте;
2. Выявление профессиональных затруднений молодого учителя и оказание необходимой помощи в их преодолении.
3. Создание условий для развития профессиональных навыков молодого учителя, в том числе в части содержания образования, применения различных образовательных методик и технологий, форм и средств обучения и воспитания, навыков профессионального общения с коллегами, обучающимися и родителями (законными представителями) обучающихся.
4. Ориентация молодого учителя на использование в своей деятельности передового педагогического опыта.
5. Формирование мотивации молодого учителя к самообразованию и профессиональному совершенствованию.
Форма наставничества: «учитель – учитель» Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку.
Модель взаимодействия: «опытный учитель – молодой специалист»
Виды наставничества:
- традиционное наставничество (наставничество «один на один»);
- ситуационное наставничество.
Срок реализации программы: 1 год
Режим работы: очный
Программа включает в себя три этапа:
Адаптационный этап.
На данном этапе происходит знакомство опытного педагога (наставника) с молодым учителем (наставляемым), в ходе которого наставник анализирует затруднения наставляемого, пробелы в его подготовке в части общих и профессиональных компетенций с опорой на профессиональный стандарт педагога.
Основной этап.
В ходе основного этапа осуществляется совместная деятельность наставника и наставляемого с целью преодоления затруднений, а также личностного и профессионального развития наставляемого.
Контрольно-оценочный этап.
На завершающем этапе производится оценка уровня профессиональной компетентности молодого учителя и определяется степень его готовности к самостоятельному выполнению должностных обязанностей. При необходимости может быть принято решение о продлении программы наставничества на срок от 1 до 3 лет.
Содержание деятельности
В ходе реализации персонализированной программы наставничества планируется следующее содержание деятельности наставника и наставляемого:
− диагностика затруднений молодого учителя и выбор форм организации обучения и воспитания;
− оказание необходимой помощи на основе выявленных затруднений;
− посещение уроков молодого учителя с последующим анализом и определением способов повышения их эффективности;
− ознакомление молодого учителя с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности (квесты, квизы, олимпиады, предметные недели и т.д.);
− демонстрация молодому учителю опыта успешной педагогической деятельности, знакомство с различными педагогическими практиками;
− организация мониторинга эффективности и рефлексии по итогам совместной деятельности. Ожидаемые результаты:
− успешная адаптация молодого учителя на рабочем месте и в образовательной организации;
− повышение навыков профессионального общения с учетом психологии личности;
− повышение профессиональной компетентности молодого учителя в вопросах организации образовательного процесса;
− обеспечение повышения качества преподавания и совершенствование методов работы молодого учителя по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
− использование в работе молодого учителя современных педагогических технологий.
План мероприятий в рамках наставничества на 2022-2023г.
Основные направления деятельности | Конкретные меры / Формы мероприятий | Планируемые результаты | Сроки | Фактические результаты |
Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | Самодиагностика наставляемого на предмет определения приоритетных направлений профессионального развития | Определен перечень дефицитных компетенций, требующих развития; сформулирован перечень тем консультаций с наставником | Сентябрь - октябрь | |
Диагностическая беседа с наставником для уточнения зон профессионального развития | ||||
Разработка конкретных шагов по преодолению профессиональных трудностей | Разработаны меры преодоления профессиональных трудностей | |||
Вхождение в педагогическую должность | Знакомство с ОО, ее особенностями и направления развития | Изучены особенности и направления деятельности школы. Изучена программа развития школы | сентябрь | |
Знакомство с коллективом | Изучена структура коллектива, выявлены направления взаимодействия и сотрудничества с различными группами работников | сентябрь | ||
Изучение сайта школы, групп в социальных сетях, порядка публикации и содержания размещаемой информации | Изучена структура официального сайта школы и размещенная документация. Изучены правила публикации. информации о деятельности школы на сайте и в социальных сетях. | сентябрь | ||
Изучение локальных актов школы и иных нормативных документов (Кодекса этики, Правил внутреннего трудового распорядка и т.д.) | Изучены и выполняются требования локальных актов школы, в том числе правила безопасности, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция, кодекс этики | Сентябрь - октябрь | ||
Изучение внутренней системы оценки качества образования | Изучены основные положения и состав ВСОКО школы | октябрь | ||
Организационно - методическая деятельность | Изучение методологических основ и методики построения и организации результативного учебного процесса | Изучены методологические основы и методика построения и организации результативного учебного процесса | сентябрь | |
Изучение нормативных документов в области образования | Изучены основные нормативные документы: Закон об образовании, обновленные ФГОС | сентябрь | ||
Консультации по подбору методической литературы | Регулярно изучается методическая литература. Сформирована и пополняется «копилка» педагогических идей. | в течение года | ||
Включение в деятельность ШМО | Включен в состав предметного ШМО, ознакомлен с планом работы ШМО на 2022-2023 учебный год. Определена тема самообразования в рамках деятельности ШМО. Участие в работе ШМО: участие в проведении предметных недель, выступление на заседаниях | в течение года по плану работы ШМО | ||
Профессиональное становление | Консультации по составлению рабочей программы и КТП в соответствии с ФГОС | Составлена рабочая программа и КТП по предмету «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС | сентябрь | |
Беседы «Работа с УМК. Структура урока и методика преподавания на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с ФГОС» | Изучен состав УМК, структура типовых уроков и методики преподавания предмета «Информатика» на ступени основного общего и среднего образования в соответствии с обновленными ФГОС | Сентябрь - октябрь | ||
Беседа «Психофизиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста» | Изучены психологические и возрастные особенности учащихся 7-11 классов, которые учитываются при подготовке к занятиям | октябрь | ||
Беседа «Различные типы и формы уроков» | Изучены и применяются различные типы и формы уроков | октябрь | ||
Беседа «Методы активизации внимания обучающихся на уроках информатики» | Изучены различные методы активизации внимания обучающихся на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | ноябрь | ||
Беседа «Методы эффективного контроля на уроках информатики» | Изучены различные методы контроля на уроках, которые активно применяются при проведении уроков | декабрь | ||
Беседа «Основные направления и формы активизации познавательной, научноисследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности» | Изучены основные направления и формы активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках внеурочной деятельности. Ведется отбор и подготовка обучающихся к участию в различных мероприятиях (олимпиады, квесты, предметные недели) | январь | ||
Посещение уроков наставляемого лица с целью оказания методической помощи (4-5 уроков за четверть) | Посещены уроки различных типов. Проведен развернутый анализ посещенных уроков. Даны рекомендации по повышению эффективности уроков. | в течение года | ||
Беседа «Возможности применения цифрового образовательного контента при изучении предмета «Информатика» | Изучены возможности применения, верифицированного цифрового образовательного контента при изучении предмета «Информатика». Материалы ЦОК применяются при проведении уроков | февраль | ||
Беседа «Проектная деятельность обучающихся на уроках и внеурочной деятельности» | Изучен вопрос организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики | март | ||
Посещение уроков опытных педагогов, открытых мероприятий, участие в семинарах и т.д. | Изучен положительный опыт проведения уроков и открытых мероприятий | в течение года | ||
Встречи-консультации с наставником по вопросам, возникающим в процессе педагогической деятельности | Своевременное преодоление затруднений и решение вопросов, возникающих в процессе педагогической деятельности | в течение года | ||
Повышение уровня квалификации и педагогического мастерства | Беседа «Повышение квалификации как фактор успешности педагогической деятельности педагога» | Проведен подбор курсов повышения квалификации по направлению педагогической деятельности | Ноябрь - декабрь | |
Участие в семинарах, вебинарах, конференциях по направлению педагогической деятельности, в том числе по предмету «Информатика» | Повышение профессионального мастерства | в течение года | ||
Беседа «Роль профессиональных сообществ в деятельности педагога» | Включение в деятельность педагогических сообществ | январь-май | ||
Беседа «Диссеминация педагогического опыта через публикацию материалов на специализированных ресурсах в сети Интернет и СМИ» | Подготовлена и опубликована на специализированных ресурсах статья по образовательной тематике | апрель-май | ||
Рефлексия по итогам совместной деятельности | Проведение встречи по итогам реализации программы наставничества | Оценена эффективность и результативность совместной работы, удовлетворенность совместной деятельностью. Намечен план дальнейшего взаимодействия (при необходимости) | май |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
План работы
педагога-наставника, учителя начальных классов высшей квалификационной категории Хакимовой Р. А. с молодым специалистом, Баймуратовой Валией Рапаиловной, учителем начальных классов
на 2022--2023 учебный год
Сведения о молодом специалисте: Баймуратова Валия Рапаиловна, учитель начальных классов, стаж работы – 3 года
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы и организация помощи по воспитательной работе с классным коллективом.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
- определить уровень его профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого педагога.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов современных педагогических технологий;
- умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Направления работы | Тематика мероприятий | Формы работы |
1.Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию | «Основные проблемы молодого педагога, пути их решения» | Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы (сентябрь); Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей (октябрь) |
Составление плана работы по самообразованию | Практическое занятие (ноябрь) | |
2.Взаимопосещение уроков. | «Основные требования к современному уроку» | Посещение уроков наставника и молодого педагога (по 4-5 раз в четверть) |
«Факторы, которые влияют на качество преподавания» | ||
«Конспект и технологическая карта урока» | ||
«Слагаемые успешности урока» | ||
«Самоанализ урока» | ||
«Типы и формы уроков» | ||
«Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке» | ||
3. Воспитательная работа. | Составление плана воспитательной работы в классе. Организация взаимодействия с родителями. | Знакомство с воспитательными системами (из опыта работы) сентябрь-октябрь |
Проведение социометрии в классе | Практическое занятие ноябрь | |
Составления плана взаимодействия с учреждениями города | в течение учебного года | |
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся с ОВЗ, неуспевающих, «трудных» и одаренных детей | Проведение анкетирования учащихся, родителей; (I полугодие) Составление характеристик; Организация взаимодействия молодого педагога со школьным психологом, соц.педагогом, руководителями секций и кружков; Отслеживание результатов в течение уч. года | |
«Методика составления портфолио учащихся» | Практическое занятие; мастер-класс декабрь | |
«Внеурочная деятельность учителя: секреты успеха» | Индивидуальная беседа; Взаимопосещение внеклассных мероприятий (2 раза в четверть) | |
4. Проектная деятельность в начальной школе | «Организация проектной деятельности в начальной школе. Основные направления работы» | Работа молодого педагога в составе творческой группы в рамках проектной деятельности в течение уч. года |
«Метод проектов на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности». | Индивидуальная беседа |