Использование нейроигр в коррекционной работе логопеда

Использование нейроигр в коррекционной работе логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нейроигр в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности не только потому, что наиболее доступна и свойственна детской природе, а еще и потому, что вызывает качественные изменения в детской психике. В игре формируется произвольность внимания, памяти, развивается умственная и мыслительная деятельность, активизация речевой деятельности. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше.

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие различные недостатки психического или физического развития, которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Активизировать и мотивировать таких детей помогут особые упражнения - «Нейроигры». Очень эффективно использование в коррекционной практике  нейропсихологического подхода, базирующегося на современных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. 

Нейропсихологические игры - это комплекс телесноориентированных упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача - образовывать новые нейронные связи. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. К тому же, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Нейропсихологические игры полезны не только для детей с особыми возможностями здоровья, но и эффективны в работе с тревожными детьми, гиперактивными,  импульсивными или медлительными, имеющими проблемы в поведении и учебе.

Регулярное использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приводит к следующим результатам:

 - синхронизируется работа полушарий головного мозга; повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость;

- развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный контроль; совершенствуется умственная и мыслительная деятельность; развивается мелкая и крупная моторика;

 - ускоряется формирование пространственных представлений и пространственной ориентации.

Нейроигры имеют ряд преимуществ:

- занятия проходят в игровой форме;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- многофункциональность и универсальность пособий;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

 - формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом-психологом.

В коррекционной работе с детьми, параллельно с задачами стандартного обучения, используем ряд нейропсихологических упражнений и приемов (нейроигр), позволяющих с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Игра «Умные дорожки».

Позволяет ребенку задействовать обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной дорожке. Игра развивает межполушарные связи и психические процессы: координацию движений, синхронизирует работу глаз и рук, развивает мелкую моторику, мышление, концентрацию внимания. 

Игра «Рисование двумя руками».

         Используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и рисунка. Данное упражнение повышает умственную способность и работоспособность, снижает тревожность и напряжение.  

Игра «НейроЛадошки».

Ребенок поочередно, в зависимости от образца расположения ладошек, меняет положение своих рук и пальцев. Игра способствует развитию пространственных представлений, координации движений и формирует саморегуляцию.  

Игра «Веселые перчаточки».

Ребенок надевает перчатки с разноцветными пальчиками и поднимает только те пальцы, цвет которых указан на предложенной карточке. Меняются карточки - меняется участие пальчиков в игре. Упражнение развивает мелкие движения и подвижность пальцев рук, вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями.

Игры «Кулак-ребро-ладонь», «Колечки», «Зайчик», «Лезгинка», «Ухо - нос» - развивают произвольность, саморегуляцию и самоконтроль. Суть этих игр заключается в  последовательной смене положения рук.

«Нейротаблицы на внимание». 

Одновременно двумя руками находятся одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, растения, овощи и фрукты, игрушки, цифры. Играть можно одному или группой, а также на скорость.

«Лабиринт». 

Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести линию карандашом или пальцем. Таким образом, развивается наблюдательность и глазомер, образное мышление, формируется координация движений руки и глаза, а также умение сосредоточиться и находить верный и самый короткий путь к цели.

Регулярное использование нейроупражнений в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает интерес и мотивирует к занятиям, активизирует познавательную и мыслительную деятельность.

  Список литературы:

1. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов \ под ред. Т.Г. Визель. – М.: АСТАстрель, 2019. 264 с. 

 2. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие / под ред. Семенович А.В. М.: Генезис, 2010. 

 3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 

 4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.  М.: Аркти, 2009.  5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. СПб.: Питер, 2007.