Историко-краеведческий клуб "Рубеж"
Историко-краеведческий клуб «Рубеж», деятельность которого я курирую, работает на базе школьного музея «Битва за Москву» ГБОУ СОШ № 1411 с углубленным изучением английского языка СВАО с 1997 года и является детской общественной организацией, которая ставит своей целью изучение основных этапов истории Великой Отечественной войны, а особенно той ее страницы, которая касается битвы за Москву, воспитание гражданского сознания и уважительного отношения к людям старшего поколения, прошедшего войну, и сохранение традиций воинской славы России.
В клубе работают 56 школьников в возрасте от 11 до 17 лет. Вступить в клуб можно начиная с 5 класса. Уставным документом является Положение, деятельность координирует Совет клуба. Наша работа строится по следующим направлениям: поисковое, экскурсионное, информационное, работа с ветеранами, оформительское и архивное. Каждый член клуба имеет возможности для общественного роста. Ребята поощряются званиями «Новобранец» и «Правофланговый». Самые активные по итогам работы за год представляются к школьной награде «Гвардия России», которую получают из рук ветеранов Великой Отечественной войны в канун Дня Победы. Участники объединения являются инициаторами проведения многих программ, проектов и акций: “Книга Памяти”, “Поколение победителей”, “Эпохи разные, а Родина одна”, “Детство опаленное войной”, “Спешите делать добро” и др. В традициях клуба:
- проведение трудовых десантов в помещении Совета ветеранов № 1 района Отрадное и поздравления с Днем пожилого человека,
- поздравление с Днем рождения ветеранов-юбиляров года ( 80, 85, 90, 95 лет) с вручением подарков,
- поздравление на дому ветеранов-инвалидов с государственными праздниками,
- проведение Уроков мужества с приглашением ветеранов, фотографирование первоклассников в День Знаний у макета Знамени Победы в школьном музее,
- вручение фотографий на память каждому ветерану, участвующему в школьных мероприятиях,
- запись воспоминаний ветеранов-участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны,
- ежегодное проведение конкурса по гражданско-патриотической работе среди учащихся 5-6 и 7-8 классов на кубок «Правнуки Победы», учрежденный в 2010 году клубом и Советом ветеранов №1 района Отрадное,
- общественный патронат над братской могилой защитников Москвы на Владыкинском кладбище и могилой дважды Героя Советского Союза, капитана 1 ранга Леонова Виктора Николаевича на Леоновском кладбище,
- выезды на Рубежи Славы, поездки по городам-героям и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники-команды 3-4 классов Ведущие – представители клуба, учащиеся 7 класса
Блок №1. История создания мемориала «Могила Неизвестного солдата» в Москве
Блок №2. Архитектурная и скульптурная комозиция мемориала
Блок №3. История открытия мемориала
Блок №4. Творческое задание «Панно».
Победители игры – команда 3А класса Призеры игры
Все участники игры «Вечный огонь» в школьном музее «Битва за Москву»
Предварительный просмотр:
Сценарий музейной игры «Вечный огонь» для команд 3-4 классов
(7 декабря 2013 г.)
Место проведения: музейная рекреация.
Участники: команды 3-4 классов.
Ведущие: 6 представителей ИКК «Рубеж».
Оборудование: 9 парт, 36 стульев, конверты с заданиями, иллюстрации, клей, основа для панно, 6 комплектов листов с № ответов, № классов, флаг клуба, маркеры.
Ведущий.
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Эдуард Асадов,
«Могила Неизвестного Солдата», 1969.
В каждой стране, уважающей свою историю, народ которой воевал на свободу и независимость, обязательно есть Могила Неизвестного Солдата. Это памятник – символ, мемориальное сооружение в честь воинов, погибших в боях за Отечество. Первые мемориалы Неизвестного Солдата появились в Европе в 1920 году после окончания Первой Мировой войны, принесшей огромные потери всем 35 странам-участницам – более 13 миллионов погибших. После окончания Второй Мировой войны в Европе почти в каждой стране появились мемориалы с могилами Неизвестного Солдата. Первым в СССР воинским мемориалом с Вечным Огнем стал мемориал «Вечный огонь славы» в Великом Новгороде, который был открыт 8 мая 1965 года. Первый в СССР мемориал с названием «Могила Неизвестного Солдата» был открыт в Москве. «Могила Неизвестного Солдата» у Кремлевской стены стала могилой каждого солдата, погибшего на той войне. Кто-то видел в этом солдате отца, кто-то мужа, брата, однополчанина. Для всей страны этот солдат стал родным. Каждый год 9 мая москвичи идут к Вечному огню поклониться Могиле Hеизвестного Солдата. Вечный огонь горит 36 лет, а кажется, что он был всегда.
Наша игра называется «Вечный огонь». Все вопросы и задания будут касаться истории мемориала «Могила Hеизвестного Солдата». С каждой из команд будут работать представитель историко-краеведческого клуба «Рубеж»:
3А- Вороватова Ольга
3Б –Королев Александр
3В –Брайнина Дана
4А –Морина Евгения
4Б –Захарова Алина
4В –Бабаян Виктория
За каждый правильный ответ – 1 балл. Мы желаем командам успеха и удачи!
Выполнение заданий.
1.Прошу выдать задания Блока №1. Прочитав вопросы, вам надо выбрать правильный, на ваш взгляд, ответ и показать его номер (на столе лежат таблички с номерами). Были правы те команды, которые выбрали:
1. 2
2. 3
3. 1
2.Прошу выдать задания Блока №2. Вам предстоит работать с иллюстрациями и музейными экспонатами. Они представлены на стендах. Правильные ответы вам надо записать прямо на листах с вопросами. Не забудьте справа вверху записать номер класса. Правильные ответы:
1. Париж
2. каска
3. Из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе
3. Прошу выдать задания Блока №3. Прочитав вопросы, вам надо выбрать правильный, на ваш взгляд, ответ и показать его номер (на столе лежат таблички с номерами). Были правы те команды, которые выбрали:
1. 2 2. 1 3. 3
4. Прошу выдать задания Блока №4 (+ портрет). Подпишите листы. Ответы вы записываете на листе с вопросами. Правильные ответы:
2. Брестская крепость, Ленинград
3. Волоколамск, Можайск, Наро-Фоминск, Дмитров, Малоярославец
5. Последнее задание – творческое. Вы получаете материалы, из которых за 15 минут работы командам надо выполнить панно по теме нашей игры.
Ведущий.
1.Выставка панно (дать баллы).
2. Подведение итогов, вручение грамот.
Мемориал «Могила Неизвестного солдата» в Москве является местом возложения венков в дни праздников, ее посещают многочисленные делегации, в том числе прибывающие в Москву с официальными визитами главы иностранных государств и правительств. Все преходящие замирают в Минуте молчания, чтобы почтить память погибших. Давайте последуем этой традиции. В память о защитниках Москвы в годы Великой Отечественной войны объявляется Минута молчания (метроном).
Фото всех участников игры на фоне флага ИКК «Рубеж».
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-исторической игры «Я говорю с тобой из Ленинграда», посвященной 70-летию полного снятия блокады Ленинграда (команды 3-4 классов).
Цели:
• формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
• создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины,
• развитие творческих способностей учащихся молодежи;
• повышение интереса к военной истории, литературе и изобразительному творчеству,
• повышения интереса к чтению литературы о Великой Отечественной войне на примере «Рассказов об обороне Ленинграда» Сергея Алексеева.
За 2 недели до игры командам выдается текст «Рассказов об обороне Ленинграда» Сергея Алексеева. Можно выбрать несколько и построить игру на них.
Ведущий.
Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали,-
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди - камни Ленинграда!»
Звучит метроном.
Блок 1. «В осажденном Ленинграде»
«Герой»
В рассказах Сергея Алексеева много героев, которые совершили большие и маленькие подвиги и внесли свой вклад в оборону Ленинграда. «Герои» сами расскажут о себе, а команды должны правильно их назвать.
«В дни обороны Ленинграда я командовал 54-ой армией, которая громила врага под городом Тихвином. Мы не пустили фашистов к Волхову, но настроение было неважное. Никак не удавалось пробиться к Ленинграду».
«Моя стихия – истребители. Вот где простор, размах. Вот где бои с противником. А командую «грузовой бочкой». В небе над Ленинградом понял, как важен теперь каждый полет. А «мессеров» и здесь можно бить».
«Мое дело крутить баранку полуторки. Мороз, ветер, а я – в рейс. Детей из осажденного города на большую землю доставляю. Ребята худые-худые, как детские тонкие книжки. Многие без пап и мам остались. Коченеют в дороге, прям сосульки. Казенный овчинный тулуп им отдал. Пусть начальство ругает».
«Считай с того света мы добрались в Ленинград. 240 подвод с продовольствием доставили в осажденный врагом город. Болотами, тайными тропами, через линию фронта из районов, захваченных фашистами, везли. Чудом каким-то остались целы».
Задание для участника под №1 .
«Холод»
Много пережили жители блокадного Ленинграда: бомбежки, обстрелы, пожары, отсутствие электричества. Но еще одна страшная беда нависла над городом, когда замерз водопровод. А вода нужна была всюду: на заводах, в домах, в больницах. На саночках стоят известные всем предметы. Ими изо дня в день пользовались ленинградцы.
Задание для участника под №2.
«Библиотека»
Ленинградцы – удивительные люди. Голод, холод, нет электричества, а библиотеки работали. У них даже новые читатели появлялись. Из госпиталей приходили за книгами, просили книги на разных языках. Вся страна защищала Ленинград.
Задание для участника под №3.
БЛОК 1. | ||
«Герой» | ||
№ | Имя героя рассказа | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
Задание для участника под №1. Прикрепите карточку вашей команды к названию, которым младший лейтенант Алексей Тихонович Севастьянов называл свой истребитель И-153. | ||
«Холод» | ||
Откуда брали воду зимой ленинградцы? | ||
Почему Галю Сорокину называли «водяной сестрой»? | ||
Что раненых было дороже самых ценных лекарств? | ||
Задание для участника под №2. Положите карточку вашей команды в тот предмет, с которым Галя Сорокина выполняла первое свое медицинское задание. | ||
«Библиотека» | ||
На каких языках просил книги военный в библиотеке? | ||
Люди каких национальностей защищали Ленинград? | ||
Задание для участника под №3. Положите карточки вашей команды на те книги, которые просил у библиотекарши Гликерии Сергеевны военный для раненых товарищей. |
ОТВЕТЫ
БЛОК 1. | ||
«Герой» | ||
№ | Имя героя рассказа | |
1 | Генерал Иван Иванович Федюнинский | |
2 | Летчик Пантели | |
3 | Шофер Коряков | |
4 | Партизан | |
«Чайка» | ||
«Холод» | ||
Откуда брали воду зимой ленинградцы? | Из Невы | |
Почему Галю Сорокину называли «водяной сестрой»? | Она носила воду в госпиталь | |
Что раненых было дороже самых ценных лекарств? | Глоток невской воды | |
Положите карточку вашей команды в тот предмет, с которым Галя Сорокина выполняла первое свое медицинское задание. Ведро | ||
«Библиотека» | ||
На каких языках просил книги военный в библиотеке? | русский армянский грузинский украинский татарский | |
Люди каких национальностей защищали Ленинград? | Русские, армяне, грузины, украинцы, татары, белорусы, киргизы, узбеки, азербайджанцы, башкиры, таджики и др. | |
Положите карточки вашей команды на те книги, которые просил у библиотекарши Гликерии Сергеевны военный для раненых товарищей на их родных языках. «Как закалялась сталь», «Дубровский», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Война и мир», «Тихий дон», «Хижина дяди Тома», «Приключения Тома Сойера», стихи А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, стихи М.Ю.Лермонтова, стихи Тараса Шевченко, книги Жюля Верна, Джека Лондона и др. |
Ведущий.
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
(Ю. Воронов «Сотый день или о героическом труде»)
Блок 2. «Блокадный хлеб»
Продовольствия в Ленинграде было очень мало. Люди мечтали наесться. Норму хлеба сокращали и сокращали. И взрослым, и детям. К ноябрю стало совсем туго.
«Норма»
В одном из рассказов говорится о семье Валетки. Она состояла из папы, мамы, бабушки, дедушки и самого Валетки. Рассчитайте, сколько по норме ноября должна была получать хлеба семья Валетки.
Задание для участника под №4.
Положите карточки с названием вашей команды на тарелку, где лежит тот кусочек хлеба, который соответствует норме хлеба на ребенка в блокадном Ленинграде в ноябре 1942 года.
«Обед»
Рассказ «Праздничный обед» повествует, как в одном детском доме Ленинграда дети ждали обеда. Они не знали таких обедов, какие едите вы. Какой же обед для них был праздничным? Во-первых, их трех блюд. А какие блюда в него входили, вы сейчас и назовете.
Задание для участника под №5.
Ведущий. Прошу вынести «черный ящик». Чтобы определить, что в нем лежит, даю подсказку: этим Катя поделилась с Людой, а Люда – с Катей. А Вова – с Катей и Людой. Напишите на карточке с номером вашей команды что лежит в черном ящике.
«Дневник»
Не только холод, но и страшный голод уносил жизни ленинградцев. За время блокады скончалось более 600 тысяч человек. Люди умирали у станков, на улицах, ложились спать и не просыпались. Среди ленинградских домов поднимался дом, где жила маленькая девочка, у которой блокада забрала всех родных, а потом и ее.
Команда_________ класса
БЛОК 2. | |||
«Норма» | |||
Члены семьи | Норма хлеба | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
ВСЕГО | |||
Задание для участника под №4. Положите карточки с названием вашей команды на тарелку, где лежит тот кусочек хлеба, который соответствует норме хлеба на ребенка в блокадном Ленинграде в ноябре 1942 года. | |||
«Обед» | |||
Подчеркните те блюда в каждом столбике, которые входили в праздничный обед детей блокадного Ленинграда. | |||
Первые блюда | Вторые блюда | Третьи блюда | |
Суп гороховый | Жаркое | Желе | |
Бульон куриный | Макароны по-флотски | Кисель из ламинарии | |
Суп из сурепки | Гуляш | Апельсин | |
Щи зеленые | Котлеты из хвои | Компот из черешни | |
Суп молочный | рагу | Суфле | |
Задание для участника под №5. Что лежит в черном ящике? | |||
«Дневник» | |||
Как звали девочку, которая в дни блокады вела дневник? | |||
Что она написала на страничке на букву «С»? | |||
Что она написала на страничке на букву «У»? | |||
Что она написала на страничке на букву «О»? |
ОТВЕТЫ
БЛОК 2. | |||
«Норма» | |||
Члены семьи | Норма хлеба | ||
| 250 | ||
| 125 | ||
| 125 | ||
| 125 | ||
| 125 | ||
ВСЕГО | 750 | ||
125 грамм | |||
«Обед» | |||
Подчеркните те блюда в каждом столбике, которые входили в праздничный обед детей блокадного Ленинграда. | |||
Первые блюда | Вторые блюда | Третьи блюда | |
Суп гороховый | Жаркое | Желе | |
Бульон куриный | Макароны по-флотски | Кисель из ламинарии | |
Суп из сурепки | Гуляш | Апельсин | |
Щи зеленые | Котлеты из хвои | Компот из черешни | |
Суп молочный | рагу | Суфле | |
Что лежит в черном ящике? яблоко с красным боком изюм орехи (в кулечке) | |||
«Дневник» | |||
Как звали девочку, которая в дни блокады вела дневник? | Таня Савичева | ||
Что она написала на страничке на букву «С»? | «Савичевы умерли» | ||
Что она написала на страничке на букву «У»? | «Умерли все» | ||
Что она написала на страничке на букву «О»? | «Осталась одна Таня» |
Ведущий.
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
(И. Малышев)
Блок 3. «Память» (листы А3, клей, ножницы, маркеры, картинки, наборы слов).
Многие герои рассказов Сергея Алексеева лежат на Пискаревском кладбище. Это огромный мемориальный памятник. Мы не должны забывать о 900 днях блокады Ленинграда.
Выполните плакат из предложенных картинок. В центре разместите изображение центрального монумента «Мать-Родина» Пискаревского кладбища и правильный текст посвящения , который есть на памятнике.
Ответ. Никто не забыт и ничто не забыто.
Пригласить представителей команд с плакатами.
Сестра моя, товарищ, друг и брат.
Ведь это мы , крещенные блокадой.
Нас вместе называют – Ленинград,
И шар земной гордится Ленинградом.
Выходят ведущие со свечами.
Слово гостям. Подведение итогов. Награждение. оформление выставки творческих работ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Открытие конкурса Темы проектов-подвиг юных защитников Ленинграда: 5б-Гали Комлевой , 6б-Лени Голикова, 6в-Нины Куковеровой , 5в-Коли Подрядчикова , 5а-Юты Бондаровской , 6а-Георгия Антоненко.
В жюри – представители Совета ветеранов №1 района Отрадное
Выступления 5 классов
Выступления 6 классов
Все участники, победители и призеры конкурса
ИТОГИ КОНКУРСА 1 место -6В 2 место -6Б 3 место -5А, 5Б
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Участники – команды учащихся 3-4 классов
Организаторы – представители историко-краеведческого клуба «Рубеж»
Спортивные эстафеты «Призывник» «Кавалерия» «Взлетная полоса» «Противовоздушная оборона»
«Осада» «Удар» Финиш эстафет
И нтеллектуальные задания «Страницы биографии» «На старой фотографии» « Г еография службы» «Награды и знаки признания» «Мало кто знает»» «В памяти народной»
Команды выполняют задания
Конкурс болельщиков «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, - писал позднее Георгий Константинович Жуков в своих мемуарах, - я всегда отвечаю:_________...».
Исполнение песни «Песня о маршале Жукове»
Подведение итогов и награждение 1 место – 4б и 4а 2 место – 3б и 3а 3 место – 3в
«Где Жуков – там победа»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почетный караул у флага Российской Федерации и флага города-героя Москвы на 1 этаже школы
Отцы и деды в полк Бессмертный рядами памяти встают. Их фото – символы Победы -потомки бережно несут.
Хоть на миг оставьте все дела , вспомните , и мир светлее станет! Время все стирает, но должна в наших душах оставаться память!
Вспомним всех поименно…
В Бессмертном полку нет громких речей. В Бессмертном полку - миллионы свечей. Горят в каждом сердце и ночью, и днем Вечным огнем, Священным огнем.
Пусть всё замрёт в минуту эту , пусть даже время промолчит Мы помним вас, отцы и деды , Россия , Родина вас чтит!
Минута Молчания. Преклонение знамен.
Шествие «Бессмертного полка»
В строю «Бессмертного полка»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экспозиция выставки «Жизнь, посвященная России» на 1 этаже школы
Раздел экспозиции «Человек -легенда, человек - эпоха» «Я доволен пройденным путем. Сделал все для своего Отечества. Мира, любви и счастья Земле нашей!» Михаил Калашников
Раздел «Оружие обороны» Раздел «Калашников - это и мир»
Репортаж с выставки
Знакомимся с устройством автомата Калашникова
Имя Калашникова известно во всех уголках планеты
Наш уникальный экспонат – книга «Калашников - это мир» с автографом знаменитого оружейника