Рабочая учебная программа кружка по шахматам «Шахматная страна» для детей 5-6 лет, 2022
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_kruzhka_po_shahmatam.docx | 65.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №22 «Земляничка»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
зам. зав по ВМР Заведующий МБДОУ №22 «Земляничка»
О.И. Перегудова Н.А. Розанова
« » 2019г. « » 2019г.
Рабочая учебная программа
кружка по шахматам
«Шахматная страна»
для детей
5-6 лет
Составила:
Полякова Юлия Сергеевна
воспитатель МБДОУ №22 «Земляничка»
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета № .
и от « » 20 г.
г. Мытищи
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….3
Учебный план………………………………………………………….…………7
Календарно-тематический план………………………………………………...8
Диагностика освоения содержания программы……………………………….14
Список использованной литературы………………………………………..….17
«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»
Бенджамин Франклин
Пояснительная записка
Программа кружка «Шахматная страна» основана на парциальной программе В.Г. Гришина «Малыши играют в шахматы». Шахматы - магическая игра. Их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов - от царей и полководцев до писателей и музыкантов. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор никому не удалось. Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается прежде всего в идее использования игры в шахматы как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель и задачи программы:
Целью внедрения программы «Шахматная страна» является создание условий для развития логического мышления детей 5-6 летнего возраста в процессе обучения игре в шахматы.
Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:
а) образовательные:
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами;
- способствовать обогащению словаря путем освоения детьми основных шахматных понятий «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», учить называть шахматные поля, фигуры, комментировать и аргументировать ходы;
- учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры. Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы;
- формировать умение ориентироваться на плоскости, расширять кругозор, пополнять знания о шахматных позициях, о шахматных фигурах, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память, развивать наблюдательность, внимание.
б) развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение.
в) воспитывающие:
- воспитывать культуру честного соперничества в игре, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов обучающего процесса;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип учета возрастных особенностей детей.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на 8 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 25-30 минут.
Численность детей в кружке (12-15) человек.
Возраст детей 5-6 лет.
В процессе знакомства с шахматной игрой малыши получат небольшие исторические сведения, познакомятся с шахматной доской, секретами шахматных фигур, правилами игры, важнейшими понятиями, этикой шахматной борьбы.
Обязательным условием работы на занятиях является предоставление детям выбора (цели урока, заданий, форм выполнения упражнений), диалог, создание доброжелательной атмосферы, когда поощряется инициатива, творчество, самостоятельность.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала: наглядных пособий, демонстрационной шахматной доски с большими шахматными фигурами, дидактических игр и заданий, загадок, чтение дидактических сказок и т.д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, созданных игровых ситуаций.
Ожидаемый результат:
Теория (должны знать):
- белое и черное поле;
- горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;
- армия белых и черных фигур, начальное положение, партнеры;
- ход фигурой, взятие, стоять под боем;
- взятие на проходе;
- длинная и короткая рокировки;
- шах, мат, пат, ничья;
- названия шахм. фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры
Практика (должны уметь):
- ориентироваться на шахм. доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, диагональ, вертикаль;
- правильно делать рокировку;
- объявлять шах;
- ставить простейший мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Месяц | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжительность занятия |
Октябрь | 1 | 4 | 25-30 мин. |
Ноябрь | 1 | 4 | 25-30 мин. |
Декабрь | 1 | 2 | 25-30 мин. |
Январь | 1 | 2 | 25-30 мин. |
Февраль | 1 | 4 | 25-30 мин. |
Март | 1 | 4 | 25-30 мин. |
Апрель | 1 | 4 | 25-30 мин. |
Май | 1 | 2 | 25-30 мин. |
Календарно-тематический план
Ме-сяц | № п/п | Тема | Цель | Содержание | Средства обучения/ материал |
Октябрь | Педагогический мониторинг | Уточнение уровня освоения программного материала. | Выполнение тестовых заданий. | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур | |
Легенда о Радже и мудреце | Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. Вызвать интерес к игре. | Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце» Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой, Леной и Алешей | Комплект шахмат, демонстрационная доска, ИКТ, рисованные персонажи | ||
В стране шахматных чудес | Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фигура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза | Слушание сказки «В стране шахматных чудес», беседа по содержанию; Д/и «Узнай и назови», рисование по сказке. | Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с.13-15 | ||
Мудрец | Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первоначальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, партнер, последовательности ходов; развитие тонкой моторики, воображения. | Слушание легенды «Мудрец» Беседа по содержанию; Д/и» Волшебный мешочек», «Что изменилось?» Комплект шахмат, демонстрационная доска, полотняный мешочек. | Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с.17-22 | ||
Волшебная доска | Знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Развитие тонкой моторики, счетных навыков | Слушание Сказки «Волшебная доска» выполнение практических заданий предусмотренных содержанием; Шахматные задачи-шутки. | Гришин В.Г Малыши играют в шахматы; с. 23-25. Листы в клетку 16Х16 см, карандаш | ||
Ноябрь | Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки волшебной доски» | Формирование представлений о шахматной доске, шахматных полях, правильном расположении доски м/у партнерами; | Работа над новым материалом: Расположение доски | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши. | |
Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» | Горизонтали и вертикали Формирование представлений о горизонталях, вертикалях понятии «Горизонтальная линия». Развитие внимания, мелкой моторики | Формирование понятий «горизонталь», «вертикаль» Д/и Поиграем- угадаем», «Горизонтально- вертикальная игра», | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши. | ||
Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» | Диагонали, центр Формирование представлений о диагоналях, центре поля; развитие внимания, логического мышления, пространственных представлений | Формирование понятий Д/и «Диагональ», «Горизонтально- Вертикально диагональная игра» | Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши. | ||
Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» | Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске, упражнение в нахождении заданных вертикалей, диагоналей и горизонталей, с использованием буквенно-цифровых обозначений. | Д/И «Адреса», «Лабиринт» | Шахматная доска с комплектом фигур , магниты. карандаш, листы бумаги в клетку | ||
Декабрь | Шахматные фигуры | Знакомство с шахматными фигурами. Развитие произвольного внимания, логического мышления. Воспитание культуры поведения во время игры. | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Д/и «Угадай-ка», «Возьми и назови», «Запретная фигура» | Шахматная доска Комплекты шахматных фигур по количеству детей. | |
Начальное положение | Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". Слушание и инсценировка стихотворения о начальном положении шахматных фигур. | Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек» , «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая», | Шахматная доска Комплекты шахматных фигур по количеству детей. Слайд с.21, шапочки с изображением шахматных фигур, фрагмент шахматной доски | ||
Январь | Ладья | Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания. | Чтение дидактической сказки «Как ладья похудела» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей | |
Ладья | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. | Чтение сказки «Простая, бесхитростная фигура» Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические игры, «Найди фигуру», «Ограничение подвижности». «Захват контрольного поля». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.26 -29. | ||
Февраль | Слон | Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении. Ходом слона, взятием. Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием Легкая и тяжелая фигуры. | Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.30 -33. | |
Слон | Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» | Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические игры «Чудесный мешочек» | Шахматная доска и шахматные поля, Комплекты шахматных фигур по кол-ву детей. Учебник Ч.1 с.33 -36. | ||
Ладья против слона | Отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики. | Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», "Взятие». Учебник. | Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.37 -42. | ||
Ладья против слона | Отработка практических навыков игры ладьей. Развитие внимания, логического мышления, смекалки, мелкой моторики | «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона | Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур Учебник Ч.1 с.42-45. | ||
Март | Ферзь | Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь», Местом ферзя в начальном положении. Ходами ферзя, взятием. Введение понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки «Могучая фигура», беседа по содержанию; Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.46 -50. | |
Ферзь против ладьи и слона | Закрепление знаний и отработка практических навыков игры ферзем. | «Атака неприятельской фигуры», «Взятие», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение» | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.53 -58. | ||
Конь | Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами. Развитие внимания., умения отстаивать свою позицию | Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.62 - 64. | ||
Конь против ферзя, ладьи, слона | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции. | Д/и «Волшебный мешочек» Задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.1 с.69 – 73. | ||
Апрель | Пешка «Ни шагу назад!» | Знакомство с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки «Детский сад «Чудесная Пешка»» Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин». Д/и «Волшебный мешочек». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.3-5. | |
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.9 -16. | ||
Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня | Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение. | «Двойной удар» «Ограничение подвижности», «Защита», Перехитри часовых» Рисование | |||
Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. | Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.17 – 22. Костюмы для инсценировки. | ||
Май | Король «Волшебный квадрат» | Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности». | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей Учебник Ч.2 с.23 – 28. | |
Интеллектуальный турнир | Развитие познавательной активности, воображения, сообразительности, быстроты реакции, посредством игровых развивающих заданий, | Выполнение игровых заданий. | Демонстрационный материал, шарады, ребусы, головоломки, занимательный м-ал И.Г.Сухина | ||
Педагогический мониторинг | Педагогический мониторинг | Выполнение тестовых заданий. | Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур |
Диагностика освоения содержания программы
Критерии оценки
2,5-3 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия.. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве
1,5-2,5 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
1-1,5 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
Список использованной литературы
- Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.
- Костров В.В. Эта книга научит играть в шахматы и детей и родителей. _ СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. – 128с.: ил.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы,
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.