5.Участие в проекте по формированию смыслового чтения в начальной школе
«Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Цель реализации проекта: Создание условий для повышения качества результативности выполнения обучающимися, регионального мониторинга, Всероссийских проверочных работ и прохождения государственной итоговой аттестации посредством формирования навыка смыслового чтения и работы с информацией.
Применение смыслового чтения во внеурочной деятельности можете посмотреть в разделе "Видео"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_i_zadaniya_po_formirovaniyu_smyslovogo_chteniya_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 152.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы и задания по формированию смыслового чтения на уроках в начальных классах.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:
- понимать;
- анализировать;
- сравнивать;
- видоизменять;
- генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
- Развитие умения анализировать задание.
- Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).
- Определение последовательности событий в тексте.
- Формулирование простых выводов после прочтения.
- Преобразование прочитанного текста в таблицу.
- Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
- Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
- Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
- Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Приемы обучения смысловому чтению
«Чтение в кружок»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».
2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
«Чтение с остановками»
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
«Ассоциативный куст»
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.
Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
«Чтение в парах – обобщение в парах»
Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.
3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
«Читаем и спрашиваем»
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
«Дневник двойных записей»
Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
«Чтение с составлением таблицы, диаграммы»
Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.
1.Ученики читают текст, внимательно анализируя его.
2.Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
«Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг»
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
Задания по формированию смыслового чтения на уроках в начальных классах.
Литературное чтение:
1. Прочитай.
Дорога, вся изрытая глубокими колеями, шла тёмным, хвойным лесом, пестревшим с обеих сторон яркой и песочной желтизной не облетевших ещё листьев. (Л.Н. Толстой)
Выбери из ниже перечисленных высказываний только те, о чём говорится в предложении Л.Н. Толстого. Верные суждения отметь +.
__ По дороге часто ездили повозки.
__ Дорога проходила через лиственный лес.
__ Дорога проходила через хвойный лес.
__ Описывается летний день.
__ В хвойном лесу были лиственные деревья.
2. Прочитай рассказ В. Осеевой, подумай, как оцениваешь поступки детей. Заполни таблицу ниже текста.
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – ответил мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – ответил ей мальчик. – Это просто старушка!
Определи, какие жизненные правила, содержащиеся в изречениях или поговорках, отразились в поступке мальчика, а какие – в позиции девочки. Проставь номера правил в таблицу.
№ жизненных правил | |
Мальчик | |
Девочка |
Жизненные правила
1. Своя рубашка ближе к телу (пословица).
2. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой (Золотое правило).
3. Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость (Маргарита Наваррская).
3.Миша готовил сообщение о берёзе. Сестра предложила ему книгу «С любовью к природе». Помоги Мише найти нужный ему текст. Отметь его галочкой.
___ Текст 1 Из всех деревьев русского леса милее всех это дерево. Хороши и чисты светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берёстой. Как только сойдёт в лесу снег, набухают смолистые душистые почки. | ___ Текст 2 Живет до тысячи лет, леса из этих деревьев всегда светлы и полны жизни, песен, птиц. В народе его называют «могучим». Плодами этого дерева питаются многие животные. |
___ Текст 3 Это дерево обычно растёт на влажных низменных местах. В густой тени леса растут лишь немногие растения. В густых колючих ветвях ютятся птицы, строят свои домики белки. В урожайные годы шишками увешаны ветви и вершины этого дерева. | ___ Текст 4 Это дерево любит расти по берегам рек. Тихо склоняет оно свои тонкие длинные ветки с узкими листочками к реке, как будто плачет. Это особая разновидность дерева. |
ДОПОЛНИ, как человек использует это дерево____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.Прочитай. Напиши название.
Почему жирафу не надо остерегаться какого-либо врага? Гордо стоит жираф, вознося свою голову на пятиметровую высоту, а порой ещё и выше. В саванне только у птиц обзор лучше. Даже лев предпочитает обойти стороной стадо жирафов и избежать ударов тяжёлых копыт. Напасть на жирафа неожиданно льву не удастся, потому что это высокое животное сохраняет обзор всё время.
Питается жираф молодыми листьями, которые захватывает своим синеватым языком и срывает с деревьев.
Почему стадо жирафов тяжело разглядеть издали? Обычно, когда эти животные стоят среди деревьев, их, действительно, почти невозможно увидеть. Благодаря сетчатому узору на коже, очертание тел животных как бы распадается на множество тёмных пятен. Так жирафы сливаются с тенями от листьев деревьев.
Расставь название частей по порядку:
… Маскировка.
… Для жирафа нет опасности.
… Питание.
5. Прочитай.
Воздух находится повсюду вокруг нас. Он окружает землю сплошным слоем, который называется атмосферой. Чтобы жить, нам необходимо дышать воздухом. Воздух не имеет ни цвета, ни запаха. Но в действительности это смесь различных газов и его можно ощущать. Мы чувствуем, как дует ветер, и знаем, что воздух имеет вес. Воздух, находящийся в комнате, весит около сорока пяти килограммов – примерно как большой мешок с картошкой! Также воздух распространяет звук – без воздуха мы не могли бы слышать, потому что звуки не могут распространяться в вакууме.
В основном воздух состоит из азота – почти на четыре пятых части. Примерно – одну пятую часть составляет кислород – газ, необходимый нам для жизни. В воздухе также содержится небольшое количество воды в виде пара.
Запиши ответы на вопросы.
Как мы чувствуем воздух? …………………………………………
Сколько весит воздух в комнате? ………………………………….
Где не может распространяться звук? ……………………………..
Из чего в основном состоит воздух? ……………………………...
Что есть в воздухе для жизни всего живого? ……………………..
Есть ли в воздухе вода? …………………….
Окружающий мир.
1. Прочитай текст. Затем заполни таблицу «Самые крупные хищники»: распредели информацию из текста по столбцам и строкам. Озаглавь столбцы.
Самый большой хищник на планете – это зубатый кит кашалот. Крупный кашалот самец может достигать 20 м в длину и 70 т веса. В рацион этих китов входят кальмары, осьминоги и рыба. Кашалоты встречаются во всех водах мирового океана, кроме арктических.
Акулы –опаснейшие морские хищники. Самая большая из хищных акул – белая, также называемая кархародоном. Средняя длина составляет 6 м, а вес – примерно 1 900 кг. В рацион белых акул входит рыба, а также другие акулы, кальмары и даже дельфины. Кроме того, белая акула считается одним из наиболее опасных для человека хищников. Встречается в водах всех океанов Земли (кроме Северного Ледовитого).
Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым крупным из наземных хищников считается белый полярный медведь. Средний вес самцов этого вида равен 400–600 кг, а длина тела – 240–260 см. Обитает в приполярных областях в северном полушарии Земли. Основная еда белого медведя – тюлени и моржи.
Самый большой представитель семейства кошачьих –тигр. Средний вес тигров составляет 180–250 кг, а длина тела без хвоста – около 180–280 см. Основной добычей тиграм служат копытные. Бывают и случаи людоедства. Основные популяции этого вида находятся на юге Дальнего Востока России, а также в Индии и Китае.
Самая крупная рептилия в мире – это гребнистый крокодил. Средние размеры представителей этого вида таковы: 4–5 м длины и 400–500 кг веса. Он встречается в Южной Индии, на Филиппинских островах, в Новой Гвинее, Северной Австралии, а также на ряде островов Океании. Охотятся эти животные не только на других рептилий и рыбу, но и на млекопитающих. Бывают и случаи нападения на человека.
Самые крупные хищники
кальмары, осьминоги, рыба | ||||
6 м | ||||
400-600 кг | ||||
Тигр | ||||
Южная Индия, Филиппинские острова, Новая Гвинея, Северная Австралия, острова Океании |
2.Прочитай. Напиши название.
…………………………………………….
Весна пришла в этом году ранняя, бурная. Осели сугробы, по оврагам ручьи побежали, кустарники снежные шапки стряхнули.
Хорошо в тундре стало, весело. Дни сделались длинные, светлые. Олени двинулись к Ледовитому морю-океану, там комаров поменьше. Спокойно идут, по сторонам не оглядываются: в светлую пору им даже волки не страшны. А маленькие оленята в прятки играют: за сугробы друг от друга прячутся.
Один оленёнок далеко убежал от своих товарищей. Под большим сугробом спрятался: «Попробуй найди меня».
Но вот тучи небо заволокли, завыл злой ветер, закрутилась метель. Снег поднялся стеной до самого неба.
Сугроб, где оленёнок прятался, превратился в пещеру. В такую погоду и носу не высунешь.
Наконец утихла метель. Выглянул оленёнок из своей снежной пещеры – кругом снег и снег. Оленей не видно.
Долго искал оленёнок своих оленей. Вернулся живым и невредимым.
Ответь на вопросы к тексту:
Почему олени пошли к морю-океану? …………………………………….
Почему оленёнок отстал от других ? ………………………………………
Как ему удалось спастись от бури? ……………………………………….
3. Катя проводила наблюдения за прорастанием семян гороха. Чтобы выяснить, влияет ли почва на их прорастание, она взяла два стакана, положила в каждый из них десять одинаковых семян гороха. При этом в один стакан она насыпала немного почвы. Затем в каждый из стаканов она налила одинаковое небольшое количество воды. Стаканы Катя оставила в классе и стала наблюдать. Вскоре семена в стаканах проросли.
По результатам эксперимента сделай вывод о том, влияет ли наличие почвы в стакане на прорастание семян.
Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.
Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.
5. Прочитай текст и преобразуй информацию в таблицу.
В России живут люди разных национальностей: русские, татары, чукчи и другие. И, конечно, у каждого народа есть своя национальная культура. В Перми проходил детский фестиваль национальных культур, где собрались вместе ребята разных национальностей, каждый в своем национальном костюме. Русские ребята в сарафанах, косоворотках да лаптях. Татары – в тюбетейках, а чукотские ребята в малицах. Каждый ансамбль выступал со своим национальным инструментом гармошкой, мандолиной и бубном. Там звучали русские, татарские и чукотские песни. А между выступлениями ребята разговорились: татарин говорит: «У нас сейчас идет пост, а завершится он праздником Ураза-байрам, тогда мама обязательно постряпает сладкое блюдо чак-чак». Русский ребенок отвечает: «У нас пост будет зимой, закончится он тоже праздником, который называется Пасха. На праздник мама приготовит кулич, щи, пельмени». А чукотский мальчик сказал: «Мы отмечаем праздник Белого медведя, когда заканчивается охота на него. А мы любим кушать строганину – это свежезамороженная рыба». Так ребята познакомились с особенностями национальных культур.
Национальность | Национальный костюм | Национальный язык | Национальное блюдо | Национальный праздник | Муз. инструмент |
Русский язык
1. Прочитай текст.
В дому у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, ёж стал жить в доме. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезает. Всю жизнь непоседа бегает лапками, топает, всех будит.
(по Г.Скребицкому)
1.Определите тему текста.
2. Составьте план.
- Почему ёжику дали такую кличку?
- Как ёжик напоминал хозяину о том, что он голоден?
- Как вёл себя ёжик с наступлением зимы?
3.Найдите и подчеркните однородные члены предложения.
2. Прочитай текст.
Летит к нам весна на солнечных крыльях. Много дел её ждёт. Но не за всё она принимается сразу. Сначала весна гонит снег с земли на полях. Так и делает проталинку за проталинкой. Потом на речках и озёрах лёд ломает. И только после этого приходит в лес. (По Н. Сладкову)
1.Подберите заголовок к тексту.
- Перечислите признаки весны по тексту.
2. Выпишите из текста глаголы по спряжениям.
Математика.
1.Сергей написал сочинение «Наша дача».
У нас есть дача. Папа говорит, что нам повезло, потому что в нашем дачном кооперативе всего девять участков и то два из них пока пустые. Один совсем пустой, а на другом строится дом, но чей — я не знаю. Наша дача около ворот, но не у тех, где строится новый дом, а у других — там, где домик охранника. Наши соседи за забором — Мироновы. У них сын Максим, мы с ним дружим и ходим играть на спортплощадку. Иногда к нам приходит Ваня Петров: у Петровых дача ближе всего к спортплощадке, и он видит, когда мы пришли.
Рядом с Петровыми тоже хорошие соседи: художник Шишкин и Альбина Яковлевна Круглова. Дача Шишкина ближе к нашему дому, а дача Кругловой через забор от Петровых и напротив участка, где живёт председатель кооператива Пётр Иванович. Круглова — врач, и, когда в прошлом году я разбил коленку, она сказала, что ничего страшного, и я сразу вылечился. Вообще, у нас все соседи хорошие.
Чуть не забыл — рядом с дачей председателя ещё один участок. Там живёт Иван Семёнович Титов. Я не знаю, чем он занимается. Думаю, он уже на пенсии, потому что он на даче живёт всё лето и даже зимой.
Рассмотри план дачного кооператива и, пользуясь описанием, которое дал Сергей, обозначь цифрами на плане шесть участков.
1. участок Петровых
2. участок Мироновых
3. участок Шишкина
4. участок Кругловой
5. участок, где живёт автор сочинения Сергей
6. участок Титова
2. Антон написал сочинение «Наши соседи».
Если въехать в наш дачный посёлок на машине через ворота, то сразу слева наша дача. Справа сидит охранник в маленькой кирпичной будке, а сразу за будкой участок Максима Сергеевича. Рядом с нашим участком стоит водонапорная башня (на схеме её рисуют с помощью чёрного шестиугольника), но она очень старая и вся дырявая. Почти у всех есть скважины, а у Олега Ивановича на участке есть колодец, и он говорит, что у него вода чище, чем из скважин. Ну, не знаю.
Олег Иванович живёт рядом с прудом, который посередине посёлка, а с другой стороны от пруда живёт Анна Львовна. Раньше рядом с нею жил её брат; у них участок был поделен пополам и был общий дом, но потом брат переехал куда-то далеко и оставил свою половину сестре. Но получился пустой участок, потому что Анна Львовна говорит, что ей столько места не нужно. Сейчас там ничего нет, только заросли, где мы играем с ребятами. Ребят мало — я, Володя и ещё Коля. Володя живёт на участке, где растёт большая ёлка, а Коля — через дорожку от Володи. Между их участками маленькая калитка, через которую мы выходим, если нам нужно в лес за грибами или на речку.
Рассмотри план посёлка и, пользуясь описанием, которое дал Антон, обозначь цифрами на плане шесть участков.
1. Участок автора сочинения Антона.
2. Участок, где живёт Володя.
3. Участок, где живёт Коля.
4. Участок Максима Сергеевича.
5. Участок Олега Ивановича.
6. Участок Анны Львовны.