Страничка логопеда
На этой страничке вы сможете ознакомится с советами и рекомендациями учителя-логопеда, дефектолога Тихоновой Арины Андреевны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Многих из Вас волнует вопрос развития речи Вашего ребенка.
Для того чтобы своевременно заметить отклонения от нормы в речевом развитии детей, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять себе эту норму.
Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих. Весь ход нормального речевого развития подчинён определённым закономерностям, которые можно отчётливо проследить в речи каждого отдельного ребёнка, и протекает в определённых временных рамках. Рамки эти, правда, довольно условны, но всё же знание их позволяет достаточно надёжно отличить норму от патологии.
З года
К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки.) Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которое до этого момента можно было считать физиологической нормой.
В речи трехлетнего ребенка еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков [с], [з], [с’], [з’], шипящих [ш], [ж], [щ], аффрикат [ц], [ч] и сонорных звуков [р]. [р’], [л], [л’].
Если ваше дитя на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки.
Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также являются существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии в целом отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.
4 года
К четырем годам в словаре у ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р], [р’], [л], [л’], а вот звуки [с], [з], [с’], [з’] ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Ребенку доступны различные формы общения (диалогическая, монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, а рассматривая знакомые книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы, конечно же, продолжаете много общаться с ребенком, играете с ним, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и «пожалуйста».
Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи. Учите говорить правильно.
В развитии детей немаловажную роль играет формирование красивой грамотной речи. Дошкольники часто копируют поведение взрослых. Чтобы дети говорили правильно, старайтесь следить за своей речью. Больше разговаривайте с детьми, рассказывайте им то, что они еще не знают. Это поможет расширить им словарный запас и позволит приобрести навыки общения. Учите с детьми стихи и песни, чтобы они запоминали новые слова, просите их пересказать сказку, мультфильм. Постарайтесь изолировать детей от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка.
Желаем успехов!
Учитель-логопед
Тихонова А.А.
Предварительный просмотр:
«Скудный словарный запас?»
Словарный запас является одним из компонентов речи. Это количество слов, которые ребенок использует в спонтанной речи, взаимодействуя с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, а так же слова, которые он знает и понимает их смысл.
Хороший словарный запас – условие полноценного общения и успешного обучения в школе. Словарный запас влияет:
- на способность рассказывать, излагать свои мысли;
- на понимание прочитанного текста;
- на способность пересказывать прочитанное;
- на написание «изложения» и «сочинения» в школе;
- на грамотное письмо ребенка.
Существуют способы, с помощью которых можно увеличить словарный запас. Старайтесь больше читать, учить стихи, разъяснять смысл пословиц и поговорок. Просите ребенка пересказать сюжет мультфильма. Попробуйте заняться словотворчеством: сочиняйте стихи, сюжеты с любимым героем. Играйте в лото, в игры на словообразование.
- Образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и преувеличение.
Пример: глаза – глазки-глазища. Кот-котик-котище.
- Подбор взаимозаменяемых слов.
Пример: горячий-кипяток, дети-ребята, дом-здание, врач-доктор.
- Подбор однокоренных слов:
Пример: стол-столик-столовая-столешница.
- Подбор слов с противоположным значением. Скажи «наоборот»:
Пример: день-ночь, мокрый-сухой, высоко-низко, терять-находить.
- Образование прилагательных от существительных:
Пример: суп из грибов-грибной, самолет из бумаги-бумажный.
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков (ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш).
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Взрослый катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений
Нередко у родителей, после консультации логопеда, возникает вопрос: Зачем логопед рекомендует посетить психоневролога (невролога)? Некоторые родители бывают удивлены и даже напуганы.
Логопед — это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. Из данного определения следует, что логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: корректирует компоненты речи. Это проявление может быть до какой-то степени индивидуальной возрастной особенностью ребенка, а может быть симптомом нарушения, у которого есть медицинская причина — что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой последствия в развитии речи.
Специалисты установили, что к нарушению поэтапного течения становления речи детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия, в том числе в период внутриутробного развития:
- преждевременные, длительные или стремительные роды;
- долгий безводный период;
- родовые травмы;
- асфиксия плода в родах;
- гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление,
- генетическая предрасположенность;
- тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни;
- черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения.
Многие факторы могут служить причиной отставания в развитии, в том числе и речевом, оценить которые может только врач.
Бывают ситуации, когда родители водят ребенка на занятия к логопеду, дефектологу и другим коррекционным специалистам, а результата нет. Часто, чтобы решить проблему требуется комплексный подход, одних занятий недостаточно. Если же соблюдать рекомендации опытного психоневролога (невролога), а также посещать занятия, результат не заставит себя ждать!
Врач - невролог (психоневролог) может назначить не только медикаментозное лечение, а также ЛФК, массаж, физиотерапевтические процедуры. Опыт коллег показывает, что вовремя начатая совместная работа логопеда и врача позволяет гораздо быстрее добиться положительных результатов.
Желаем удачи!
Предварительный просмотр:
Обучение детей звуковому анализу слов
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как чтению, так и письму, исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
-определение количества звуков в слове,
-определение места звука в слове,
-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).
Уважаемые родители, ПОМНИТЕ:
1. Звуки мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки: произносятся при помощи голоса, не встречают преграды, поются, образуют слог.
Согласные звуки: произносятся при помощи голоса и шума или только шума, не поются, встречают преграду (губы, зубы, язык), сами по себе слог не образуют (только в сочетании с гласными).
Гласных звуков 6: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]
Гласных букв 10:
- шесть, как правило, соответствуют звукам (но в безударной позиции буква и звук могут не совпадать: очки – [ач’к’и] сапоги- [сапаг‘и])
- четыре йотированные, которые либо обозначают два звука (Я- [й’а], Ю-[й’у], Е-[й’э], Ё-[й’о]), если стоят:
- в начале слова,
- после гласной,
- после Ъ и Ь,
либо смягчают предыдущий согласный звук и обозначают один гласный.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласных букв 21.
Согласных звуков 36.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).
Звонкие звуки: [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’].
Глухие звуки: [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].
На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (для обозначения мягкости согласного звука используется значок «‘»)
Всегда твёрдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’].
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Желаем успехов!