Проект Загадочный космос
Проект ко Дню космонавтики в детском саду. Старшая группа.
Тема: Загадочный космос
Вид проекта: информационно-творческий.
По числу участников: групповой.
Сроки реализации: 29.03.2021 года – 09 апреля 2021 года
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность: XX век вошел в историю, как век покорения космоса. Мы живем в XXI веке, в веке высоких технологий. В веке, который наверняка войдет в историю как век освоения космоса. Ведь мы все больше и больше узнаем о космических просторах, ища в них иные миры. Освоение и покорение космоса, его манящие, неведомые дали остро стоят в современном обществе. Космос и у детей вызывает интерес, в дошкольном возрасте они как губка впитывают новую информацию. Поэтому нами была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его реализации.
Цель: Познакомить детей с космосом. Повысить уровень знаний о нем и его объектах. Привлечь родителей к участию в жизни детского сада.
Задачи:
- Познакомить детей с космосом и его объектами, с историей покорения космоса, героями покоривших космические просторы, используя такие методические приемы, как беседы, чтение познавательной и художественной литературы, загадок, стихов, рассматривание иллюстраций на космическую тему, изо деятельности, экспериментально-исследовательскую деятельности.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать чувство гордости за свою страну, как первую покорившую космос.
- Привлечь родителей к реализации детско-родительского проекта.
- Учить детей исследовать объекты, используя опыты и метод наблюдения.
- Привлечь родителей к пополнению развивающей среды в группе.
- Оформить «космический» уголок.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
- Организовать и провести викторину для детей.
Новизна: Новизна проекта состоит в том, что методы проекта позволяют детям усвоить материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Практическая значимость: Использование данного проекта в целях обмена опытом работы среди педагогов для улучшения знаний детей о космосе и его объектах; совершенствование взаимодействия с родителями.
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап (29.03 – 31.03)
- Постановка цели, задач.
- Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (01.04 – 02.04)
- Подбор методической литературы.
- Выбор форм работы с детьми и родителями.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (05.04 – 09.04)
- Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей, художественной деятельности, чтение художественной и познавательной литературы, загадок и пословиц.
- Рассматривание иллюстраций на космическую тему.
- Использование дидактических игр на тему космос.
- Проведение экспериментально-исследовательской деятельности.
- Составление памяток, рекомендаций для родителей.
- Оформление буклетов, листовок.
- Оформление «космического» уголка.
- Детско-родительские проекты.
- Организация самостоятельной деятельности детей.
РЕКЛАМА
- Организация викторины «Знатоки космоса»
IV. Итоговый этап (09.03)
- Проведение викторины «Знатоки космоса».
Ожидаемые результаты:
- Формирование у детей и родителей знаний о космосе и его объектах.
- Внедрение в образовательный процесс детско-родительского проекта, для воспитания творческой, целеустремленной, самостоятельной личности.
- Рост уровня познавательного интереса дошкольников, творческого потенциала.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию с дошкольным учреждением.
- Усиление ресурсного обеспечения группы.
Реализация проекта
I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности
Воспитатель привлек внимание детей показом картины с изображением космоса и солнечной системы, провел беседу с детьми по картине, задавая наводящие вопросы.
Беседа
Вопросы к беседе:
- Посмотрите внимательно на эту картину. Как вы думаете, что изображено на ней?
- Что такое космос?
- Что такое солнце?
- Что такое планеты?
- На какой планете мы живем?
- Что такое звезды?
- Хотите узнать побольше о космосе и планетах?
- Что конкретно вы хотите узнать?
- Как мы будем узнавать?
II часть проекта. Планирование
Реализацию проекта мы начали с работы с семьями и с опорных сигналов в виде богато представленного зрительного ряда, наглядности. В связи с этим наш проект можно представить в виде следующих последовательных шагов:
1. Подготовка информационного листка для родителей, информационного стенда, папки-передвижки, в которых в качестве рекомендаций по домашнему чтению в выходные дни даются советы по чтению познавательной и художественной литературы о космосе и истории его освоения. Подготовка буклетов о предложении реализовать детско-родительский проект «Загадочный космос». Подготовка информации о «Дне космонавтики».
2. Подготовка «космического» уголка, содержащего информацию об истории освоения космоса в картинках, модели планет, панно «космос» с детскими работами. Его главной целью является пробуждение интереса детей к космосу.
3. Выразительное чтение стихов и сказок.
4. Рассказ воспитателя о космосе и его истории освоения.
5. Создание проблемных ситуаций, поиск значений необходимых для детей слов, которые встречаются в познавательной и художественной литературе.
6. Организация детской исследовательской деятельности.
7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование). Продуктивная деятельность была организована в форме НОД и в форме мастерской.
8. Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии и других книгах, открытках про космос, беседа по их содержанию.
9. Создание дидактических игр и «межгалактических» шашек.
10. Проведение сюжетно-ролевых игр.
11. Организация самостоятельной деятельности детей.
12. Подготовка и проведение викторины «Знатоки космоса».
Воспитатель фиксирует вопросы, заданные детьми: «Откуда и когда появились планеты? Что такое космос? Что такое черная дыра? Где живут инопланетяне? Как появилась луна? Далеко ли до звезд?» и др.
Ребята совместно планируют, каким образом постараются получить ответы на эти вопросы: совместно с воспитателем и родителями – чтение познавательной (энциклопедии) и художественной литературы, беседы с детьми, просматривание детских фильмов о космосе и истории его освоения; создание коллекций, открыток, книжек, придумывание сказок и рассказов; самостоятельная деятельность – придумывание игр и развлечений, закрепление знаний с помощью рисование картин и другой изо деятельности.
III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий
1. Совместная деятельность педагога и детей
Беседы с детьми на темы: «Мир космоса»», «Путешествия в космос», «Космическая прогулка», «Жизнь в космосе», «Искусственные спутники и космические зонды», «Что такое Солнечная система?», «День космонавтики», «Кто они – покорители космоса?», «Луна и солнце», «Астероиды, метеоры и кометы», «Вглядываясь в ночное небо».
Чтение познавательной и художественной литературы: Новая детская энциклопедия; Ю. А. Гагарин «Вижу землю»; «Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв; «Один день в космосе» Юрий Усачев, «Тайна третьей планеты» Кир Булычев.
Рассматривание иллюстраций: «Покорители космоса», «Летательные аппараты», «Необъятный космос».
Дидактические игры: «Найди тень», «Собери картинку», «Космический лабиринт», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди по контуру», «Найди пару», «Найди различия», «Разложи по размеру», Словесные: «Звезды», «Почему в космос летают ракеты».
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Полет на луну», «Далекие планеты».
ФЭМП: игра «Космический счет»
Рисование: коллективная работа «Этот загадочный космос» в технике «граттаж». Рисование солью «Планета Земля». «Космос» рисование по мокрой акварели.
Аппликация: Объемная коллективная композиция «Падающие звезды».
Лепка: «Ракета» - пластилин и пластиковое яйцо.
Конструирование и моделирование: «Ракеты» - кубики, конструктор; «Ракета» - оригами.
Экспериментально-исследовательская деятельность: «Делаем облако», «Солнечная система», «Солнце и земля», «День и ночь», «Смена времен года», «Затмение солнца», «Вращение луны», «Далеко – близко», «За горизонтом», «Дневные звезды», «Далекое свечение».
Подготовка костюмов и атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
2. Самостоятельная деятельность детей
Для организации самостоятельной деятельности детей мы создали развивающую предметно-пространственную среду, дополняя ее необходимыми атрибутами в рамках реализации тематического образовательного проекта «Загадочный космос». Атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Для самостоятельной продуктивной деятельности изо уголка в свободном доступе разместили различные материалы для художественного творчества: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски и гуашь, бумага разных форм и размеров, раскраски (подобрали картинки-раскраски по теме космоса).
В книжном уголке в свободном доступе разместили книги про космос с иллюстрациями. Также дети играли в «межгалактические шашки». В свободном доступе находились материалы и предметы для исследовательской деятельности детей.
IV часть проекта. Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Рекомендации для родителей по домашнему чтению детям.
2. Информация на стендах с предложением реализовать детско-родительский проект.
3. Совместное пополнение развивающей среды.
4. Подготовка детской викторины «Знатоки космоса».
V часть проекта. Итоговые мероприятия
Викторина для детей «Знатоки космоса».
Результаты проекта:
Мы оформили наш «космический» уголок, собрали все поделки. У нас появился замечательный мини-музей «Космос». Мы очень рады появлению в нашей группе мини-музея «Космос». Теперь мы знаем планеты Солнечной системы, космонавтов и их работу.
Решили пригласить в наш музей родителей и ребят других групп. Показать им наш музей, детско-родительские проекты и провести экскурсию