Проект Электричество
Познавательно-исследовательский проект
«Электричество» для детей подготовительной логопедической группы 6-7 лет
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта:
Проект поможет в интересной и увлекательной форме сформировать у дошкольников простейшие представления о происхождении электричества, познакомит с историей электрической лампы и ее устройством. Кто действительно хочет понять все величие нашего времени, тот должен познакомиться с историей науки об электричестве.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта:
- Познакомить детей с понятием - электричество, историей его открытия.
Задачи:
- Расширять представление детей о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, как оно попадает в каждый дом.
- Познакомить с электрической схемой и ее устройством, с причиной появления статического электричества, с батарейкой – хранителем электричества посредством детского экспериментирования.
- Закреплять знания об электроприборах;
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами;
- Учить понимать связь между прошлым и настоящим, анализировать, сравнивать, познавать;
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развивать мыслительную активность, наблюдательность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
- Воспитывать желание экономить электроэнергию,
- Активизировать словарный запас детей посредством знакомства с новыми словами: янтарь, лучина, фитиль, керосиновая лампа, гидроэлектростанция
Материалы и оборудование:
Игрушки Фиксики, проектор, экран, ноутбук, подборка книг по теме, фотографии, мультфильмы и научно-популярные фильмы, настольно-печатные и дидактические игры, оборудование для проведения и демонстрации опытов.
Основные направления реализации проекта:
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Социально – нравственное развитие
- Опытно-исследовательская деятельность
- Продуктивная деятельность
Планируемые результаты:
В результате реализации проекта дети получат знания в доступной форме об электричестве; дети будут знать:
• что, электричество вырабатывается электростанцией;
• что, ток идет в каждый дом по проводам;
• где «живет» электричество;
• названия электрических бытовых приборов;
• правила безопасного обращения с электроприборами;
• историю появления электрической лампы;
• что электроэнергию надо беречь, экономить, выключать лишние приборы;
• причину появления статического электричества;
• как провести простейшие опыты с электричеством.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
• выполнять действия по организации простейших опытов с электричеством;
• задавать вопросы, искать ответы;
• выдвигать гипотезы и проверять их;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
• оформлять результаты наблюдений в виде рисунков;.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
• Изучение методической литературы по проблеме познавательно-экспериментальной деятельности,
• Изучение и анализ уровня знаний детей по теме,
• Развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования.
• Создание информационного пространства для родителей.
• Составление плана проекта.
Основной этап:
• Осуществление поставленных задач,
• Наработка диагностического, методического, практического материала,
• Определение наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, родителями, по организации естественнонаучных наблюдений и экспериментов с детьми.
• Организация развивающей предметно-пространственной среды группы.
Работа с детьми:
1. Беседы по познавательному развитию:
- «Что мы знаем об электричестве»,
- «Где живет электричество? ».
- «История возникновения электричества »
- «Как электричество попадает к нам в дом»
- «Откуда к нам пришла электрическая лампочка»
- «Электричество в природе»
- «Электроприборы»
- «Правила безопасности»
2. Экспериментальная деятельность:
- Эксперименты по статическому электричеству
- Электрическая цепь
- Изготовление домашней батарейки
3. Организация сюжетно-ролевых игр:
- «Постройка электростанции»
- «Постройка современного муравейника»
- «Постройка янтарного замка»
- «Мы электрики»
4. Дидактические игры: «Найди отгадку», «Четвёртый лишний, «Эволюция окружающих нас вещей – электрическая лампочка», «Как предметы помогают человеку»; «Что есть сейчас и что было раньше», «Да – нет. », «Скажи дальше», «Поехали», «Мой друг - утюг»
5. Продуктивная деятельность:
Рисование: «Молния», «Северное сияние», по сказке «Сердце матери», «Янтарный замок, «Северное сияние», зарисовки проведённых опытов.
6. Чтение художественных произведений:
- Сказки об электричестве: «Величество - электричество», «Сказка о летающем яблоке», «Шарики под потолком», «Верь слову родителей», «Муравьи и электричество», «Петька и королева электронного мира», «Сказка о жадной старухе и справедливой рыбке»;
- Сказки о лампочке: «Сказка про старую электрическую лампочку», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло», «История о солнце и электрической лампочке»;
- Сказки о бытовых электроприборах: «Сказка о том как электроприборы в магазине поссорились», «Электрообогреватель и печка», «Сказка о венике, совке и зазнайке пылесосе», «Кот Барсик и стиральная машина», «Утюг и платье», «Сгоревшее печенье», «Кто спас деревню? », «Живое радио персидского царя», «Виртуальный мир и реальность»;
- Сказки о молнии: «Сказка про гром и молнию», «Сердце матери».
- Сказки о северном сиянии: «Легенда о Северном сиянии», «Сказка о Северном сиянии»
- Сказки по электробезопасности: «Новогоднее приключение», «Незабываемая встреча», «Сказка о непослушайке», «Сказка о чудовище»
7. Создание фотоальбома «Мы знакомимся с электричеством».
8. Изготовление карточек-схем по правилам пользования электроприборами.
9. Просмотр с детьми мультфильмов, научно-популярных фильмов:
- Фиксики «Электричество»
- Фиксики «Батарейки»
- Фиксики «Провода»
- Урок «Откуда берётся электричество? »
- Уроки осторожности тётушки Совы.
10. Работа с родителями:
• Консультации: «Как помочь ребёнку пострадавшему от удара электрическим током», «Безопасность дошкольника», «Безопасность ребёнка дома»
• Выставка иллюстраций, фото.
• Выставка детских рисунков
Заключительный этап:
• Анализ проделанной работы,
• Диагностика уровня развития исследовательских навыков детей;
• Определение уровня компетенции родителей по организации естественно-научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
Продукт проекта
Изготовление дидактических игр.
Организация творческой выставки.
Создание фотоальбома «Мы знакомимся с электричеством»
Проведение викторины.
План реализации проекта.
Этапы. Совместная деятельность детей и взрослого. Цель: Выявление уровня знаний детей по теме.
1. Беседа: «Что такое - электричество».
2. Чтение сказки «Величество - электричество» авт. Ялисеева Яна
3. Беседа: «Что мы знаем об электричестве», Рассматривание иллюстраций.
4. Беседа: «Где живёт электричество? »
5. Беседа: «История возникновения электричества». Рассматривание иллюстраций.
6. Просмотр мультфильма «Янтарный замок».
7. Беседа: «Как электричество попадает к нам в дом?». Рассматривание иллюстраций.
8. Просмотр мультфильма «Откуда берётся электричество?».
9. Просмотр мультфильма «Провода».
10. Просмотр мультфильма «Батарейки».
11. Беседа: «Откуда к нам пришла электрическая лампочка?». Рассматривание иллюстраций.