Формирование базовых национальных ценностей РФ

Конева Светлана Леонидовна

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

Одной из форм по патриотическому воспитанию я выбрала социальный проект "Маленький патриот". 

Проект направлен на: воспитание у детей чувства любви к малой родине и своей семье, развитие у дошкольников чувства уважения к труду, приобщение детей к общечеловеческим ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkiy_patriot.docx163.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ДЕТСКИЙ САД «КАПЕЛЬКА»

Юридический адрес: Россия, 623340, Свердловская область, Артинский район, р.п. Арти,

ул. Розы Люксембург, 5 А, телефон: 89002101097

                       https://fsd.multiurok.ru/html/2022/03/23/s_623aae57b4082/phpQPBzRu_BUKLET-RAVST-POTR-VOSPIT_html_1b3b6f9c49b471a9.jpg

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Маленький патриот»

Возраста детей: 3– 4 лет

Срок реализации: 01.11.2023г. – 30.04.2024г.

Составили воспитатели:

Голованова Н.С.

Конева С.Л.

Прохорова И.А.

Содержание

Паспорт проекта

Введение

1.1

Принципы и формы работы над проектом

1.2

Этапы реализации проекта

1.3

Календарно-тематическое планирование

1.4

Перспективный план работы с родителями

1.5

Перспективный план организации предметно-развивающей среды

Заключение

Список информационных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Паспорт проекта

Участники

• Дети 3-4 лет.

• Воспитатели.

• Родители.

Тема проекта

«Маленький патриот»

Тип проекта (по продолжительности)

среднесрочный

Актуальность проекта

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического, краеведческого воспитания детей.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Проблема

 В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека.

Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Объект

Дети, родители детей младшего дошкольного возраста, педагоги.

Планируемый результат

Для детей:

-сформированы социально значимые чувства, желания, социальные навыки, чувство гордости за свою семью;

- расширены знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о родном крае.

- появился интерес к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи и детского сада;

- у детей развита любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Для родителей:

- Использование, полученной информации во время проведения проекта, в домашних условиях для нравственно-патриотического воспитания детей.

- Педагогическая компетентность родителей по вопросу нравственно-патриотического воспитания ребенка.

Для педагогов:

- Установлены партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединены усилия для развития и воспитания детей в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

Создание предметно-развивающей среды в группе:

1.  Оформление патриотического центра.

2.Подбор литературы, иллюстраций, фотографий по патриотическому воспитанию.

3. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым.

4. Изготовление дидактических игр.

5. Изготовление методических пособий.

Цель проекта

Создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного поселка.

Задачи проекта

Для детей:

- развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;

- формировать у детей представление о семье;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;

- расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках;

- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края;

- формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.

Для родителей:

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу нравственного становления и воспитания личности ребенка;

- дать представление родителям о значимости нравственно-патриотического воспитания.

Для педагогов:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания;

- повысить уровень знаний педагогов о проблемах нравственного воспитания детей в условиях семьи и ДОО.

Методы исследования

Наблюдение, игры, беседы, консультации

Этапы реализации проекта

Подготовительный-

Подбор информации, материала по нравственно-

патриотическому воспитанию.

- Составление плана информационно - познавательного

проекта.

- Разработка конспектов образовательной деятельности с

использованием развивающего обучения.

- Организация предметно - развивающей среды.

- Подбор и создание наглядно - дидактического материала по нравственно-патриотическому воспитанию.

- Привлечение родителей к реализации проекта.

Практический-

- Реализация цели и задач проекта в соответствии с

перспективным планом проекта.

Заключительный-

- Создание фотоколлажа.

- Обобщение материалов проекта, соотношение

прогнозируемых результатов с полученными.

Продукт проекта

- Методический сборник реализации проекта: перспективное планирование, конспекты бесед.

- Творческий продукт: презентация проекта, выставка - коллаж.

Перспектива проекта

Разработка проекта для среднего возраста

Введение

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Все начинается с того, что видит перед собой «маленький человек». И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, и родная природа -  все это Родина.  Сколько открытий делает ежедневно ребенок.

    В последнее время чувство патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится одной из актуальных проблем.  Осознание значимости   воспитания у детей чувства патриотизма помогло нам создать проект «Маленькие патриоты».

Проект нравственно – патриотического воспитания «Маленький патриот», разработана с учётом примерной основной программы, реализуемой в детском саду.

Проект определяет содержание, основные пути развития нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении и направлен на воспитание патриотизма и формировании гражданственности, имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Проект представляет собой определенную систему содержания форм, методов и приемов педагогических воздействий, рассчитанных на младший дошкольный возраст.

  1. Принципы и формы работы над проектом

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родной области с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывается в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью и т. п.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства, которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию применяются следующие формы:

•Образовательные ситуации;

•Проектная деятельность;

•Игры (дидактические, подвижные (народные игры), настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные);

• Праздники и развлечения;

• Театрализованная деятельность;

• Выставки, конкурсы творческих работ;

• Целевые прогулки и наблюдения.

  1. Этапы реализации проекта

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий к реализации проекта «Маленький патриот»

Задачи:

Изучить нормативную базу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

Обеспечить методическое сопровождение реализации проекта.

II этап: практический

Цель: реализация проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленький патриот».

Задачи:

Создание развивающей среды

Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

Разработать методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию.

Вовлекать в систему нравственно-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Принимать участие в конкурсах по нравственно-патриотическому воспитанию.

III этап: заключительный

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Задачи:

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию затруднений в реализации проекта.

Спланировать работу на следующий год.

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема №1 «Моя семья и ее традиции»

декабрь

Цель: формирование у детей понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи на данном этапе:

1.Формировать у детей представление о семье и ее традиций.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности.

Работа с детьми:

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Разыгрывание ситуаций:        «Маленькие помощники».

3.С/р игра «Семья», «Дочки-матери»., «Ждем бабушку в гости».

3.Заучивание потешки «Расти коса до пояса»

4. Игра – драматизация: «Петушок и его семья».

5.Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

6.Дидактические игры: «Как зовут членов семьи», «О семье».

7. Подвижная игра «Курица и цыплята»

Тема №2 «Мой любимый детский сад»

январь

Цель: формировать у детей интерес к жизни и деятельности сверстников и взрослых в детском саду и за его пределами.

Задачи на данном этапе:

1. Ввести детей в проблемную ситуацию, узнать: как живут дети и взрослые в

детском саду? Чем они занимаются? Как относятся друг к другу?

2.Создать в группе условия, благоприятные для формирования между детьми доброжелательности;

3.Формировать доверчивое отношение к знакомым взрослым (сотрудникам детского сада), которые ждут их, заботятся о них;

4. Формировать патриотическое воспитание, через эмоциональную отзывчивость.

Работа с детьми:

1.Экскурсия по детскому саду

2. Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

3.Беседы «Детский сад – наш дом родной», «Что такое дружба?», «Мои друзья».

4. Игра – беседа «Если бы не было…», «Всё ли у нас в порядке в группе».

5. Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем», «Кому что нужно для работы?»

6. Чтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

7.С/р игра «Детский сад».

8.Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»

Тема №3 «Наши защитники»

Февраль

Цель: формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).

Задачи на данном этапе:

1.Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

2.Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

3.Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.

4.Познакомить с видами российских войск.

Работа с детьми:

1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии служил».

2.Игра – беседа: «Маленький капитан», «Летят самолёты».

3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4.Изготовление подарков для пап.

5.Пение песен, заучивание стихов об армии.

6. Дидактические игры: «Российская армия», «Военная техника».

7.Рассматривание иллюстраций из альбома «С днем Защитника Отечества».

8.Подвижная игра «Снайпер», «Перестрелка», «Самолеты»  

9. Игровая деятельность «Сильные и смелые».

Тема №4 «Моя мама»

Март

Цель: дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага.

Задачи на данном этапе:

1.Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг.

2.Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Работа с детьми:

1.Беседа с детьми о своих мамах.

2.Изготовление подарков для мам.

3.Пение песен, чтение стихов о маме.

4.С/р игра «Дочки – матери».

5.Знакомство с «правилами чистюли».

6.Дидактическая игра: «Моя Мамочка», «Нади маму и ее детеныша»

7. Праздник 8 Марта.

8. Словесная игра «Мамочка», «Как зовут твою маму».

9. Подвижная игра «Курочка и цыплята».

10. Игра-ситуация «Мамы укладывают детей спать».

11. Инсценировка «Как котенок маму искал».

Тема №5 «Мой Родной край»

апрель

Цель: формировать элементарные представления о своем поселке, Родине.

Задачи на данном этапе:

1.Пополнить знания детей о поселке, в котором мы живем.

2.Формировать умение передавать свои впечатления в рисунках.

3.Побудить в детях чувство любви к своему городу.

Работа с детьми:

1. Беседа «Знаешь ли ты свой поселок?»  

2. Рассматривание фотографий «Наш поселок»

3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка

4. Разучивание пальчиковой гимнастики «На поляне дом стоит», «Это дом»

5. Конструирование «Дом, в котором мы живем»

6. Беседа «В каких местах нашего поселка ты бывал с родителями?»

7. Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Магазин», «Больница»

8. Игра – путешествие «Мой поселок»

9. Дидактическая игра «Дверная скважина»

1.4 Перспективный план работы с родителями

Декабрь

1. Консультация: «Моя семья –моя крепость»

2. Консультация: «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

 3. Изготовление фотоальбомов: «Моя семья».

Январь

  1. Памятка для родителей: «Правила семейного воспитания».
  2. Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка в детском саду»
  3. Зимнее оформление участка «Наш участок»

Февраль

  1. Памятка для родителей: «Воспитание будущего патриота!»
  2. Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  3. Почта одного дня «Вы спрашиваете, мы отвечаем».

Март.

  1. Консультация «С чего начинается Родина?», «Мир нужен всем».
  2. Стенгазета «Мама милая моя!»
  3. Буклет "Растим патриотов своей страны"

Апрель.

  1. Альбом «История нашего поселка».
  2. Буклет «Россия – страна в которой мы живем».

Май. 

1.Размещение в родительском уголке наглядного материала на тему: «Памятка для родителей. Уроки поведения детей на улице»

2.Индивидуальные беседы с родителями: нарисовать или подобрать фотографии, стихотворения о родном поселке для группового коллажа.

.

 

1.5 Перспективный план организации предметно-развивающей среды

Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору, занимает особое место в педагогическом процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации эколого – этнографической работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала. Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую, вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя, особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Поэтому сегодня первоочередная задача педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитывать настоящего, достойного человека – гражданина России.

Список информационных источников

  1. Н.В. Алёшина, Патриотическое воспитание дошкольников  Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
  2. Л.А.  Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
  3. Н. Малюшова Здравствуй, музей  Н. Малюшова  Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29.
  4. М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.  М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
  5.  Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников  Т. Чумалова  Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  6. О.Л.Князева, Д. М. Маханева  Приобщение детей к истокам русской народной культуры  Санкт- Петербург, 1997 год.

Приложение 1

Консультация для родителей:

« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников ».

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.

Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на

беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

Специальные социологические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации для родителей.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку,

радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него

- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,

поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,

магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих

учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и

озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное

поведение в общественных местах.