Методическая копилка
Конспекты уроков, занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_i_nezhivaya_priroda._okruzhayushchiy_mir.docx | 23.94 КБ |
zhivotnye_v_kosmose.docx | 24.22 КБ |
literatura_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 24.81 КБ |
matematika._vneklassnoe.docx | 65.43 КБ |
matematika._massa.docx | 25.18 КБ |
orientirovanie_na_mestnosti.docx | 22.94 КБ |
pochva.docx | 24.13 КБ |
urok.docx | 21.04 КБ |
algoritm_slozhen_i_vychit_mnogozn_chisel.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Живая и неживая природа»
Тема урока: «Живая и неживая природа»
Тип урока: усвоение новых знаний
Класс: 2 класс
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о неживой и живой природе.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о природе, отличительных особенностях живой и неживой природы;
- создать условия обучающимся для умения на конкретных примерах раскрывать связь между неживой и живой природой в совместной учебно-познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умение рассуждать, быть внимательными и активными;
- развивать познавательный интерес;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, интерес к предмету, любознательность.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: будут уметь различать объекты живой и неживой природы; называть признаки живых существ; устанавливать связи между живой и неживой природой.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- искать, получать и использовать информацию;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Коммуникативные:
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- высказывание своей точки зрения, приводя аргументы;
- принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
Личностные:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Оборудование: ТСО, учебник по окружающему миру за 2 класс, карточки с картинками, дидактические карточки с изображение живой и неживой природы.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный этап (1мин) | - Прозвенел звонок, начинается урок! | - Приветствуют учителя | Личностные: формирование готовности познавать, усваивать новые знания |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | -Посмотрите в окно, что вы увидели? - Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? - А как мы можем назвать все, что нас окружает? - Верно! А природа может быть неживой? Живой? - Как вы думаете какова тема нашего урока? - Молодцы, тема нашего урока «Живая и неживая природа» | - Растения, облака, солнце, людей и т. д. - Живые и неживые - Окружающий мир, природа - Да! - Живая и неживая природа | Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения анализировать объект делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. |
3.Актуализация знаний (2 мин) | - Мы с вами изучаем природу. А что такое природа? - Действительно, лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, вода дождь, снег – все это природа. А есть то, что не относится к природе? - Как же тогда более точно сформулировать определение природы? - Мы с вами выяснили, что природа делится на живое и неживое. А теперь будем разбираться. | - Природа – это все, что нас окружает - Все, что сделано руками человека - Природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека | Познавательные: умение выделять существенную информацию Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей Регулятивные: развитие самоконтроля |
4. Первичное усвоение новых знаний. (12 мин) | - Для этого мы должны с вами выделить признаки живого организма. – Посмотрите на доску. Что вы там видите? – На какие две группы можно разделить все предметы? – На доске мы получаем: 1 группа – зонт, мяч, книга. Эти все предметы созданы руками человека. 2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. - Все это создано природой. Убираем картинки, на которых изображены предметы, созданные человеком. Делаем вывод 1: все то, что не создано руками человека и мы сами, называется природой. – Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? - На доске мы получаем: Живая природа: Дерево Медведь Бабочка Дети Цветок Неживая природа: камни звезды вода солнце сосулька Физкультминутка Добрый лес, старый лес. (Широко разводим руки в стороны) | - Дышат, питаются, растут, размножаются - Различные картинки - Первая группа – то, что создано руками человека, вторая группа – то, что создано природой - На живое и неживое. | Познавательные: строить рассуждение или доказательство своей точки зрения по теме, умение выделять существенную информацию Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и приминать учебную задачу, формулирование и аргументация своего мнения и позиции, достаточно полное и точное выражение своих мыслей |
5. Первичная проверка понимания (7 мин) | – Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? На доске появляется первый признак жизни – движение. – Что еще отличает живое от неживого? На доске появляется второй признак жизни – рост. – А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? - Зная эти признаки, выполним следующее задание (Дидактическая игра «Живое-неживое», игровая технология). - Сейчас я раздам вам карточки с изображением объектов живой и неживой природы. Вам нужно распределить их в 2 группы – то, что относится к живой природе, а что к неживой. - Молодцы, ребята! | - Живое может двигаться - Живое растет - Питание - Оно погибнет - Растения, животные и люди рождаются вновь - Движение, рост, питание, смерть, размножение - дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д. - Выполняют задание | Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений Коммуникативные: формулировать собственное мнение; выражать свои мысли в устной форме. |
6. Первичное закрепление. (10 мин) | - Итак, ребята, сейчас мы научимся с вами составлять «кластер». Кто-нибудь знает, что это? - Кластер – это схема, в которой есть главное слово, которое расширяется со словами-помощниками. - Сейчас мы составим с вами кластер по теме нашего урока. - Как думаете, какое слово будет главным? - Верно! А какие слова пойдут дальше? - А что мы будем записывать дальше? - Правильно! Теперь доделайте кластер самостоятельно, а потом мы проверим ваше выполненное задание. Проверка и обсуждение кластера. | - Природа - Живая и неживая - Дальше под неживой природой мы будем записывать ее объекты, а под живой – её. Например, живая – растения, животные, неживая – планета, воздух, горные породы. | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку учебного задания; |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | - Открываем дневники и записываем домашнее задание. - В рабочих тетрадях на с. 8 дома вы сможете выполнить интересное творческое задание. Каждый из вас может побыть исследователем и ответить на вопросы: Что называется природой? Какая связь между живой и неживой природой? | - Записывают домашнее задание в дневник | |
8.Рефлексия (3 мин) | – Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
- А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите зеленый карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. желтый, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. и красный – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. | - Сегодня мы узнали, что относится к живой природе, а что к неживой. - Дома мы сможем рассказать родителям о признаках живого и неживого. - Растения, животные, грибы, бактерии. - Звезды, планеты, воды, осадки и т.д. - Оценивают результаты своей деятельности | Регулятивные: выполнять самооценку работы на уроке; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность на уроке |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия с элементами исследовательской деятельности ко Дню космонавтики для 2 класса
Тема: «Животные в космосе»
Цель: создание условий для обогащения знаний учащихся об истории праздника «День космонавтики».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с видами живых организмов, побывавших в космическом пространстве;
- изучить общую информацию о полётах животных-космонавтов;
- обобщить и расширить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
Развивающие:
- развивать память, навыки общения, внимание и зрительное восприятие в ходе познавательного процесса.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к нашей планете Земля, воспитывать гражданина страны.
Оборудование: ТСО, разрезанные картинки.
Ход мероприятия:
Этапы мероприятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами. Сегодня у нас пройдет необычное занятие, а начнём мы его с улыбки улыбнитесь друг другу, глубоко вдохните и выдохните. Желаю вам хорошего настроения. - Ребята посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? - Какой сейчас месяц? - Какой праздник отмечает наша страна в апреле? Какого числа? - Молодцы! - Как думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? | Приветствуют учителя - Весна - Апрель - День космонавтики- 12 апреля. - Речь пойдет о космосе, о Дне космонавтики. |
2.Основной этап | - С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах! Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. - А вы знаете кто были самыми первыми космонавтами? - Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. - А почему люди не отправились в космос первыми? - До выхода человека в космос (1961 год) полёты животных имели цель проверить, могут ли будущие космонавты выжить после полёта, и если да, то как полёт может сказаться на их здоровье. Такие опыты были необходимы для того, чтобы открыть дорогу в космос человеку. - Как вы думаете, кто самым первым из животных полетел в космос? - Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живая. - Биологические эксперименты с собаками включали проведение исследований по возможности полётов в космос живых существ, наблюдение за поведением в условиях таких полётов. - Учёные исследовали воздействие на животных факторов физического и космического характера: изменённой силы тяжести, вибрации и перегрузок, звуковых и шумовых раздражителей, воздействия космического излучения. - Большинство исследований с собаками было проведено в Советском Союзе в 50-х и 60-х годах XX века. Тогда же, в 60-х годах, несколько запусков ракет с собаками в верхние слои атмосферы осуществлялись в КНР. - Наиболее близкие к человеку по физиологии обезьяны многократно запускались в космос США. Первоначально между 1948-1961 и по одному полёту в 1969 и в 1985 годах. - Всего в космос летали 32 обезьяны; каждая только по одному разу. Были использованы обезьяны из нескольких видов: макаки-резусы (большинство), макаки-крабоеды и обыкновенные беличьи обезьяны, свинохвостые макаки, шимпанзе. - Кошки запускались в космос только Францией. Считается, что успешный суборбитальный полёт совершил кот Феликс, хотя многие источники утверждают, что первой в мире кошкой, совершившей космический полёт, была Фелисетт. - 18 октября 1963 года Франция запустила в околоземное пространство ракету с кошкой на борту. В подготовке к этому полёту принимало участие двенадцать животных, главным кандидатом на полёт был кот Феликс. Он прошёл интенсивную подготовку и был утверждён на полёт. Однако незадолго до запуска кот сбежал, и его срочно заменили Фелисеттой. - Эксперимент прошел благополучно, кошку извлекли из капсулы живой и невредимой. О её жизни после знаменательного полёта ничего не известно. - В рамках «лунной программы СССР» 15 сентября 1968 г. на борту космического корабля, названного в печати «Зонд-5», находились две среднеазиатские черепахи. Полёт был перенесён черепахами нормально. После возвращения на Землю черепахи были активными – много двигались, с аппетитом ели. - Отдохнем немного и выполним зарядку! Физкультминутка Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны) Начинаем тренировку, (Наклоны вперед) Чтобы сильным стать и ловким. Ждет нас быстрая ракета (Приседают) Для полета на планету. Отправляемся на Марс. (Кружатся) Звезды в гости ждите нас. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны) И поднимется до звезд. (тянемся вверх) - Ребята подготовили для нас небольшие проекты про животных-космонавтов! Послушаем их. - Ребята, молодцы! Спасибо! Теперь мы узнали немного больше о животных-космонавтах. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. - Ребята, кто был первым космонавтом? - Юрий Алексеевич Гагарин (1934г. – 1968г.) - 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур, с первым космонавтом Земли - гражданином России Юрием Алексеевичем Гагариным на борту, 1 ч. 48 минут длился первый полёт человека в космосе, за это время ракета облетела весь земной шар и благополучно вернулась на Землю. - А первой женщиной-космонавтов стала Валентина Владимировна Терешкова. 16 июня 1963 года в Советском Союзе на орбиту спутника Земли выведен космический корабль "Восток-6" впервые в мире пилотируемый женщиной – гражданкой Советского Союза космонавтом товарищем Терешковой Валентиной Владимировной. - Проведем небольшую викторину, а для этого разделимся на 4 команды. - Поехали! 1) Назовите дату полета человека на космическом корабле в открытый космос. 2) Назовите имя первого человека, полетевшего в космос на корабле. 3) Как звали собаку, которая совершила полет в космос на спутнике 3 ноября 1957 года и не вернулась, погибла в космосе от перегрева? 4) Сколько планет в нашей Солнечной системе? 5) Назовите имя первой женщины - космонавта, отправившейся в космос. 6) Как звали первых собак, совершивших удачный полет в Космос? 7) Огромное раскаленное космическое тело, благодаря которому существует все живое 8) Спутник планеты Земля - Наше занятие близится к концу. Чтобы стать настоящими космонавтами предлагаю вам собрать изображение и узнать, что же там спряталось. | - Ракета - Животные - Полеты животных были нужны для того, чтобы люди могли понять опасен ли для них полет - Предположения учащихся - Учащийся 1: «Кошка в космосе» - Учащийся 2: «Обезьяны в космосе» - Учащийся 3: «Собака по кличке Лайка» - Учащийся 4: «Путешествие Белки и стрелки в космос» - Юрий Гагарин - 12 апреля 1961 года - Юрий Алексеевич Гагарин - Лайка - Их 8: Меркурий, Венера, Марс, Земля, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун - Валентина Терешкова - Белка и Стрелка - Солнце - Луна - Выполняют задание учителя |
3.Заключительный этап | - О чем мы сегодня говорили на уроке? -Ребята, если вы были активны сегодня на занятии, покажите пальчик вверх. -Если что-то у вас не получалось, то покажите палец вниз. - Спасибо за урок! Ребята, вы совершили замечательное путешествие. За это вы получаете медаль «Отважного Космонавта». | - Сегодня на уроке мы говорили о животных-космонавтах, о людях, которыми первыми побывали в космосе. |
Приложение 1
Кошка в космосе Единственный запуск кошки в космос был осуществлён Францией 18 октября 1963 года. В полёт отправилась кошка Фелисетт, которая достигла высоты более 100 км и благополучно вернулась на землю. В 1963 году на улицах Парижа было отловлено 30 беспородных кошек и направлены во французский Национальный центр космических исследований. Из них отобрали 14 особей, которые проходили обследования, анализы и тренировки. 18 октября 1963 планировали отправить в космос маленького кота по кличке Феликс. Но, придя утром к кошачьему вольеру, учёные обнаружили его пустым - кот Феликс дезертировал из рядов исследователей космоса в самый неподходящий момент, тогда его место заняла случайная героиня по кличке Фелисетт. Фелисетт нашли на парижских улицах, но из маленького бездомного котёнка «астрокошка» превратилась в самую настоящую звезду. В 1963 году Фелисетт поднялась на высоту 210 километров над Землёй. После полета спасательная служба обнаружила отделившуюся от ракеты капсулу с кошкой через 13 минут после старта. И согласно данным, которые были получены после полета, кошка чувствовала себя хорошо. Она пробыла в космосе всего пятнадцать минут и вернулась на родную планету национальной героиней. |
Обезьяны в космосе До того, как первый человек отправился в космос, кто там только ни побывал. В США основной удар на себя взяли обезьяны. Первой обезьяной, запущенной в орбитальное пространство Земли с космодрома 11 июня 1958 года, стала макака по имени Альберт I. Она не смогла выжить. Настоящим героем, и первой обезьяной, стяжавшей настоящую внеземную славу, можно считать шимпанзе Хэма. Он полетел в космос 31 января 1961 года. С самых первых минут полета Хэму было непросто. Его дрессировали нажимать кнопки, реагируя на световые сигналы в течении пяти минут. В случае неверной реакции, Хэма должно было бить током в пятки. Несмотря на то, что Хэм был дисциплинированной обезьяной, во время полета он столкнулся с неожиданными трудностями. Сколь бы вовремя он ни нажимал на кнопки, его все равно било током. Это было связано с поломкой систем корабля. Полет Хэма дал исследователям больше вопросов, чем ответов. Нужны были новые запуски. Уже 29 ноября этого же года на покорение космоса был отправлен шимпанзе Энос, за ним - макака Бони. |
Собака по кличке Лайка Первым из собачьего рода, побывавшая в космосе была Лайка. Она полетела 3 ноября 1957 года на космическом корабле Спутник - 2. Лайка космонавт – первое во всём мире животное, которое попало на земную орбиту. За состоянием Лайки наблюдали при помощи датчиков, вживлённых рядом с лёгкими и сонной артерией. При выводе на орбиту у Лайки было замечено трёхкратное превышение пульса, но затем её состояние восстановилось. Правда, ненадолго. Через 5 часов от старта Лайка погибла от перегрева. В 2008 году в Москве Лайке был установлен памятник с основанием-ракетой и верхушкой-ладонью. |
Путешествие Белки и Стрелки в космос Белка и Стрелка – собаки-космонавты, которые первыми так долго были в космосе. 19 августа 1960 года они совершили полет в космос на корабле «Спутник-5». Длительность этого полета составила более 25 часов. За это время корабль 17 раз обошел вокруг Земли и преодолел расстояние 700 тысяч километров. Белка и Стрелка – первые животные, которые совершили полет в космос и благополучно вернулись на Землю. Главной целью полета Белки и Стрелки в космос было исследование влияния на организм факторов космического полета. Благодаря данному испытанию удалось узнать о реакции живого организма на перегрузки и длительную невесомость. Белка – девочка белого окраса, лидер команды, наиболее активная и общительная. Стрелка – несколько более робкая, но дружелюбная, светлого окраса с коричневыми пятнами. Обе собаки на момент полета в космос были возрастом около 2,5 лет. |
Предварительный просмотр:
Тема: Устное народное творчество
Класс: 2 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель: закрепление знаний о устном народном творчестве
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятия об устном народном творчестве;
- поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
Развивающие:
- развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
- развитие грамотной устной речи;
- формирование навыков выразительного чтения;
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
- воспитание нравственных качеств.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать, выражая настроение произведения, учитывая ритм текста; получат возможность научиться контролировать свое чтение
Метапредметные:
Познавательные:
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам;
- умение ориентироваться на развороте учебника;
- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные:
- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | - Прозвенел звонок, начинается урок! | - Приветствуют учителя | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. |
2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | - Что такое устное народное творчество? - Проанализируйте некоторые тексты с точки зрения жанра фольклора, которые я вам зачитаю и скажите какой это жанр устного народного творчества
А были чудеса и почуднее того: По поднебесью медведь летит Ушками, лапками он помахивает, Серым хвостиком поправливает..» - Все верно! Молодцы! | - Это то, что народ передавал из уст в уста - Сказка - Былина - Поговорка - Небылица | Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение вести диалог, слушать собеседника, учителя Регулятивные: умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Сегодня мы будем развивать наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию. Наш урок посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много знаете по этой теме, как умеете работать в команде, помогать друг другу. | Регулятивные: умение выбирать действие с поставленной задачей, выполнять учебное действие Коммуникативные: слушать учителя | |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) | «Кончил дело – гуляй смело!» - Ребята, что это я сказала? - Сейчас я вам раздам карточки с заданием. Вам необходимо соединить начало и конец пословицы - Что скрывает каждая пословица? На доске: Зола Арык Год Ангина Долг Кора Алмаз - Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх составленное из последних букв слов. - Что такое загадка? - Загадка – один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас немного сведений. Большинство учёных связывает возникновение загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с тайной речью. Имеется много свидетельств, что и наши предки активно пользовались тайной речью. Использовалась она не только в военных делах, но и в повседневной хозяйственной жизни. Например, у славян существовал обычай, когда сноха (жена сына) должна была первое время хранить молчание; имя её в доме не должно было произноситься. Это делалось для того, чтобы умершие предки, зная язык своего рода, не поняли бы, что в их род, семью, пришёл «чужой» человек. Физкультминутка Отложите-ка тетрадку! Раз, два! Становитесь на зарядку! Раз, два! Сладко-сладко потянулись, Ваши губы улыбнулись? В XIX веке были записаны некоторые фрагменты таких речей. Что, например, значила такая фраза: «Ерзунь- от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!» Всего - навсего: «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!» – Федул, чего губы надул? – Кафтан прожёг. –Зашить можно? – Да иглы нет. – А велика ли дыра? – Один ворот остался. - Что это? - Раз, два, три, четыре, пять, - Как называется этот жанр народного творчества? - Кто может привести пример своей считалки? Молодцы, ребята! - Что такое сказка? | - Это пословица - Выполняют задание данное учителем - В каждой народной пословице скрывается поучительный смысл – народная мудрость - Загадка - Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать. - Потешка - Считалка - На златом крыльце сидели: - Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ | Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать свою позицию Познавательные: применение полученных знаний при выполнении заданий Коммуникативные: умение выражать свои мысли, сотрудничать, Регулятивные: Коррекция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; |
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | - Небольшая викторина. Отвечайте на вопросы быстро!
- Игра «Закончи пословицу». Делу – время, ... Без труда не вынешь и... Дело мастера... Работнику – медовые пышки, ... Нет друга – ищи, ... - Сейчас мы выполним небольшой тест и проверим как вы усвоили материал. | - Кашей - Бобовым зернышком - Из топора - Платочек - Мышка - Купца - Жучка - Потехе час - Рыбки из пруда - Боится - Лодырю еловые шишки - А нашел береги - Выполняют тест | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; смысловое чтение; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности Регулятивные: проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция. |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Дома вам нужно нарисовать одного из персонажа русских народных произведений и рассказать о нем | - Записывают домашнее задание | |
7.Рефлексия | - А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. | - Оценивают результаты своей деятельности | Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные:самооценка; осознанность учения |
- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: ТСО, учебник, карточки с самостоятельной работой, карточки с самостоятельной работой
Ход урока:
1. Определи жанр произведения: Чики, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточки на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. а) пословица; б) небылица; в) скороговорка 2. Определи жанр произведения: Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи-ка, Дрема, в дом, Напусти нам угомон. а) частушка; б) колыбельная; в) скороговорка. 3. Определи жанр произведения: Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застала. а) загадка; б) пословица; в) скороговорка 4. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это – а) считалка; б) пословица; в) загадка. 5. Какая из этих сказок не является народной? а) «Два Мороза»; б) «Лиса и журавль»; в) «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по математике на тему «Математический турнир»
Тема: «Математический турнир»
Класс: 4 класс
Цель: обобщение знаний по пройденному материалу по предмету «Математика».
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию творческих и умственных способностей, учащихся (логического мышления, смекалки, сообразительности и др.);
- способствовать закреплению умений и навыков, полученных на уроках математики;
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- формировать умение использовать знания в нестандартной ситуации, формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам.
Развивающие:
- развивать чувства сопереживания результатам труда;
- способствовать развитию коммуникативного общения;
- способствовать развитию стремления преодолевать трудности, формирования дружного коллектива, умения работать в команде.
Воспитательные:
- способствовать привитию интереса к математике;
- воспитывать коллективизм, сплоченность, воспитание терпения.
Оборудование: ТСО, карточки с заданиями
Ход занятия:
Этапы занятия (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | - Здравствуйте, ребята! - Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука Эта математика! - А сейчас вам нужно поделиться на 3 команды. Придумать название и девиз, а затем представиться. | - Приветствуют учителя - Делятся на команды, придумывают девиз и название. |
2. Основной этап | - Итак, представляем свои команды! - Первая команда. - Вторая команда. - Третья команда. - Отлично! - Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику? Зачитайте стихотворение. - Кто еще зачитает стихотворение? - Математика – это очень интересная наука. Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, где означает «мантанейн» - «учиться приобретать знания». Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг. Недаром её называют «гимнастикой ума». - 1 станция "Соображай-ка» Конкурс «Математическая разминка»: Чтоб наше путешествие по лабиринту прошло без заминки, Его мы начинаем... Ну, конечно, с разминки! - Расставь знаки действий и, если надо, скобки так, чтобы выражения были верными. Каждый верный ответ – 1 балл. - Молодцы! Справились! - Идем дальше. Конкурс «Разгадайте ребусы» -На экране ребусы. - 2 станция "Внимательная" Конкурс «Лишний верблюд» - Ребята, что вы знаете о пустыне? - Правильно, там очень много песка, солнца, нет воды. А какие животные там обитают? - А еще к пустыне приспособлен верблюд. У него очень широкие подошвы, которые помогают ему не проваливаться, он может очень долго обходиться без воды. - Посмотрите на эту пустыню, верблюды выстроились в ряд. Когда они идут друг за другом – это слово называется… Каждой команде предлагается конверт, в котором находятся верблюды с числами. Нужно найти лишнего. 1) 4, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 234, 546. 2) 450,451,452,453,454,455,505,456,457,458.
Конкурс «Пирамида чисел». Расставьте числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в кружках так, чтобы сумма чисел на каждой стороне равнялась 20. - 3 станция "Угадай-ка" Конкурс «Назови слова на букву…» Капитанам предлагается выбрать одну из карточек, на которой буквы М, К, П - Я буду читать предложения, а вы заменяете его одним словом, связанным с математикой. Каждый верный ответ – 1 балл. - А теперь каждой команде я буду задавать по 1 вопросу, если команда затрудняется ответить, вопрос переходит другой команде. За правильный ответ – 1 балл. -
| - «Эрудит» Мы команда “Эрудит”, Нас никто не победит! Изучаем, познаём и всегда вперёд идём! - «Умники» Мы умники, а это значит- Нас ждет успех и ждет удача! Вперёд к победе – наш девиз. А кто слабее – берегись! - «Знайки» Очень хочется серьёзно, Много нового узнать, чтобы все делать нам делать- Только на отметку 5! - В наше время, чтобы строить И машиной управлять, Прежде нужно уже в школе Математику узнать. На войне ли современной, В годы ль мирного труда. При расчётах непременно Математика нужна. - Математика повсюду Глазом только поведёшь, И примеров сразу уйму Ты вокруг себя найдёшь. Каждый день, вставая бодро, Начинаешь уж решать – Идти тихо или быстро, Чтобы в класс не опоздать. - а) 1 команда 5 5 5 5=2 б) 5 5 5 5=9 ответы: 5:5+5:5=2 5+5-5:5=9 а) 2 команда 3 3 3 3 3 =13 б) 5 5 5 5 5 =31 ответы: 3*3+3+3:3 =13 5*5+5+5:5=31 а) 3 команда 7 7 7 7 =9 б) 7 7 7 7 =35 ответы: (7+7):7+7=9 7*7-(7+7) =35 - Разгадывают ребусы. - В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из-за жары вода быстро испаряется. - Скорпионы, жук-скарабей, тушканчики, гадюки - Караван - 9 - 505 - 19 - 300 - «Слова на букву «К» (для 1команды) 1. Геометрическая фигура, четырехугольник (квадрат) 2 . 1000 метров – это… (километр) 3 . 1000 грамм – это … (килограмм) 4. Наименьшая денежная единица в России. (копейка) 5. Устройство, облегчающее выполнение сложных арифметических действий. (калькулятор) «Слова на букву «П» (для 2команды) 1.Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр) 2.Геометрическая фигура, четырехугольник (прямоугольник) 3.Результат умножения (произведение) 4. Знак сложения (плюс) 5. Линия, не имеющая ни начала, ни конца (прямая) «Слова на букву «М» (для 3 команды) 1.Наука, изучающая величины, количественные отношения пространственные формы (математика) 2. Основная единица длины в Международной системе единиц, равная 100 см (метр) 3. Единица времени, состоящая из 60 секунд (минута) 4. Знак в виде тире ( - ), обозначающий вычитание (минус) 5. Одно из двух умножаемых чисел или величин. (множитель) - 8 часов - 4 часа - 2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели - Одна, остальные улетели - На 0 - Слагаемые - Множители - 11, кроме февраля - Семь - Треугольник - Квадрат - Многоугольник - Периметр - 0 - 0 - 30 - 4 - 3 - 6 - 1 - Не существует - Узел - 16 кг - 25 - Корень - Разность - Частное - 10 - 10 - Сотни - 100 - 8 - Уменьшаемое - Отрезок - Частное - Миллиметр |
3. Заключительный этап | - Вот закончилась путешествие-игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился В нашем лабиринте отличился? - Жюри подводит итоги. - Всем спасибо за внимание, До счастливых новых встреч! | Подводят итоги. |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике на тему «Единицы массы. Тонна и центнер».
Тема: «Единицы массы. Тонна и центнер»
Класс: 4 класс
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: знакомство с новыми единицами массы (тонна и центнер).
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношения между ними;
- систематизировать знания обучающихся о соотношениях между единицами измерения массы;
- сформировать умение преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие и наоборот.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление;
- развивать умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, уважение и бережное отношение друг к другу;
- содействовать развитию у детей умения общаться, радоваться успехам товарищей, слушать учителя и своих товарищей.
- воспитывать интерес к предмету «Математика».
Планируемые результаты:
Предметные результаты: будут знать новые единицы измерения массы – тонна и центнер, уметь преобразовывать крупные единицы измерения в мелкие наоборот; совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- усвоить единицы измерения массы: тонну, центнер;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания;
- находить ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
- решать задачи по аналогии.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- контролировать себя и партнера при работе в паре.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и планом урока;
- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные:
- развивать навыки работать в паре;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способом решения учебных и практических задач;
- осваивать позитивный стиль общения со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: ТСО, учебник по математике 4 класс, тетрадь.
Ход урока:
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный этап. (1 мин) | - Здравствуйте, ребята! - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость от общения друг с другом. А сейчас настроимся на урок, повторяйте за мной: «Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»! Садитесь. | Приветствуют учителя | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: учатся находить сходства и различия объектов, делать выводы. Личностные: формирование готовности познавать, усваивать новые знания. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | - Определим тему сегодняшнего урока, для этого выполним интеллектуальную разминку. Разгадайте ребусы, записанные на доске Масса, длина, метр - Какое слово лишнее? -Почему? - Сегодня на уроке слово «масса» было исключено вами как лишнее, а на самом деле оно главное. Чтобы научиться чему- то новому, нужно сначала выяснить, что вы уже знаете по данному понятию. - Что такое масса? -Какие единицы массы вы уже знаете? - Какая существует взаимосвязь между этими единицами? -Какая из этих двух величин самая маленькая? - Для чего нужна такая единица массы? - А сегодня мы познакомимся с новыми единицами массы – центнер и тонна. | - Масса - Метр – единица измерения длины. С помощью массы мы измеряем вес предмета - Масса – это величина, характеризующая вес предмета. - Килограмм, грамм - Да, существует. 1 кг=1000г. - Грамм - Такая единица массы нужна, чтобы определить массу очень маленьких и очень легких предметов. | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу. |
3. Актуализация знаний. (5 мин) | - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. - Арифметический диктант. Запишите в тетради получившиеся ответы. - 19 увеличить в 100 раз. - Какое число при счёте предшествует числу 2015? - 3 тысячи увеличить на 305. - Найти разность 2 тысяч и числа 500. - Следующие задание. На доске картинки с изображением зайца и волка. Под картинками: Масса зайца 3 кг. Сколько это граммов? Выразите в граммах. Масса волка 9 000 г. Сколько это килограммов? - Выразите в килограммах. | - Записывают число, классная работа. - 1900 - 6087 - 2014 - 3305 - 1500 3 кг = 3 000 г 9 000г = 9 кг | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: владеют математическими терминами. Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления. |
4. Первичное усвоение новых знаний. (8 мин) | - На доске картинки с изображением медведя и слона. Масса медведя 300 кг, масса слона 5 000 кг. - Выразите массу медведя и слона в других единицах. - Вы видите, что запись неудобная, очень длинная. Для измерения крупных, больших предметов и грузов есть другие единицы измерения. Это центнер и тонна. Посмотрите на доску. Перед вами таблица: 100 кг = 1 ц (центнер) 1 000 кг = 1 т (тонна) - Центнер обозначается буквой «ц», а тонну «т». - Запишите новые единицы массы и их обозначения в тетрадь. - Попробуйте теперь выразить массу медведя и слона. - А ещё можно тонны выразить в центнерах, если мы знаем, что 1 тонна = 10 центнерам (на доску добавляется понятие). - Сколько центнеров весит слон? - Какой можно сделать вывод? Вывод: грамм, килограмм – единица измерения …….. предметов центнер, тонна, - единицы измерения ……… предметов. | 300 кг = 300 000 г 5 000 кг = 5 000 000 г - 300 кг = 3 ц 5 000 кг = 5 т - 5 000 кг = 5 т = 50 ц - Вывод: грамм, килограмм – единица измерения небольших предметов центнер, тонна, - единицы измерения больших предметов. | Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки. Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме. Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
5. Первичная проверка понимания. (9 мин) | - Вспомните из уроков окружающего мира, масса каких животных измеряется в тоннах? - Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом. На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. - Задача «Кто прав?». Решим устно. - Можно утверждать, что кто-то из ребят ошибается? - Запишите это равенство в тетрадь. - Решим задачу: Бегемот может съесть за 10 недель 2 тонны травы, а слон за такое же время может съесть 6 тонн. На сколько больше требуется травы на 1 неделю слону, чем бегемоту? - Что обозначает число 2 тонны? - Сколько недель бегемот ел эту траву? - Что обозначает число 6 т? - За сколько недель слон съел её? - Известно сколько бегемот съел травы за одну неделю? - Известно сколько слон съел травы за одну неделю? - Что надо узнать? - Решите задачу по плану: 1) Выразите 2 тонны в килограммах, затем 6 тонн выразите в килограммах. 2 т = … кг 6 т = … кг 2) Сначала узнайте, сколько бегемот съедает за 1 неделю. Затем, сколько за 1 неделю съедает слон. 3) Сравни: на сколько травы слон съедает больше, чем бегемот. 4) Запиши подробный ответ. - Ребята, те единицы массы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке, появились не очень давно. Издавна на Руси пользовались совсем другими мерами массы. Старорусские меры длины. 1 пуд==40 фунтов=16 кг 1 фунт=410г 1 золотник=4г Пословицы с древнерусскими мерами: 1. Мал золотник, да дорог. 2. Болезнь входит пудами, а уходит золотниками. 3. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. 4. Узнаешь почём фунт лиха. | - Слон, кит, бегемот, горилла \ - Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах - 3 т = 3000 кг = 30 ц - 2 тоны обозначает массу травы, которую бегемот ест за 10 недель. - 10 недель - 6 тонн обозначает массу травы, которую ест слон за такое же время. - 10 недель - Неизвестно - Неизвестно - Нужно узнать, на сколько больше требуется травы на 1 неделю слону, чем бегемоту. 2 т = 2 000 кг 6 т = 6 000 кг 2000:10 = 200 (кг) 6000:10 = 600 (кг) 600 – 200 = 400 (кг) Ответ. на 400 кг больше или на 4 ц больше съедает слон. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции. Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений. |
6. Первичное закрепление. (6 мин) | - А сейчас выполните задание самостоятельно в своих тетрадях. - Выразите в кг: 5 т, 6 ц, 9 т. Выразите в ц: 7 т, 500 кг. Выразите в т: 9000 кг, 12000 кг. | - Выполняют самостоятельную работу | Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин) | - Открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вам предстоит выполнить задание из учебника под номером 47, на странице 23 | - Записывают домашнее задание | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия (6 мин) | - Какие единицы массы вы знаете? - Для чего нужны единицы массы: грамм, килограмм? - Для чего нужны единицы массы: тонна, центнер? - Какая единица массы больше кг, но меньше т? - Какие единицы массы вы ещё знаете? - Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах, спросите у родителей, у бабушек: какие ещё единицы массы они знают? - Если на уроке было всё понятно, покажите ладошки. Если что-то непонятно, покажите одну ладошку. Если совсем ничего непонятно, покажите тыльную сторону ладошки. | - Килограмм, грамм, тонна, центнер. - Чтобы узнать массу небольших предметов. - Для того, чтобы узнать массу больших предметов. - Центнер - Пуд, фунт, золотник | Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе. |
Предварительный просмотр:
Тема: «Ориентирование на местности»
Класс: 3 класс
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: создание условий для закрепления знаний работы с устройством компаса; закрепление умений находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить способы ориентирования на местности;
- учить ориентироваться на местности по окружающим предметам, учить пользоваться компасом, закреплять знание сторон горизонта;
Развивающие:
- создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи;
- развивать умение ориентироваться по сторонам горизонта с помощью компаса;
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: закрепят знания работы с устройством компаса и правилами работы с ним; вспомнят понятия «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта»; закрепят умения находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- искать, получать и использовать информацию;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Коммуникативные:
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- высказывание своей точки зрения, приводя аргументы;
- принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
Личностные:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Оборудование: ТСО, тетрадь
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап (1 мин) | - Добрый день, ребята! - Сегодня мы будем продолжать постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. | - Приветствуют учителя | Личностные: формирование готовности познавать, усваивать новые знания |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (6 мин) | - Я для вас подготовила игру «Доскажи словечко». - Если ты проснулся рано, И в твоё окошко прямо Лучик солнца заглянул, По щеке твоей скользнул, Подмигнул: пора вставать, Утро доброе встречать, Знай, окно твоё, дружок, Смотрит прямо на… - Солнце к ночи утомилось, Целый день оно трудилось, Нам тепло и свет даря. Разливается заря, Замедляет солнце бег И уходит на ночлег, Дрёма машет тихо лапой, Сторона зовётся… - В стороне той, каждый знает, Солнце вовсе не бывает, Ветер прячется холодный, Но порою новогодней Нам оттуда Дед Мороз Шлёт подарков целый воз. В стороне той тени бродят, И метели хороводят, У зимы в морозном зеве Там живёт суровый… - Солнце жаркое в обед С той сторонки шлёт привет. И оно зимою даже Из тепла узоры вяжет, Летом вовсе, как утюг, Сторона зовётся… - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете стороны света. | - Восток - Запад - Север - Юг | Познавательные: анализ и синтез полученной информации на предыдущих уроках Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | - Сегодня мы отправимся в путешествие, а для того, чтобы все прошло хорошо, что мы должны знать и уметь? - Отгадайте загадку: Ты об этом слышал в школе И видал, конечно, в поле, Там, где линия земли С небом сходится вдали. - Верно! - Как определить стороны горизонта в солнечный день? - При солнечной погоде надо в полдень встать спиной к солнцу так, чтобы тень была точно впереди человека. Тогда впереди у него будет север, за спиной - юг, справа - восток, слева – запад. - А по каким признакам мы можем еще ориентироваться? - Да, у нас есть специальный прибор – компас. А для чего он предназначен? - Сейчас я напомню вам о природных признаках - Мхи и лишайники предпочитают тень, потому произрастают на северной стороне ствола дерева, у берез кора на южной стороне белее и чище, чем с северной, муравьи устраивают жилища на юг от дерева, снег тает весной на склонах гор, обращенных к югу. - У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. У сосны, пихты и ели на южной стороне видны естественные натёки и сгустки смолы, которые твердеют. - Ребята, сейчас мы с вами говорили о том, как определять стороны света и исходя из этого, как вы думаете какова тема урока? - Молодцы! | - Мы должны знать стороны света и уметь ориентироваться на месте - Горизонт - Солнце в Северном полушарии в 12 часов дня всегда светит с южной стороны. В полдень тень от предметов показывает направление на север. - По природным признакам, а еще с помощью компаса. - На планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе намагниченную стрелку компаса, и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли. - Ориентирование на местности | Познавательные: анализ полученного материала Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; сохранять учебную задачу Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя Личностные: прививать интерес к познавательной деятельности |
4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) (7 мин) | - Науке давно известно, что наша планета Земля обладает особыми свойствами. Земля– это магнит с двумя полюсами С и Ю. По земле проходят невидимые линии от Юга к Северу. Под действием магнитных сил, в компасе стрелка-игла, которая тоже намагничена, устанавливается в определённом направлении. - А теперь мы с вами закрепим наши знания и умения в ориентировании на местности. - Переходим на платформу МЭО - Задание «Стороны горизонта» Рассмотри таблицу. Ты находишься в клетке с числом 18. Сделай 2 шага на север, 1 шаг на запад, 1 шаг на север, 3 шага на восток и 1 шаг на юг (1 шаг = 1 клетка). В какой клетке ты оказался? Отметь. - Все справились с заданием! А теперь, чтобы наши глазки немного отдохнули выполним гимнастику для глаз: 1. Крепко зажмурились на 10 секунд. 2. Быстро моргаем 10 секунд 3. Смотрим вверх, вниз, налево и направо, так выполняем 2 раза 4. Вращаем глазками вокруг в одну сторону, затем в другую. 5. Закрываем глазки на 5 секунд. 6. А теперь открываем их и начинаем заниматься. | -10 | Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя; Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку учебного задания; развитие самоконтроля; Познавательные: получать и понимать предоставленную информацию. |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (14 мин) | МЭО - Следующее задание, которое мы выполним называется «Ориентирование по местным признакам» - Вам нужно выбрать слова «север» или «юг» в соответствии с направлением стрелки. - Задание «Направление тени» Куда направлена стрелка? Отметьте. - И последнее задание «Положение Солнца» Где находится Солнце днём? Отметьте верный ответ. | - 1. Юг 2. Север 3. Север 4. Север 5. Юг 6. Север - Стрелка направлена на север. - На Юге | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку учебного задания; Познавательные: строить рассуждение или доказательство своей точки зрения по теме, умение выделять существенную информацию. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин) | - Дома вам предстоит нарисовать компас и отметить из чего он состоит. | - Записывают домашнее задание | |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) | - Какие существуют способы ориентирования? - Для чего предназначен компас? - По каким местным признакам можно определить стороны горизонта? - Понравилась ли вам работа на уроке? Если не было никаких затруднений, и вы поняли материал – покажите большой палец вверх, а если же у вас возникли затруднения и вы не справлялись с заданиями – палец вниз. - Спасибо за урок! Я довольна вашей работой! | - Способы ориентирования: по Солнцу, по компасу, по местным природным признакам. - На планете действует сильное магнитное поле Земли. Эта сила и притягивает к себе намагниченную стрелку компаса, и она сама устанавливается параллельно магнитному полю Земли. - 1. У отдельно стоящих деревьев ветви обычно длиннее и гуще с южной стороны. 2. У берёзы кора белее и чище с южной стороны, чем с северной. 3. Мхов и лишайников на камнях и деревьях больше с северной стороны. 4. Снег весной быстрее тает на южной стороне склона. 5. Муравейник расположен с южной стороны ближайшего дерева. 6. Грибы предпочитают расти с северной стороны пней и деревьев. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Регулятивные: выполнять самооценку работы на уроке; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность на уроке. |
Предварительный просмотр:
Тема: Земля – кормилица
Дата проведения: 05.12.2019
Тип урока: открытие нового знания
Цель: знакомство учащихся с различными видами почв и их составом.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о почве как плодородном верхнем слое земли;
- изучить состав и свойства почвы;
- научиться различать типы почвы;
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной активности детей, связной речи;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основании рассуждения;
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к почве, как к “Земле-кормилице”, к своему родному краю;
- осознанности своей значимости в решении экологических проблем.
Планируемые результаты:
Предметные: научаться различать различные типы почв, знать их состав.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять;
- учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- искать, получать и использовать информацию;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
Коммуникативные:
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- высказывание своей точки зрения, приводя аргументы;
- принятие другой точки зрения, готовность изменить свою;
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
Личностные:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Оборудование: ТСО, учебник по окружающему миру, карточки с самостоятельной работой.
Ход урока:
Этапы/время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап (1 мин) | - Прозвенел звонок, начинается урок! | - Приветствуют учителя | Личностные: формирование готовности познавать, усваивать новые знания |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин) | - Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока вам предстоит разгадать загадку: - Всех добрее и милее, всех богаче и щедрее. Всех накормит и напоит, и собою всех накроет. Детей не рожает, а всем мать родная. Дождик льет – она все пьет. Все остальное – зеленеет и растет. Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут. - Вы разгадали загадки, теперь сможете понять, о чем мы будем говорить на уроке? - Все верно, мы будем говорить о почве, ее составе и какие бывают типы почв. | - Земля - Мы будем говорить о земле | Познавательные: анализ полученного материала Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя Личностные: прививать интерес к познавательной деятельности |
3.Актуализация знаний (4 мин) | - Сейчас я проведу небольшой тест, для того, чтобы узнать, как вы усвоили предыдущие темы | - Выполняют самостоятельную работу | Познавательные: анализ и синтез полученной информации на предыдущих уроках |
4. Первичное усвоение новых знаний. (10 мин) | - Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Чудесная кладовая. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. - Вы уже, конечно, догадались, как она называется. - А почему? - Что же издавна делает земля-матушка? - Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай. Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва. - Почва состоит из песка, глины и перегноя, минеральных солей. - В почве имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой; а самое главное, что в почве есть перегной. - Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? - Плодородие – основное свойство почвы - Чем плодороднее земля, тем цвет у нее темнее. - В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Изучением почв занимаются учёные – почвоведы. - Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв. - В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв на странице учебника 120. - Почему так по-разному выглядят эти образцы почв? 1. На крайнем Севере России почва находится почти весь год в замёрзшем состоянии. На короткое время верхний слой оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. Почва переувлажняется. Это тундровые почвы. 2. Подзолистые почвы занимают большую площадь тайги. Они образуются при малом количестве растительных остатков. Почвы бедны гумусом и минеральными солями – малоплодородные. 3. В южной части тайги, особенно в широколиственных лесах, формируются серые лесные почвы. Более плодородны, т.к. возрастают летние температуры, накопление гумуса, часть минеральных солей задерживается в почве. 4. Самые благоприятные условия почвообразования в России создаются там, где выпадает столько же осадков, сколько может испариться с поверхности, а растения дают большую массу органических веществ, т.е. в степях. Здесь формируются самые плодородные почвы – чернозёмы. 5. Луговая. Формируются растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями 6. Болотная. Формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа. - В России распространены подзолистые почвы. - Узнаем какие типы почв характерных для нашей республики - Серые лесные почвы в основном распространены на севере республики Башкортостан по правобережью реки Белой реки. Дерново-подзолистые почвы также характерны для лесной зоны, распространены в северной части Башкортостана. Черноземы широко распространены в лесостепях и степях, в основном на левобережье реки Белой и в Башкирском Зауралье. Эти почвы занимают около половины площади республики. Основную часть их образует мощный, до полуметра и более, слой чернозема. Физкультминутка Потрудились- отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. - На процесс почвообразования оказывают влияние многие факторы: климат, рельеф и деятельность человека. Климат влияет на скорость образования почвы и на тип почвы. При избыточном увлажнении в почве идёт промыв, из неё вымывается органическое вещество. Гумуса в таких почвах мало. При недостаточной влажности, гумуса накапливается больше. Вечная мерзлота и низкие температуры летом охлаждают почву, процесс почвообразования значительно замедляется. | - Земля, почва. - Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д. - Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. - От количества перегноя. - Потому что некоторые почвы богаты гумусом, а некоторые нет | Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя Познавательные: получать и понимать предоставленную информацию |
5. Первичная проверка понимания (5 мин) | - Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. -Что вы об этом знаете? -Прочитайте об этом самостоятельно в учебнике на странице 121 - Что вы узнали из данного текста? - Что предпринимается для защиты почвы? - Все верно! - Что разрушает почву? ∙ Вода и ветер (на открытых пространствах). ∙ Вырубка леса. ∙ Неправильная вспашка почвы. ∙ Отсутствие водоёма. ∙ Выжигание трав. ∙ Строительство дорог, домов. - Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, причём очень медленно: за 100 лет – 1 см Охрана почвы – это задача всего человечества. | - Высказывание учащихся - Что почве нужно длительное время для образования. - Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву. | Познавательные: стремиться к освоению новых знаний и умений Коммуникативные: формулировать собственное мнение; выражать свои мысли в устной форме |
6. Первичное закрепление. (10 мин) | - Сейчас вам нужно поработать в паре. - Я раздам вам листочки с заданиями, вам нужно их выполнить | - Выполняют работу в паре | Регулятивные: выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку учебного задания; Познавательные: уметь извлекать информацию из текста Коммуникативные: уметь работать в группе |
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | - Открывайте дневники и записывайте домашнее задание. Вам нужно приготовить сообщение про любой тип почвы | - Записывают домашнее задание | |
8.Рефлексия (3 мин) | - С чем мы познакомились на уроке? - А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился. | - С разными типами почв, их составом. Еще мы узнали как нужно защищать почву | Регулятивные: выполнять самооценку работы на уроке; Коммуникативные: формулировать собственное мнение; Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную деятельность на уроке |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие.
Тема: «Закрепление сложения и вычитания многозначных чисел».
Цель: - закрепление знаний в умении складывать и вычитать многозначные числа.
Задачи: - Совершенствовать умение использовать при вычислении переместительный и сочетательный законы сложения;
- Развить умение читать многозначные числа, решать задачи;
- Умение решать примеры с писем. Приемами сложения и вычитания величин;
- Воспитание любви к математике;
- Развитие умения решать самостоятельно.
Оботудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник «Математика 4кл.», М.И.Моро, М.А.Бантова , Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова.
Ход урока.
Орг.момент. (слайд )
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
(слайд )
Какую тему мы с вами изучили? (сложение и вычитание многозначных чисел)Мы научились читать и записывать многозначные числа, сравнивать, складывать и вычитать. Впереди вас ждут новые открытия.
- А сегодня мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания, полученные на предыдущих уроках.
- Отправимся мы с вами на корабле под названием «Дружба». (слайд )
- Каждый из вас будет вести бортжурнал, на котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами бортжурналы сегодня нам заменят наши тетради и учебник математики. Прописывают показ и число.
-Я вижу, что к отплытию все готовы.
Устный счет.
Ребята! Но что-то не пускает наш корабль. (слайд 2) Ах да, это якорь, он за что-то зацепился. Посмотрим за что же. Понятно, за устный счет. (слайды 3-12)
- Прочитайте числа:
7 301 622 18 827 501 80 030 040 54 000 199
- Назовите самое маленькое число. (7 301 622)
- Самое большое число. (80 030 040)
- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде единиц. (80 030 040)
- Назовите число, в котором отсутствуют единицы в разряде десятков (18 827 501)
- Назовите числа, в которых отсутствуют единицы в разряде десятков тысяч
(54 000 199, 7 301 622)
- запишите эти числа в порядке убывания
2. Запиши числами.
4тыс.17ед. 352 тыс.9ед. 25тыс. 43ед. (Проверка: 4 017, 352 009, 25 043)
3.Стр. 69, №2 устно с объяснением. (Вспомним порядок действий. А если в выражении есть скобки? Сначала выполняем в скобках умножение или деление, а потом сложение или вычитание слева на право выполнив действие в скобках выполняем за скобками слева на право.)
Закрепление пройденного.
- Молодцы, якорь подняли, пора в путь. (слайд 21)
-Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. (слайд )
Чтобы избежать столкновения, необходимо выполнить задания.
Мы с вами недавно познакомились с новым видом задач.
Задача: Первый отряд прошел 7 км, это на 1 км больше, чем прошел второй отряд. Сколько километров прошел второй отряд? (6 км. Каким действием решали задачу? Почему решали вычитанием, ведь в задаче сказано больше? Сказано больше про тот отряд который известен.)
Задача: Высота рябины 5 м, это на 4 м меньше высоты березы. Какой высоты береза? (9м. Каким действием решали задачу? Почему сложением? Поясняется высота рябины.)
- Что особенного в таких задачах? –действия выполняются наоборот.
с.69 №8 (самостоятельно по рядам с последующей проверкой)
- Благодаря вам, мы избежали столкновения с айсбергом и можем двигаться дальше (слайд ).
Физминутка
Проводится физминутка для глаз «Кораблики».
Ребята! Смотрите, кто у нас на пути. Догадались? Это пираты. (слайд )
Нам на помощь приплыли дельфины. Они покажут нам дорогу, чтобы избежать встречи с пиратами, если мы решим задачу. (слайд ) После коллективного разбора один решает у доски на оценку.
- Прочитайте задачу.
На автомашине привезли в одинаковых бидонах 448 л молока. Когда 10 бидонов выгрузили, на машине осталось 128 л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне?
- О чем говориться в задаче? ( О молоке)
- Что известно в задаче? Прочитайте.
- Что обозначает число 448? (Сколько литров молока привезли)
- Что обозначает число 128? (Сколько литров молока осталось)
- Сколько литров выгрузили? (?л, 10б.)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько литров молока было в каждом бидоне?)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет)
- Что нам нужно для этого узнать? ( Сколько литров молока выгрузили)
- Как мы можем это узнать? ( Каким действием? Надо из 448 л вычесть 128л)
- В скольких бидонах? ( в 10 бидонах)
- Зная, сколько выгрузили литров молока можем узнать, сколько литров молока было в одном бидоне? (Да. Каким действием?)
- Как? ( Надо количество молока, которое выгрузили разделить на количество бидонов)
Привезли - 448 л
Выгрузили - ?л., в 10б. 1б. - ?л
Осталось – 128 л
1) 448 – 128 = 320 (л) – выгрузили
2) 320 : 10 = 32 ( л) – 1 бидоне
Ответ: в одном бидоне было 32 литра молока.
Отправляемся дальше. Смотрите, что у нас за бортом? Бутылка, а в ней послание.
Каждому из вас даётся индивидуальное задание, которое вам необходимо решить на листочках. (каждому раздаются карточки)
Чтобы выполнить это задание что вы должны вспомнить? Алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел (СЛАЙД )
- Время ограничено, на выполнение задания дается 5 минут.
-Молодцы! Вот и пришло время возвращаться. Наш корабль держит путь домой. Но скоро мы продолжим путешествие и узнаем новые действия с многозначными числами.
Подведение итогов урока.
- какие знания закрепляли на уроке?
- оцените работу своих товарищей
- кто, на ваш взгляд, хорошо работал
Выставление отметок
Домашнее задание: с. 69,№ 7, № 19 подготовка к к.р.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт
1 . 7 301 622 80 030 040 18 827 501 54 000 199 Проверка : 80 030 040, 54 000 199, 18 827 501, 7 301 622 2. 4 тыс.17ед. 352 тыс.9ед. 25тыс. 43ед. Проверка : 4 017, 352 009, 25 043 3. Стр. 69, №2 Устный счет
Стр. 69, №12
Алгоритм письменного сложения. 1. Пишу единицы под…. , десятки под… , сотни под… 2. Складываю единицы … , … пишу под единицами. 3. Складываю десятки … , … пишу под десятками. 4. Складываю сотни … , … пишу под сотнями. 5.Складываю единицы тысяч …, … пишу под единицами тысяч . 6 . Читаю ответ….
Алгоритм письменного вычитания 1. Пишу единицы под …, десятки под…, сотни под… 2. Вычитаю единицы …, … пишу под единицами. 3. Вычитаю десятки …, … пишу под десятками. 4. Вычитаю сотни …, … пишу под сотнями. 5. Вычитаю единицы тысяч… …пишу под единицами тысяч. 6. Читаю о твет …