Самообразование

Стёпкина Инга Михайловна

Материал по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

___________________________________________________

План по самообразованию

Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

       

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории Стёпкина И.М.

Р.п.Дрожжино 2020-2021

Содержание:

1. Актуальность.

2. Пояснительная записка.

3. Перспективный план занятий с детьми  

4. Работа с родителями 

5. Консультация «Характеристика нетрадиционных техник изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»        

6. Игры на развитие художественного воображения

7. Перспектива

8. Список литературы                                                    

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

Пояснительная записка

Рисование естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения». Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, по средствам нетрадиционных техник (рисование пальчиками, рисование ладошкой, техника обрывания бумаги, техника печатанья, техника тычка жесткой кисточкой и т. п., в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

 

Цель: повысить свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Задачи:

Образовательные

- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

- формировать у детей изобразительные навыки и умения, эстетический вкус, творчество и фантазию;

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- учить детей использованию в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Развивающие

- развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику пальцев рук и художественно-эстетический вкус;

- развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

- формировать координацию движений;

- закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы;

- развивать навык работать с разным изобразительным материалом.

Воспитательные

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- воспитывать нравственные и этические чувства, коммуникативность.

Перспективный план:

МЕСЯЦ/ ТЕМА

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ

СЕНТЯБРЬ

1.Диагностика

Различные

2.Укрась платочек

Рисование пальчиками

3.Осенние листья

Рисование ватными палочками

4.Осенний букет

Печатание листьями

ОКТЯБРЬ

1. Заготовка на зиму «Компот из яблок»              

Оттиск  печаткой из яблока

2. Улитка                                    

Рисование восковыми мелками

3. Грибы в лукошке                  

Оттиск печатками, рисование пальчиками

4. Цыпленок                              

Рисование с помощью  ватных палочек

5. Два петушка                          

Рисование ладошкой

НОЯБРЬ

1.Рябинка                                  

Рисование пальчиками

2.Мои любимые рыбки            

Рисование ладошками

3.Первый снег                            

Оттиск печатками из салфетки

4.Заяц                              

Гуашь, поролоновая губка, палочки

ДЕКАБРЬ

1. Зимний лес                            

Печать по трафарету, рисование пальчиками

2. Мои рукавички                      

Оттиск печатками рисование пальчиками

3. Овечка                                    

Кисть щетина, салфетка, рисование пальчиками

4.Портрет Деда Мороза

Рисование ладошками, пальчиками

ЯНВАРЬ

1. Ёлочка пушистая, нарядная

Тычок жёсткой полусухой кистью                                                                 

2. Снежок                                  

Рисование манкой по клею

3. Снеговичек                            

Рисование мятой бумагой

4. Заснеженный лес

Рисование в технике «набрызг»

ФЕВРАЛЬ

1. Чашка                                      

Оттиск печатками, печать по трафарету, ватные палочки

2. Цветочек для папы                  

Оттиск печатками из картофеля                

3. Ягоды и фрукты                      

Рисование пальчиками, карандашом

4. Плюшевый медвежонок        

Поролоновая губка, тонкая кисть, гуашь

МАРТ

1. Мимоза для мамы                    

Рисование пальчиками

2. Солнышко                                

Рисование ладошками

3. Животные (павлин, жираф, слон, медуза)                        

Рисование пальчиками, карандашом и ладошками

4. Подснежники                          

Акварель, восковые мелки

АПРЕЛЬ

1.Неваляшка                                                                                                                                          

Кисточка, пуговицы различной формы

2. Волшебные картинки «Путешествие в космосе»             

Рисование в технике  «граттаж»

3. Фантастические цветы

Рисование в технике «монотипия»              

4. Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Рисование пальчиками, карандашом

МАЙ

1. Сирень

Рисование ватными палочками, пальчиками

2. Салют                                        

Акварель или гуашь, восковые мелки

3. Котенок                                      

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котёнка

4. Как я люблю одуванчики        

Рисование с помощью бумажного рулончика ватных палочек

Работа с родителями

Сентябрь

Папка-передвижка. «Нетрадиционные техники рисования деятельности»,

Октябрь

Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Ноябрь

Декабрь

 Привлечение родителей к созданию центра «Юные художники»: оборудовать центр, собрать природный материал.

Январь

 Консультации для родителей:

«Развитие творчества у детей дома», «Нетрадиционные техники рисования».

Февраль

 Оформление выставки.

Март

 Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей».

Апрель

 Советы родителям о необходимости приобретения материала для рисования дома и развития творческих способностей.

Изовыставка «Всей семьей рисуем дома». Оформление выставки.

Май

 Индивидуальные беседы о нетрадиционных приемах в рисовании. Беседы с родителями.

Самореализация

 Сентябрь Сбор информации для создания картотеки форм нетрадиционного рисования и игр на развитие художественного воображения. Создание своей картотеки.

Октябрь-март «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Апрель Оформление результатов работы. Фото-отчёт – «Наш вернисаж».

Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

Итог: фото-отчет: «Наш вернисаж».

Консультация: «Нетрадиционные техники рисования».

Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д. , Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Таким образом, задачами моей работы является знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия.

Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Целью моей работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.

Поставленная мною цель привела к решению следующих задач:

- раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков;

- рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе;

- рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

На занятиях с детьми младшего дошкольного возраста начинаю со способов, не требующих от маленьких художников профессионально чётких линий, несущих важную художественную нагрузку. Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными.

При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально – эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами моей работы в данном направлении стали:

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей. Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Еще я использую пальчиковую живопись. У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

В ходе работы с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопию. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.

Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

Игры на развитие художественного воображения

«На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «Несуществующее животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Точка, точка».

Перспектива

В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.

Список литературы:

1. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

2. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

3. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

5. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

6. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с.: цв. вкл. ; Комарова Т. С.

7. «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

8. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.

Комарова Т. С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.

Комарова Т. С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

Отчет по теме самообразования за 2020 – 2021 учебный год

«Использование разнообразных техник  нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

 

Цель работы по самообразованию: формирование у детей младшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи работы по самообразованию:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Составить план работы по данной теме.
  3. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  4. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  5. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  6. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
  7. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
  8. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  9. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Для решения поставленных целей и задач я начинала работу по следующим направлениям: изучила научно-методическую литературу, разработала перспективное планирование по данной теме и план взаимодействия с родителями по данной теме.

Формы подведения итогов работы по самообразованию:

- у детей младшего дошкольного возраста сформировались знания о нетрадиционных способах рисования;

- дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

- Повышение профессиональной компетентности педагога по теме самообразования;

- Фотоотчет;

- Подготовка отчета.

Заключение

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности требует повышения интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений. Изобразительная техника является основой для развития детской изобразительной деятельности. Педагоги в современных дошкольных образовательных учреждениях больше склоняются к применению традиционных техник. Большое разнообразие изобразительных техник дает возможность их применения во всех видах изобразительной деятельности дошкольников. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.

В заключение хочу сказать, проводимая работа показала свою эффективность. На основе проделанной работы можно отметить, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, приобрели уверенность в себе. Можно отметить, что такое рисование не утомляет детей, наоборот у них сохраняется высокая активность. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать свое восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

___________________________________________________

План по самообразованию

Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста»

       

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Стёпкина И.М.

Р.п.Дрожжино 2021-2022

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022

Актуальность темы

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь у детей: пополнять и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Игра на занятиях по речевому развитию и в свободной самостоятельной деятельности необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости воспитанников, провожу занятия в игровой форме, т. е. играя – обучаю.  

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.    

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Цель

Повышение теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи

- изучить методическую литературу по данной теме;

- изучить методы, формы и средства работы по развитию речи детей;

- проанализировать дидактическую игру как средство развития речи у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы работы

1 этапОрганизационно-диагностический

Цель: выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов.

2 этап. Теоретический

Цель:

 - изучение особенностей развития детей среднего дошкольного возраста;  

- изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по речевому развитию в среднем дошкольном возрасте;  

- формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

3 этап. Обобщающий

Цель: формирование и развитие фонематического восприятия, а также развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны:

  • Самостоятельно объяснять правила игры
  • Самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине
  • Пересказывать небольшие литературные произведения
  • Отгадывать загадки
  • Подбирать к существительному прилагательное

Подбирать слова-антонимы

Систематичность работы над планом самообразования обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: на занятиях, построенных в игровой форме, и в свободной самостоятельной деятельности.

Систематическое проведение дидактических игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, так как совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Формы работы

С детьми

С педагогами

        Самообразование

С родителями

1 этап. Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Консультации с зам. зав по УВР по теме «Использование дидактических игр на занятиях по речевому развитию среднего дошкольного возраста»

  • Изучение нормативных документов
  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования

Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»

2 этап. Теоретический

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

  • «Повтори правильно»
  •  «Скажи чистоговорку»
  •  «Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

  •  «Закончи предложение»
  •  «Прятки»
  •  «Сервируем стол»

Уровень развития связной речи:

  •  «К нам пришел почтальон»

Взаимодействие с учителем-логопедом

  • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию в среднего дошкольного возраста.
  • Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, триггеры, стихов, потешек и т.д.)

Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

2 этап. Обобщающий

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Похлопаем-потопаем»
  • «Повтори»
  • «Послушай и скажи»
  • «Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • «Что бывает осенью?»
  • «Один-много»
  • «Загадки зайца»
  • «Назови ласково»
  • «Поваренок»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Чего много»
  • Мой-моя-моё-мои»
  • «Дополни предложение»

Игры для развития связной речи:

  • «Дай определение словам»
  • «Дай действия словам»
  • «Наоборот»
  • «Четвертый лишний»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

 

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Чей голос»
  • «Придумай своё слово»
  • «Найди ошибку»
  • «Очень нужные слова – для тебя и для меня»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

  • Магазин «Фрукты»
  • «Узнай игрушку»
  • «Кто во что одет?»
  • «Чего не хватает?»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Подумай и назови»
  • «Наоборот»
  • «Кто больше»
  • «Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

  • «Четвертый лишний»
  • «Кто у кого?»
  • «Назови одним словом»
  • «Узнай по описанию»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • «Здравствуй, Петрушка»
  • Упражнение на речевое дыхание

Игры для грамматического строя речи:

  • «Узнай игрушку»
  • «Один много»
  • «Назови ласково»
  • «Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

  • «Угадай звук»
  • «Используй каждое мгновение»
  • «Вкус и запах»
  • «Измени предложение»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
  • Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности

Методические рекомендации по речевому развитию в играх «Учимся играть правильно»

Диалог с родителями «Вопрос-ответ»

 Февраль

4 игры на одну неделю                                                                    

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  • Упражнение на речевое дыхание
  • «Ветерок»
  • «Эхо»
  • «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Закончи фразу»
  • «Какое это бывает»
  • «Кто что делает»
  • «Разбуди кота»

Игры для развития связной речи:

  • «Когда это бывает?»
  • «Разноцветный сундучок»
  • Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

  • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию
  • Создание картотеки дидактических игр
  • Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
  • Создание триггеров, которые можно использовать как на занятиях, так и в свободной деятельности

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

  •    Упражнение на речевое дыхание
  •   «Чей голос»
  •   «Угадай, кто меня назвал»
  •   «Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

  • «Назови одним словом»
  • «Скажи наоборот»
  • «Закончи фразу»
  • «Угадай звук»

Игры для развития связной речи:

  • «Чего не стало, кого не стало?»
  • «Подбери разные слова»
  • «Смысл слова»
  • «Закончи предложение»

Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений.  

Консультация для родителей «Как можно легко выучить стихотворение по опорным картинкам?»

   Апрель

  • «На чем дети катаются?»
  • «Доскажи словечко»
  • «Что за предмет?»
  • Разучивание стихотворения по опорным картинкам

Подготовить мнемотехнические картинки для рассказа

Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

 Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Оформление работы в полном варианте

Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

Список используемой литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании»
  3. Бодраченко И.А.  Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
  4. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  5. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  6. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
  7. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
  8. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
  9. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
  10. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
  11. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  12. Ушакова О.С. «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
  13. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

___________________________________________________

План по самообразованию

Тема: «Сохранение и укрепление здоровья через досуговую деятельность в ДОУ»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории

Стёпкина И.М.

Р.п. Дрожжино 2022-2023г.

Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности в использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства организма, улучшать физическую и умственную работоспособность посредством внедрения здоровьесберегающих технологий;
  • расширять и закреплять представление детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений;
  • формировать представления о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека;
  • формировать представления дошкольников о здоровье и болезненном состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил;
  • формировать представления детей о возможности укрепления здоровья с помощью физических упражнений, приобщать детей к спорту;
  • формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека;
  • формировать у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • подготовить (провести) консультации для родителей и  педагогов по теме самообразования.
  • взаимодействовать с родителями по вопросу использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ и семье, объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы;

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

   Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.

От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об  здоровом образе жизни.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми:  
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации 
  • индивидуальные и групповые беседы
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение детьми навыками ЗОЖ;
  • Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном учреждении заболеваний;
  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода;
  • Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников;
  • Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
  • пополнена  РППС группы

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Пополнение методической копилки
  • Презентация педагога по теме самообразования.

Приложение 1

План саморазвития воспитателя

Подготовительный этап

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы.

Углубленное изучение методов и форм работы с детьми по теме самообразования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег.

Освоить формы работы с родителями.

Сообщение для родителей на тему «Слагаемые здорового образа жизни»

Привлечь  внимание родителей  к теме самообразования

Основной этап

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Развивающая среда

Сентябрь

Занятие «Как устроено тело человека?»

Цель: познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека ( человек умеет смотреть, слышать, дышать, думать, бегать…) Беседа « Как растёт человек?» Д\И « Умею – не умею»

 

«Создание здоровье сберегающего пространства» - практические рекомендации для воспитателей образовательного учреждения.

Методические рекомендации

 «Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Анкетирование  

«Культура здоровья в детском саду»

Создание с детьми алгоритма  

«Режим дня».  «Правила в картинках – правильная осанка» Создать стенд из детских работ.

Октябрь

Презентация  « Кожа – помощница» Цель: сформировать представление детей о защитной функции кожи человека ; закрепить гигиенические навыки по уходу за кожей.

Чтение худ. литературы: Н. Кнушевицкая «Кожа»; Г.Юдин «Микробы»

Беседа « Первая помощь при порезах, ушибах и царапинах»

Цель: учить детей правильно реагировать на небольшие травмы и умению оказать первую помощь.

Методические рекомендации:  «Игра – как средство здоровья сбережения ребёнка».

Консультации: « Здоровые дети – в здоровой семье» « ОРВИ и грипп»

Выставка рисунков детей и родителей

«Наша здоровая и спортивная семья».

Д\И «Лабиринты здоровья».            Задачи закрепить знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки , вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картину целиком, мысленно строить маршрут « путешествия» . Материал: карточки с изображением лабиринтов. Описание: перед ребёнком ставится задача : найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела , для которой он предназначен. Объяснить , как и для чего используется данный предмет.

Ноябрь

Игра «Дышите – не дышите» Цель: дать знания о строении органов дыхания , о значении чистого воздуха для здоровья человека.

Экспериментирование . Опыт «Много ли воздуха в лёгких?» Цель: показать необходимость упражнений, увеличивающих объём лёгких.

 Чтение х/л « «Как стать Неболейкой» Н.Семёнова

Консультация «Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья»

Спортивный праздник

« Папа, мама и я – спортивная семья» Привлечь родителей к делу воспитания здорового ребёнка , помочь улучшению микроклимата в семье.

Изготовление с детьми схем «Точечный массаж».

Декабрь

Беседа «Микробы и вирусы»

Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.

 С\Р игра «Больница

(лаборатория )

Цель: Познакомить детей с профессией – лаборант, закрепить знания о возбудителях болезней и способах борьбы с ними.

Экспериментирование. Опыт «Можно ли снег есть снег и сосульки?»

 Цель: на опыте показать детям , что снег превращается в грязную воду – источник болезней, учить делать выводы.

Практические рекомендации на тему: «Игровой точечный  массаж для профилактики и лечения насморка»

Консультации: «Прогулка и её значение для здоровья ребёнка»

Беседа

«Выходные на свежем воздухе с ребёнком»

«Создание своей лаборатории в группе» - подбор игрового оборудования, изготовление совместного с детьми атрибутов к игре.

Январь

Беседа « Что происходит , когда мы едим?»

Цель: ознакомить детей с значением и работой пищеварительной системы организма.

Чтение х/л Н.Кнушевицкая «Зубы», «Желудок»; Р.Корман и Л.Либерман « Эта вредная еда». Д\И «Полезная и вредная еда»

 

Методические рекомендации: «Организация взаимодействия с семьёй по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультации: «Вкусно и полезно ли?»

«Если ваш ребёнок – аллергик» Папка – передвижка «Зимние игры и развлечения»

Д\И «Вредно – полезно» Задачи: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие , произвольное внимание , логическое мышление , грамматически правильную речь. Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью фишки – картинки с изображением действий вредных  или полезных в той или иной ситуации  Описание: 1.Ребёнку предлагается рассмотреть картинки , и определить на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющихся полезными. Вариант 2. Ребёнку предлагаются карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на их фишками – картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

Февраль

Беседа « Режим дня»

Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

С\Р игра " Детский сад "

(режимные моменты)

 Цель : показать в игре , как соблюдается режим дня в д.саду, подчеркнуть его важность.

Чтение х/л О.Иваненко

«Спокойной ночи»

Цель: уточнить значение сна для здоровья человека»

Доклад на тему:

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Консультации «Лечебная гимнастика»

«Стоп – грипп»

Организация фотовыставки «Движение – жизнь»

Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье!»

Д\И « Что сначала – что потом

(режим дня) Задачи: закреплять представления о том, что соблюдение  правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснить свои действия. Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определённого периода суток. Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснив при этом свой выбор.

Март

Беседа « Если хочешь быть – закаляйся !»

 Цель: Закрепить знания детей о роли закаливания в укреплении здоровья человека.

 Чтение х/л С. Михалков «Мимоза»

Цель: дать представление о закаливании , о профилактики простудных заболеваний.

Д\И «Оденься правильно» Цель: Продолжить знакомство со свойствами одежды в разные сезоны.

Консультация "Слагаемые здорового образа жизни"

Консультации: «Влияние природных факторов на закаливание».

Конкурс для родителей :  «Проект по оборудованию участка для двигательной активности детей»

Лепка «Спортсмены» - учить изображать человеческую фигуру в движении, правильно соблюдая пропорции.

Апрель

Беседа «Осанка – стройная спина» Цель: познакомить детей с правилами  сохранения правильной осанки.

Консультация: «Здоровье ребёнка и фундамент культуры будущего взрослого человека».

Консультации: «Культурно – гигиеническое воспитание в семье» «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей».

Создание фотоальбома семейных плакатов: «Моя семья и спорт»

Май

Итоговое ООД "Поможем Буратино стать здоровым"

Выставка детских рисунков «Как мы укрепляем здоровье!»

 Беседа «Правила поведения на воде» Цель: Формировать у детей навыки безопасного поведения на воде.

Опыт работы по созданию с родителями «Семейных традиций по ЗОЖ».

Консультации: « Здоровый образ жизни в семье»

 «Осторожно, клещи! Консультации:  «Летний отдых».

Оснащение участка группы для развития двигательной активности детей в летний период.

В течение года

Привлечение родителей воспитанников к изготовлению игр и материалов для обогащения центра здоровья своими руками.

Май

День открытых дверей. Презентация Центра   здоровья

Презентация отчета работы по теме самообразования

Литература:

1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.;

2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. :АРКТИ, 2002г.;

3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.;

4.Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г.;

5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.;

6.Брязгунов И.П. «Научите детей не болеть» - Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г.;

7.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.;

8.Научно-практический журнал «Медработник» Дошкольного Образовательного Учреждения №3, 2009г.;

9. Ресурсы сети Интернет , точка доступа: www.refoteka.ru.