Открытое занятие по грамоте в старшей группе "Королевство Грамоты"
Итоговое занятие по грамоте в старшей группе .Цель данного занятия -развитие у детей интереса к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие по грамоте в старше группе. | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы по образовательной области
«Грамота»
Воспитатель
Ольховская Л.Н.
2018 г.
Итоговое занятие по грамоте «Королевство Грамоты»
Цель:развитие у детей интереса к обучению грамоте.
Задачи обучающие:
-закрепить навык различения гласных и согласных звуков,
-формировать навык звукового анализа слова,
-упражнять в составлении предложений,
-закреплять умение делить слово на слоги,
-освоение умения определять количество слов в предложении,
-закреплять умение составлять графическую запись предложения,
- закреплять умение определять позицию звука в словах,
- активизировать использование антонимов в речи.
Задачи развивающие:
- развивать речь детей,
-развивать логическое мышление, внимание, усидчивость.
Задачи воспитательные:
-воспитывать самостоятельность , интерес к грамматике,
культуру общения со сверстниками,
-создать атмосферу эмоционального комфорта.
Королевство Грамоты.
Ребята , сегодня утром я нашла на столе конверт, который адресован детям старшей группы №34. Давайте откроем его и посмотрим ,что внутри.(Открываем конверт.) Ой, тут письмо . Интересно , от кого оно. Давайте прочитаем его. И нам всё станет ясно. Читаем письмо.
«Дорогие ребята, в нашем королевстве Грамоты случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства. Они забыли свои имена и улицы, где они живут. Ребята , если вы выполните все задания ,то колдовские чары будут сняты.
Злой волшебник спрятал конверты с заданиями где-то в группе , постарайтесь их найти.
Первое задание спрятано в уголке звуков. Где-то должно быть письмо с заданиями.
Находим и читаем задание.
1.Злой волшебник заколдовал все звуки, они перепутались , помогите каждому звуку найти свой домик на своей улице.
Чем звуки речи отличаются от букв?
Звуки мы говорим и слышим , а буквы пишем и читаем.
Отгадайте загадку . О чём она?
Один мягкий и свистит,
Другой твёрдый и шипит.
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт.
(Звук.)
Ещё одна загадка . (Ульяна)
Ребята , кто я?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается ( гласный).
Дальше все читают стихотворение о гласных звуках.
Гласных звуков только шесть.
Их легко пропеть , прочесть.
[А] на астре расцветает,
[И] на иволге летает.
[О] на ослике сидит.
[У] на улицу глядит,
[Э] на эхо отозвался,
[Ы] во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавки запросил.
В нашу группу пришли ещё 2 звука.
Послушаем их. (Кирилл)
Я-Динь -весёлый гномик,
Люблю зеленый цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший нет.
(Рома).
Я-Дон , люблю звук твёрдый.
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет.
Ребята, поможем звукам вернуться в свои домики?
Работа с картинками.
2 . Составить слова , ориентируясь на первые звуки в названиях картинок.
Назовите звуки , которые стоят в начале слов , и назовите получившееся слово.
(7 розовых картинок).
3 задание. (по 4 человека).
Выбрать ту картинку, в названии которой звук [Ч ] в начале слова.
Выбрать ту картинку, в названии которой звук[А] в конце слова.
Выбрать лишнее слово в 5и6 картинках.
4 задание.
Картинки со звуками [Л] и [Б]. Назовите слова с мягкими и твёрдыми согласными.
5 задание.
Найти место звука в слове . (Какой звук есть во всех трех словах. Определить, где он находится . В начале, в середине или в конце слова.)
А сейчас давайте вспомним скороговорку.
Две синицы прилетели на сосну,
Две синицы засвистели про весну.
-Сколько света!
-Сколько света!
Стала синей высота!
Скоро лето, скоро лето!
Красота! Красота!
Ещё одно задание .
Отгадайте загадки и сделайте звуковой анализ этого слова.
Мы играем и поём , очень весело живём.
Загораем на песке
И купаемся в реке.
Очень любим мы за это
Наше солнечное (лето).
Мне тепла для вас не жалко,
С юга я пришло с жарой.
Принесло цветы ,рыбалку,
Комаров звенящий рой,
Землянику в кузовке
И купание в реке . (лето).
6 задание .
Звуковой анализ слова ЛЕТО.
Дети работают с фишками на столах ,один выполняет задание у доски.
Следующий конверт с заданием вы найдёте в уголке грамоты, но дойти до
него надо змейкой, обходя встретившиеся преграды.
Читаем задание.
Слоги заколдованы . Они забыли ,зачем они нужны .Слоги просят помощи.
Слова бывают короткие , а бывают длинные.
3 ребёнок (Гриша)
Измерить длиннющее слово
Да это проще простого.
Сколько слогов в нём надо узнать,
Хлопать в ладоши пора начинать.
Бабочка , радуга, солнышко ,лес ,ягоды,
,гриб , трава ,река ,муравей ,шиповник ,черёмуха ,поле ,рожь ,море,
жук, луг , луч ,дождь ,песочница ,панама ,лужа ,ромашка ,кузнечик.
Слоги вернулись на свою улицу и благодарят вас за помощь.
Физкультминутка . песня АБВГедейка.
На кухне спрятано письмо с заданием . Но для этого нужно встать паровозиком, закрыть глаза , с открытыми глазами идет только направляющий.
Конверт с заданием . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Игра с мячом.
Большой-маленький
Мягкий-твёрдый
Тяжёлый-лёгкий
Светлый-тёмный
Грязный-чистый
Мокрый-сухой
Низкий-высокий
Добро-зло
Жара-холод
Горы-равнина
Ложиться-вставать
Говорить-молчать
Горячий-холодный
Далеко-близко
Вперёд-назад
Вверху-внизу
Слева-справа
Широкий-узкий
Худой-толстый
Высокий-низкий.
Последнее задание вы найдёте в шкафу с принадлежностями для рисования.
Но пойдём мы туда левым боком , взявшись за руки .Достаем конверт.
Задание последнее . Нужно составить предложения по картинкам по теме «Лето» и начертить схемы этих предложений в тетрадях.
Итак , вы справились со всеми заданиями .Ребята ,что вам понравилось в занятии, что показалось трудным?
Ребята, вы выполнили все задания , навели порядок в королевстве Грамоты , а злого колдуна превратили в доброго волшебника.
Сняли колдовские чары. Королева грамоты вам очень благодарна за помощь . Она прислала вам подарок . Давайте посмотрим , что же это .Это книги , чтобы вы могли учиться читать по слогам.
Конспект
непосредственно организованной
образовательной деятельности с
воспитанниками подготовительной к школе
группы по образовательной области «Грамота»
Воспитатель
Ольховская Л.Н.
2019 г.
Итоговое занятие по грамоте.
Цель : прививать любовь к чтению и грамматике.
Задачи.
1 Образовательные .
Закрепление пройденного материала по грамоте.
Повторяем все буквы русского алфавита.
Закрепление знаний об особенностях гласных и согласных звуков и букв.
Упражняем в составлении предложений из букв разрезной азбуки.
Закрепляем знание орфографических правил.
2 Развивающие.
Развивать речь детей.
Развивать логическое мышление, внимание , усидчивость .
Совершенствовать умение читать зашифрованные слова .
3 Воспитательные.
Воспитывать самостоятельность , желание прийти на помощь другим.
Создать атмосферу эмоционального комфорта.
Город Алфавит.
Ребята , сегодня к нам на занятие пришло много гостей.
Они хотят посмотреть ,как вы подготовились к школе .Какие вы стали взрослые, как много знаете и умеете .А ещё какие вы дружные , как умеете друг другу помогать.
(Получаем письмо)
Здравствуйте , ребята. Пишет вам королева страны Грамота .Мне нужна ваша помощь . Дело в том ,что в городе Алфавит побывала вредная злодейка Ошибка .Она просто обожает безграмотность и неразбериху . Она перемешала все буквы в Алфавите ,
слова в предложениях . Заколдовала жителей города, зашифровала их имена , Буквы забыли, на каких улицах они живут и что обозначают .
Дорогие ребята! Мне известно , что вы знакомы с грамотой.
Помогите мне ,пожалуйста ! Нельзя допустить , чтобы все дети остались безграмотными .Очень надеюсь на вашу помощь .
Королева Грамоты .
Злая Ошибка смешала и перепутала весь алфавит .Нам нужно найти 1 задание. Королева Грамоты знает только ,
Что оно находится в книге со сказкой . Иллюстрацию к сказке она посылает.(на иллюстрации изображена сценка из сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино».)
1 задание .
Нужно ответить на вопросы.
1 Сколько букв в алфавите?
2 Сколько гласных букв?
3 Какие 2 буквы не обозначают звуки?
4 Назовите мягкие согласные, которые не имеют парных твёрдых.
Чтение стихотворения про алфавит.
Ты эти буквы заучи ,
Их три десятка с лишком ,
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам .
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку .
В любой рассказ найдёшь ты путь ,
Войдёшь в любую сказку .
Прочтёшь ты книги о зверях ,
Растеньях и машинах ,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах…
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Второе задание вы узнаете , если составите слово. Это слово укажет на место в группе , где спрятано задание.
1 слог -1 ряд ,1строка;
2 слог – 2 ряд , 2 строка ;
3 слог -3 ряд , 1 строка;
4 слог – 3 ряд ; 3 строка.
Слово - батарея.
ба | на | ре |
ку | та | за |
ру | хня | я |
2 задание.
Выделите в словах гласные буквы ,которые стоят после согласных, обозначающих твердые согласные звуки :
Мама , сон , лужа , рука , мэр , сыр , окно.
Давайте вспомним стихотворение про обозначение мягких согласных буквами Е , Ё,Ю ,И ,Я.
Узнавать нас очень просто ,
Перепутать нелегко
Тем ,кто видит перед гласной
Я ,Е , Ю , И , просто Ё .
Вы , конечно ,угадали .
Мы согласие вам дали .
Мы согласны , что согласный
Будет мягкий , если гласный
Я , Е , Ю , И ,просто Ё
За согласным вслед идёт.
Твёрдый звук покажет О ,
Буквы Ы и буква У,
Э и А всегда при нём ,
Хоть за горы мы пойдём.
Задание по таблице.
Указать группу слов ,в которой буквы Е, Ё ,Ю , Я обозначают 1 звук .
лес | поёт |
сосняка | аукает |
далёкую | баюкает |
седые | глубокую |
метелица | седые |
шёлковым | игривые |
стелется | сиротливые |
детки | далёкую |
Укажите группу слов , в каждом из которых буквы Е , Ё ,Ю, Я обозначают 2 звука .
Гласные буквы благодарят вас за то , что вы помогли им вспомнить их значение .
Следующее задание вы найдёте , если воспользуетесь ключом и напишите слово в пустых клеточках
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | н | о | я | у | а | х |
1 | 5 | 7 | 2 | 4 |
Задание 3.
Это задание называется « Хитрый знак»
Стихотворение про мягкий знак рассказывает 1 ребёнок.
Мягкий знак – хитрый знак .
Не назвать его никак .
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Объясните правописание Ь в словах .
Пальма , крыльцо , борьба , письмо ,гость ,гвоздь , альбом,
мальчик ,коньки.
Воробьи , соловьи , крылья , семья , бурьян , вьюнок .
Молодцы , вы справились с заданием .Нужно найти следующее задание .
Буквы обводи в кружок ,а цифры зачёркивай .Читаем слово .
Т | 7 | 8 | з | 9 |
6 | л | 9 | 2 | 4 |
е | е | и | о | р |
5 | в | 1 | 3 | 6 |
Слово ТЕЛЕВИЗОР.
Находим конверт с заданием .
Задание 4 .
Объясни правописание сочетаний :
Жизнь , ширь , чай , роща , лыжи , машина ,учу , учу .
Рассказываем стихотворение .
Знаем твёрдо , что ЖИ-ШИ пишем только с буквой И,
А слова , где ЧА и ЩА,
Пишем только с буквой А ,
Где же встретим мы ЧУ- ЩУ ,
То напишем с буквой У .
ВашеСледующее задание находится в папке , на которой написано слово .
Чтобы узнать последнее задание ,нужно перенести буквы в новые клеточки .
О | Ш | А | К | Л |
Ш | К | О | Л | А |
Задание 5,
Составить предложения по картинкам о том , что вы любите делать в детском саду . Выложить предложения из букв с применением правил орфографии (работа с кассами) .
Ребята вы справились со всеми заданиями .
К нам опять пришло письмо .Читаем письмо .
Дорогие ребята ! Спасибо вам . Злая Ошибка покинула город Алфавит, и в городе жизнь пошла по правилам .Я посылаю вам яблоки . Спасибо за помощь.
Королева страны Грамота .
Рефлексия .Что понравилось .Что вызвало затруднение .
Грамота – это легко или сложно ?