Открытое занятие по грамоте в старшей группе "Королевство Грамоты"

Итоговое занятие по грамоте в старшей группе .Цель данного занятия -развитие у детей интереса к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности     с                     воспитанниками старшей  группы  по образовательной области

«Грамота»

                                                        

                                                                Воспитатель

                                                                Ольховская Л.Н.                

                                2018 г.

Итоговое занятие по грамоте «Королевство Грамоты»

Цель:развитие у детей интереса  к обучению грамоте.

Задачи  обучающие:

-закрепить навык различения гласных и согласных звуков,

-формировать навык звукового анализа слова,

-упражнять в составлении предложений,

-закреплять умение делить слово на слоги,

-освоение умения определять количество слов в предложении,

-закреплять умение составлять графическую запись предложения,

- закреплять умение определять позицию звука в словах,

- активизировать использование антонимов в речи.

Задачи развивающие:

- развивать речь детей,

-развивать логическое мышление, внимание, усидчивость.

 

Задачи воспитательные:

-воспитывать самостоятельность , интерес к грамматике,

культуру общения со сверстниками,

-создать атмосферу эмоционального комфорта.

Королевство Грамоты.

Ребята , сегодня утром я нашла на столе  конверт, который адресован детям старшей группы №34. Давайте откроем его и посмотрим ,что внутри.(Открываем конверт.) Ой, тут письмо . Интересно , от кого оно. Давайте прочитаем его. И нам всё станет ясно. Читаем письмо.

«Дорогие ребята, в нашем королевстве Грамоты случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства. Они забыли свои имена и улицы, где они живут. Ребята , если вы выполните все задания ,то колдовские чары будут сняты.

Злой волшебник спрятал конверты с заданиями где-то в группе  , постарайтесь их найти.

Первое задание спрятано в уголке звуков. Где-то должно быть письмо с заданиями.

Находим и читаем задание.

1.Злой волшебник заколдовал все звуки, они перепутались , помогите каждому звуку найти свой домик на своей улице.

Чем звуки речи отличаются от букв?

Звуки мы говорим и слышим , а буквы пишем и читаем.

Отгадайте загадку . О чём она?

Один мягкий и свистит,

Другой твёрдый и шипит.

Третий вовсе запоёт,

Хоть кто его произнесёт.

        (Звук.)

Ещё одна загадка .  (Ульяна)

Ребята , кто я?

Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается ( гласный).

Дальше все читают стихотворение о гласных звуках.

Гласных звуков только шесть.

Их легко пропеть , прочесть.

[А] на астре расцветает,

[И] на иволге летает.

[О] на ослике сидит.

[У] на улицу глядит,

[Э] на эхо отозвался,

[Ы] во внутрь слов забрался,

Сыром тыкву закусил

И добавки запросил.

В нашу группу пришли ещё 2 звука.

Послушаем их.                   (Кирилл)

Я-Динь -весёлый гномик,

Люблю зеленый цвет.

Люблю я звуки мягкие,

А брат мой старший нет.

                                             (Рома).

Я-Дон , люблю звук твёрдый.

Люблю я синий цвет.

Сегодня мы проснулись,

А наших звуков нет.

Ребята, поможем звукам вернуться в свои домики?

Работа с картинками.

2 . Составить слова , ориентируясь на первые звуки в названиях картинок.

Назовите звуки , которые стоят в начале слов , и назовите получившееся слово.

(7 розовых картинок).

3 задание. (по 4 человека).

Выбрать ту картинку, в названии которой звук [Ч ] в начале слова.  

Выбрать ту картинку, в названии которой звук[А] в конце слова.

Выбрать лишнее слово в 5и6 картинках.

4 задание.

Картинки со звуками [Л] и [Б]. Назовите слова с мягкими и твёрдыми согласными.

5 задание.

Найти место звука в слове . (Какой звук есть во всех  трех словах. Определить, где он находится . В начале, в середине или в конце слова.)

А сейчас давайте вспомним скороговорку.

Две синицы прилетели на сосну,

Две синицы засвистели про весну.

-Сколько света!

-Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето, скоро лето!

Красота! Красота!

Ещё одно задание .

Отгадайте загадки и сделайте звуковой анализ  этого слова.

Мы играем и поём , очень весело живём.

Загораем на песке

И купаемся в реке.

Очень любим мы за это

Наше солнечное (лето).

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с  жарой.

Принесло  цветы ,рыбалку,

Комаров звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке . (лето).

6 задание .

Звуковой анализ слова ЛЕТО.

Дети работают с фишками на столах  ,один выполняет задание у доски.

Следующий конверт с заданием вы найдёте в уголке грамоты, но дойти до

него надо змейкой, обходя встретившиеся преграды.

Читаем задание.

Слоги заколдованы . Они забыли ,зачем они нужны .Слоги просят помощи.

Слова бывают короткие , а бывают длинные.

3 ребёнок (Гриша)

Измерить длиннющее слово

Да это проще простого.

Сколько слогов в нём надо узнать,

Хлопать в ладоши пора начинать.

Бабочка , радуга, солнышко ,лес ,ягоды,

,гриб , трава ,река ,муравей ,шиповник ,черёмуха ,поле ,рожь ,море,

жук, луг , луч ,дождь ,песочница ,панама ,лужа ,ромашка ,кузнечик.

Слоги вернулись на свою улицу и благодарят вас за помощь.

Физкультминутка . песня АБВГедейка.

На кухне спрятано письмо с заданием . Но для этого нужно встать паровозиком, закрыть глаза , с открытыми глазами идет  только направляющий.

Конверт с заданием . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Игра с мячом.

Большой-маленький

Мягкий-твёрдый

Тяжёлый-лёгкий

Светлый-тёмный

Грязный-чистый

Мокрый-сухой

Низкий-высокий

Добро-зло

Жара-холод

Горы-равнина

Ложиться-вставать

Говорить-молчать

Горячий-холодный

Далеко-близко

Вперёд-назад

Вверху-внизу

Слева-справа

Широкий-узкий

Худой-толстый

Высокий-низкий.

Последнее задание вы найдёте в шкафу с принадлежностями для рисования.

Но пойдём мы туда левым боком , взявшись за руки .Достаем конверт.

Задание последнее . Нужно составить предложения по картинкам по теме «Лето» и начертить схемы этих предложений в тетрадях.

Итак , вы справились со всеми заданиями .Ребята ,что вам понравилось в занятии, что показалось трудным?

Ребята, вы выполнили все задания , навели порядок в королевстве Грамоты , а злого колдуна превратили в доброго волшебника.

Сняли колдовские чары. Королева грамоты вам очень благодарна за помощь .  Она прислала вам подарок . Давайте посмотрим , что же это .Это книги  , чтобы вы могли учиться читать по слогам.

                Конспект

непосредственно организованной

образовательной деятельности с

воспитанниками подготовительной к школе

группы по образовательной области «Грамота»

                                                Воспитатель

                                                Ольховская Л.Н.

                        2019 г.

Итоговое занятие по грамоте.

Цель : прививать любовь к чтению и грамматике.

Задачи.

1 Образовательные .

Закрепление пройденного материала по грамоте.

Повторяем все буквы русского алфавита.

Закрепление знаний об особенностях гласных и согласных звуков и букв.

Упражняем в составлении предложений из букв разрезной азбуки.

Закрепляем знание орфографических правил.

 2 Развивающие.

Развивать речь детей.

Развивать логическое мышление, внимание , усидчивость .

Совершенствовать умение читать зашифрованные слова .

3 Воспитательные.

Воспитывать самостоятельность , желание прийти на помощь другим.

Создать атмосферу эмоционального комфорта.

   

        Город Алфавит.

Ребята , сегодня к нам на занятие пришло много гостей.

Они  хотят посмотреть ,как вы подготовились к школе .Какие  вы стали взрослые, как много знаете и умеете .А ещё какие вы дружные , как умеете друг другу помогать.

(Получаем письмо)

  Здравствуйте , ребята. Пишет вам  королева  страны Грамота .Мне нужна ваша помощь  . Дело в том ,что в городе Алфавит побывала вредная злодейка Ошибка .Она просто обожает безграмотность и неразбериху  . Она перемешала все буквы в Алфавите ,

слова в предложениях . Заколдовала жителей города, зашифровала их имена , Буквы забыли, на каких улицах они живут и что обозначают .

Дорогие ребята! Мне известно , что вы знакомы с грамотой.

Помогите мне ,пожалуйста ! Нельзя допустить , чтобы все дети остались  безграмотными .Очень надеюсь на вашу помощь .

                                        Королева Грамоты .

 

Злая Ошибка смешала и перепутала весь алфавит .Нам  нужно найти  1 задание. Королева Грамоты знает только ,

Что оно находится в книге со сказкой . Иллюстрацию к сказке она посылает.(на  иллюстрации  изображена сценка из сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино».)

1 задание .

Нужно ответить на вопросы.

1 Сколько букв в алфавите?

2 Сколько гласных букв?

3 Какие 2 буквы не обозначают звуки?

4 Назовите мягкие согласные, которые не имеют парных твёрдых.

Чтение стихотворения про алфавит.

Ты эти буквы заучи ,

Их три десятка с лишком ,

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам .

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку .

В любой рассказ найдёшь ты путь ,

Войдёшь в любую сказку .

Прочтёшь ты книги о зверях ,

Растеньях и машинах ,

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах…

Тебе чудесные края

Откроет путь от А до Я.

 

    Второе задание вы узнаете , если составите слово. Это слово укажет на  место в группе , где спрятано задание.

1 слог -1 ряд ,1строка;

2 слог – 2 ряд , 2 строка ;

3 слог -3 ряд , 1 строка;

4 слог – 3 ряд ; 3 строка.

Слово  - батарея.

ба

на

ре

ку

та

за

ру

хня

я

2 задание.

Выделите  в словах гласные буквы ,которые стоят после согласных, обозначающих твердые согласные звуки :

Мама , сон , лужа , рука , мэр , сыр , окно.

Давайте вспомним стихотворение про обозначение  мягких согласных буквами Е , Ё,Ю ,И ,Я.

Узнавать нас очень просто ,

Перепутать нелегко

Тем ,кто видит перед гласной

Я ,Е , Ю , И ,  просто  Ё .

Вы , конечно ,угадали   .

Мы согласие вам дали .

Мы согласны , что согласный

Будет мягкий , если гласный

Я , Е , Ю , И ,просто Ё

За согласным вслед идёт.

Твёрдый звук покажет О ,

Буквы Ы и буква У,

 Э  и А всегда при нём ,

Хоть за горы мы пойдём.

Задание по  таблице.

Указать группу слов ,в которой буквы Е, Ё ,Ю , Я обозначают 1 звук .

 лес

поёт

сосняка

аукает

далёкую

баюкает

седые

глубокую

метелица

седые

шёлковым

игривые

стелется

сиротливые

детки

далёкую

Укажите группу слов , в каждом из которых буквы Е , Ё ,Ю, Я обозначают 2 звука .

Гласные буквы благодарят вас за то , что вы помогли им вспомнить их значение .

 

Следующее задание вы найдёте , если воспользуетесь ключом и напишите слово в пустых клеточках

1

2

3

4

5

6

7

к

н

о

я

у

а

х

1

5

7

2

4

Задание 3.

Это задание называется  « Хитрый знак»

Стихотворение про мягкий знак рассказывает 1 ребёнок.

Мягкий знак – хитрый знак .

Не назвать его никак .

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Объясните правописание Ь в словах .

Пальма , крыльцо , борьба , письмо ,гость ,гвоздь , альбом,

мальчик ,коньки.

Воробьи , соловьи , крылья , семья , бурьян , вьюнок .

Молодцы , вы справились с заданием  .Нужно найти следующее задание .

Буквы обводи в кружок ,а цифры зачёркивай .Читаем слово .

Т

7

8

з

9

6

л

9

2

4

е

е

и

о

р

5

в

1

3

6

Слово ТЕЛЕВИЗОР.

 

Находим конверт с заданием .

Задание 4 .

Объясни правописание сочетаний :

Жизнь , ширь , чай , роща , лыжи , машина ,учу  , учу .

 Рассказываем стихотворение .

Знаем твёрдо , что ЖИ-ШИ пишем только с буквой И,

А слова , где ЧА и ЩА,

Пишем только с буквой А ,

Где же встретим мы ЧУ- ЩУ ,

То напишем с буквой У .

ВашеСледующее задание находится в папке , на которой написано слово .

Чтобы узнать последнее задание ,нужно перенести буквы в новые клеточки .

О

Ш

А

К

Л

Ш

К

О

Л

А

 

Задание 5,

Составить предложения по картинкам о том , что вы любите делать в детском саду . Выложить  предложения  из  букв с применением правил орфографии (работа с кассами) .

Ребята вы справились со всеми заданиями .

К нам опять пришло письмо .Читаем письмо .

Дорогие ребята ! Спасибо вам  . Злая  Ошибка покинула город Алфавит, и в городе жизнь пошла  по правилам .Я  посылаю вам яблоки . Спасибо за  помощь.

                                        Королева страны Грамота .

Рефлексия .Что понравилось .Что  вызвало затруднение .

Грамота – это легко или сложно ?