Кружок по пластилинографии в первой младшей группе "Пластилиновое чудо"
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо» - пластилинография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_plastilinografii_v_pervoy_mladshey_gruppe.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы по пластилинографии
в первой младшей группе
«Пластилиновое чудо»
Воспитатель
Ольховская Л.Н.
2021
Содержание
1. Пояснительная записка
Наименование примерной программы дополнительного
образования
Краткая аннотация дополнительной программы
Цели и задачи программы
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Количество часов, отведенных на освоение материала
Ожидаемые результаты
2. Календарно-тематическое планирование
1.Пояснительная записка.
Наименование примерной программы дополнительного образования
Кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо» (пластилинография).
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо» - пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности также весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом ( ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют себе большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Краткая аннотация дополнительной программы.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно - игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Условия организации учебно-воспитательного процесса.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Количество часов, отведенных на освоение материала.
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
по 10 -15 минут
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
-«Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
- «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
- «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- «Музыкальные» занятия.
Ожидаемые результаты:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
2. Календарно – тематическое планирование
сентябрь
№1 «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)
Вводное занятие
Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.
№2 «Украсим кукле платье»
Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.
Продолжать обучать детей, использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.
Развивать мелкую моторику пальцев.
№3 «Воздушные шары»
Закрепить умение. раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
№4 «Бусы для Люси»
Закрепить умение, раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
Формировать умение, прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
октябрь
№5 «Овощи для засолки»
Продолжать формировать умение, раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Закреплять умение, расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
№6 «Созрели яблочки в саду»
Формировать умение, детей отщипывать небольшие кусочки красного пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение, расплющивать шарики пальцем сверху.
№7 «Варим варенье»
Побуждать детей, передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
Закреплять умение, лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина красного цвета круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
№8 «Чудо - грибочки»
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
ноябрь
№9 «Осеннее дерево»
Формировать умение, детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
№10 «Птичка»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
№11 «Ёжик»
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
№12 «Клубочки для котёнка»
Формировать умение детей, приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
декабрь
№13 «Вырастала ёлка на горе»
Беседа с детьми о зиме.
Формировать умение детей, передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
№14 «Вырастала ёлка на горе»
(продолжение)
Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
№15 «Снеговик»
Формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение, скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
№16 «Украсим ёлочку новогодними игрушками».
Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
№17 «Новогодняя открытка»
Формирование эмоционального восприятия окружающего мира.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика.
Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины.
январь
№18 «Украсим Кате чашку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№19 «Рыбки в аквариуме»
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
№20 «Рыбки в аквариуме» (продолжение)
Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
февраль
№21 «Украсим торт»
Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге.
Закреплять умение, раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
№22 «Мы делили апельсин»
Закреплять умение, раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
Формировать умение, использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.
№23 «Утка с утятами»
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утёнка).
март
№24 «Веточка мимозы в подарок маме»
Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
№25 «Украсим платье Кате»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№26 «Украсим туфельку»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
№27 «Вышла курочка гулять»
Продолжать формировать умение детей, составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения.
апрель
№28 «Самолёт летит»
Формировать умение детей, делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Использовать знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
Закрепить знания о голубом и синем цветах
№29 «Разноцветный светофорчик».
Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение, прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
№30 «Улитка, улитка выпусти рога».
Формировать умение, лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
Создавать у детей интерес к работе с пластилином.
№31 «Черепаха»
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
май
№32 «На лугу» насекомые
Формировать умение, лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
№33 «Цветик - семицветик»
Формировать умение, передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
Закреплять умение, использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения. Закреплять знания об основных цветах спектра.
№34 «Радуга-дуга»
Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
Продолжать формировать умение, использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
№35 Свободная тема по желанию (выбору) детей
Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография.