Тематическое занятие по ФЭМП
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Занятие №1 «Осень»
Программное содержание: закреплять знания детей об осени как времени года. учить цветовому обозначению времен года, знакомить с цифрой 5, формировать знания об образовании числа 5 из единиц, развивать умение ориентироваться на листе бумаги. закреплять знание цифры 4, закреплять счет до 5, закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). развивать память, внимание.
Демонстрационный материал:
1. круг с четырьмя съемными секторами (синим, зеленым, красным, желтым)
2. ежик из картона с прорезями на уголках: пять грибов, пять яблок, цифры 1, 2, 3, 4, 5
3. пять разных желтых листьев (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый)
4. изображение стаи птиц в форме треугольника, круга, квадрата
Раздаточный материал:
квадратные листы бумаги
по пять листочков (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый) из желтой бумаги
Ход занятия
1) Беседа по теме.
Педагог.– Какоесейчас время года?
– Какая пора года была перед осенью?
– Какое время года наступит после нее?
– Что происходит осенью с листьями на деревьях и кустах?
– Что делают осенью перелетные птицы?
– Чем занимаются животные осенью?
2) «Разноцветный круг».
Педагог показывает демонстрационный материал №1. Дети знакомятся с цветовым обозначением пор года: синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. После того как сектора пересчитают, повторяется их последовательность. Педагог убирает один из секторов, дети угадывают, какой поры года не стало.
3) «Ежик готовится к зиме».
Педагог. Наступила осень. Стало холодать. Дни стали короче, ночи – длиннее. Ежик решил: «Пора готовится к зиме». Нашел и принес в норку 4 яблока. (Ребенок подает цифру 4)
- Сколько яблок принес ежик?
- Покажите цифру 4.
- Затем принес еще одно яблоко. (Показывается обыкновенная и «ожившая» цифра)
4) «Птицы собираются в теплые края».
Используется демонстрационный материал №4
Педагог. На какие знакомые вам геометрические фигуры похожи стаи птиц?
5) Физкультминутка.
Ходит осень по равнинам Ходьба на месте.
Тихой светлой сказкою
И расписывает рощи Попеременно развести руки в сто-
Солнечными красками роны круговыми движениями.
Хлопотливые синицы«Летать» по группе.
Улетают за реку.
Разбросала там рябина Прыжки в высоту – пытаться
Красные фонарики. «сорвать рябину».
Листья кленов опадают Кружиться на одном месте, руки
Желтою метелицей. в стороны.
А грибы под солнцем вышли ,Присесть, лицо вверх, руки на уровне
На полянке греются плеч перед грудью ладонями вверх.
(Т. Башмакова).
1) «Осень листья подарила».
Педагог. Осень попросила ветер, и он принес нам в подарок красивые желтые осенние листья.
Педагог разбрасывает по ковру дубовый, кленовый, березовый, каштановый, рябиновый листочки.Дети по желанию пересчитывают листья, а потом считают вместе хором.
Один ребенок раскладывает листья в ряд на ковре или расставляет на наборном полотне.
Педагог. - Какой первый листочек?
- А какой последний листочек?
- Какой листочек между дубовым и кленовым?
- Какой по счету рябиновый листок?
Дети закрывают глаза, а педагог в это время прячет один листок.
Педагог. Какого листочка не стало?
2) «Салфетка для осени».
У детей на столах квадратные листы бумаги («салфетки») и по пять листочков (дубовый, кленовый, березовый, каштановый, рябиновый) из желтой бумаги. Педагог дает словесную инструкцию:
Положите в середину квадрата дубовый листок.
В правый верхний угол – рябиновый.
В правый нижний – березовый.
В левый верхний – каштановый
В левый нижний – кленовый.
3) Упражнение на расслабление.
Педагог. Ребята, представьте себя желтыми листочками и покружитесь в осеннем танце.
Дети произвольно кружатся под спокойную музыку.