Тематическое занятие по ФЭМП

Быкова Марина Ивановна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 

Занятие №1 «Осень»

Программное содержание:    закреплять знания детей об осени как времени года.  учить цветовому обозначению времен года,   знакомить с цифрой 5,  формировать знания об образовании числа 5 из единиц,   развивать умение ориентироваться на листе бумаги. закреплять знание цифры 4, закреплять счет до 5, закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат).    развивать память, внимание.

Демонстрационный материал:

1.    круг с четырьмя съемными секторами (синим, зеленым, красным, желтым)

2.   ежик из картона с прорезями на уголках: пять грибов, пять яблок, цифры 1, 2, 3, 4, 5

3.   пять разных желтых листьев (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый)

4.    изображение стаи птиц в форме треугольника, круга, квадрата

Раздаточный материал:

  квадратные листы бумаги

   по пять листочков (рябиновый, дубовый, кленовый, каштановый) из желтой бумаги

Ход занятия

 

1)                Беседа по теме.

Педагог.– Какоесейчас время года?

– Какая пора года была перед осенью?

– Какое время года наступит после нее?

– Что происходит осенью с листьями на деревьях и кустах?

– Что делают осенью перелетные птицы?

– Чем занимаются животные осенью?

2)                «Разноцветный круг».

Педагог показывает демонстрационный материал №1. Дети знакомятся с цветовым обозначением пор года: синий – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень. После того как сектора пересчитают, повторяется их последовательность. Педагог убирает один из секторов, дети угадывают, какой поры года не стало.

3)                «Ежик готовится к зиме».

Педагог. Наступила осень. Стало холодать. Дни стали короче, ночи – длиннее. Ежик решил: «Пора готовится к зиме». Нашел и принес в норку 4 яблока. (Ребенок подает цифру 4)

- Сколько яблок принес ежик?

- Покажите цифру 4.

- Затем принес еще одно яблоко. (Показывается обыкновенная и «ожившая» цифра)

4)                «Птицы собираются в теплые края».

Используется демонстрационный материал №4

Педагог. На какие знакомые вам геометрические фигуры похожи стаи птиц?

5)                Физкультминутка.

Ходит осень по равнинам                              Ходьба на месте.

Тихой светлой сказкою

И расписывает рощи                                        Попеременно развести руки в сто-

Солнечными красками                                   роны круговыми движениями.

Хлопотливые синицы«Летать»                     по группе.

Улетают за реку.

Разбросала там рябина                                   Прыжки в высоту – пытаться

Красные фонарики.                                            «сорвать рябину».

Листья кленов опадают                                     Кружиться на одном месте, руки

Желтою метелицей.                                            в стороны.

А грибы под солнцем вышли                            ,Присесть, лицо вверх, руки на уровне

На полянке греются                                            плеч перед грудью ладонями вверх.

(Т. Башмакова).

 

1)                «Осень листья подарила».

Педагог. Осень попросила ветер, и он принес нам в подарок красивые желтые осенние листья.

Педагог разбрасывает по ковру дубовый, кленовый, березовый, каштановый, рябиновый листочки.Дети по желанию пересчитывают листья, а потом считают вместе хором.

Один ребенок раскладывает листья в ряд на ковре или расставляет на наборном полотне.

Педагог. - Какой первый листочек?

- А какой последний листочек?

- Какой листочек между дубовым и кленовым?

- Какой по счету рябиновый листок?

Дети закрывают глаза, а педагог в это время прячет один листок.

Педагог. Какого листочка не стало?

2)                «Салфетка для осени».

У детей на столах квадратные листы бумаги («салфетки») и по пять листочков (дубовый, кленовый, березовый, каштановый, рябиновый) из желтой бумаги. Педагог дает словесную инструкцию:

   Положите в середину квадрата дубовый листок.

В правый верхний угол – рябиновый.

  В правый нижний – березовый.

  В левый верхний – каштановый

    В левый нижний – кленовый.

3)                Упражнение на расслабление.

Педагог. Ребята, представьте себя желтыми листочками и покружитесь в осеннем танце.

Дети произвольно кружатся под спокойную музыку.