Конспекты занятий по сенсорному воспитанию и развитию
Развитие сенсомоторики
«Белка учится считать»
Цель:развивать внимание, моторику пальцев рук, зрительную память, закрепить понятия «один», «много», совершенствовать двигательную активность детей, формировать умение находить в окружающей обстановке один предмет и много предметов.
Ход занятия
1. Знакомство с сюжетной игрушкой.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
2. Упражнение «Приветствие».
Дети вместе с воспитателем берутся за руки и здороваются друг с другом:
«Ручки здороваются» — крепко пожимают руки друг другу;
«Ножки здороваются» — топают ногами;
«Глазки здороваются» — каждый ребёнок улыбаются соседу справа, слева, а затем всем остальным
«Пальчики здороваются» — поочерёдно соединяются пальцы обеих рук: большой с большим и т.д.
3. Пальчиковая игра «Белка».
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки — ритмично сгибание пальцев обеих рук
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому — поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого.
4. Игра «Один — много».
Белка в гости к нам пришла
И картинки принесла.
На подносе лежат карточки с изображением одного предмета, перевёрнутые рисунком вниз. На ковре разложены карточки с изображением тех же предметов, но во множественном числе, повёрнутых рисунком вверх. Каждый ребёнок выбирает себе карточку с изображением одного предмета, показывает и называет её, а затем ищет карточку с изображением множества этих же предметов.
5. Подвижная игра «Паровоз».
Дети выстраиваются паровозиком и топающим шагом перемещаются по группе.
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чух-чух, чух-чух,
Далеко я укачу.
Воспитатель. Сколько у нас паровозов? (Один.) Сколько у паровоза вагончиков? (Много.)
6. Игра «Путешествие».
Воспитатель. Белка совсем не умеет считать и очень просит вас, ребята, чтобы вы её этому научили. Дети вместе с белкой отправляются в путешествие по группе.
1-я остановка «Игрушки».
Сколько больших пирамид? (Одна.)
Сколько мишек на полочке? (Много.)
Сколько неваляшек? (Одна.)
Сколько машинок в гараже? (Много.)
2-я остановка «Кукольный домик».
Сколько кукол в доме? (Много.)
Сколько колясок? (Одна.)
Сколько тарелок на столе? (Много.)
Сколько кружек? (Одна.)
Воспитатель. Путешествие заканчивается, у нас конечная
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ
«В гостях у мишки»
Знакомство с сюжетной игрушкой.
Цель: вызвать заинтересованность к предстоящей деятельности, концентрация внимания.
Пальчиковая игра «Маша варит кашу».
Цель: развивать внимание, моторику кистей и пальцев рук.
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску — курицам, цыплятам
И в корытце — поросятам.
Игра «Пальчиковый бассейн».
Цель: учить искать в зерне предмет, показывать и называть его. Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), развивать моторику пальцев рук, тактильное восприятие.
Кто-то в нашу дверь стучит,
Очень громко он рычит.
Неуклюжий, косолапый,
Всю зиму сосёт он лапу.
В группу на тележке ввозят медведя, рядом стоит ёмкость с зерном.
Дети по очереди достают из ёмкости с зерном любую геометрическую фигуру, показывают и называют её и цвет.
Подвижная игра «Мишка косолапый».
Цель: совершенствовать двигательную активность детей, продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Мишка косолапый по лесу идёт (идут, переваливаясь с ноги на ногу),
Шишки собирает, песенку поёт (идут, имитируя поднятие шишек).
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (на слово «лоб» кулак поднести колбу)
Мишка рассердился, и ногою — топ (на слово «топ», сильно топнуть ногой)!
Игра «Чаепитие».
Цель: закреплять представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), развивать зрительное внимание.
Мишка деток приглашает
В гости на чаёк
Только стол он не накрыл —
Ну и куманёк!
Мишке, детки, помогите,
Чашку к блюдцу подберите.
На одном столе лежат картинки с чашками, украшенными геометрическими фигурами, на другом — блюдца с соответствующим узором. Дети по очереди подходят к столам и подбирают чашку к блюдцу с изображёнными на них одинаковыми геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Игры по сенсорному воспитанию и развитию
Программные задачи:
- Формировать умение различать понятия “много-мало”, “много – один”,
- Учить различать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше);
- Учить различать предметы по форме (кубик, шарик);
- Образовывать группы однородных предметов;
- Выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч – маленький синий мяч).
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция:
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2
Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия:
- Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы.
- Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция:
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3
Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция:
- Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
- Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
- Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка:
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с задание