Конспект занятия в разновозрастной группе
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в разновозрастной группе
Тема: Закрепление пройденного материала.
Цель: 1.упражнять в счете, называть числа в прямом и обратном порядке; закрепить практический метод, выяснения в какой из двух групп большее (меньшее) количество предметов или их поровну; формировать действия по составлению числового ряда; закрепить знания о геометрических фигурах; учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентироваться по образцу; закрепить умение находить закономерность и находить лишний предмет; закрепить умения разгадывать ребусы; закрепить понятие «противоположное значение»; закрепить пространственные представления (вверх, вниз, раньше, позже), отношения ( шире, уже, толще, тоньше, легче, тяжелее, выше, ниже, ит.д.);
2.развивать логическое мышление, внимание, память, речь, фантазию, творческие способности, умение сравнивать, находить признаки сходства и различия, выражая их в речи;
3. воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Оборудование и материалы: карта, на которой будет изображен маршрут движения; набор цифр от 1 до 5, буква «А», карточки с заданиям, 2 набора для игры «Танграм», карточки для игры «Четвертое лишнее», карточки с ребусами, бумажный ковер и набор геометрических фигур разного цвета для его украшения, мяч, клубок ниток;
ХОД:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Испекла бабушка Колобок красивый, румяный. Скучно Колобку одному дома лежать. И предложили тогда бабушка и дедушка Колобку в гости в детский сад сходить.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Покатился Колобок по дорожке и оказался в нашем детском саду.
(Под музыку в зал "вкатывается" Колобок. Заплакал)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Колобок, почему ты плачешь?
КОЛОБОК: Предложили мне бабушка и дедушка в гости к вам сходить, я пришел, а как обратно идти забыл!?
ДЕТИ: Не печалься. Колобок, мы тебе поможем. Пойдем все вместе
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы пойдем по этой дорожке и выйдем на полянку, где живет Заяц.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, заяц хочет Колобка съесть!
ДЕТИ: Не ешь его. Зайчик, нас бабушка с дедушкой в гости ждут.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, зайчик отпустит колобка, если мы выполним его задания! А вот и задание 1: Что здесь лишнее и почему?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, с этим заданием мы справились.
Теперь задание потруднее: Какое число нужно поставить на место вопроса?
Дети выполняют задание.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы вы правильно выполнили. Нам осталось выполнить еще одно задание, ответить на вопросы? Слушайте внимательно:
• Назовите число, которое больше трех на единицу.
• Назовите число, которое на единицу меньше четырех.
• Назовите число меньше двух на единицу.
• Назовите число, которое больше четырех на единицу.
• Назовите числа от1 до 5 в прямом и обратном порядке.
(Ответы детей.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, ребята, так как все задания мы выполнили правильно, мы можем идти дальше.
ВОСПИТАТЕЛЬ: На нашем пути – молодой сад. Волшебные деревья перегородили нам путь и обещали пропустить, если мы ответим на их вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Как эти предметы можно назвать, одним словом?
Какие фрукты вы еще знаете?
Сколько фруктов нарисовано на картинке?
Сколько яблок?
Сколько груш?
Чего меньше — яблок или груш?
Как сделать, чтобы яблок и груш стало поровну?
Сколько маленьких яблок? Сколько больших?
Чего больше (меньше) — больших, маленьких или
самых маленьких яблок (груш)?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волшебные деревья освободили нам дорогу, так как мы правильно ответили на их вопросы. Давайте порадуем молодой сад и расскажем ему стихотворение, «Угадайте, где мы были», руками.
ФИЗМИНУТКА «УГАДАЙТЕ, ГДЕ МЫ БЫЛИ»
Были мы сегодня ( маршируем)
В молодом саду. (показываем руками крону деревьев)
Урожай хороший (показываем кулак с поднятым
В нынешнем году. вверх большим пальцем)
Яблоки — как сахар, (поворот кистями рук)
Груши — чистый мед. (имитация руками движение весов)
На лиловых сливах (хлопки в ладоши)
Голубой налет.
Нас на славу угостили... (поглаживание живота рукой)
Вот сегодня где мы были!.. (маршируем)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот мы и выбрались из молодого сада, но кто это там на тропинке стоит? (а там нас ждет Волк).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуй Волк!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волк говорит, чтобы мы шли своей дорогой, он нас не тронет, а вот Колобка – съест! Ребята ,что будем делать? Разве мы бросим друга в беде?
ДЕТИ: Не ешь его. Волк. Мы все вместе идем в гости к бабушке и дедушке. ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, волк отпустит Колобка, если мы сумеем выполнить его задание.
ЗАДАНИЕ : Выложите из геометрических фигур красивый узор на моем ковре.
(Коллективная работа по украшению бумажного ковра геометрическими фигурами.)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы. Здорово мы Волку ковер украсили. Волк отпустит теперь с нами Колобка. ( Волк отпускает Колобка)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте продолжим наш путь поскорее пока Волк не передумал.
(дети четырех лет идут играть)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы, кажется, вышли на полянку умных задачек.
(На поляне на пеньке сидит Медведь)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, медведь говорит, что съест Колобка.
ДЕТИ: Не ешь его. Медведь, мы в гости к бабушке и дедушке торопимся.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, если мы выполните задания, то пойдем дальше, а нет - медведь съест Колобка. У него есть волшебные фигурки, из которых можно сложить собачку. Если сможем ее собрать, мы свободны! Сможем?
ДЕТИ: Сможем!
Игра «Танграм»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, справились. А вот второе задание от медведя: Найдите из четырех картинок одну лишнюю и объясните, почему вы сделали такой выбор. Давайте попробуем отгадать!
Игра «Четвертое лишнее»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы мы правильно ответили на задания медведя и можем идти дальше.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, подошли мы ребята к болоту ребусов.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Колобок. Как же быть? Пропадем мы, увязнем в болоте!
(Дети предлагают перебраться через болото, перескакивая с "ночки" на "кочку" Каждая «кочка» - это ребус, правильный ответ – переход на другую «кочку» )
ВОСПИТАТЕЛЬ: Перебравшись через болото, мы попадаем на поляну. Посреди поляны под деревом сидит Лиса.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, хочет Лиса Колобка съесть.
ДЕТИ: Не ешь его. Лиса. Мы все вместе в гости к бабушке и дедушке идем.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, Лиса отпустит Колобка, если мы поиграете в ее любимую игру «Наоборот». Итак, в круг вставайте, игру затевайте.
Играть мы будем вот с этим мячом. Я буду называть слово и кидать мяч одному из вас, а тот, кто мяч поймает, должен сказать слово, противоположное по значению, и вернуть мяч обратно мне. Знакома нам эта игра?
ДЕТИ: Знакома!
(Дети играют)
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, замечательно играли! Ребята, мы выполнили условия Лисы и можем идти дальше!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Пошли дальше по дорожке и вот, наконец – то подошли к домику бабушки и дедушки.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот, Колобок, ты и дома! Да и нам с ребятами нужно идти обратно! Но, как же нам пройти обратно?
БАБУШКА: Возьмите волшебный клубок, который вам покажет безопасную дорогу домой.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Спасибо! До свидания!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, ребята, мы благополучно добрались в детский сад. На этом наше занятие подошло к концу, понравилось вам занятие? Спасибо за работу, вы сегодня работали дружно, очень быстро и правильно справлялись с заданиями, которые вам были предложены, были внимательными, активными.