Участие в работе методических объединений
Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя
Полезные ссылки:
1. Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преемственность ФГОС 2010 и ФГОС 2021: методологическая основа
Понятие системно-деятельностного подхода было введено исследователями-психологами в 1985 г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом , который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным подходом , который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход - это подход, при котором в учебном Системно-деятельностный подход: история и содержание понятия
Сущностная связь системно-деятельностного подхода с личностным проявляется в том, что в контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир — человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходят его саморазвитие и самоактуализация его личности. И хотя главным фактором развития личности остается учебная деятельность, она выступает «инструментом» духовного развития личности. Системно-деятельностный подход в контексте
Понятие «деятельность»
предмет (мотив), виды деятельности, цель, действия, условия, операции Деятельность его структура
ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!» Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде! Особенности реализации системно-деятельностного подхода
Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения). Ведущим в содержании образования является подходы к формированию универсальных учебных действий - совокупности способов действий и навыков учебной деятельности, обеспечивающих возможность самостоятельного развития учащегося на протяжении всей жизни В процессе учебной деятельности учащийся осваивает универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия Системно-деятельностный подход и универсальные учебные действия
Профессиональная деятельность в условиях системно-деятельностного подхода
Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом Требования к личностным результатам
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), а также универсальными учебными познавательными действиями, универсальными учебными коммуникативными действиями, универсальными учебными регулятивными действиями Требования к метапредметным результатам
ФГОС НОО ФГОС ООО формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; определяют минимум содержания начального общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов Требования к предметным результатам
АСМОЛОВ А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22. БОРДОВСКАЯ Н. В., РЕАН А. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. СПб. : Питер, 2009. КРАЕВСКИЙ В. В., БЕРЕЖНОВА Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия» 2006. КРАЕВСКИЙ В. В., ПОЛОНСКИЙ В. М. [ред.]. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. ЛАРИОНОВА И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18—28. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977. 7. ФИСЕНКО Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru. ХУТОРСКОЙ А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Эйдос : интернет-журн. 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm. ЯКИМАНСКАЯ И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—38. Литература
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») общие положения требования к структуре программ основного общего образования и их объему; требования к условиям реализации программ основного общего образования; требования к результатам освоения программ основного общего образования 2) Сохранение методологической основы – системно- деятельностный подход Основные отличия ФГОС 2021 ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ ФГОС конкретизируют результаты освоения программ 2 Преемственность ФГОС 2009/2010 и ФГОС 2021
ФГОС 2021: введенные понятия «функциональная грамотность» В целях обеспечения реализации программы основного общего образования … должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» «дистанционные образовательные технологии» «верифицированные образовательные ресурсы» (в контексте понятия «безопасность») «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)
4 Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно- деятельностного подхода Системно- деятельностный подход Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Предметные результаты Конкретизация и систематизация предметных результатов Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к» «уважительное отношение к» «интерес к» Формулировки метапредметных результатов: «находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать» Формулировки предметных результатов: «осознавать» «понимать» «использовать» «приобретение опыта» Метапредметные, личностные результаты «владеть» ФГОС 2021: новый формат представления результатов освоения ООП Предметные результаты - hard skills в проектах ФГОС - soft skills в проектах ФГОС Во ФГОС 2009-2010 требования к результатам «деятельностно» нейтральны
5 ФГОС 2021: детализация требований к результатам освоения ООП Овладение универсальными учебными познавательными действиями 1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6) 2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО - 4) 3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение (НОО – 8, ООО - 6) Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4) Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2) Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3) Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы): Патриотическое воспитание (4) Гражданское воспитание (8) Духовно-нравственное воспитание (3) Эстетическое воспитание (3) Воспитание ценности научного познания (3) Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5) Трудовое воспитание (5) Экологическое воспитание (5) … Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов Метапредметные результаты : Всего = 33/30 конкретных результатов Предметные результаты включают: умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено по 15- 20 конкретизированных формулировок предметных результатов.
6 Механизмы вариативности во ФГОС 2009- 2010 Часть ОП по выбору участников образовательного процесса Возможность разработки дифференцированных программ Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов Механизмы вариативности во ФГОС 2021 Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС) Возможность разработки дифференцированных программ. Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8) Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12) ФГОС 2021: механизмы обеспечения вариативности образовательных программ устанавливают вариативность сроков реализации ООП (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) требования к по освоения учебным определяют результатам программ предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология» на и углубленном «Химия», базовом уровнях
7 ФГОС 2021: особенности требований к ИОС Обеспечение доступности информационных и учебных ресурсов образовательной организации учебной документации (программы, учебные планы, результаты аттестаций) специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ Возможность использования различных носителей информации (традиционных, и цифровых) внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing) Цели использования повышение качества реализации образовательных программ повышение качества управления образовательной организацией