Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Надежда Владимировна Дементьева

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования ставит главной задачей - формирование компетентностей, а результатом образования - развитие личности обучающихся.  

Исходя из этого, при подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать и подобрать эффективные формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для формирования мотивации и интереса к учебе.

В рамках реализации ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как наиболее действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

Методы:

1.Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приёмы обучения по Федеральным Государственным стандартам.

2.Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

3.Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

4.Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

5.Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему, а задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования ставит главной задачей - формирование компетентностей, а результатом образования - развитие личности обучающихся.  

Исходя из этого, при подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать и подобрать эффективные формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для формирования мотивации и интереса к учебе.

В рамках реализации ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как наиболее действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей.

Методы:

1.Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приёмы обучения по Федеральным Государственным стандартам.

2.Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

3.Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

4.Эвристический метод — применяю разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

5.Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь я сама формулирую проблему, а задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Выбор метода зависит от многих условий:

-цели обучения;

-уровня подготовленности учащихся;

-возраста учащихся;

-времени, отведенного на изучение материала;

-оснащенности школы;

-теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на :

-способствующие приобретению новых знаний;

- формирующие умения и навыки; проверяющие и оценивающие знания.

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения.

Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов с учетом целостного подхода к процессу обучения, разработанная Ю.К.Бабанским. Он выделяет три группы методов:

1.Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) по источникам: словесные, наглядные, практические

б) по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышлению: репродуктивные, проблемно-поисковые

г) по управлению: методы самостоятельной работы, работа под руководством учителя

2.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования и мотивации интереса к учению

б) методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3.Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроля

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

-коммуникативный;

-познавательный;

-преобразовательный;

-систематизирующий;

-контрольный

Формы организации познавательной деятельности учеников:

1) Индивидуальные

2) Групповые

3) фронтальные

4) Коллективные

5) парные

6) классные и внеклассные

7) школьные и внешкольные.

В виде различных работ:

-игровое экспериментирование

-драматизации

-проблемно ориентированный диалог

-учебная дискуссия

-формулирование вопросов для поучения информации

-разработка алгоритмов

-решение проблемных ситуаций

-проектирование и моделирование

-ситуации выбора

-анализ жизненного опыта

-рефлексивный анализ

-рецензирование работ

-составление каталогов и систематизаторов

-обсуждение докладов

-организация опытов

-подготовка презентаций

-выполнение практических работ

-исследование

-выполнение проектов

Формы организации урока:

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным.

Фронтальная форма

 Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом.

Форма работы сменного состава.

Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе. Кроме того, малышам в начальной школе необходимо приучаться к индивидуальной работе, ведь именно она поможет им в дальнейшем успешно решать образовательные задачи.

Групповая форма.

Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя , дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Виды средств обучения:

1.Простые средства:

-словесные (учебники и другие тексты);

-визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.)

2.Сложные средства:

-механические визуальные приборы(диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

-аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

-аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

- средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Предназначение дидактических средств

-содействовать осознанию содержания учебных тем

-способствовать прочному усвоению учащимися программного материала

Средства обучения.

-языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

-произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

-средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

-учебные компьютерные программы по теме урока;

-интернет;

-организующе-координирующая деятельность учителя;

-уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

Формы организации учебной деятельности на уроке.

-отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;

-отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

-тестовый материал;

-средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

-технические средства обучения;

На уровне предмета

-система условных обозначений различных дисциплин:

-искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;

-учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

-учебники и учебные пособия;

-дидактические материалы;

-методические разработки (рекомендации) по предмету;

-книги-первоисточники;

-справочники, словари.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.