Инновационная/экспериментальная деятельность
Инновационные технологии.
Уроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_innov_de.docx | 47.11 КБ |
suffiksy_v_slovakh.docx | 58.76 КБ |
urok_11_0_1.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная/экспериментальная деятельность
Тема: Организация инновационной деятельности
учителя начальных классов как средство повышения качества образования
Актуальность и теоретическое обоснование.
В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельности, призванной обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов. Современному обществу нужен не просто учитель, а высококомпетентный профессионал-педагог, обладающий глубокими педагогическими знаниями, способный к творческим нестандартным решениям, активный, способный добиться высоких результатов в урочной и внеурочной работе.
В большинстве школ в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития школ, ведется экспериментальная работа, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Не является исключением и моя инновационная деятельность. Однако практика преобразований, разработки и внедрения новшеств сопровождается рядом трудностей. Соответственно назрела необходимость в углублённом изучении организации инновационной деятельности и разрешении противоречия между необходимостью активного внедрения инноваций в педагогическую практику и структурой, и содержанием организации инновационной деятельности.
Возникает проблема: как организовать инновационную деятельность в школе, чтобы повысить качество образования младших школьников.
Качество в этом случае трактуется как нормативная результативность образовательной работы, достижимая в заданные сроки при оптимальных усилиях участников образовательного процесса, т.е. не только количественными показателями качества обученности и воспитанности, но и качественными, в том числе успешной социализации учащихся. Наша школа, а в частности МО учителей начальных классов строит свою деятельность на основе данных направлений развития современного образования.
Реализации на практике и результативность.
В ходе работы выявили наиболее важные направления инновационной деятельности учителей начальных классов, по которым уже ведётся работа:
- Работа творческих групп;
- Проведение промежуточных мониторинговых исследований;
- Учебно (научно) – методическая деятельность( недрение инновационных технологий в учебный процесс, освоение учителями современных методик обучения и деятельностной технологии обучения, применение ИКТ);
- Выявление, обобщение и распространение положительного опыта учителей;
- Внеклассная работа.
- Работа с одарёнными детьми в начальных классах. Повышение качества обученности и результативности учебной, научно – исследовательской, деятельности учащихся;
Устанавливаемые федеральным государственным образовательным стандартом требования к предметным, личностным и метапредметным результатам вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Изучив современные образовательные технологии, я выбрала для себя следующие:
- Игровая технология.
- Технология уровневой дифференциации.
- Проектная технология.
- Компьютерная технология.
- Перевернутый урок.
- Метапредметный подход в обучении.
- Деятельностное обучение.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.
В начальной школе помимо игровой технологии можно использовать технологию уровневой дифференциации, предполагающую разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. Технология эта знакома многим учителям, и в ней есть много положительных моментов, в числе которых назову следующие:
- у учителя появляется больше возможностей помогать слабым ученикам и уделять больше внимания сильным;
- осуществляется желание сильных учащихся быстрее продвигаться в образовании;
- в группе, в которой собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
- главный ориентир – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата – метод проектов. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той или иной интересующей его проблемы. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт. Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер. Дети учатся работать на нем, используют возможности Интернета. Технологии эти обогащают арсенал методических средств обучения, предоставляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными, и, естественно, способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.
Различные мультимедийные программы я использую на своих уроках, на родительских собраниях, а также во внеклассной работе.
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где «перевернутым» становится сам процесс обучения.
Родоначальниками модели «Перевернутого класса» считаются два американских педагога – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление.
Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с лекционным (теоретическим) материалом и презентациями дети знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом тематические видеоролики в Интернете, а традиционное домашнее задание они выполняют на следующий день в классе, участвуя в индивидуальной и групповой деятельности, общаясь с одноклассниками и педагогом. Другими словами, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях, а то, что когда-то было домашним заданием, становится предметом рассмотрения в классе.
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Зачем педагогу «переворачивать» обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которыми педагогу сталкивается в ежедневной работе с учащимися?
Во-первых, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, которые невозможно или трудно решить в рамках традиционного урока:
- пассивность учащихся, их нежелание самостоятельно работать;
- многие ученики нацелены исключительно на зазубривание учебного материала: вызубрил, ответил и забыл;
- у педагога практически нет времени для того, чтобы уделить внимание отдельным ученикам, осуществить индивидуальный подход, так как нужно провести опрос, поставить отметки, а потом значительную часть времени посвятить объяснению нового материала;
- ограниченные возможности использования в качестве средств обучения смартфонов, планшетов, ноутбуков, которые уже есть почти у каждого ученика. Часто их использование запрещается педагогом и др.
Во-вторых, на обычном уроке трудно достичь высокого уровня владения учащимися материалом
Обучение в рамках модели «Перевернутого класса» происходит следующим образом:
1. Педагоги готовят несколько видеолекций в неделю (это могут быть и готовые материалы из сети Интернет).
2. Обучающиеся смотрят данные видеолекции дома. Особенности просмотра видеолекций заключаются в следующем:
- ученик осваивает материал в индивидуальном темпе;
- отсутствуют временные ограничения;
- возможность общаться со сверстниками и педагогом, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения практических работ или другой учебной деятельности.
Обучающиеся могут делиться на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать. Сначала нужно использовать те навыки, которые у них наиболее развиты: условных «читателей» садят вместе читать книги, «писатели» будут делать какие-то пометки, а предпочитающие визуальный контент — смотреть видео. Затем следует пробовать развивать и другие способности: группы можно перемешать, таким образом у детей откроются иные перспективы мышления и восприятия информации..
Преимуществами модели «Перевёрнутого класса» является то, что:
- педагоги располагают большим временем, чтобы помочь обучающимся, объяснить разделы, вызвавшие затруднение;
- ученики, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке, так как традиционное домашнее задание делается в классе, при поддержке и помощи учителя;
- обучающиеся не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его, после просмотра видеоматериала дети записывают возникшие вопросы, и педагог разбирает эти вопросы отдельно,
- педагог на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
- использование образовательных возможностей Интернет пространства, общения между учащимися способствуют формированию у детей критического мышления, ответственности за собственное обучение, других интеллектуальных способностей и ключевых компетенций.
- каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы следует сопровождать четкими учебными целями и поэтапной инструкцией;
- обязательно нужно сопровождать каждое учебное видео заданием (если видео не содержит задания, то следует предложить ученикам составить несколько вопросов к видео, это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео);
- нужно привлекать учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Следует помнить, что изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит множество требований, имеющих непосредственное отношение к обучению в рамках модели «Перевернутого класса»:
- учащиеся должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также «персонализировать учебное пространство для углубления знаний»;
- учащиеся должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами;
- при изучении материала учащийся должен мыслить критически;
- важно не только изучить существующие материалы, но и уметь «решать проблемы путем создания новых решений».
Таким образом, переход к модели «Перевернутого класса» является переходом от главенства педагога к главенству ученика. Становится возможным более тесное сотрудничество во время образовательного процесса. Обучающиеся перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Модель позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения полученных знаний.
https://znanio.ru/medianar/24/
Метапредметный подход в обучении
В научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др. В образовательных стандартах также сделан акцент на том, что результаты образования должны быть выражены не только в предметном формате, но и в метапредметном. Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века.
Универсальность метанавыков состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию, что является требованием образовательных стандартов второго поколения.
Новизна ситуации состоит в том, что метанавыки развиваются только лишь при использовании интенсивных технологий обучения; способствовать формированию метанавыков должны все учителя, преподающие самые разные дисциплины. Используя на разных уроках упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый преподаватель вносит свой вклад в развитие межкомпетентностей выпускника школы и его готовности к практической работе в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.
Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с помощью особых курсов - метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы.
Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение» Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика»; «Коммуникативная дидактика» и т.д.
Необходимым компонентом метапредметного содержания образовательных стандартов являются метапредметные (общеучебные) умения, навыки и способы деятельности, которые должны стать деятельностным осуществлением исследуемых объектов и знаний, компонентами общего механизма взаимодействия учащегося с общественным опытом человечества. Результаты научных и практико-ориентированных исследований российских ученых (В.В. Краевский, М.Л. Прокопенко, А.В. Хуторской) позволили сгруппировать метапредметные умения, навыки и способы деятельности в виде блоков личностных качеств, подлежащих диагностике, оценке и развитию:
- когнитивные (познавательные) качества – умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, чувствовать окружающий мир, обозначать своё видение проблемы;
- креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, чуткость к противоречиям, гибкость ума; раскованность чувств, мыслей, движений; критичность; прогностичность; наличие своего мнения;
- оргдеятельностные (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности, умение их разъяснять; поставить цель и создать условия для её достижения; способность к законотворчеству; способность к рефлексивному мышлению, самоанализу и самооценке;
- коммуникативные качества – взаимодействие с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение находить, преобразовывать и передавать информацию; реализовывать различные социальные роли в коллективе и группе, пользоваться современными телекоммуникационными технологиями (Интернет-ресурсами);
- мировоззренческие качества – эмоционально-ценностные установки учащегося, его умение к самодвижению и самопознанию, способность обозначать своё место и роль в окружающем мире, в государстве, в семье, в коллективе и природе; обозначать свои общечеловеческие и национальные устремления, толерантные и патриотические качества личности.
Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, основоположником которого в российской педагогике является Василий Васильевич Давыдов. К таким технологиям относятся:
- Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая способствует формированию у школьников критического мышления через интерактивное включение в учебный процесс, формирует культуру работы с информацией.
- Проектный метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирование, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков.
- Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая помогает воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, развивает творческое воображение с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
- Исследовательские методы обучения, которые характеризуются целенаправленным формированием всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
5. Технология «Дебаты», содействующая развитию коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
6. Система инновационной оценки «Портфолио», которая нацелена на развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
7. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), которая формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.
Основными методическими принципами современного урока являются:
- субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
- метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
- деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
- рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
- импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
- формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Современный урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.
На традиционном уроке тему, цели и задачи урока сообщает учитель, на современном уроке их формируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
На этапе планирования деятельности учащихся на традиционном уроке учитель сообщает, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели, на метапредметном занятии учащиеся сами планируют способы достижения цели. На этапе практической деятельности на обычном уроке учащиеся под руководством учителя выполняют различные задания (применяется фронтальный метод организации деятельности), на метапредметном действуют по намеченному ими плану, учитель лишь консультирует. Также меняются приоритеты и на этапах осуществления контроля, коррекции и оценивания. На традиционном уроке эти функции осуществляются учителем, на метапредметном – учащимися. Обучающиеся сами осуществляют контроль, применяя формы взаимного контроля, самоконтроля; формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя); дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Объявляя домашнее задание, учитель на таком уроке не объявляет и комментирует задание одно для всех, а предлагает обучающимся выбрать задания из предложенных с учетом индивидуальных возможностей.
Этапы урока | Традиционный | Современный |
1. Объявление темы урока | тему сообщает учитель | тему формируют учащиеся |
2. Сообщение цели и задач урока | сообщает учитель | формируют учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
3. Планирования деятельности учащихся | сообщает учитель, какую работу дети должны выполнить, чтобы достичь цели | учащиеся сами планируют способы достижения цели |
4. Практическая деятельность учащихся | под руководством учителя выполняют различные задания; применяется фронтальный метод организации деятельности | учащиеся сами действуют по намеченному ими плану; учитель консультирует |
5. Осуществление контроля | контроль осуществляет учитель | обучающиеся сами осуществляют контроль; применяются формы взаимного контроля, самоконтроля; учитель консультирует |
6. Осуществление коррекции | учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию | учащиеся формируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (под наблюдением учителя) |
7. Оценивание обучающихся | учитель оценивает работу учащихся на уроке | учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей); учитель консультирует |
8. Итог урока | учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | проводится рефлексия |
9. Домашнее задание | учитель объявляет и комментирует задание одно для всех | учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
(Таблица составлена по материалам статьи Ю.А. Михеевой)
Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:
Как можно в практической деятельности отличить метапредметный урок от урока, который решает только предметные задачи?
Признаки метапредметного урока
- обязательным элементом урока является целеполагание;
- присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;
- создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;
- на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.
На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные (метапредметные) действия.
1. Мотивация к учебной деятельности. Мотивировать ребенка к учебной деятельности — значит:
- актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);
- создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);
- дать ученику уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).
Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные метаумения, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивные метаумения), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативные метаумения).
2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные метанавыки формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные метаумения.
3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие познавательные метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные метаумения связаны с выражением своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацией своего мнения и позиции в коммуникации, учетом разных мнений, координированием разных позиций, разрешением конфликтов.
4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование. Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными метадействиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных метанавыков, связанных с умением работать в группе.
5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Учащийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных метаумений на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.
6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах или фронтально. Помимо вышеперечисленных метаумений, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.
7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные метаумения: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания.
Таким образом, инновационные технологии в работе учителя начальных классов дают ему возможность:
- повысить уровень профессионализма,
- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,
- выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,
- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии…
- стимулируют у учащихся процесс познания нового,
- формируют у них осознанную потребность в приобретении знаний и умений,
- порождают стремление к самостоятельной деятельности,
- формируют устойчивое внимание к предмету.
Литература:
1. Зильберман М. Активный тренинг: Универсальный подход к обучению/ Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз: Изд-тво Юрайт, 2010, С.21.- 412 с.
2. Панфилова А.П.. Обучение «действием» - поддержание высокой рыночной стоимости менеджеров бизнес-компании. В сб. Менеджмент XXI века: образование и бизнес. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С.62-66.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Уч. Пособие для студ. – 3-ье изд. – М.: Ид-кий центр Акадкмия, 2012. С. 14-20.; С. 108-113.- 192 с.
4. Панфилова А.П. Компетентностный подход в развитии навыков коммуникации. Человек и образование. – 2011. - №4.-С. 29-34;
5. Обратная связь в интенсивных технологиях для улучшения качества подготовки специалистов. В кн.: Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы. – Пенза: Приволжский Дом Знаний,2011. С. 45-47; Игровое моделирование в деятельности педагога: уч. пособие / 3-ье изд. – М.: Изд-тво: Академия, 2008. - 368 с.
6. Ищенко А. «Перевернутый класс» – инновационная модель обучения // Учительская газета. Независимое педагогическое издание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876
7. Мирошникова Н. Н. «Перевернутый класс» – инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе [Текст] / Н. Н. Мирошникова // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
8. Крылова А. С. Формирование ИКТ-компетентности в процессе реализации образовательной модели «Перевернутое обучение»// Academy 2016, № 1(4).
9. Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума/ под общ. Ред. Грекова А. А. - Ростов н/Д, 2007.
10. Адамбекова Б. М. BLENDED LEARNING. Режим доступа: http://portal.kazntu.kz/files/publicate/2013-02-26-10649_0.pdf
https://multiurok.ru/blog/mietapriedmietnyi-podkhod-v-obrazovanii.html
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/3860-2013-11-08-11-05-49
Предварительный просмотр:
СУФФИКСЫ В СЛОВАХ
Цели деятельности учителя: учить определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; совершенствовать умение образовывать слова с помощью суффиксов.
Планируемые результаты: личностные: проявляют прилежание в учёбе; расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы; получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; получат возможность научиться строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; предметные: научатся определять значащую роль суффиксов в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью суффиксов; получат возможность научиться устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня продолжим изучать строение слова. На уроке познакомимся с новой частью слова, которая называется суффиксом.
II. Актуализация знаний.
− К данным словам запишите однокоренные слова.
Лес − …, вода − …, рыба − …, гриб − …, дом − …, сад − ….
− Какие слова называются однокоренными?
− Послушайте стихотворение и выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень:
Зашумела вьюга снежная, А потом в снежки играли
Украсила землю снежком, В снежном переулке,
Вышли дети на прогулку Кувыркались и резвились,
Дружно строить снежный дом. Делали Снегурку.
Карточка 1. Выпишите пары однокоренных слов. Выделите корень.
Гусь – гусеница, конец – начало, гриб – грибной, сад – садовник, окно – лестница, поле – полюшко, земля – вьюга, снег − снежок, циркуль – циркач, дым – дом, река – речушка, желток – железо, река – плот, печка – печать, стол – столовая, кот – котище, час – часовщик, час – часть, сахар – сахарный, диван – кровать.
Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с корнем снег, в другую – с корнем -пол-.
Полюшко, подснежник, поля, полевой, снеговой, полевод, полеводство, снежный, полевик, снежинка, заснеженный, снегирь.
III. Работа по учебнику.
– Прочитайте слова в упражнении 1. Понаблюдайте, с помощью каких частей образовано каждое слово.
− Рассмотрите рисунки в упражнении 2. Почитайте пары слов. Какие значения вносят в слова выделенные части слов?
Дом – домик (уменьшительно-ласкательное значение).
Дом – домище (значение увеличения размеров предмета).
Камень – каменщик (значение профессии).
Камень – каменный (дом) (значение признака).
− Выделите корень в этих словах. Где находятся части слова -ик-, -ищ-, -щик-, -н-? (После корня.)
− Эти части слов называются суффиксами. Прочитайте в учебнике определение, что такое суффикс.
− Как выделяют суффикс на письме?
– Выполните упражнение 3.
− Какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? (-ёк-, -чик-, -ик-, -ок-, -к-.)
− Как можно образовать ласковые имена детей в упражнении 4? Какие суффиксы вы будете использовать?
− Запишите слова парами по образцу.
− Образуйте и запишите названия детёнышей животных с помощью суффиксов в упражнении 5.
IV. Рефлексия деятельности.
− Что называют суффиксом? Объясните правило в стихах:
На работе всегда мужЧИНа,
Чтоб добиться высокого ЧИНа.
А женЩИна кухне верна,
ЩИ вкусные варит она.
И. Агеева
Домашнее задание: упражнения 1, 2 (рабочая тетрадь, с. 29–30).
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Цели деятельности учителя: познакомить со способами подбора проверочных слов; рассмотреть правило проверки безударных гласных; учить наблюдению над единообразным написанием корней однокоренных слов; совершенствовать умение подбирать проверочные слова среди разных частей речи.
Планируемые результаты: личностные: обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; познавательные – научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; предметные: научатся подбирать проверочные слова среди разных частей речи; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
− Чем похожи слова, написанные на доске?
Р..ка́, д..ска́, п..лы́, ст..лы́. (В этих слова пропущены безударные гласные.)
− Сегодня мы будем проверять написание безударных гласных в корне слова.
II. Актуализация знаний.
− Выберите проверочное слово. Вставьте пропущенные буквы.
Уд..вительно – (диво, дева). Скр..пучий – (скрепка, скрип).
М..нять – (мина, замена). Л..нивый – (лень, линька).
Л..пить – (липко, лепка). М..стерить – (мост, мастер).
Подч..щать – (честь, чисто).
− Что можете сказать об оставшихся словах? (Они не являются однокоренными, поэтому не могут быть проверочными.)
• Индивидуальная работа.
Карточка 1. Вставьте пропущенные гласные. Запишите проверочное слово.
Сне..ки − ________ Гн..здо − ________
Зв..рёк − ________ М..рской − ________
М..ряк − ________ Ул..тели − ________
К..рмушка − ________ Л..сица − ________
Б..льной − ________ К..тёнок − ________
В..дитель − ________ Зв..нок − ________
Сн..жинка − ________
Карточка 2. В одну колонку выпишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, в другую – с непроверяемыми безударными гласными.
Л..сица, з..рно, к..пуста, п..нал, св..тить, за..ц, т..варищ, м..дведь, м..рковь, м..локо, зв..рёк, м..ряк, тр..пинка.
III. Работа по учебнику.
− Какой способ проверки, кроме изменения формы слова, указан в упражнении 1? (Подбор однокоренных слов.)
− Запишите проверяемые и проверочные слова. Слова какой части речи использованы как проверочные? (Имена существительные.) Прочитайте правило проверки безударного гласного в корне слова.
− Какие слова являются проверочными в упражнении 2?
− Запишите проверяемые и проверочные слова с графическим обоснованием.
− Какое слово является проверочным в упражнении 3? (Лепить – ле́пка. Подчищать – чи́сто.)
− Подготовьтесь писать текст упражнения 4 под диктовку.
− В каких словах необходимо проверять написание букв? Почему?
в лесу лесника сторожка лесного | ле́с ле́с сто́рож, сторожить ле́с |
− Для записи слов на слух вам необходимо научиться решать орфографические задачи. Ознакомьтесь с памяткой 5 по их решению.
− Какие из однокоренных слов в упражнении 6 требуют проверки? Какие слова можно считать проверочными?
− Можно ли с помощью этих слов проверить слово «совет»? (Нельзя. Это не однокоренные слова.)
− Подчеркните в корнях слов известные вам орфограммы.
Совята_у_совушки
Умные_головушки:
На_каждый_совушкин_совет
Глазами_хлопают_в_ответ.
IV. Рефлексия деятельности.
− Как проверить безударные гласные в корне?
Домашнее задание: упражнение 6 (рабочая тетрадь, с. 36).ЯЧ
Предварительный просмотр:
Урок 11
ТЕМА УРОКА: АЛФАВИТ
Цели деятельности учителя: систематизировать знания о русской азбуке; учить определять положение заданной буквы в алфавите.
Планируемые результаты: личностные: соотносят нравственные нормы с поступками собственными и поступками окружающих людей; метапредметные: регулятивные – научатся понимать цель выполняемых действий; получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания; познавательные – научатся находить, сравнивать, группировать звуки, буквы; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте палиндромы, которые вы записали. (Дом мод. Он ест сено. Моток с котом.) Кто вам помогал выполнить задание?
II. Актуализация опорных знаний.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
– Прочитайте алфавит. (2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.)
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
III. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
• Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – б. Что же делать? (Ответы учащихся.)
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по учебнику (упражнения 11–16).
В красном переплёте –
Самая красивая.
В синем переплёте –
Самая весёлая.
Книжка в жёлтом переплёте –
Самая забавная,
А совсем без переплёта –
Самая любимая.
Мне читать её охота –
Хоть она без переплёта.
Р. Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чём они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых вы сейчас услышали? Где их можно взять? (У друзей, в библиотеке.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике и сделайте вывод, как знание алфавита помогает человеку в жизни.
– Проверьте друг друга на знание алфавита.
– Выполните задания в парах (упражнение 12).
– Какие группы букв можно выделить? Назовите.
А, е, ё, и, о, у, ы, ю, я, э – гласные.
Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ – согласные.
Ь, ъ – не обозначают звука.
Е, ё, ю, я – обозначают два звука.
Ж, ш, ц – всегда твёрдые.
Ч, щ, й – всегда мягкие.
Й, м, н, р, л – звонкие непарные и т. д.
2. Самостоятельная работа (упражнение 14).
– Запишите словарные слова по алфавиту. (Берёза, девочка, медведь, ребята, собака, тетрадь, фамилия. Ветер, воробей, ворона.)
– Прочитайте, как называется раздел науки о языке, в котором изучают буквы, их начертание. (Графика.)
3. Работа по осуществлению поиска информации (упражнение 15).
− Как объясните значение слов «скейт-парк», «роллер», «скейтборд»? (Предположения учащихся. Ученик читает объяснение в словаре.)
− Какие слова, относящиеся к виду спорта, вы знаете и можете объяснить их значение? (Учащиеся работают в парах, задавая друг другу вопросы и объясняя значения слов.)
4. Рубрика «Интеллектуальный марафон» (упражнение 16).
V. Обобщение изученного материала.
– Какое слово запишете раньше: картина или карман? (Карман.) Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в 4-й букве: м в алфавите стоит раньше, чем т.)
VI. Рефлексия деятельности.
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Домашнее задание: упражнение 13 (учебник, с. 24).