Программа по русскому языку 5 класс УМК Ладыженсокй
В этом разделе вы найдете рабочую программу , соответствующую всем требованиям ФГОС .Программа содержит планируемые результаты обучения, содержание и КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_na_21-22_god_russkiy.doc | 154 КБ |
ktp_rus5_kl_2022.doc | 260.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированности их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Метапредметные отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Предметные должны обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Обучающийся научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (понимание основного содержания аудиотекста, выборочное извлечение информации; передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме);
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную информацию, комментировать её в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию научного и художественного текстов, комментировать её в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;
- высказывать собственную точку зрения.
Говорение
Обучающийся научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения;
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Обучающийся научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, отзыв);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- писать доклады, готовить сообщения;
- составлять план выступления.
Текст
Обучающийся научится:
- анализировать и характеризовать тексты научного и художественного стилей речи;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана;
- создавать связный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать тексты в устной и письменной форме.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится:
- владеть практическими умениями создавать тексты разговорного, научного,
художественного стилей;
- различать и анализировать тексты разговорного, научного, художественного стилей;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности в соответствии с коммуникативными требованиями;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями и небольшим докладом на учебную и научную темы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать, создавать и анализировать тексты разговорного, научного и художественного стилей;
- анализировать композицию текста с точки зрения достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире;
- определять различия между литературным языком и диалектами, профессиональными разновидностями языка, характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Обучающийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
- проводить лексический разбор слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы; опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использоватьэту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Обучающийся научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и общение (3ч)
Основное содержание: язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (7ч.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)
Имя существительное (18ч.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10ч.)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (22ч.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (6 ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Объем изучаемого материала и его распределение по темам.
№ | Тема | Всего |
1 | Язык и общение | 3 |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 17 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 22 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. | 12 |
5 | Лексикология. Культура речи | 7 |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 18 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | 18 |
8 | Имя прилагательное | 10 |
9 | Глагол | 22 |
10 | Повторение | 6 |
Всего | 136 |
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2019.
- Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2018.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.
- М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2014.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2018.
- Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2017.
Интернет - ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября».
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
https://infourok.ru/ - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей.
https://nsportal.ru/ - образовательная социальная сеть.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы на 2021-2022 учебный год
№ урока | Дата планир. | Дата факт. | Тема урока | Примечания |
Язык и общение (3ч) | ||||
1 | 2.09 | Язык и человек. Язык и речь. | ||
2 | 3.09 | Стили речи | ||
3 | Стили речи | |||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17ч.) | ||||
4 | 7.09 | Фонетика. Звуки и буквы .Орфограмма | ||
5 | 8.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | ||
6 | 9.09 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | ||
7 | 10.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
8 | 14.09 | Буквы И, У, А после шипящих | ||
9 | 15.09 | Разделительные Ъ и Ь | ||
10 | 16.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами | ||
11 | 17.09 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | ||
12 | 21.09 | Текст Р.Р.Обучающее изложение | ||
13 | 22.09 | Части речи | ||
14 | 23.09 | Глагол | ||
15 | 24.09 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов | ||
16 | 28.09 | Тема текста | ||
17 | 29.09 | Личные окончания глаголов НЕ с глаголами | ||
18 | 30.09 | Имя прилагательное | ||
19 | 1.10 | Р.Р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | ||
20 | 4.10 | Местоимение | ||
21 | 5.10 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (22ч.) | ||||
22 | 6.10 | Синтаксис. Пунктуация | ||
23 | 7.10 | Словосочетание Разбор словосочетания | ||
24 | 8.10 | Предложение | ||
25 | 12.10 | Р.Р.Сжатое изложение . Обучение сжатию текста | ||
26 | 13.10 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | ||
27 | 14.10 | Члены предложения. | ||
28 | 15.10 | Сказуемое | ||
29 | 19.10 | Тире между подлежащим и сказуемым | ||
30 | 20.10 | Нераспространенные и распространенные предложения | ||
31 | 21.10 | Второстепенные члены предложения Дополнение | ||
32 | 22.10 | Определение | ||
33 | 26.10 | Обстоятельство | ||
34 | 27.10 | Предложения с однородными членами | ||
35 | 28.10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||
36 | 9.11 | Предложения с обращениями. Письмо | ||
37 | 10.11 | Синтаксический разбор простого предложения | ||
38 | 11.11 | Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | ||
39 | 12.11 | Пунктуационный разбор простого предложения | ||
40 | 16.11 | Простые и сложные предложения. Запятая в сложном и простом предложении | ||
41 | 17.11 | Синтаксический разбор сложногопредложения | ||
42 | 18.11 | Прямая речь .Диалог. Повторение по теме «Синтаксис» | ||
43 | 19.11 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис» | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.) | ||||
44 | 23.11 | Гласные звуки | ||
45 | 24.11 | Согласные звуки | ||
46 | 25.11 | Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский.«Шкатулка») | ||
47 | 26.11 | Согласные звонкие и глухие | ||
48 | 30.11 | Графика. Алфавит | ||
49 | 1.12 | Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание предмета | ||
50 | 2.12 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | ||
51 | 3.12 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | ||
52 | 7.12 | Орфоэпия | ||
53 | 8.12 | Фонетический разбор слова | ||
54 | 9.12 | Повторение изученного по фонетике | ||
55 | 10.12 | Контрольная работа | ||
Лексика. Культура речи (7ч.) | ||||
56 | 14.12 | Слово и его лексическое значение | ||
57 | 15.12 | Однозначные и многозначные слова | ||
58 | 16.12 | Прямое и переносное значение слов | ||
59 | 17.12 | Омонимы. Синонимы | ||
60 | 21.12 | Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь») | ||
61 | 22.12 | Антонимы .Повторение изученного в разделе «Лексика» | ||
62 | 23.12 | Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский «Первый снег») | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.) | ||||
63 | 24.12 | Морфема — наименьшая значимая часть слова | ||
64 | 28.12 | Окончание. Основа слова | ||
65 | 29.12 | Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям | ||
66 | 30.12 | Корень слова | ||
67 | 18.01 | Суффикс | ||
68 | 19.01 | Приставка | ||
69 | 20.01 | Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица | ||
70 | 21.01 | Чередование звуков | ||
71 | 25.01 | Беглые гласные | ||
72 | 26.01 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
73 | 27.01 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
74 | 28.01 | Буквы З иС на конце приставок | ||
75 | 1.02 | Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- | ||
76 | 2.02 | Буквы О — А в корне -РАСТ- — -РОС | ||
77 | 3.02 | БуквыЁ — О после шипящих в корне | ||
78 | 4.02 | Буквы Ы — И после Ц .Повторение изученного в разделе «Морфемика» | ||
79 | 8.02 | Контрольная работа в форме теста | ||
80 | 9.02 | Р.Р.Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч) Имя существительное (18ч.) | ||||
81 | 10.02 | Самостоятельные и служебные части речи | ||
82 | 11.02 | Имя существительное как часть речи | ||
83 | 15.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
84 | 16.02 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
85 | 17.02 | Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк.«Перо и чернильница») | ||
86 | 18.02 | Морфологический разбор имени существительного | ||
87 | 22.02 | Род имен существительных | ||
88 | 24.02 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
89 | 25.02 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
90 | 1.03 | Три склонения имен существительных | ||
91 | 2.03 | Падеж имен существительных | ||
92 | 3.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||
93 | 4.03 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
94 | 9.03 | Р.Р. Изложение с изменением лица | ||
95 | 10.03 | Множественное число имен существительных | ||
96 | 11.03 | ПравописаниеО — Е после шипящих и Цв окончаниях существительных | ||
97 | 15.03 | Повторение темы | ||
98 | 16.03 | Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль.Подмосковье») | ||
Имя прилагательное (10ч.) | ||||
99 | 17.03 | Имя прилагательное как часть речи | ||
100 | 18.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
101 | 22.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
102 | 23.03 | Прилагательные полные и краткие | ||
103 | 24.03 | Прилагательные полные и краткие | ||
104 | 25.03 | Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») | ||
105 | 5.04 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
106 | 6.04 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
107 | 7.04 | Повторение темы «Имя прилагательное» | ||
108 | 8.04 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
Глагол (22ч.) | ||||
109 | 12.04 | Глагол как часть речи | ||
110 | 13.04 | НЕ с глаголами | ||
111 | 14.04 | Неопределенная форма глагола | ||
112 | 15.04 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | ||
113 | 19.04 | Виды глагола | ||
114 | 20.04 | БуквыЕ — И в корнях с чередованием | ||
115 | 21.04 | Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе | ||
116 | 22.04 | Контрольный тест по орфографии | ||
117 | 26.04 | Время глагола | ||
118 | 27.04 | Прошедшее время | ||
119 | 28.04 | Настоящее время | ||
120 | 29.04 | Будущее время | ||
121 | 4.05 | Р.Р. Сочинение о школе будущего | ||
122 | 5.05 | Спряжение глаголов | ||
123 | 6.05 | Спряжение глаголов | ||
124 | 10.05 | Морфологический разбор глагола | ||
125 | 11.05 | Р.Р. Сжатое изложение | ||
126 | 12.05 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | ||
127 | 13.05 | Употребление времен | ||
128 | 17.05 | Повторение темы «Глагол» | ||
129 | 18.05 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
130 | 19.05 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | ||
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (6ч.) | ||||
131 | 20.05 | Разделы науки о языке | ||
132 | 24.05 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | ||
133 | 25.05 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | ||
134 | 26.05 | Орфограммы в окончаниях слов | ||
135 | 27.05 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания | ||
136 | 31.05 | Контрольный диктант и анализ контрольной работы |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема урока | Причина и способ корректировки | |
план | факт | |||