Программы
программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_ekologicheskaya_laboratoriya.doc | 601 КБ |
rp_ekolyata_2023_-_2024.doc | 163.5 КБ |
rasshirennyy_uchebnyy_plan_ekoklass.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Моя экологическая лаборатория»
Калашникова Евгения Владимировна -
учитель биологии и географии
МБОУ «Тугнуйская СОШ»
Пояснительная записка.
Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская и проектная деятельность школьников.
Актуальность в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Цель : повышение педагогической эффективности классно-урочной формы обучения с применением исследовательских способов деятельности, путем совершенствования методики их проведения, улучшения результативности и повышения дидактической ценности в учебном процессе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.
1.Организация исследовательской деятельности на уроках биологии, географии и внеурочной деятельности.
2.Применение различных развивающих методов обучения, лабораторные и практические работы, эксперименты, семинары, проектная деятельность, составление лэпбуков.
3.Применение технологии исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе.
Основная часть.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисково-исследовательской деятельности необходимо подготавливать, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Чтобы научить школьников рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приемов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать.
В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Содержание заданий исследовательского характера ставит целью развитие познавательной самостоятельности учащихся, воспитания бережного отношения к природе, развитие специальных учебных умений, изучение видового разнообразия флоры и фауны, особенно своей местности, пополнение учебной базы кабинета биологии собственноручно изготовленными коллекциями и гербариями.
Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план действия, результаты, рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Необходимо через различные формы организации: урок, (урок – семинар, урок – защита идей, урок – ролевая игра, урок – конференция и др.), дополнительное обучение, проектную деятельность, групповую, индивидуальную, парную формы работы, формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности.
В этом помогает экологическая лаборатория созданная у нас в школе на основе музея занимательных наук.
Программа по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория», в основном для среднего звена 5-8 классы. Для младших школьников успешно реализуется проект «Равный обучает равного» (учащиеся средних классов, обучаясь в лаборатории, выходят с интересными и занимательными экспериментами и опытами к учащимся начальной школы).
Краткое содержание программы (тезисы):
1.Занимательные эксперименты. Цель: заинтересовать ребят исследовательской деятельностью. Введение. Понятия: эксперимент, опыт, исследование, проектная деятельность. Различные увлекательные опыты.
2-7. Геология родного края.
Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о геохронолоческой таблице: палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.
Понятия: протерозойская эра, палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.
Эксперименты с осадочными горными породами. Выращивание кристаллов.
8. Выдающиеся ученые и исследователи земли Бурятской.
Цель: познакомить учащихся с историей изучения земли Бурятской.
Понятия: землепроходцы, исследователи, ученые Бурятии.
Эксперименты с почвой, растениями, воздухом.
9-10. Горы и равнины Бурятии.
Цель: исследование гор и равнин Бурятии.
Понятия: Саяны. Шаманка. Тугнуйская долина.
Эксперименты с почвой, голосеменными и цветковыми растениями.
11-14. Полезные ископаемые.
Цель: исследование полезных ископаемых Бурятии.
Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.
Эксперименты с металлами и осадочными горными породами.
Участие в НПК «Первые шаги», «Серебряная альфа».
15-16. Времена года и народные приметы.
Цель: исследование связи времен года и народных примет.
Понятия: народные приметы.
Написание эссе и исследовательской работы по народным приметам.
17-18. Реки и озера Бурятии. Озеро Байкал.
Цель: знакомство с реками и озерами.
Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.
Опыты с водой.
Составление презентации по Байкалу.
Олимпиада, посвященная Дню Байкала.
Участие в республиканской олимпиаде по Байкаловедению.
19-20. Почвы и природные зоны Бурятии
Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.
Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Бурятии, отличительные особенности природных зон.
Эксперименты с растениями. Выращивание растений для озеленения школы и пришкольного участка.
21-26. Животный мир родного края.
Млекопитающие лесов и лесостепей. Птицы Бурятии. Земноводные. Насекомые. Мир рыб.
Цель: изучение животного мира родного края.
Понятия: природное сообщество.
Эксперименты с красными калифорнийскими червями. Наблюдение в живом уголке школы. Наблюдение за домашними питомцами.
27-32. Растительный мир родного края.
Мир деревьев тайги и лесостепей. Болотные растение. Деревья и кустарники лесостепей. Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.
Цель: изучение растительного мира Бурятии.
Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.
Эксперименты с бумагой. Получение бумаги в лабораторных условиях. Озеленение пришкольной территории.
Участие в акции «Посади дерево».
33. Экология Бурятии. Экологические опыты.
Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблем экологии.
Понятия: экологическая проблема.
Исследование лишайников. Исследование автомашин на выхлопные газы. Экологические опыты в зимнее время со снежным покровом.
Участие в НПК «Земля - наш дом».
34-35. Почитаем – поиграем. Проект «Природа Бурятии».
Цель: составление проекта «Природа Бурятии».
Защита проектов. Рефлексия.
В 2013 году проект «Моя экологическая лаборатория» был представлен на региональном этапе Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций в посёлке Саган-Нур, и занял 3 место в номинации: Инновационные решения в реализации современных подходов к обучению.
В сборнике методических материалов регионального этапа Международной Ярмарке социально - педагогических инноваций посвященного 90 -летию Республики Бурятия опубликованы тезисы проекта «Моя экологическая лаборатория».
За 6 лет накоплен хороший методический материал.
Самые яркие моменты работы лаборатории наглядно представляем в презентации.
Список литературы:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2015. – 321с.
Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность школьников: Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2018 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников: Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: Савенков А.И. М.: Академия, 2015- 345с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 2016г. – 224с.
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУХОРШИБИРСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО: Методический совет Протокол №_1_ от «_4_» сентября 2023г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДО ЦДО _________ Е.А. Хохлова «___» ________2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Социально - педагогической (экологической) направленности
«Эколята»
(по развитию экологической культуры подрастающего поколения)
Возраст детей: 8-12лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов - 162
Разработчик: Калашникова Евгения Владимировна, педагог дополнительного образования
с. Тугнуй, 2023 г.
Оглавление
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
- Содержание программы
- Комплекс организационно педагогических условий
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
Дополнительная общеразвивающая программа «НАЗВАНИЕ» (далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми основами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
- Положение о дистанционном обучении
- Устав учреждения МБОУ ДО «Центр дополнительного образования»
Актуальность: Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. Природа оставляет глубокий след в душе человека, своим многообразием воздействует на наши чувства, вызывая удивление, восхищение и желание узнать тайны окружающего мира.
Обучение включает в себя следующие основные предметы или технологии, разделы: экология, ботаника, зоология.
Вид программы: Общеобразовательная модифицированная программа с элементами авторства педагога дополнительного образования Калашниковой Евгении Владимировны в разделах связанных с краеведением.
Направленность программы: Социально-педагогическая (экологическая).
Данная программа направлена на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.
Адресат программы:
Программа разработана для учащихся 8-12 лет.
Младшие школьники: 7-9 (10) лет: ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Дети данного возраста имеют следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения.
Средние школьники: 11–12 лет. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы - 1 год
- «Стартовый уровень» - 1 год обучения, 162 педагогических часов.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные (класс 3-4 классы, 5-6 классы), разновозрастные (сводная репетиция), индивидуальное обучение (конкурсная подготовка)
Режим занятий:
1 год обучения:
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Экология | 4.5 час. в неделю; 162 часа в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности.
Образовательные задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;
- познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской
деятельности в природе;
- выработать умения давать оценку экологического состояния
экосистемы;
- сформировать потребность в природоохранной деятельности
посредством проведения экологических акций;
- научиться новым педагогическим технологиям - проектированию и моделированию.
Развивающие:
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
-развить познавательную активность, творческие способности, любознательность и наблюдательность у детей.
Воспитательные:
- воспитать важные качества личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому миру, любовь к Родине.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.2.2 (вариант)
Стартовый уровень | |
Знать | природу родного села, (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования, теорию и практику по озеленению школы и школьной территории. |
Уметь | проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать; работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов; пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками. |
Владеть | биологическими и экологическими терминами, номенклатурой |
Проявлять | интерес к изучению родного края |
1.3. Содержание программы
«Эколята»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Природа нашей местности | 20 | |||
1 | Введение. Значение экологических знаний в жизни людей | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Тесты, собеседование, практическая работа |
2. | Особенности природы села Тугнуй, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, экологические проблемы | 6 | Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой Мухоршибирского района. Экскурсия в природу | Тесты, сообщения, проверочная работа |
3. | Антропологический фактор | 6 | Экскурсия с практикой. Лекция с элементами беседы | Тесты, практическая работа |
4. | «Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов | 6 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия по селу. Подбор материалов для общебиологических исследований | Отчёт о проделанной работе, тесты, дискуссия |
итого | 20 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Воздушная оболочка нашей местности | 15 | |||
1. | Методы оценки качества окружающей среды | 5 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Практикум. Лабораторная работа | Тесты, исследова-тельская работа |
2. | Определение уровня загрязнённости воздуха | 8 | Проведение исследовательской деятельности. Практикум на местности | Зачёт, проект |
3. | «Воздух, которым мы дышим» | 2 | Семинар | Сообщения |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Степные богатства села | 15 | |||
1 | Введение | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. | Тесты, практическая работа |
2. | Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства | 5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа. Экскурсия.. | Дискуссия, тесты |
3. | Растения Красной книги Бурятии | 2 | Семинар | Сообщения |
4. | Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств | 2 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия в школьный музей. | Сообщения |
5. | Природоохранная деятельность «Если не мы, то кто?» | 4 | Оформление листовок. Практическое занятие. | Тесты, отчёт обучающих-ся |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Радиационное загрязнение окружающей среды | 20 | |||
1. | Знакомство с методиками исследования | 2 | Лекция с элементами беседы. Анализ научной литературы | Отчёт, тесты |
2. | Подготовка природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях» | 6 | Вертуальная экскурсия. Исследовательская работа. | Проект, тесты |
3. | Описание работы | 8 | Оформление результатов работы. Круглый стол (обобщение и систематизация). Семинар | Практическая работа |
4. | Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека | 4 | Экологический симпозиум | Защита проектов |
итого | 20 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Агроклиматические ресурсы села | 10 | |||
1 | Введение | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Тесты |
2. | Понятие почвы, ее свойства | 4 | Работа с картой Бурятии с почвенной картой-схемой. Практическая работа | Зачёт |
3. | Характеристика почв природно-хозяйственных зон | 2 | Практикум «Характеристика качества почвы с помощью растений индикаторов». | Рефераты |
4. | Характеристика почв природно-хозяйственных зон | 2 | Лекция с элементами беседы, практическая работа «Исследование механического состава различных типов почв» | Сообщения, тесты |
итого | 10 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Водные ресурсы села | 15 | |||
1 | Введение | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Сообщения |
2. | Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов | 2 | Практическая работа «Описание реки Тугнуйка» | Тесты, отчёт |
3. | Методики описания реки, родника | 2 | Практическая работа. Исследовательская работа. | Зачёт |
4. | Методы изучения биоценоза водоемов | 4 | Беседа, лекция. Практическая работа. | Тесты |
5 | Биоиндикация вод села | 2 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. | Проект |
6 | Реки. Малые реки, ее обитатели и экология | 2 | Практическая работа «Сравнительный анализ состояния водных биоценозов» | Тест |
7. | Пруды. Подземные воды | 2 | Лекция с элементами беседы | Дискуссия |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Антропогенное влияние на природу села | 15 | |||
1. | Введение | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Тесты, сообщения |
2. | Региональные и локальные проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов | 10 | Лекция с элементами беседы. Практические работы. Экскурсия. села | Дискуссия, тесты, зачёт |
3. | Последствия данного воздействия | 4 | Экологический мониторинг | Экологическая конференция Практическая работа |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Творческая мастерская «Алмазная мозаика! | 52 | |||
1. | Введение | 1 | Вводная лекция с элементами беседы, техника безопасности | Ответы на вопросы в устной беседе |
2. | Творческая мастерская | 49 | Создание пано алмазной мозаикой | Творческий продукт (пано животных или растений) |
3 | Выставка пано. | 2 | Презентация. | Защита творческих проектов |
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг.
Содержание учебного плана
Природа нашей местности (20 часов)
Предмет и задачи курса «Экологическое краеведение». Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы села Тугнуй, его богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований.
2.Воздушная оболочка нашей местности (15 часов)
Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ полученных результатов исследований.
Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников [6].
Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2.[6].
Степные богатства села (15 часов)
Общая характеристика степных экосистем, кустарников и полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика степных фитоценозов (лекарственных растений). Методы геоботанических исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность степи села: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Растения, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и преумножении лесных богатств. Знакомство с профессией Лесничий (экскурсия в Мухоршибирский лесхоз). Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».
Практические работы: 1. Описание степного фитоценоза.
2. Фенологические наблюдения в степи.
3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.
Экскурсия в Мухоршибирский лесхоз.
Радиационное загрязнение окружающей среды 20 часов
Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.
Исследовательская работа: Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения.
Агроклиматические ресурсы села (10 часов)
Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природно-хозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата.
Практическая работа: 1. Работа с почвой.
2. Исследование механического состава различных типов почв.
Водные ресурсы села (15 часов)
Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод села.
Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.
Исследовательская работа: 1. Описание реки Тугнуйка.
Практические работы: 1. Описание речки.
2. Изучение биоценозного водоема.
3. Работа с литературой. Подготовка сообщений
о водоемах.
4. Сравнительный анализ состояний водных биоценозов.
Очищение берегов реки от мусора.
Антропогенное влияние на природу села (15 часов)
Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.
Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных
биоценозов в пределах села.
2. Изучение загрязненности бытовым мусором окрестностей села.
Творческий модуль «Алмазная мозаика» (52 часа)
Алмазная мозаика-новый вид рукоделия. Панно создаются довольно быстро, выглядят красиво, богато, элегантно. Развивает внимательность, усидчивость, мелкую моторику рук.
Цель: Освоение технологии мозаичного искусства, на примере создания пано с объектами живой природы.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 36 недель |
Количество учебных дней | (по УТП) 1 год обучения |
Продолжительность каникул | с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. (приказ) |
Даты начала и окончания учебного года | С 15.09.2022 по 31.05.2023 г. |
Сроки промежуточной аттестации | (по УТП) входная- октябрь Промежуточная- декабрь Рубежная- май в конце 1 года обучения |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Площадь кабинета - 43, 46 кв. м Учебное оборудование «Моя экологическая лаборатория», технические средства обучения |
Информационное обеспечение | -аудио, видео, фото, интернет источники |
Кадровое обеспечение | Калашникова Евгения Владимировна, категория высшая |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Творческая работа на основе экологических проектов, конкурсов, исследовательских работ
- Экологических соревнований, фестивалей.
- Выставка творческих работ
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Разрабатываются ПДО самостоятельно |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Игровой
- Дискуссионный
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Открытое занятие
- Акция
- Аукцион
- Бенефис
- Беседа
- Встреча с интересными людьми
- Выставка
- Галерея
- Гостиная
- Диспут
- Защита проекта
- Игра
- Концерт
- Презентация
- Мини-конференция
- Мастер-класс
- Олимпиада
- Семинар
- Спектакль
- Салон
- Мини-фестиваль
- Мини-чемпионат
- Турнир
- Тренинг
- Экспедиция
- Ярмарка
Педагогические технологии с указанием автора:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология модульного обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
Ссылка на папку
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- Технологические карты
- Образцы изделий
- Список литературы
Описание нормативных актов:
Об обязательном экземпляре изданий: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 859 // Собр. законодательства РФ. – 2003. - № 49. – Ст.4888.
Один автор:
Королькова Ю. А. Основы специальной педагогики и психологии: учебно-методическое пособие / Ю.А. Королькова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 54 с.
Два автора:
Голованов, Д. В. Компьютерная нотная графика: учеб. пособие / Д. В. Голованов, А. В. Кунгуров. – Санкт-Петербург: Планета музыки, 2018. – 188 с.: ил.
Четыре автора:
Организация деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму / Е. Н. Быстряков, Е. В. Ионова, Н. Л. Потапова, А. Б. Смушкин. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 173 с.
Описание книги под заглавием:
Педагогика: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. – М.: Юрайт, 2017. – 332 с.
Описание статьи из журнала:
Спиридонова, Н. В. Управление процессом сопровождения детей с ОВЗ в детском саду / Н. В. Спиридонова, А. М. Тухфетуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2019. – № 1. – С. 84–88.
Описание статьи из энциклопедии:
Промышленность / Д.Ю. Никологорский // Новая Российская энциклопедия: в 12 т. – М., 2003. – Т. 1: Россия. - С. 485 -490.
Описание электронного ресурса удалённого доступа:
Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. Интернет-журн. с б-кой-депозитарием. – Режим доступа: http//www.oim.ru/
Предварительный просмотр:
«Экокласс»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Природа нашей местности | 20 | |||
1 | Введение. Значение экологических знаний в жизни людей | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Тесты, собеседование, практическая работа |
2. | Особенности природы села . его богатство и разнообразие, географическое положение села, экологические проблемы | 6 | Рассказ учителя. Беседа. Стихи о родных просторах. Работа с картой Мухоршибирского района. Экскурсия в природу | Тесты, сообщения, проверочная работа |
3. | Антропологический фактор | 6 | Экскурсия с практикой. Лекция с элементами беседы | Тесты, практическая работа |
4. | «Вот моя деревня». Общие принципы использования биоиндикаторов | 6 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия по селу. Подбор материалов для общебиологических исследований | Отчёт о проделанной работе, тесты, дискуссия |
итого | 20 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Воздушная оболочка нашей местности | 15 | |||
1. | Методы оценки качества окружающей среды | 5 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. Практикум. Лабораторная работа | Тесты, исследова-тельская работа |
2. | Определение уровня загрязнённости воздуха | 8 | Проведение исследовательской деятельности. Практикум на местности | Зачёт, проект |
3. | «Воздух, которым мы дышим» | 2 | Семинар | Сообщения |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Степные богатства села | 15 | |||
1 | Введение | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии. | Тесты, практическая работа |
2. | Общая характеристика лесных экосистем, их структура и свойства | 5 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа. Экскурсия.. | Дискуссия, тесты |
3. | Растения Красной книги Бурятии | 2 | Семинар | Сообщения |
4. | Роль лесничеств в сохранении и преумножении лесных богатств | 2 | Лекция с элементами беседы. Экскурсия в школьный музей. | Сообщения |
5. | Природоохранная деятельность «Если не мы, то кто?» | 4 | Оформление листовок. Практическое занятие. | Тесты, отчёт обучающих-ся |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Радиационное загрязнение окружающей среды | 20 | |||
1. | Знакомство с методиками исследования | 2 | Лекция с элементами беседы. Анализ научной литературы | Отчёт, тесты |
2. | Подготовка природного материала для проведения работы «Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях» | 6 | Вертуальная экскурсия. Исследовательская работа. | Проект, тесты |
3. | Описание работы | 8 | Оформление результатов работы. Круглый стол (обобщение и систематизация). Семинар | Практическая работа |
4. | Влияние радиоактивного загрязнения на здоровье человека | 4 | Экологический симпозиум | Защита проектов |
итого | 20 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Агроклиматические ресурсы села | 10 | |||
1 | Введение | 2 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Тесты |
2. | Понятие почвы, ее свойства | 4 | Работа с картой Бурятии с почвенной картой-схемой. Практическая работа | Зачёт |
3. | Характеристика почв природно-хозяйственных зон | 2 | Практикум «Характеристика качества почвы с помощью растений индикаторов». | Рефераты |
4. | Характеристика почв природно-хозяйственных зон | 2 | Лекция с элементами беседы, практическая работа «Исследование механического состава различных типов почв» | Сообщения, тесты |
итого | 10 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Водные ресурсы села | 15 | |||
1 | Введение | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и дискуссии | Сообщения |
2. | Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов | 2 | Практическая работа «Описание реки Тугнуйка» | Тесты, отчёт |
3. | Методики описания реки, родника | 2 | Практическая работа. Исследовательская работа. | Зачёт |
4. | Методы изучения биоценоза водоемов | 4 | Беседа, лекция. Практическая работа. | Тесты |
5 | Биоиндикация вод села | 2 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. | Проект |
6 | Реки. Малые реки, ее обитатели и экология | 2 | Практическая работа «Сравнительный анализ состояния водных биоценозов» | Тест |
7. | Пруды. Подземные воды | 2 | Лекция с элементами беседы | Дискуссия |
итого | 15 |
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятий | Форма контроля |
Антропогенное влияние на природу села | 15 | |||
1. | Введение | 1 | Вводная лекция с элементами беседы | Тесты, сообщения |
2. | Региональные и локальные проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов | 10 | Лекция с элементами беседы. Практические работы. Экскурсия. села | Дискуссия, тесты, зачёт |
3. | Последствия данного воздействия | 4 | Экологический мониторинг | Экологическая конференция Практическая работа |
итого | 15 |
Формы контроля: текущий контроль, тест, опрос, открытое занятие, конкурс, мониторинг.
Содержание учебного плана
Природа нашей местности
Предмет и задачи курса «Экологическое краеведение». Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы села Тугнуй, его богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований.
2.Воздушная оболочка нашей местности
Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ полученных результатов исследований.
Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников [6].
Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2.[6].
Степные богатства села
Общая характеристика степных экосистем, кустарников и полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика степных фитоценозов (лекарственных растений). Методы геоботанических исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность степи села: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Растения, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и преумножении лесных богатств. Знакомство с профессией Лесничий (экскурсия в Мухоршибирский лесхоз). Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».
Практические работы: 1. Описание степного фитоценоза.
2. Фенологические наблюдения в степи.
3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.
Экскурсия в Мухоршибирский лесхоз.
Радиационное загрязнение окружающей среды.
Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.
Исследовательская работа: Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения.
Агроклиматические ресурсы села
Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природно-хозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата.
Практическая работа: 1. Работа с почвой.
2. Исследование механического состава различных типов почв.
Водные ресурсы села
Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод села.
Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.
Исследовательская работа: 1. Описание реки Селенга.
Практические работы: 1. Описание речки.
2. Изучение биоценозного водоема.
3. Работа с литературой. Подготовка сообщений
о водоемах.
4. Сравнительный анализ состояний водных биоценозов.
Очищение берегов реки от мусора.
Антропогенное влияние на природу села
Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.
Практическая работа: 1. Сравнительный анализ состояния различных
биоценозов в пределах села.
2. Изучение загрязненности бытовым мусором окрестностей села.