Исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrastnyy_dush_dlya_semen_tomatov.pdf | 702.33 КБ |
kontrastnyy_dush_dlya_semyan_tomatov.pdf | 949.54 КБ |
tugnuyskiy_eksperiment_2.docx | 25.32 КБ |
issledovatelskaya_otkrytka_s_fronta.pdf | 1.41 МБ |
vernost_voinskomu_dolgu_._krasnobaev_sergey_mihaylovich.pdf | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тугнуйская общеобразовательная школа»
Номинация:
«История образования»
Название работы:
«Тугнуйский эксперимент»
Автор: Бова Рамин Насирович
2008год рождения, 7 класс
МБОУ «Тугнуйская СОШ»
Село Тугнуй , ул. Комсомольская 2
Руководитель:
Калашникова Евгения Владимировна
Учитель биологи географии и ОБЖ
село Тугнуй ул. Комсомольская 2
Е-mail: eva.kalashnikova.72@mail.ru
сот. 89247524015, 89834340736
село Тунуй
2022 год
Введение.
Актуальность.
Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, вырос, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился, школа, в которой он учился, приобретал знания, друзей, становился взрослым. Именно школа даёт старт для дальнейшего жизненного пути. История школы – это история села, история малой Родины. Всё что касается Родины – всегда будет актуально. Я хочу рассказать об одном интересном эксперименте, в котором участвовала наша школа в 1980-е года прошлого столетия (20 века). Разбирая старые газетные вырезки в музее, я наткнулся на статью «Тугнуйский эксперимент» статья из газеты «Земля Мухоршибирская», в которой описывался исторический факт об ученической производственной бригаде школы. Мне стало интересно: что это - производственная бригада школы, чем она занималась, сколько времени существовала? В этих вопросах и раскрывается особая актуальность моей исследовательской работы.
Методологическая основа исследования:
В ходе своего исследования мне нужно было собрать информацию о производственной бригаде школы из различных источников информации: воспоминаний очевидцев, статей, интернет.
Объект исследования:
Объектом моего исследования является производственная бригада Тугнуйской школы в 1980-е годы.
Гипотеза: Если я смогу собрать материал о производственной бригаде школы, то я буду знать еще одну из ярких страничек истории своей школы.
Цель: узнать о производственной бригаде школы, её работе.
Задачи исследования:
1) побеседовать с Рычковым Владимиром Дмитриевичем (директором совхоза Эрдем в 1980-е годы)
2) провести опрос непосредственных участников производственной бригады школы;
3) анализировать и обобщить полученный материал и сделать вывод.
Структура исследования:
Исследовательская работа по теме «Тугнуйский эксперимент» состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.
Библиография включает источники информации, использованные в ходе работы.
Основная часть:
Свою работу я начну со статьи в газете «Земля Мухоршибирская», которая называется «Тугнуйский эксперимент» (к сожалению мне не удалось установить номер и год выпуска газеты, в старых бумагах школьного музея мы нашли только вырезку) Вот о чем в ней говориться:
«В нашем совхозе «Эрдэм» хронически недоставало доярок. И директор совхоза Рычков Владимир Дмитриевич обратился в районный отдел образования за советом: как быть? Где брать смену старым дояркам? Долго беседовали директор совхоза и заведующий районо Владимир Геннадьевич Яковлев. В результате было решено: выделить учащимся 9 класса группу коров на полное обслуживание. Собрали родительское собрание и вместе с дирекцией обсудили каждую мелочь. С учащимися провели подробный инструктаж по технике безопасности на животноводческом производстве, закрепили за учащимися наставников из числа опытных доярок.
Класс разбили на 8 звеньев, по 3-4 человека в каждом. С 25 октября 1984 года ежедневно в 6 часов утра на Тугнуйской ферме появляется ученическое звено – начинается утренняя дойка. На попечении школьников 25 коров. Дойка, уход, кормление – всё это занимает 2.- 2,5 часа. Соответственно в этот день для ребят изменено расписание уроков. В. 16.00 звено вновь на ферме – на вечерней дойке. Отработав смену, звено появится на ферме только на 8 день. Вся работа по доению, кормлению лежит на учащихся. В трудных ситуациях на помощь ребятам приходят их наставники. И результат неплохой - за первый месяц работы школьной бригады на ферме надоено 1888 кг молока. Наивысший суточный надой составил 84 кг. Производственные показатели школьной бригады не ниже общесовхозных.
- Эта форма трудового воспитания в наших условиях наиболее эффективна, - говорит зав. районо Владимир Геннадьевич Яковлев. – Ценно то, что школьники заняты в настоящем производстве. Ребята получили полную самостоятельность, почувствовали ответственность за результат труда.
Заметно усилилась общественная активность ребят. Наиболее важные вопросы обсуждаются на общих собраниях. Здесь же ребята подводят итоги, знакомятся с задачами, которые стоят перед животноводами совхоза. За всем этим следит совет ученической производственной бригады, который действует круглый год.
Звенья юных животноводов соревнуются между собой, они тоже являются равноправными членами соцсоревнования на совхозной ферме. Итоги подводятся и в школе и на месте работы – в красном уголке животноводческой фермы.
Итак, «Тугнуйский эксперимент» продлился 6 лет. За время работы ученических бригад на ферме, ребята показали хорошие результаты своего труда, умение работать на ряду со взрослыми, ответственность и трудолюбие. Надо отметить, что общественно - полезный труд не мешал ребятам выполнять их прямые обязанности – учится. Настроение у ребят было очень хорошее, и они намерены работать и учится ещё лучше».
Из этой статьи я понимаю, что ученическая производственная бригада работала на МТФ (молочно товарной ферме) наряду со взрослыми доярками. У неё была своя группа коров, которую надо было доить и утром и вечером. Также из статьи я узнал, что директором совхоза «Эрдем» в 1984 годы был наш односельчанин, ныне активный пенсионер Рычков Владимир Дмитриевич. Я отправился к нему за информацией.
Интервью с Рычковым Владимиром Дмитриевичем (в 80 – е годы директор совхоза Эрдэм) «- В школьной производственной бригаде было 25 коров. Доили группами 1 девочка и 2 мальчика. В летний пастбищный период группа работала по 10 дней. Сами ребята и кормили, и доили, и чистили. Надаивали около 2000 литров на фуражную корову за сезон. Весь коллектив МТФ относился к ученической группе с уважением. Потому что ребята работали не хуже взрослых. И со стороны ребят ни разу не было, чтобы какая - то группа не вышла в свою очередь. Ребята относились к работе очень ответственно. Классные руководители Ижевская Лидия Михайловна, Ижевский Василий Михайлович, Оленникова Валентина Захаровна следили за очередностью выхода на работу.. В первый год группе после утренней дойки разрешалось не ходить в школу. Во второй и последующие годы эксперимента, ребята ходили на уроки по желанию. Приходили ко второму уроку с небольшим опозданием. Были и совместные завтраки после утренней дойки с горячим зеленым чаем, свежей выпечкой в красном уголк . Во время таких завтраков обсуждались проблемы коллектива МТФ и ученической бригады и находились пути их решения. Ребята зарабатывали деньги на школу. Но и их тоже награждали по окончанию работы. Ребята ездили по республикам Советского союза (Азербайджан, Украину, Белоруссию), а также по городам Советского Союза. Получается, что совхозный труд с ученьем породнили».
На мою просьбу написать свои воспоминания о работе на МТФ охотно откликнулись учителя нашей школы Чимитдоржиева Марина Заятовна и Калашникова Евгения Владимировна, непосредственные участники производственной бригады в 1987-1988 учебных годах.
Воспоминания выпускницы Тугнуйской школы 1989 года Чимтдоржиевой (Бальжинимаевой) Марины Заятовны.
«-Как помню, инициатива о принятии группы коров прохождение летней практики на МТФ принадлежала ребятам, которые были старше нас на 3 года: впервые об этом разговор зашел в 1984-1985 годах. Мы тогда учились в 6 классе. Почему так хорошо помню? Потому что мой старший брат Бальжинимаев Эрдэм Заятович учился в этом классе. Помню, что за ударный труд, ребята этого класса были награждены путевкой в город Ленинград (сейчас Санкт-Питербург), тогда я впервые захотела стать старше и немедленно приступить к работе.
Работать на МТФ я начала в 9 классе это был 1987-1988 учебый год. Каждый из моих одноклассников работал в тройке. Класс делился таким образом, чтобы в группе был хотя бы один мальчик. Я работала с Калашниковым Игорем и Митрофановой Леной. Каждая группа приступала к вечерней и утренней дойке в соответствии с графиком. Нужно сказать, что все мы относились к порученному делу очень ответственно, не было такого случая, чтобы кто - то отказался и не вышел работать. Даже по болезни группы подменяли друг друга, и работа на смене не прерывалась. Вечерняя дойка, как правило, начиналась в 17.00 , а утренняя в 05.00ч. утра. В наши обязанности входили: перед тем как загнать коров (а их было 25) нам нужно было рассыпать сухой материал, для подстилки (обычно это были опилки), заложить сено в кормушки. Каждая корова знала своё место (её прикрепляли цепью за шею). Перед дойкой каждой корове давали куузику (корнеплод), чтобы повысить молокоотдачу, или дробленую пшеницу. После этого подключали аппараты машинного доения, сначала помыв вымя теплой водой. Затем, когда струйки молока переставали стекать, мы отключали аппараты, подключали к другим коровам. Обязательно доили после машинной дойки каждую корову вручную, что бы убедиться, что молока не осталось. Это было в наших интересах, потому что шло соревнование между группами, кто больше всех надоил молока. Независимо от погоды, круглый год группы моих одноклассников работали на МТФ.
На утренней дойки порядок работы был таков: дойка, выгон скота, подготовка стойла (чистили от навоза тяпкой, рассыпали сухие опилки), что бы передать другой группе чистое рабочее место. Доильный аппарат тщательно промывали, флягу для молока, стирали лавсан, через которое процеживали молоко. Сдав смену, бежали домой, перекусывали и бежали в школу ко второму уроку. Летняя практика тоже проходила на МТФ. Как помню, собирались с доярками на улице Юбилейная в 04.00 ч. утра, подходил совхозный автобус, и мы все вместе ехали на летнюю стоянку МТФ возле села Бом. Наша летняя группа состояла уже из 2 человек (я и Лена Митрофанова). Это было необходимо , так как в нашем классе учились ребята из села Бом. Во время учебы они жили в интернате в селе Тугнуй, а летом жили дома, в селе Бом. Летнюю практику проходили на стрижке овец.
По окончанию работы и передаче группы коров следующему классу, мы получали удостоверение, что нам присвоена квалификация «Оператор машинного доения» (небольшого размера, красного цвета). По итогу работы на МТФ мы становились дружнее. Положительное и запоминающееся событие, что мы были награждены бесплатной путёвкой «По городам Сибири».
Как выяснилось мной в ходе сбора информации – не каждый год ученической производственной бригаде присваивали квалификацию «Оператор машинного доения». Это было всего год, самый первый год эксперимента. Хотя, на мой взгляд, этого были все достойны.
Вспоминает Калашникова (Рычкова ) Евгения Владимировна - выпускница Тугнуйской школы 1989 года:
«- Я училась в 6 классе, когда ученические группы 9 класса начали работать на ферме, доить коров. Работали ученики только 9 классов (потому, что у них не было экзаменов). В советские годы, выпускные классы это 8 и 10 классы. Было интересно наблюдать за девятиклассниками: группе, которая ходит на работу, можно было не ходить на уроки, или придти с опозданием. Было интересно слушать рассказы учащихся о работе на ферме.
Когда мы перешли в 9 класс, мы с удовольствием приняли эстафету. Нашим наставников была передовая доярка Константинова Анастасия Яковлевна, которая помогала нам, по началу, и словом и делом. Началась интересная новая для нас взрослая работа. Надо было рано вставать, темно зимой ходить на ферму и работать на ровне со взрослыми доярками. Когда мы приняли группу коров, то после дойки мы по своей инициативе приходили на занятия ко второму уроку. Работа продолжалась и в каникулярное время. Даже летом. Летом доярок возили на летний стан. Нужно было встать в 4.00 утра. Для детей хоть и старшего возраста не всегда по силам. Один раз я проспала. Так было стыдно. Подскочила в 6.00 утра и на велосипеде поехала на летний стан, который располагался возле села Бом (это примерно 5-6 км). Приехала, конечно же, дойка уже была закончена. Ребята справились вдвоем (я работала в группе с Брылёвым Виталием и Гусляковым Андреем). Доярки похвалили меня за то, что я такой ответственный человек. За свою работу мы были награждены поездкой «По городам Сибири». На зимних каникулах отправились в недельное путешествие на туристическом поезде, в котором пассажиры одни дети (не считая сопровождающих). Мы посетили города Иркутск , Красноярск, Томск, Омск. Приобрели новые знакомства с ребятами из Забайкальского края. Было очень здорово!»
Каждый выпускник вспоминает то, что ему ближе и дорого.
Воспоминания выпускника Тугнуйской школы 1988 года Калашникова Виктора Михайловича:
«Мы приняли группу коров в сентябре 1986 года. В группе было 23 коровы, у каждой коровы была своя кличка. Класс разделили на группы по два ученика и одной ученицы. На работу ходили также как и рабочие доярки. Проводили вечернюю и утреннюю дойку, потом менялись. Работа всем нравилась, никто ни разу не пожаловался, что трудно утром вставать и идти на край села на ферму. Все научились пользоваться аппаратами и руками не стеснялись доить. На работе бывало по - разному, но нам всегда подсказывали и наставляли доярки и ветеринар. Учились в школе и работали на группе коров. В конце лета уже в августе на заработанные деньги съездили на Украину. Поездка всем понравилась. Были в Ровеньках, Краснодоне, в Ворошиловграде (ныне Луганске (теперь там идет война)). Вообще учились, работали и страну посмотрели. Вот так».
Заключение:
Собрав и проанализировав информацию об ученической производственной бригаде, я пришел к выводу: что ученическая производственная бригада - это яркая страничка истории Тугнуйской школы, истории совхоза Эрдэм.
Что общественно полезный труд не мешает учебе. Ребята прекрасно совмещали основную свою работу (учебу) с производственной работой на ферме. Помогали совхозу в производстве молока. Воспитывали в себе ответственность за начатое дело, участвовали в социалистическом соревновании (что является неотъемлемой частью нашей советской истории), приобретали навыки профессии доярки и дояра. За свой труд были удостоены путешествий по нашей стране, нашей Родине. И я не сомневаюсь , что это было прекрасное время для школьников 1980-х годов.
Библиография:
- Статья в газете «Земля Мухошибирская»
- Воспоминания Рычкова В.Д.
- Воспоминания Чимитдоржиевой М.З.
- Воспоминания Калашниковой Е.В.
- Воспоминания Калашникова В.М.
- Источники интернет https://tugnu.buryatschool.ru/site/pub?id=207