Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_stile_eko_konkurs_szhya.pdf | 1.7 МБ |
Школьное патриотическое движение "Импульс" | 415.33 КБ |
proekt_zhizn_v_stile_eko.docx | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Калашникова Евгения Владимировна
Воспитательный проект
«Школьное патриотическое движение «Импульс»»
.Наименование проекта: «Школьное патриотическое движение «Импульс». Актуальность: Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Поэтому и уделяется большое значение патриотическому воспитанию, как одного из проектов организации досуговой деятельности подрастающего поколения. На данный момент в Тугнуйской школе обучается 109 учащихся, 7 учащихся подвозные из сёл Степное и Новоспасск. Цель: Воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Задачи проекта: - создать условия направленные на формирования личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота своего Отечества; -профилактика девиантного поведения учащихся; - профессиональная ориентация подростков (увеличение числа желающих поступать в военные и другие специализированные учебные заведения, связанные с военной службой и службой в полиции, службой в пожарной охране, и т. д.); - привлечение внебюджетных средств, для улучшения материально-технической базы школы. Целевая группа. Учащиеся Тугнуйской школы 7 -17 лет. Сюда входят дети находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из многодетных семей и малообеспеченных семей, неполных семей. По данным администрации МО СП Тугнуйское на 1 января 2023 года в нашем селе 16 многодетных семей (от трёх до пяти детей) из них - 4 семьи неполные, 3 семьи находится в трудной жизненной ситуации. Одна семья имеет 8 детей. Для реализации проекта привлекаются родители, жители села, активные пенсионеры села, дети войны, и активная молодежь села, а также социальные партнеры МБОУ «Тугнуйская СОШ». Социальное партнерство: Администрация МО СП Тугнуйское, Трудовой отряд СУЭК, Дом Культуры села Тугнуй, Мухоршибирский лесхоз, Пожарная часть №89 7 отряда ГПС села Тугнуй, Мухоршибирская пожарная часть №60, газета «Земля Мухоршибирская», МБОУ ДОУ «Колобок», врачебная амбулатория села Тугнуй, МБОУ Хонхолойская СОШ. Значимость проекта: Проект предусматривает свободу выбора, позволяет включиться в различные виды социально – полезной деятельности, проверить свои силы, самоутвердиться. Здесь формируются важнейшие моральные качества личности: готовность отвечать за весь коллектив, вырабатывать свою жизненную позицию, приобретаются нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Проект носит практическую направленность. Инновационность заключается в использование инновационных технологий в работе с детьми: технология ТРИЗ, технология критического мышления, проблемного и игрового обучения, занятия по оказанию первой медицинской помощи (с использованием современного реанимационного тренажера) Срок реализации: 3 года с перспективой перехода на бессрочный. Наличие собственных средств, вложенных в реализацию проекта: 100000 (сто тысяч рублей). Приобретено: две пневматические винтовки, макет автомата АК-74 -1 шт., материал для пулеуловителя, противогазы ГП -7- 3 шт., реанимационный тренажер, наборы плакатов по ОБЖ, наборы пуль для пневматической винтовки. Работа ведется по следующим направлениям: 1. Начально - военную подготовку и подготовку по военно-прикладным видам спорта, в том числе: строевой, огневой подготовке, топографии; по основам первой медицинской помощи; ознакомление с автоматом АК-74; ознакомление с Уставами вооруженных сил; школой безопасности (теория защиты от оружия массового поражения, знакомство с противогазом ГП-5, ГП-7, общевойсковым защитным костюмом). 2. Патриотическое направление: ознакомление с историей Вооруженных сил России, просмотр кинофильмов о Вооруженных силах РФ подготовка и проведение классных часов к Дням воинской славы, организация и проведение акции «Дети войны», участие в митинге посвященном Дню Победы (участие в концерте посвященном Дню Победы, почетный караул у памятника воинам павшим в ВОВ), участие в акции «Лес Победы», участие в районных мероприятиях: военно - полевой игре «Зарница», в муниципальном конкурсе «Патриоты России», учебно - полевых сборах. 3. Физкультурно-спортивное направление. Укрепление здоровья, улучшение физическое состояние путем общеукрепляющих физических упражнений и тренировок. Занятие легкой атлетикой. Выполнение спортивных нормативов и сдача норм ГТО. Профилактика заболеваний. Активный отдых (походы осенний и зимний, экскурсии). 4. Профориентационное направление. Ознакомление с военными профессиональными учреждениями России. Встречи и беседы с выпускниками нашей школы – курсантами военных и морских академий и училищ. Экскурсии в пожарную часть с. Тугнуй, в пожарную часть села Мухоршибирь. 5. Художественно-эстетическое направление. Оформление к праздникам. Изготовление инсталляций, составление экспозиций, поздравительных открыток. Художественная самодеятельность (организация и проведение праздника ко Дню Защитника Отечества, конкурс инсценированной песни, постановка военно- патриотических танцев, литературно –музыкальных композиций). Освещение деятельности клуба по радиорубке, в прессе (в школьной газете и районной газете «Земля Мухоршибирская»), в соцсети «ВК» на сообществе МБОУ «Тугнуйская СОШ» 6. Краеведческое направление: поисково-исследовательская работа в соответствии с планом работы школы (участие в создание музея, оформление комнаты «Боевой славы»). Участие в научно практических конференциях районного и республиканского значения, например: «Давыдовские чтения», «Шаг в будущее» и т.д., где ребята под руководством учителей ведут исследования по военной тематике. Ожидаемый результат: - Одним из практических и качественных результатов ожидается: увеличение числа желающих поступать в военные и другие специализированные учебные заведения, связанные с военной службой и службой в полиции, службой в пожарной охране и т. д. (Выпускники нашей школы поступают в военные академии России) - Продолжение работы проекта «Равный обучает равного» (Обучение членами клуба учащихся младших школьников). - Увеличение числа подростков, ведущих здоровый образ жизни. Развитие целостной системы патриотического воспитания в школе: - вовлечение членов клуба в поисковую деятельность; -организация и проведение военно-патриотических праздников, конкурсов, встреч, вечеров и школе; - участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах и мероприятиях патриотической направленности. |
География проекта | Перечислить все муниципальные образования в Республике Бурятия, на которые распространяется проект: МО Харашибирское, Саганн-нурское, Новозаганское, МО Никольское и Шаралдайское (посещение музеев, участие в соревнованиях, туристических слётов). МО Цолгинское, Гашейское , Нарсатуйское, Галтайское, Бомское, Шинестуйское посещение памятников природного наследия. МО Хонхолойское - экскурсия на полевой стан, профориентационная агитация. МО Барское (посещение Колиной поляны и прогулка по экологической тропе с привлечением экскурсоводов МБОУ «Барская СОШ») МО Мухоршибирское - экскурсия в пожарную часть №60 МБУ «Мухоршибирская спортивная школа» - спортивные соревнования военно - патриотической направленности («Лазертаг»- организованное при участии Республиканского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов боевых действий и локальных войн "Боевое Братство"). Город Петровск -Забайкальский – музей декабристов. Город Улан-Удэ – музей природы Бурятии. Социальное партнерство: Администрация МО СП Тугнуйское, Трудовой отряд СУЭК, Дом Культуры села Тугнуй, Мухоршибирский лесхоз, Пожарная часть №89 7 отряда ГПС села Тугнуй, Мухоршибирская пожарная часть №60, газета «Земля Мухоршибирская», МБОУ ДОУ «Колобок», врачебная амбулатория села Тугнуй, МБОУ «ДО ЦДО» с. Мухоршибирь, МБУ «Мухоршибирская спортивная школа» | ||||
Срок реализации проекта | Продолжительность проекта (в месяцах) 36 месяца | ||||
Начало реализации проекта (день, месяц, год) 25 декабря 2020 | |||||
Окончание реализации проекта (день, месяц, год) 25 декабря 2023 | |||||
1. Краткая аннотация | Проект по внеурочной деятельности школьного патриотического движения «Импульс» создан в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования. Проект реализуется в рамках гражданско-патриотического направления внеурочной деятельности, направлен на патриотическое, физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности. Разработан для школьников среднего и старшего звена, рассчитан на 2 года обучения, но в ходе реализации проекта он может стать бессрочным, т. е. по окончании сроков проекта, работа патриотической направленности будет продолжаться. Проект способствует сотрудничеству с родителями, молодежью села, активными пенсионерами села, и с другими учреждениями Мухоршибирского района. Проект профориентирован на поступление в военные ВУЗы и СУЗы нашей страны. Проект находится на стадии реализации третьего года. | ||||
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Актуальность проекта для молодежи (не более 1 страницы) | Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Поэтому в нынешних условиях перед школой и педагогами особенно остро стоит задача по организации патриотического воспитания, как одного из проектов организации досуговой деятельности подрастающего поколения, профилактики правонарушений, противодействие идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде, профилактики девиантного поведения. На данный момент в Тугнуйской школе обучается 109 учащихся, 7 учащихся подвозные из сёл Степное и Новоспасск. Для организации активного и интересного досуга детей патриотической направленности нужна материальная база. Для литературно - музыкальных композиций и творческих мероприятий используются интернет ресурсы, а для отработки практических навыков по военно – прикладным видам спорта не хватает оборудования. Патриотическое воспитание молодежи всегда было актуальным, и остается особенно актуальным в наши дни. | ||||
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект | 1. Учащиеся Тугнуйской школы 7 -17 лет. Сюда входят благополучные дети, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из многодетных семей и малообеспеченных семей, неполных семей. По данным администрации МО СП Тугнуйское на 1 января 2022 года в нашем селе 16 многодетных семей (от трёх до пяти детей) из них - 4 семьи неполные, 3 семьи находится в трудной жизненной ситуации. Одна семья имеет 8 детей. 2. Для реализации проекта привлекаются родители, жители села, активные пенсионеры села, дети войны, и активная молодежь села. 3. Социальные партнеры МБОУ «Тугнуйская СОШ» : Работники районного издательства газеты «Земля Мухоршибирская», Администрация МО СП Тугнуйское, Трудовой отряд СУЭК, Дом Культуры села Тугнуй, Мухоршибирский лесхоз, Пожарная часть №89 7 отряда ГПС села Тугнуй, Мухоршибирская пожарная часть №60, МБОУ ДОУ «Колобок», врачебная амбулатория села Тугнуй, МБОУ «ДО ЦДО» с. Мухоршибирь, МБОУ «Мухоршибирская спортивная школа» | ||||
4. Основная цель проекта | Воспитание человека с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. | ||||
5. Задачи проекта | 1. создать условия направленные на формирования личности, обладающей важнейшими качествами гражданина - патриота своего Отечества; 2. профилактика девиантного поведения учащихся; 3. профессиональная ориентация подростков (увеличение числа желающих поступать в военные и другие специализированные учебные заведения, связанные с военной службой и службой в полиции, службой в пожарной охране, и т. д.); 4. привлечение внебюджетных средств, для улучшения материально-технической базы школы. | ||||
6. Календарный план реализации проекта | |||||
(последовательное перечисление основных мероприятий проекта с приведением количественных показателей и периодов их осуществления) | |||||
NN п/п | Мероприятие | Сроки (дд.мм.гг.) | Количественные показатели реализации | ||
1. | Встреча с курсантом Пермской военной академии выпускником школы Прохоровым Дмитрием. Встреча с курсантом Михайловской военной артиллерийской академии г. Санкт-Петербурга выпускником школы Калашниковым Егором Выезд в село Хонхолой курсанта Михайловской военной артиллерийской академии г. Санкт-Петербурга выпускника школы Калашникова Егора с целью агитации поступления в военные учебные заведения. | Декабрь 2022 Январь 2023 Январь 2023 | 15 учащихся 9 -11 классов 29 учащихся 7-11 класс 10-11 класс МБОУ «Хонхолойская СОШ» в количестве 13 учащихся. | ||
2. | Продолжать работу по патриотическому движению «Импульс» | С января 2023 | 109 учащихся 1 -11 классы, педагогический коллектив школы -12 | ||
3. | Принять участие в районном конкурсе «Патриоты России» | 16 февраля 2023 | Команда -5 учащихся с 14 лет | ||
4. | Провести школьный конкурс инсценированной песни, посвящённый «Дню защитника Отечества». | 20 февраля 2023 | 109 учащихся с 1 по 11 классы, классные руководители, с привлечением родителей. | ||
5. | Принять участие в районной игре «Зарница» | Февраль 2023 | Команда 10 учащихся с 12 лет. Учитель физической культуры, учитель ОБЖ. | ||
6. | Организовать и провести клуб выходного дня. Соревнования для пап учащихся и молодёжи села по военно - прикладным видам спорта ко Дню защитника Отечества. | 19 февраля 2023 | 4 команды по 6 человек | ||
7. | Организовать и провести соревнование по стрельбе из пневматической винтовки среди учащихся школы (7-11классы) | Март 2023 | Учащиеся с 13 лет 7-11 классы (31 учащихся) | ||
8. | Организация и проведение акции «Дети войны» | Апрель 2023 | 109 учащихся с 1 по 11 классы | ||
9. | Изготовление инсталляции «Мы помним, мы гордимся». | Апрель 2023 | Педагогический и технический коллектив школы в количестве 26 человек, привлеченные родители | ||
10. | Принять участие в организации и проведении митинга посвященного 78 годовщине Победы в ВОВ. Участие в акции «Бессмертный полк» | Май 2023 | 107 учащихся, коллектив работников школы, организации МО СП Тугнуйское, жители села. | ||
11 | Организация и проведение акции «Лес Победы» | Май 2023 | 30 человек (старшеклассники, классные руководители, работники Мухоршибирского лесного хозяйства) | ||
12 | Сдача норм ГТО | Май 2023 | 40 учащихся младшего и среднего звена | ||
13 | Принять участие в районных учебно-полевых сборах юношей 10 класса. | Май 2023 | 1 учащийся 10 класса | ||
14 | Работа пришкольного участка. (Озеленение пришкольной территории, уход за саженцами «Лес Победы», создание цветочной композиции, посвященной 78 годовщине со Дня Победы в ВОВ) Оформление цветочной клумбы в поддержку СВО (в виде букв V, Z) | Пятая трудовая четверть | Ученический и педагогический коллективы школы (112 человек) | ||
15 | Экскурсия в музей декабристов г. Петровск –Забайкальский Экскурсия в музей природы Бурятии г. Улан -Удэ | Июнь 2023 Июнь 2023 | 13 учащихся и 2 руководителя (по кол-ву мест в школьном автобусе) 13 учащихся и 2 руководителя (по кол-ву мест в школьном автобусе) | ||
16 | Поисково-исследовательская работа по пополнению коллекции музея. | Круглогодично | Ученический и педагогический коллективы школы, родители, с привлечением жителей других сел. | ||
17 | Участие в районном конкурсе исследовательских работ (патриотической направленности) | октябрь | По согласованию. | ||
18 | Организовать и провести экскурсию в пожарную часть №60 с. Мухоршибирь, Экскурсия в пожарную часть №89 7 отряда ГПС села Тугнуй. | Апрель 2023, Сентябрь 2023 | 7 -8 классы 13 учащихся и 2 руководителя (по кол-ву мест школьного автобуса) 7-11 классы (31 учащихся и классные руководители) | ||
19 | Уроки мужества, посвященные героям России в Республики Бурятия. | Сентябрь 2023 | Учащиеся 1-11классов и классные руководители | ||
20 | Поход в пещеру им. Жени Манзанова. | Октябрь 2023 | Учащиеся 7-11 классов, классные руководители, родители, активные жители села | ||
21 | Дени воинской Славы | В течение года | Учащиеся школы, классные руководители, Юноши, служившие в рядах Российской Армии. | ||
7. Ожидаемые результаты | |||||
(описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе) | |||||
Количественные показатели (указать подробно количественные результаты, включая численность вовлечения молодежи в мероприятия проекта) | 1. Одним из практических результатов ожидается: увеличение числа желающих поступать в военные и другие специализированные учебные заведения, связанные с военной службой и службой в полиции, службой в пожарной охране и т. д. 2. Привлечение молодых активных родителей и молодежи села во все мероприятия проекта. Продолжение работы проекта «Равный обучает равного» (Обучение и вовлечение в мероприятия патриотической направленности старшеклассниками младших школьников с 1-по 4 класс (примерно 40 ребят)). 3. Проект охватывает примерно 300 -350 человек: Активных жителей села -100 человек Дети войны – 4 Молодежь села -50 человек Учащихся школы 109 -детей Социальное партнерство – 100 человек: Обмен опытом работы клубов для молодежи «Юнармеец» МО Харашибирское, Саганн-нурское, Новозаганское. МО Никольское и Шаралдайское (посещение музеев, проведение районных мероприятий). МО Цолгинское, Гашейское , Нарсатуйское, Галтайское, Бомское, Шинестуйское - посещение памятников природного наследия. МО Хонхолойское - экскурсия на полевой стан, агитация . МО Барское (посещение Колиной поляны и прогулка по экологической тропе с привлечением экскурсоводов МБОУ «Барская СОШ», участие в военно- патриотической игре «Зарница») МО Мухоршибирское - экскурсия в пожарную часть №60 Город Петровск -Забайкальский – музей декабристов. Город Улан-Удэ – музей природы Бурятии. | ||||
Качественные показатели (указать подробно качественные изменения) | 1.Одним из практических и качественных результатов ожидается: увеличение числа желающих поступать в военные и другие специализированные учебные заведения, связанные с военной службой и службой в полиции, службой в пожарной охране и т. д. (Выпускники нашей школы поступают в военные академии России) Продолжение работы проекта «Равный обучает равного» (Обучение членами клуба учащихся младших школьников). 2. Увеличение числа подростков, ведущих здоровый образ жизни. 3. Развитие целостной системы патриотического воспитания в школе: - вовлечение членов клуба в поисковую деятельность; -организация и проведение военно-патриотических праздников, конкурсов, встреч, вечеров и школе; - участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах и мероприятиях патриотической направленности. | ||||
Информационное освещение проекта (указать количество публикаций в СМИ, в социальных сетях) | Фотоотчет с текстовым сопровождением по мероприятиям проекта согласно плану мероприятий проекта в соцсетях: «ВК» на страничке школы (ежемесячно), на сайте «МБОУ «Тугнуйская СОШ». Публикация в сборнике «Материалы X регионального этапа Международной Ярмарки социально - педагогических инноваций» п. Саган-Нур 4 марта 2020 год. Публикация в газете «Земля Мухоршибирская» особо ярких мероприятий (2 публикации за 2021 год, 3 публикации за 2022 год). | ||||
7 | Статьи в СМИ, ссылки на сообщения о проекте «Патриотическое движение «Импульс»» |
1.«Равный обучает равного». Зарядка «В здоровом теле здоровый дух» https://www.instagram.com/tv/CLjwSPoJZRG/?utm_medium=share_sheet 2. Соревнование по армрестлингу в рамках патриотического движения «Импульс» https://www.instagram.com/tv/CLjukVhJUei/?utm_medium=share_sheet 3. «Лыжня России 2021» . На лыжне участники патриотического движения «Импульс», молодежь села, работники культуры, работники детского сада «Колобок» и активные пенсионеры села Тугнуй. https://www.instagram.com/p/CLisqAAlO8y/?utm_medium=share_sheet 4. 15 февраля 2021 года исполнилось 32 года со дня вывода Советских войск из Афганистана. Участники патриотического движения «Импульс » у матери воина – афганца Федоровой В.Н. https://www.instagram.com/p/CLhHAxTlapd/?utm_medium=share_sheet 5. 17 февраля 2021 года прошел урок мужества, посвященный выводы Советских войск из Афганистана. https://www.instagram.com/p/CLZhcq6FhOt/?utm_medium=share_sheet 6. 27 января 2022 года участники патриотического движения «Импульс» представили театрализованное представление «Таня Савичева» для учеников 1-2 классов. https://www.instagram.com/p/CKjI8CLF1iZ/?utm_medium=share_sheet 7. Мероприятие ко Дню неизвестного солдата https://www.instagram.com/p/CIS-EnYJm5y/?utm_medium=share_sheet https://vk.com/wall-217346529_71 8. Митинг, посвященный окончанию второй мировой воны. Сентябрь 2021 год. https://www.instagram.com/p/CErTDS8FMh-/?utm_medium=share_sheet 9. Всероссийская акция «Армейский чемоданчик – 2020» https://www.instagram.com/p/CLZOaAYFgkE/?utm_medium=share_sheet 10. Муниципальный конкурс «Патриоты России -2021». Военно- патриотический танец клуба «Импульс» https://vk.com/video-106683501_456239400 11. Муниципальный конкурс «Патриоты России -2021». Номинация «Солдатская сила» https://vk.com/wall-106683501_5638?reply=5657 12. Муниципальный конкурс «Патриоты России -2022» Номинация «Неполная разборка сборка АК-74» https://vk.com/wall-106683501_5664?reply=5674 13. Уроки Мужества и торжественная линейка посвященная Дню героя 2022 год https://vk.com/wall-217346529_72 14. Мероприятие, посвященное дню памяти погибших при выполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел РФ https://vk.com/wall-217346529_53 15. Акция «Блокадный хлеб» https://vk.com/wall-217346529_126 16. Статья в газете «Земля Мухоршибирская» рассказывает о мероприятиях прошедших в школе в рамках месячника патриотического воспитания (февраль 2022) 17. Профориентационная агитация среди учащихся 10-11 классов Хонхолойской СОШ проведена курсантом Михайловской военной артиллерийской академии г. Санкт-Петербурга выпускником нашей школы Калашниковым Егором. Январь 2923 год. https://t.me/xonxolsosh 18. Ко дню российского студенчества «От старших младшим» мастер класс по строевой подготовке. Мастер класс проведен курсантом Михайловской военной артиллерийской академии г. Санкт-Петербурга выпускником нашей школы Калашниковым Егором. Январь 2023 год. https://vk.com/video-217346529_456239044 19. Ко дню российского студенчества «От старших к младшим». Профориентационная агитация проведена курсантом Михайловской военной артиллерийской академии г. Санкт-Петербурга выпускником нашей школы Калашниковым Егором. Январь 2023 год. https://vk.com/wall-217346529_122 |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мухоршибирский центр дополнительного образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тугнуйская средняя общеобразовательная школа».
Республиканский конкурс инновационных проектов
«Сделаем жизнь ярче!»
Номинация: «Счастливое детство»
Направление: «Воспитание экологической культуры школьников,
сохранение и умножение природных и исторических ценностей и традиций»
Название проекта: «Жизнь в стиле ЭКО».
Авторы: Паламдоржиева Екатерина - ученица 9 класса
Трофимова Алина - ученица 9 класса
Руководитель: Калашникова Евгения Владимировна –
учитель биологии и географии
Телефон: 89247524015
Email: eva.kalashnikova.72@mail.ru
Тугнуй 2022 год
Актуальность.
Экологическое образование и воспитание на сегодняшний день является актуальным, так как экологическая ситуация в России, да и мире в целом остается критической. Воздействие человека на природу велико. Природа уже не способна к самовосстановлению. Сумеем ли мы сохранить природу, зависит от каждого из нас. А для этого нужно прививать экологическую культуру с детства: не бросать фантики на землю, не обижать птиц, зверей, охранять и беречь леса и степи и даже болота. И от того насколько хорошо был преподнесён урок в детстве, зависит экологическая культура взрослого человека.
Цель: повышение экологической культуры учащихся через личное участие в разных видах природоохранной деятельности.
Задачи:
- воспитывать экологическую культуру школьников;
- принимать активное участие в природоохранных мероприятиях на территории школы и села;
- вести профориентационную работу среди школьников по типу профессий «человек - природа» совместно с работниками Мухоршибирского лесхоза;
- развивать научно-исследовательской интерес к объектам живой природы;
- формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;
-сохранение исторических ценностей и традиций.
Целевая группа: учительский и ученический коллективы школы, жители села Тугнуй, работники лесного хозяйства Мухоршибирского района.
Для реализации проекта школьное самоуправление принимает непосредственное участие в подготовке и проведении всех массовых природоохранных мероприятий.
Сроки реализации проекта - бессрочный.
Форма проекта: творческо - исследовательский.
Направления работы проекта:
1. Озеленение пришкольной территории и школы. Учебно-опытный участок. Школа юного дизайнера.
2. Исследовательская деятельность. Работа экологической лаборатории.
3. Природоохранные мероприятия. Дополнительное образование кружок «Эколята».
4. Профориентационная работа.
Ожидаемый результат работы проекта - практический вклад ученического и педагогического коллективов школы и жителей села в сохранении зеленого богатства нашей планеты.
Новизна проекта «Жизнь в стиле ЭКО» заключается в использование приемов критического мышления: исследовательская деятельность, технологии «лэпбук», экологические квесты, творческие мастерские, профориентационного самоопределения, подхода к изучению экологических проблем, приобретении навыков проведения природоохранных практических работ на местности с использованием оборудования «Точка роста».
Основное этапы проекта.
- Озеленение пришкольной территории и школы (учебно-опытный участок).
Для учебно-опытной работы в нашей школе отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,3 га земли. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение, предназначен для проведения в 1-10 классах учебных занятий по трудовому обучению, природоведению, биологии, организации полезного, производительного труда, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранной работы.
На учебно-опытном участке школ организуются отделы:
Овощные культуры;
Цветочно-декоративный;
Ягодники;
Многолетники;
Альпинарий;
Теплица (класс для занятий, подсобное помещение)
В состав участка входят «зеленый класс»- кабинет биологии, рекреации на первом и втором этажах.
В отделе овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие овощные культуры данной зоны.
В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
В отделе « ягодники» выращиваются типичные представители основных ягодных культур и новые для данной местности культуры.
В производственном отделе выращиваются овощи, картофель для питания школьников в школьной столовой.
Вокруг участка создается естественная и искусственная изгородь. Участок обеспечивается водой для полива растений.
Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой, коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.
Участок хорошо огорожен со всех сторон. С северной стороны ограды силами учащихся и родителей посажены деревья (берёза). Вокруг остальной территории - кустарники (красная смородина, шиповник, малина)
Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружков экологической направленности и другая внеклассная работа. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы. Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растении, приобщение к сельскохозяйственному труду, а также на экологическое воспитание. В мае 2022 году газете «Земля Мухоршибирская», вышла статья «Лаборатория под открытым небом» о работе пришкольного участка школы.
Учебно-опытный участок — база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца. Благоустройство и озеленение пришкольного участка играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.
За десять лет работы школы, проделана большая работа по развитию и озеленению пришкольного участка. УОУ нашей школы занимает призовые места в районных конкурсах пришкольных участков среди школ района: в 2014 году -3 место, в 2015 году – 1 место, 2 место -2022 год и 2 место в республиканском конкурсе «Юннат - 2021».
В феврале объявляется ежегодный конкурс между классами на лучший проект ландшафтного дизайна по оформлению участка школы. Самые креативные и интересные предложения воплощаются в жизнь.
- Исследовательская деятельность (Моя экологическая лаборатория).
Экологическая лаборатория – это условия для занятий исследовательской деятельности. В лаборатории делаются долговременные и краткосрочные опыты. Дети увлеченно занимаются, проводят исследования, ставят эксперименты, делают презентации своих работ, ведут наблюдения. Результат работы записывают в тетрадь наблюдений, выступают на уроках, на районных и республиканских научно практических конференциях.
В лаборатории оборудованы несколько разделов:
Первый раздел нашей лаборатории посвящен анатомии человека. Второй раздел посвящен экологическим экспериментам. Здесь можно попробовать себя в роли исследователя окружающей среды и узнать, насколько загрязнены окружающие речки, ручьи, озера, воздух.
Третий раздел «Общая биология» оборудован компьютером и электронным микроскопом, микропрепаратами по общей биологии, где дети самостоятельно могут изучать, рассматривать растительные и животные клетки, плесень, мушку дрозофилу, деление клеток и многое другое: изучать, сравнивать, анализировать. Проводить исследования с растениями.
Четвертый раздел лаборатории посвящен экспериментам по географии, биологии, химии, физики, родному краю. Также собраны методические разработки простых, но в тоже время увлекательных опытов. Представлено оборудование для проведения исследований. Например: «Получение бумаги в лабораторных условиях», «Движение воды в растениях». Этот отдел создан руками учителей и учащихся, а также родителями. Накоплена методическая база.
Выполнять опыты нужно в том порядке, в котором они следуют в инструкции.
Пятый раздел методический. Где собраны методические рекомендации по исследовательской и проектной деятельности. Представлены памятки и инструкции по проведению опытов, а также памятки по технике безопасности.
Экологическую лабораторию используем и на уроках, но в основном она действует как дополнительное образование (во второй половине дня).
Разработана программа по внеурочной деятельности «Моя экологическая лаборатория», в основном для среднего звена 5-8 классы. Для младших школьников успешно реализуется проект «Равный обучает равного» (учащиеся средних классов, обучаясь в лаборатории, выходят с интересными и занимательными экспериментами к учащимся начальной школы, воспитанникам детского сада «Колобок»).
На муниципальных и республиканских научно – практических конференциях учащиеся показывают хорошие результаты, например: - на районной конференции «Серебряная альфа» в 2019 году Николаев Николай с исследовательской работой «Получение бумаги в лабораторных условиях» занял 3 место; Селиванова Екатерина с работой «Эти загадочные гладиолусы» заняла 3 место; - на республиканской НПК «Серебряная альфа - 2021» Бахтин Алеша с исследовательской работой «Анализ колодезной воды» получил диплом 2 степени; - на районной конференции на лучшую исследовательскую работу «Гордись, район, историей своей», посвященной 95 –летию образования Мухоршибирского района, Бова Рамин с исследовательской работой «Тугнуйский эксперимент» в 2022 году занял 1 место; - Дубинина Валерия на республиканской НПК «Земля наш общий дом» в 2022 году с исследовательской работой «Контрастный душ для семян томатов» - заняла 3 место; - в республиканском этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (За сохранение природы и бережного отношения к лесным богатствам) в номинации «Проектная природоохранная деятельность» в 2022 году Селиванова Екатерина заняла 1 место; - в республиканском этапе XX Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета» агитбригада «Экологический патруль» в 2022 году – заняла 3 место.
- Природоохранные мероприятия.
Дополнительное образование кружок «Эколята»
Несколько лет на базе нашей школы работает творческое объединение экологической направленности «Эколята», в задачи которого входит проведение природоохранных творческих мероприятий: экологических акций, уроков, мастерских, выступление агитбригад.
Силами объединения в 2021 году ко «Дню леса» был поставлен миниспектакль «Ради жизни на Земле», после которого ребята начальных классов сделали проект «Лес в заботливых руках людей».
2 февраля 2021 года «Эколятами» подготовлена и проведена экологическая викторина «Хочу все знать», в которой приняли участие 17 школьников средних классов. Вопросы викторины были посвящены правилам поведения в лесу, жизни животных и птиц леса, а также лиственным и хвойным растениям наших мест.
Ко «Дню Земли» в апреле 2021 года творческое объединение «Эколята» приняло участие в муниципальном конкурсе агитбригад «Человек и природа» с постановкой «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Творческое объединение ежегодно принимает участие в районных и республиканских акциях: «Сохраним леса Байкала», «Альтернативная елка», «Зимующим птицам нашу заботу».
21 декабря в нашей школе прошел экологический урок «Не рубите ёлочку» в рамках Республиканской природоохранной акции «Сохраним леса Байкала». Членами кружка подготовлен и проведен урок по теме «Не рубите елочку», где приняли участие школьники 4-7 классов. Ребята посмотрели обучающую презентацию «Роль леса в жизни человека и природы». Выполнили два игровых задания по презентации и на столах с раздаточным материалом. Поработав с гербарием, нашли отличительные черты хвойных растений друг от друга. Составили сравнительную характеристику ели, сосны, кедра и пихты. Побывали в роли руководителей лесозаготовительных компаний, старались рассуждать и правильно отвечать на вопросы интерактивной игры. Сделали вывод о том, какой посильный вклад школьники Тугнуйской школы могут внести в сохранение лесов Байкала. В завершение урока собрали карманную книжечку с практическими советами по сохранению и приумножению лесных богатств.
Принимая участие в ежегодной акции «Зимующим птицам – нашу заботу», ребята делают кормушки и подкармливают птиц всю зиму, не только на территории школы, но и дома. По итогам акции, занимают призовые места.
Многие ребята фотографируют пернатых и участвуют в фотоконкурсах. Так в 2019 году Калашников Егор ученик 10 класса в районной природоохранной акции «Зимующим птицам - нашу заботу» с фотографией «Желанный гость» занял 2 место.
С 1 ноября по 20 декабря учащиеся 1 -10 классов приняли участие во Всероссийской акции «БумБатл» по сбору макулатуры в рамках «Российского движения школьников». Классы соревновались между собой за призовые первые три места. К сбору макулатуры были привлечены жители не только нашего села, но и соседних сел: Бом, Харауз, Степное, Новоспаск. Общими усилиями удалось собрать 1000 кг макулатуры. Перед началом акции членами кружка проведена беседа с ребятами о том, как использование макулатуры в производстве и современной жизнедеятельности человека существенно экономит древесину (1 тонна собранной и переработанной макулатуры заменяет в районе 4 кубических метров древесины, или 100 кг макулатуры спасают 1 дерево). Это позволяет существенно уменьшить вырубку лесных массивов, что, в свою очередь, улучшает мировую экологическую обстановку.
Учащиеся старших классов под руководством учителя биологии Калашниковой Е. В. и классных руководителей ежегодно принимают участие в районной экологической акции «Посади дерево». Так в 2019 году школьниками было высажено 30 штук саженцев деревьев хвойных пород на территории школы. По итогам акции заняли 1 место среди школ Мухоршибирского района. В 2020 году силами старшеклассников было высажено 25 саженцев деревьев хвойных пород на площади Славы. По итогам этой же акции заняли 2 место в районе. Хочется отметить наших социальных партнеров – это Мухоршибирский лесхоз, который предоставляет саженцы для участия в природоохранной акции. В 2022 году на территории пришкольного участка и площади Славы высажено 40 двухгодовалых саженцев сосны.
Каждый год мы принимаем участие в эколого - патриотической акции «Лес Победы». Ребята высаживают саженцы различных кустарников: акации, малины, сакуры, яблоньки, сирени на территории школы и на своих приусадебных участках. Родители помогают младшим школьникам приобрести саженцы, выкопать ямы или принести воды.
- Профориентационная работа.
Работники Мухоршибирского лесного хозяйства всегда идут нам навстречу и с удовольствием проводят для наших ребят экскурсии, рассказывают о профессиях связанных с лесным хозяйством. Показывают современную технику и приборы, которыми лесники пользуются в своей работе. Приезжают с профилактической беседой о борьбе с огнем в лесных массивах и о том, как можно избежать такой трагедии для природы и человека, проводят беседы о правилах поведения в лесу, показывают познавательные мультипликационные фильмы. Рассказывают о редких видах растений и животных нашего леса. А также об учебных заведениях, где можно получить профессию типа «человек - природа».
Заключение: В результате нашей работы над проектом «Жизнь в стиле ЭКО», мы получаем очень хорошие результаты:
- привлекаем внимание населения Тугнуя к проблемам озеленения и благоустройства территории;
- создания благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья;
- повышения уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- повышение интереса учащихся к исследовательской деятельности;
- повышения экологической культуры учащихся и всего населения нашего поселка.
-укрепление трудовых связей с социальными партнёрами.
- поставленную на должный уровень профориентационную работу.
Несмотря на то, что наша школа находится в дали от лесных массивов, ведется большая работа по сохранению зеленого богатства нашей планеты.
Проект еще ценен тем, что носит практический характер.
И мы с гордостью можем сказать – «что мы живем в стиле ЭКО».
Список использованной литературы:
- Большая книга для любознательных, М.,ООО «Росмэн-Издат», 2001. 2.Научно-популярный журнал «Здоровье и экология», №6, 2008, №4, 2008.
- Проектная деятельность учащихся. Биология. Экология. М.В.Высоцкая, Волгоград, 2008.
- Проектная деятельность учащихся, Н.А.Лымарева, Волгоград, «Учитель», 2007.
- Энциклопедия для детей, Т.2., Биология, глав. ред. М.Д.Аксёнова-М: «Аванта+», 2001.
- Энциклопедия «Планета Земля»,М., «Росмэн», 2000.
- Энциклопедия «Я познаю мир», издательство АСТ «Астрель», 2001.