Мои уроки, статьи и и мастер - классы
Уроки по технологии, социально - бытовой ориентировке, которые были показаны коллегам в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkr_sbo_6_kl_pitanie_moy.docx | 129.92 КБ |
prezentatsiya_na_munitsipalnyy_konkurs.pptx | 583.9 КБ |
urok_otkr_sbo_6_kl_pitanie_moy.docx | 129.92 КБ |
arhiv_winrar.rar | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные продукты питания
Цели : Формирование навыка выбора основных продуктов питания.
Задачи урока: Расширить и закрепить знания по теме.
Автоматизировать навык выбора продуктов по наличию в них питательных веществ, осознание полезности этих продуктов для своего организма.
Развивать высшие психические функции (ВПФ) посредством полных устных ответов и компьютерных технологий.
Воспитывать ответственное и бережное отношение к своему здоровью.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Коррекционно-развивающие технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые и компьютерные технологии.
Словесные, наглядные и практические методы обучения.
Ход и содержание урока
I.Организационный момент
1.Физкультминутка. Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, слуховой памяти, укрепление плечевых суставов.
Долгожданный дан звонок (руки вверх и потянуть )
Начинается урок ( руки вперед ),
А урок расскажет всем ( руки в стороны),
Как без бед и без проблем ( руки вдоль туловища),
Рано утром, не спеша ((хотьба на месте),
Прийти в школу ровно в срок,
Чтоб начать наш урок ( все садятся).
-Сегодня к нам в гости пришли герои мультипликационного фильма ! Они пришли на изучение нового раздела нашего предмета.
2.Кроссворд.
-А какой же раздел будем изучать, мы догадаемся, отгадав кроссворд. (Слайд 2 )
-Разгадайте кроссворд по горизонтали, который предлагает вам Крош! И вы узнаете, какое слово он зашифровал по вертикали! (фронтальная работа с кроссвордом).
-Какое слово зашифровал Крош? (Крош зашифровал слово «продукты»)
-О чём мы будем говорить на уроке? (На уроке мы будем говорить о продуктах)
-Молодцы, ребята! (Слайд 2)
2.Сообщение темы и цели занятия.
-Итак, мы начинаем изучать раздел ПИТАНИЕ. Тема занятия «Основные продукты питания». Мы узнаем, для чего питается человек, ознакомимся с основными продуктами питания, с их питательными веществами и витаминами (Слайд 2 )
-Лосяш и Крош к нам специально пришли на раздел «Питание». А знаете почему? (по щелчку мыши всплывает изображение Бараша) С их другом – Барашем случилось несчастье – он объелся пирожных и сейчас ничего не может есть, потому что болит очень сильно живот. Вот друзья его и решили к нам прийти, чтобы узнать больше информации о полезных продуктах питания и рассказать об этом Барашу.
-Я очень надеюсь, что вы, ребята, сможете им в этом помочь, внимательно слушая мой рассказ и активно работая на уроке! (Слайд 3)
Деятельность учителя и учеников. -Откроем тетради и запишем тему урока.
3. Объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением и параллельным закреплением.
Мы питаемся, чтобы жить. Питание влияет на здоровье и продолжительность жизни. (Слайд 3)
Прослушайте краткую информацию, которую прочитает Вова ( опыт с мышью)
Ученые провели опыт: на чашу весов поместили мышь под металлическую сетку и уравновесили весы. Животное начало активно перемещаться по чашке, карабкаться по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20 – 30 минут после начала опыта заметили, что чашка с мышью поднялась вверх. Как вы это сможете объяснить?
Учитель. Действительно, пища является источником энергии и служит строительным материалом. Без питания не обходится ни один живой организм.
- Рассмотрим схему «Для чего организму нужно питание».
1)Для повышения выносливости и активности.
2)Для роста и развития организма.
3)Для хорошего самочувствия.
4)Для борьбы с болезнями.
-Но чтобы питание пошло на пользу, а не во вред организму, нужно употреблять больше полезных блюд. (Слайд 5)
-Какие же блюда называются полезными? (Обучающиеся пробуют дать полный ответ на этот вопрос, исходя из своего понимания)
Щелчком мыши учитель вызывает на экран определение и зачитывает:
Учитель. «Полезные блюда – это блюда, которые приготовлены из продуктов содержащих много витаминов и жизненно-важных компонентов, как белки, жиры и углеводы».
-Что же такое БЕЛКИ и в каких продуктах они содержатся?
«БЕЛКИ – питательные вещества, строительный материал для нашего организма. Белков много в молочных и мясных продуктах, в яйцах». (Слайд 5)
-Ребята, а какие продукты изготавливают из молока. (Из молока изготавливают: кефир, сметану, творог, простоквашу, сырки, йогурты, сыр, сухое молоко, сгущёнку, шоколад, мороженое). (Слайд 5)
-В молоке содержится около ста полезных веществ. Благодаря набору в нём полезных веществ - врачи прописывают его многим больным. А уж детям его и подавно следует пить каждый день – желательно с утра, а не на ночь, так как оно взбадривает человека, делает его более активным.
-А какие мясные продукты вам знакомы?
«Жиры и углеводы – питательные вещества, дают организму энергию, то есть помогают становиться выносливыми и сильными. Углеводы подпитывают кору головного мозга» - читает учитель (Слайд 6)
- Назовите продукты богатые жирами, углеводами, опираясь на наш слайд (Слайд 7).
-Ребята, назовите продукт, без которого трудно представить накрытый стол. (Хлеб) (Слайд 8)
Обучающаяся зачитывает. -ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Он – источник углеводов, витаминов и других очень полезных веществ. Хлеб легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.
Около десяти тысяч лет назад люди начали, есть зёрна ещё не «прирученных» пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса. Потом научились варить из них каши и похлёбки. И вот однажды какой-то древний человек заметил, что из зёрен, оброненных на землю, через некоторое время выросли новые колоски. Посадив в землю зёрнышки, он собрал первый урожай. И это стало одним из главных открытий в истории человечества. Постепенно остальные люди обучились этому невиданному ранее искусству – земледелию, перестали бродить в поисках пищи. Каменными зернотёрками растирали зерно в муку, из которой пекли лепёшки на раскалённых камнях.
4. Словарная работа
Ещё раз зачитаем наши определения - 3-ое учеников зачитывают по очереди определения
Ещё раз зачитаем наши определения - 3-ое учеников зачитывают по очереди определения
5. Фронтальная работа по сортировке продуктов
Итак, ещё раз внимательно посмотрите на таблицу, которая у вас на столах. А теперь, давайте попробуем все вместе помочь Лосяшу и Крошу рассортировать продукты из корзины по наличию в них питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Около каждой таблички с названием питательного вещества положим соответствующий продукт.
Разделить на группы – белки, жиры, углеводы – работа с рисунками
6. Объяснение учителя и фронтальная работа с таблицей «Витамины».
-Что же такое витамины? Зачем они нужны организму? (Слайд 9)
«Витамины – это такие полезные вещества, которые необходимы организму для поддержания жизни. Витамины содержатся во всех выше перечисленных продуктах».
-Какие же основные витамины содержатся в продуктах? (Слайд 9 – 12 )
В моркови, свекле, в баклажанах, луке, сыре содержится много витамина А, который улучшает зрение и рост.
В хлебных и мясных изделиях, в крупе и яйцах содержится много витамина Б, который укрепляет организм и даёт запас энергии.
В рыбе, в рыбьем жире, в растительном и подсолнечном маслах много витамина Д, который укрепляет костную систему человека.
В овощах, особенно в капусте, во фруктах и ягодах много витамина Ц, который помогает бороться с болезнями.
-Назовите продукты, богатые витамином А?
-Какой витамин помогает бороться с болезнями?
- Избыток сладостей и мучных изделий – конфет, пирожных, тортов наносят существенный вред зубам и всему организму. Подробнее мы с вами поговорим об этом на следующем уроке.(Слайд 13)
8. Физминутка. Ребята, давайте мы с нашими гостями немного отдохнём. Выполним физминутку, которую поможет мне провести Конифатова Настя.. Вы должны будете следить за ее движениями и повторять их.
Тик-так, тик-так – все часы идут вот так. (На слова «тик-так», повторяющиеся 6-8 раз, наклоны головы к одному и к другому плечу.)
Смотри скорей, который час – (круговые вращения глазами)
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вправо-влево)
Налево – раз, направо – раз, (повороты туловища в разные стороны)
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вперёд-назад.)
-Посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь друг другу. А теперь, внимание на экран! Учитель включает минутку для глаз. (Слайд 21)
9. Закрепление (самостоятельная работа)
-А теперь сядем за парты и выполним самостоятельную работу. (Слайд 22)
Перед ребятами открыты задания по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты?»
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант «Для чего необходимо правильно питаться?».
После выполнения заданий обучающиеся должны озвучить свои ответы.
10. Подведение итогов
-Итак, для чего нужно правильно питаться?
-Выберите только полезные для нашего организма блюда. (Слайд 14)
-Питательные вещества, которые подпитывают кору головного мозга. (Слайд 15)
-Как называется витамин, который улучшает зрение и рост? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 16)
-Как называется витамин, который укрепляет организм и даёт запас энергии? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 17)
-Соберём предложение, которое и станет нашим выводом к уроку! (Слайд 18 -19 )
-Зачитайте вывод к уроку. (Слайд 20)
Есть можно не всё,
что можно съесть!
Рефлексия деятельности на уроке.
-Ребята, а как вы оцените свою работу на уроке?
-Выберите присущее вам настроение от урока. Дети выбирают «настроение», комментируют выбор.
Домашнее задание
Выучить таблицу, вклеенную в тетрадь
Итак, урок наш подошёл к концу. Надеюсь, теперь мы все знаем, какие продукты являются основными для сохранения здоровья человека! Теперь наши друзья смогут посоветовать Барашу, что можно ему сейчас кушать, а от чего следует воздержаться.
Приложение
Словарные слова
«БЕЛКИ – питательные вещества, строительный материал для нашего организма. Белков много в молочных и мясных продуктах, в яйцах». |
«Жиры и углеводы – питательные вещества, дают организму энергию, то есть помогают становиться выносливыми и сильными. Углеводы подпитывают кору головного мозга. Содержаться в крупах, хлебо – булочных изделиях, картофеле и маслах, маргарине, сале, орехах. |
«Витамины – это такие полезные вещества, которые необходимы организму для поддержания жизни. Витамины содержатся в овощах и фруктах. |
«Полезные блюда – это блюда, которые приготовлены из продуктов содержащих много витаминов и жизненно-важных компонентов, как белки, жиры и углеводы». |
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери по картинкам продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто. Сократ
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. В.А.Сухомлинский
Требования к здоровьесберегающему уроку Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей . Число видов учебной деятельности, используемых учителем. (4–7 видов за урок).
Требования к здоровьесберегающему уроку Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. (7–10 минут). Число видов преподавания : (не менее трех за урок). Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.
Требования к здоровьесберегающему уроку Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Длительность применения технических средств . (8–10-минут). Использовать показ видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам.
Требования к здоровьесберегающему уроку Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Физкультминутки и физкультпаузы , (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), эмоциональный климат во время выполнения упражнений.
Требования к здоровьесберегающему уроку Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке . Преобладающее выражение лица учителя.
Требования к здоровьесберегающему уроку Итоговая плотность урока ( от 60% до 80%). Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока).
Защитный лист Учащийся не наказывается за невыполненное домашнее задание. Перед уроком учащиеся записывают свою фамилию, дату урока. Действует не всегда – дети это знают. Выполняют задание в другой установленный срок.
- Скажите, пожалуйста, куда мне идти? - А куда ты хочешь попасть? - Мне все равно…- сказала Алиса. - Тогда все равно, куда идти, - заметил Кот. Л. Кэролл . «Алиса в стране чудес»
Особенности предмета «Технология» Обучает не только трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям. Формирует мышление, эмоциональную деятельность . Связан с биологией, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Формулировка проблемы Организовать учебную деятельность учащихся так, чтобы при использовании ограниченных ресурсов в течение установленного времени достичь поставленной цели не навредив здоровью ученика.
Теоретическое обоснование "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". У.Х.Килпатрик
Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
Рефлексия у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками- вытащить ослика из колодца было невозможно.
Хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. Запомните четыре простых правила: 1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены. 2. Освободите свое сердце от волнений—большинство из них бесполезны. 3. Отдавайте больше. 4. Ожидайте меньше.
С П А С Е М Д Е Т Е Й – С П А С Е М Р О С С И Ю ! В. Ф. Б а з а р н ы й .
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные продукты питания
Цели : Формирование навыка выбора основных продуктов питания.
Задачи урока: Расширить и закрепить знания по теме.
Автоматизировать навык выбора продуктов по наличию в них питательных веществ, осознание полезности этих продуктов для своего организма.
Развивать высшие психические функции (ВПФ) посредством полных устных ответов и компьютерных технологий.
Воспитывать ответственное и бережное отношение к своему здоровью.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы: Коррекционно-развивающие технологии, здоровье сберегающие технологии, игровые и компьютерные технологии.
Словесные, наглядные и практические методы обучения.
Ход и содержание урока
I.Организационный момент
1.Физкультминутка. Цель: развитие координации и согласованности движений, внимания, слуховой памяти, укрепление плечевых суставов.
Долгожданный дан звонок (руки вверх и потянуть )
Начинается урок ( руки вперед ),
А урок расскажет всем ( руки в стороны),
Как без бед и без проблем ( руки вдоль туловища),
Рано утром, не спеша ((хотьба на месте),
Прийти в школу ровно в срок,
Чтоб начать наш урок ( все садятся).
-Сегодня к нам в гости пришли герои мультипликационного фильма ! Они пришли на изучение нового раздела нашего предмета.
2.Кроссворд.
-А какой же раздел будем изучать, мы догадаемся, отгадав кроссворд. (Слайд 2 )
-Разгадайте кроссворд по горизонтали, который предлагает вам Крош! И вы узнаете, какое слово он зашифровал по вертикали! (фронтальная работа с кроссвордом).
-Какое слово зашифровал Крош? (Крош зашифровал слово «продукты»)
-О чём мы будем говорить на уроке? (На уроке мы будем говорить о продуктах)
-Молодцы, ребята! (Слайд 2)
2.Сообщение темы и цели занятия.
-Итак, мы начинаем изучать раздел ПИТАНИЕ. Тема занятия «Основные продукты питания». Мы узнаем, для чего питается человек, ознакомимся с основными продуктами питания, с их питательными веществами и витаминами (Слайд 2 )
-Лосяш и Крош к нам специально пришли на раздел «Питание». А знаете почему? (по щелчку мыши всплывает изображение Бараша) С их другом – Барашем случилось несчастье – он объелся пирожных и сейчас ничего не может есть, потому что болит очень сильно живот. Вот друзья его и решили к нам прийти, чтобы узнать больше информации о полезных продуктах питания и рассказать об этом Барашу.
-Я очень надеюсь, что вы, ребята, сможете им в этом помочь, внимательно слушая мой рассказ и активно работая на уроке! (Слайд 3)
Деятельность учителя и учеников. -Откроем тетради и запишем тему урока.
3. Объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением и параллельным закреплением.
Мы питаемся, чтобы жить. Питание влияет на здоровье и продолжительность жизни. (Слайд 3)
Прослушайте краткую информацию, которую прочитает Вова ( опыт с мышью)
Ученые провели опыт: на чашу весов поместили мышь под металлическую сетку и уравновесили весы. Животное начало активно перемещаться по чашке, карабкаться по сетке, затрачивая при этом много энергии. Через 20 – 30 минут после начала опыта заметили, что чашка с мышью поднялась вверх. Как вы это сможете объяснить?
Учитель. Действительно, пища является источником энергии и служит строительным материалом. Без питания не обходится ни один живой организм.
- Рассмотрим схему «Для чего организму нужно питание».
1)Для повышения выносливости и активности.
2)Для роста и развития организма.
3)Для хорошего самочувствия.
4)Для борьбы с болезнями.
-Но чтобы питание пошло на пользу, а не во вред организму, нужно употреблять больше полезных блюд. (Слайд 5)
-Какие же блюда называются полезными? (Обучающиеся пробуют дать полный ответ на этот вопрос, исходя из своего понимания)
Щелчком мыши учитель вызывает на экран определение и зачитывает:
Учитель. «Полезные блюда – это блюда, которые приготовлены из продуктов содержащих много витаминов и жизненно-важных компонентов, как белки, жиры и углеводы».
-Что же такое БЕЛКИ и в каких продуктах они содержатся?
«БЕЛКИ – питательные вещества, строительный материал для нашего организма. Белков много в молочных и мясных продуктах, в яйцах». (Слайд 5)
-Ребята, а какие продукты изготавливают из молока. (Из молока изготавливают: кефир, сметану, творог, простоквашу, сырки, йогурты, сыр, сухое молоко, сгущёнку, шоколад, мороженое). (Слайд 5)
-В молоке содержится около ста полезных веществ. Благодаря набору в нём полезных веществ - врачи прописывают его многим больным. А уж детям его и подавно следует пить каждый день – желательно с утра, а не на ночь, так как оно взбадривает человека, делает его более активным.
-А какие мясные продукты вам знакомы?
«Жиры и углеводы – питательные вещества, дают организму энергию, то есть помогают становиться выносливыми и сильными. Углеводы подпитывают кору головного мозга» - читает учитель (Слайд 6)
- Назовите продукты богатые жирами, углеводами, опираясь на наш слайд (Слайд 7).
-Ребята, назовите продукт, без которого трудно представить накрытый стол. (Хлеб) (Слайд 8)
Обучающаяся зачитывает. -ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. Он – источник углеводов, витаминов и других очень полезных веществ. Хлеб легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты.
Около десяти тысяч лет назад люди начали, есть зёрна ещё не «прирученных» пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса. Потом научились варить из них каши и похлёбки. И вот однажды какой-то древний человек заметил, что из зёрен, оброненных на землю, через некоторое время выросли новые колоски. Посадив в землю зёрнышки, он собрал первый урожай. И это стало одним из главных открытий в истории человечества. Постепенно остальные люди обучились этому невиданному ранее искусству – земледелию, перестали бродить в поисках пищи. Каменными зернотёрками растирали зерно в муку, из которой пекли лепёшки на раскалённых камнях.
4. Словарная работа
Ещё раз зачитаем наши определения - 3-ое учеников зачитывают по очереди определения
Ещё раз зачитаем наши определения - 3-ое учеников зачитывают по очереди определения
5. Фронтальная работа по сортировке продуктов
Итак, ещё раз внимательно посмотрите на таблицу, которая у вас на столах. А теперь, давайте попробуем все вместе помочь Лосяшу и Крошу рассортировать продукты из корзины по наличию в них питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Около каждой таблички с названием питательного вещества положим соответствующий продукт.
Разделить на группы – белки, жиры, углеводы – работа с рисунками
6. Объяснение учителя и фронтальная работа с таблицей «Витамины».
-Что же такое витамины? Зачем они нужны организму? (Слайд 9)
«Витамины – это такие полезные вещества, которые необходимы организму для поддержания жизни. Витамины содержатся во всех выше перечисленных продуктах».
-Какие же основные витамины содержатся в продуктах? (Слайд 9 – 12 )
В моркови, свекле, в баклажанах, луке, сыре содержится много витамина А, который улучшает зрение и рост.
В хлебных и мясных изделиях, в крупе и яйцах содержится много витамина Б, который укрепляет организм и даёт запас энергии.
В рыбе, в рыбьем жире, в растительном и подсолнечном маслах много витамина Д, который укрепляет костную систему человека.
В овощах, особенно в капусте, во фруктах и ягодах много витамина Ц, который помогает бороться с болезнями.
-Назовите продукты, богатые витамином А?
-Какой витамин помогает бороться с болезнями?
- Избыток сладостей и мучных изделий – конфет, пирожных, тортов наносят существенный вред зубам и всему организму. Подробнее мы с вами поговорим об этом на следующем уроке.(Слайд 13)
8. Физминутка. Ребята, давайте мы с нашими гостями немного отдохнём. Выполним физминутку, которую поможет мне провести Конифатова Настя.. Вы должны будете следить за ее движениями и повторять их.
Тик-так, тик-так – все часы идут вот так. (На слова «тик-так», повторяющиеся 6-8 раз, наклоны головы к одному и к другому плечу.)
Смотри скорей, который час – (круговые вращения глазами)
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вправо-влево)
Налево – раз, направо – раз, (повороты туловища в разные стороны)
Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так. (Раскачиваются в такт маятника вперёд-назад.)
-Посмотрите на соседа по парте и улыбнитесь друг другу. А теперь, внимание на экран! Учитель включает минутку для глаз. (Слайд 21)
9. Закрепление (самостоятельная работа)
-А теперь сядем за парты и выполним самостоятельную работу. (Слайд 22)
Перед ребятами открыты задания по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты?»
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант «Для чего необходимо правильно питаться?».
После выполнения заданий обучающиеся должны озвучить свои ответы.
10. Подведение итогов
-Итак, для чего нужно правильно питаться?
-Выберите только полезные для нашего организма блюда. (Слайд 14)
-Питательные вещества, которые подпитывают кору головного мозга. (Слайд 15)
-Как называется витамин, который улучшает зрение и рост? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 16)
-Как называется витамин, который укрепляет организм и даёт запас энергии? В каких продуктах больше этого витамина? (Слайд 17)
-Соберём предложение, которое и станет нашим выводом к уроку! (Слайд 18 -19 )
-Зачитайте вывод к уроку. (Слайд 20)
Есть можно не всё,
что можно съесть!
Рефлексия деятельности на уроке.
-Ребята, а как вы оцените свою работу на уроке?
-Выберите присущее вам настроение от урока. Дети выбирают «настроение», комментируют выбор.
Домашнее задание
Выучить таблицу, вклеенную в тетрадь
Итак, урок наш подошёл к концу. Надеюсь, теперь мы все знаем, какие продукты являются основными для сохранения здоровья человека! Теперь наши друзья смогут посоветовать Барашу, что можно ему сейчас кушать, а от чего следует воздержаться.
Приложение
Словарные слова
«БЕЛКИ – питательные вещества, строительный материал для нашего организма. Белков много в молочных и мясных продуктах, в яйцах». |
«Жиры и углеводы – питательные вещества, дают организму энергию, то есть помогают становиться выносливыми и сильными. Углеводы подпитывают кору головного мозга. Содержаться в крупах, хлебо – булочных изделиях, картофеле и маслах, маргарине, сале, орехах. |
«Витамины – это такие полезные вещества, которые необходимы организму для поддержания жизни. Витамины содержатся в овощах и фруктах. |
«Полезные блюда – это блюда, которые приготовлены из продуктов содержащих много витаминов и жизненно-важных компонентов, как белки, жиры и углеводы». |
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Самостоятельная работа.
Перед вами находятся рисунки продуктов по теме урока в трёх вариантах – 1вариант «Какими питательными веществами богаты данные продукты? Помоги Лосяшу и Крошу . Назови 3 – 4 продукта
2 вариант «Выбери по картинкам продукты, которые содержат в себе достаточное количество витамина Ц».
3 вариант Ответь на вопрос «Для чего необходимо правильно питаться?
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья школьников через проектную деятельность
В настоящее время приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора здоровьесберегающих образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Издавна человечество интересовал вопрос: «Как быть здоровым?». В современный век нано - технологий над ним думают все: от президента до школьника. Но здоровых школьников не становится больше.
По данным Всероссийской диспансеризации (осмотрено всего 30 млн. 400 тыс. детей) "32,4% детей признаны здоровыми, 51,7% имеют функциональные отклонения , 16,2% - хронические заболевания.
Управление здоровьем - реальная альтернатива в сложившейся ситуации, и оно возможно при соблюдении культуры здоровья. При изучении состояния здоровья школьников отмечается высокое распространение поведенческих факторов риска, таких как курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, низкая физическая активность, нерациональное питание. Зафиксирована зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объема и интенсивности учебных нагрузок, от несбалансированного питания и распространенности других факторов риска в школьной среде, консервативных форм и методов воспитания. Образ жизни и привычки поведения обычно формируются в подростковом возрасте. Исследования показали, что в подростковом возрасте курят 40% мальчиков и 30% девочек, а среди старшеклассников более 80% периодически употребляют алкоголь. По данным клинико-диагностического обследования среди выпускников 9-х и 11-х классов 31% имеют одно заболевание или нарушение, 28% - два, 33% - три и более. Только 8% подростков признаны здоровыми.
Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.
Оценка существующей ситуации говорит о том, что воспитание культуры здоровья у подрастающего поколения – является одной из первоочередных задач современной школы.
Культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
К этому люди стремились всегда. Уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. В таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. Наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием. У древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.
В эпоху античности уже оформилось понятие здоровья, которое означало внутреннюю согласованность, гармонию всех элементов человеческой природы. Человек, заботящийся о своем здоровье (физическом, психическом, духовном, а также социальном) должен был вести умеренных образ жизни, быть уравновешенным и постоянно самосовершенствоваться. Ответственность за сохранение здоровья возлагалась на самого человека.
Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он должен прийти к ней сам через знания и умения. В образовательном процессе способствовать этому может проектная деятельность.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Выполняя проект, обучающиеся могут проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации, сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. В ходе выполнения проекта, в том числе формируются эмоциональное и ценностное отношение к здоровью и среде жизни, потребность и навыки здоровьесберегающего поведения.
Е.С. Полат предлагает систему основных критерии, по которым различают типы проектов:
1.По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
- ролево-игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты,
- межпредметные проекты.
3.По характеру контактов:
- внутренние или региональные,
- международные.
4.По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
5.По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
6.По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
- выставка; и др.
- Web-сайт;
- Анализ данных социологического опроса;
- Атлас;
- Бизнес-план;
- Видеофильм;
- Видеоклип;
- Электронная газета;
- Сценарий;
- Виртуальная экскурсия;
- Дневник путешествий;
- Главы из несуществующего учебника и др.
Выполняя проект, обучающиеся могут проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации, сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником или использовать другие источники информации. В ходе выполнения проекта, в том числе формируются эмоциональное и ценностное отношение к здоровью и среде жизни, потребность и навыки здоровьесберегающего поведения.
Метод проектов относится к активным методам обучения и к педагогическим технологиям, которые содействуют сохранению и укреплению здоровья школьников, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Метод проектов позволяет выбрать различные средства и организационные формы обучения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Таким образом, проектную технологию можно считать здоровьесберегающей.
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности основывается на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, культуры здоровья, индивидуальной системы здорового образа жизни, антитеррористического поведения. Одной из целей учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности, отрицательное отношение к приему психоактивных веществ, наркотиков. Модуль «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» решает задачи духовно – нравственного воспитания обучаемых, формирование у них индивидуальной системы здорового образа жизни, культуры здоровья, а также оказание первой медицинской помощи. Изучение подраздела «Основы здорового образа жизни» предполагает знание обучающимися:
- Анатомо – физиологические, психологические и социальные особенности развитие человека в подростковом возрасте.
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
- Факторы, разрушающие здоровье
- Правовые аспекты взаимоотношений полов.
Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности позволяет воспитывать у обучающихся культуру здоровья, формирование потребности соблюдать здоровый образ жизни, умение анализировать свое здоровье, понимать ценность здоровья и здорового образа жизни.
Обучающиеся выполняли проекты по следующим темам: «Фаст – фуд – еда или беда?» (о вредном влиянии на здоровье человека «быстрой еды», «Первая необходимость с жестокими последствиями» ( о влиянии на здоровье сотовых телефонов), «Что полезно знать, чтоб учиться на «5»?» ( о влиянии компьютера на здоровье человека», «Территория жизни» ( о безопасном расположении школ города», «Безопасность новогодних праздников» ( о безопасном пользовании фейерверками).
Правильное использование метода проектов оказывает обучающее воздействие на обучающихся, способствует формированию и совершенствованию коммуникативных навыков, развивает индивидуальные качества учащихся, повышает мыслительную деятельность, формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и сохранению здорового образа жизни, а также способствует воспитанию культуры здоровья обучающихся.
Литература и интернет – ресурсы
- Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности.- М. ;Просвещение,2010.- 40 с. – (Стандарты второго поколения).
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова.5 – 9 классы:пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников.- 2-е изд.-М.; Просвещение,2012.- 47с.
- http://med-books.info/valeologiya_739/opredelenie-ponyatiya-kultura-zdorovya.html
- http://old.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/stat/46/#
- http://www.menobr.ru/materials/167/46320/
- http://health.mpei.ac.ru/kultur.htm
- http://www.allbest.ru/
- Статьи Марьяны Безруких, директора института возрастной физиологии, академика РАО
- http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm